зарс 29- 4

Забытая история: Дерибас умер от голода в одесском концлагере на Троицкой   (фото, документы)


4 марта 2012
Распечатать



Предложение, вынесенное в заголовок, вне всякого сомнения, введет в ступор даже интересующегося историей родного края одессита. И дело даже не в Дерибасе – мало ли однофамильцев у основателя Одессы, чьим именем названа главная улица нашей любимой Пальмиры. Был даже видный чекист Терентий Дерибас, родственными узами с Хосе (Иосифом) Михайловичем не связанный. Так вот, куда больше удивления может вызвать факт наличия в Одессе, и не на глухой окраине, а в самом центре города, концентрационного лагеря.

Между тем, были и такие…

Спецлагерь УПВИ НКВД №159/1. Рисунок Вильгельма Лютценбергера

Взгляните на этот рисунок. Здание за забором с «колючкой» стоит по сей день. Это дом №8 по улице Троицкой, на углу Канатной. Автор рисунка – немецкий военнослужащий Вильгельм Лютценбергер – имел счастье проживать в нем второй половине 1940-х годов.

Троицкая, 8 сегодня. Фото Александра Вельможко

ПЛЕННЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ. Да, речь идет именно о лагерях для военнопленных и интернированных – солдат и офицеров армий стран Оси, а также граждан оккупированных во время войны стран Восточной Европы, которых после освобождения заподозрили в коллаборационизме (зачастую незаслуженно). В Одессе их было свыше 12 тысяч, людей разных национальностей – немцев, австрийцев, венгров, румын, поляков, чехов, молдаван, прибалтов, словаков, французов, бельгийцев и даже датчан.

Эти люди использовались на работах по восстановлению нашего города, разрушенного их товарищами по оружию. Пленные оставили след в архитектуре Адмиральского проспекта и окрестных улиц (жилые домики, 4-я школа, кинотеатр «Вымпел»). Они строили «Микрон» и «Радиалку», поднимали из руин НПЗ, железнодорожный вокзал и морской порт.

Кстати, с портом связана интересная история. По свидетельству бывших военнопленных, немец, который делал барельефы на главных воротах ОМТП (до войны он был известным скульптором), изобразил в виде докеров и крановщиков… своих товарищей по плену. Так что, будете на Таможенной, вглядитесь в лица гипсовых портовиков. Это – рядовые и унтер-офицеры побежденного вермахта.

Главные ворота Одесского порта. Фото http://periskop.livejournal.com

Одесский историк Александр Юнгмайстер половину жизни посвятил изучению этого малоизвестного периода нашей истории. Он рассказывает: лагерей для военнопленных в Одессе было несколько, не только тот, что на Троицкой. Работавших в порту экс-оккупантов держали в здании нынешнего техучилища на Приморской улице. Еще один дом-«зона» находился на улице Косвенной, в районе Староконного рынка. В Люстдорфе (Черноморка) пленные жили в корпусах одного и тамошних санаториев. Но самый большой лагерь – центральный (№159) — был на Шкодовой горе, у нефтеперерабатывающего завода.

Основную массу обитателей этих пенитенциарных учреждений взяли в плен в 1944-1945-м году, только единицы закончили свою войну раньше. А были и такие, кто вообще толком не воевал. Упомянутый выше 20-летний пилот Люфтваффе Лютценбергер попал в руки красноармейцев в день безоговорочной капитуляции своей страны, 8 мая 1945-го.

Вильгельм Лютценбергер. Автопортрет

Только окончивший летную школу парень не успел сделать ни единого боевого вылета. В плену он пробыл до 1948-го. Кстати, именно в Советском Союзе у Вильгельма открылся художественный талант, позволивший ему уже на родине получить архитектурное образование и стать главным архитектором западногерманского города Мюнхена.

Кочуя из лагеря в лагерь, Лютценбергер много рисовал и вел дневник. В 2003-м он опубликовал эти материалы под названием «Воспоминания и рисунки. Переживания в счастье и несчастье». Оригиналы зарисовок еще до издания книги, в 1998-м, пожилой немец передал в одесскую мэрию. Спустя несколько лет он посетил Одессу и поинтересовался у чиновников, как они распорядились коллекцией. Но те только развели руками – мол, власть поменялась, и где рисунки никто не знает. Так что, сегодня у нас есть только копии…

Свято-Пантелеймоновский монастырь в Одессе. Рисунок Вильгельма Лютценбергера

ЗВЕЗДА И СВАСТИКА. Каковы были условия жизни в одесских лагерях? Мнения высказываются разные. Александр Юнгмайстер утверждает: особой разницы между тем, как содержали пленных гитлеровцы и советские власти, нет – мол, хрен редьки не слаще. И в подтверждение приводит шокирующую цифру – из 12 тысяч военнопленных и интернированных, которые трудились в Одессе, домой вернулась лишь половина. «Голод, болезни и адский труд – вот три причины запредельной смертности что в Германии, что в Союзе», — констатирует исследователь.

Рисунок Вильгельма Лютценбергера

Однако многие авторитетные специалисты все же находят существенную разницу между советскими и германскими лагерными порядками – первые были куда гуманнее. Да и документального подтверждения приведенных Юнгмайстером данных нет. Официальная советская статистика говорит о 518 тысячах иностранцах, умерших во всех спецлагерях НКВД СССР вместе взятых, притом что побывало в них 3,5 млн человек. 15% не вернувшихся – это, несомненно, очень много, однако ж не половина. Возьмем для сравнения данные – тоже вполне официальные — немецких источников по плененным солдатам РККА. Согласно ним, с 22 июня 1941 года по 1944 гг. в плен попало 5,1 млн красноармейцев. Из них на момент составления справки (май 1944 года) оставалось в лагерях… 1 млн человек, или чуть больше 20%. Конечно, не все погибли, однако бежавших или освобожденных в связи с поступлением на службу к немцам было относительно немного – не больше 900 тысяч.

Побывавшие в советском плену и вернувшиеся домой солдаты Оси четко разделяют свои мытарства на военные и послевоенные. Самыми страшными, говорят они, были первые месяцы после пленения, путь от фронта до лагеря.

Немецкие военнопленные под Одессой. Архивное фото

Питание на уровне биологического минимума, а то и отсутствие такового («Два дня мы не ели, не пили, я шел босиком, потому что мои ноги в твердых парусиновых туфлях без носков невыносимо болели», — вспоминает дорогу к лагерю летчик Ганс Юрген Отто), болезни и нередкие акты насилия со стороны военных и мирного населения, пережившего ужасы войны и нацистской оккупации. Вот один из рисунков Лютценберга – жители чешского городка забрасывают камнями плетущуюся колонну бывших солдат вермахта.

Рисунок Вильгельма Лютценбергера

Случались и расстрелы пленных. Очевидцы вспоминают, как солнечным апрельским днем, сразу после освобождения Одессы, советские солдаты убивали безоружных немцев и румын в сквере, который сегодня носит имя физика Георгия Гамова. Что характерно, одесситы в большинстве своем против расстрела не протестовали, хотя и понимали его незаконный характер. Свежа еще была память о десятках тысяч сожженных нацистами в бывших пороховых складах на Люстдорфской дороге, о тысячах повешенных на Александровском проспекте, о замученных в сигуранце и отправленных в лагеря смерти…

Что касается болезней, то именно из-за них, по словам Александра Юнгмайстера, был ликвидирован фронтовой пересылочный лагерь в придунайском городе Рени: там вспыхнула эпидемия брюшного тифа, основательно проредившая ряды военнопленных. В райцентре до сего дня сохранились пять братских гекатомб, курганов, в которых погребены жертвы страшного недуга — немцы, румыны, венгры, итальянцы, югославы.

Еще многие пленные с ужасом вспоминают многочасовые допросы – следователи априори считали всех поднявших руки военными преступниками, «эсэсовцами» и требовали доказать обратное. Некоторых пытались вербовать и зачастую не без успеха.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ. Справедливости ради стоит отметить, что убийства военнопленных вряд ли были санкционированы командованием и представляли собой, скорее, стихийные акты возмездия, зачинщиков которых сурово карали. С окончанием войны они прекратились.

Вообще, отмечают многие авторы мемуаров, насилие в отношении пленных со стороны советских военнослужащих было нечастым явлением.

Зато буйным цветом оно цвело в среде самих пленных, особенно немцев, у которых зверствовали собственные начальники: в каждой «зоне» был, кроме советского, немецкий комендант, а также немецкие коменданты и бригадиры.

Унтер-офицер Иозеф Болек попал в плен 9 мая 1945-го. Умер в апреле 1946-го в Одессе. Похоронен на Промышленной улице под номерной плитой. Родственники узнали об обстоятельствах его смерти и месте упокоения только в 2011-м. Из архива А.Юнгмайстера

«Венграм было не лучше, чем нам, они получали такую же еду, как и мы, и никаких привилегий. Но у меня сложилось впечатление, что они держались вместе лучше нас, немцев. Они могли лучше нас выступать против нечеловеческих условий труда, потому что их бригадиры всегда стояли за них. Они были с ними друзьями, а не как у нас – врагами», — с сожалением отмечает Вильгельм Лютценбергер.

И все же отказ советской власти от насилия в отношении пленных не означал, что условия жизни в образованных после Дня победы спецлагерях стали тепличными.

«Не хватало всего: кроватей, матрацев, постельного белья, посуды, одежды, обуви, моющих и дезинфицирующих средств, еды, медикаментов и прочего, не говоря уже о нормальных помещениях и банях. Плюс тяжелый труд», — говорит Юнгмайстер.

Особенно туго приходилось немцам и другим во время охватившего Союз послевоенного голода. Вильгельм Лютценбергер вспоминает свое примерное меню в то тяжелое время: «Суп из зеленых помидоров с капустой, без жиров и мяса. Ежедневно выдавали кусок хлеба размером в ладонь, в два пальца толщиной…» По свидетельствам пленных, в лагерях очень частым явлением была дистрофия.

Понятно, что в таких условиях трудовых подвигов от них ожидать не приходилось. Одесский историк Дмитрий Урсу приводит в одной из своих работ примечательный эпизод. «На партийно-хозяйственном активе, состоявшемся в конце 1945 года, заместитель начальника Одесского порта, жалуясь на плохую работу военнопленных немцев, сказал следующее: «Мы имеем право этих зуавов (так он обозвал немцев, — Авт.), которые работают у нас, использовать как угодно и выжать из этих гадов сколько угодно, а они ходят и ничего не делают. Не надо этих зуавов бить, но они обязаны работать, пока не посинеют. Что касается румын, то они вообще перестали выходить на работу, так как готовятся к отправке домой».

Пленные на работах. Рисунок Вильгельма Лютценбергера

ПОЧТИ САНАТОРИЙ. Меняться к лучшему ситуация стала к концу 1947-го года. В Европе наконец восстановилось гражданское почтовое сообщение, и родственники пленных начали активно интересоваться судьбой своих близких (о том, где они, было известно: пленным в конце 1945-го разрешили написать домой по письму объемом в 25 слов). На подходе было установление в зоне советского влияния т.н. народных демократий. Политический момент требовал смягчить отношение к военнопленным, и это произошло.

Теперь им полагался красноармейский паек, о котором многие гражданские тогда не могли и мечтать (хотя далеко не всегда пленные получали пищу строго по норме – интенданты усиленно воровали и в то строгое время). На деревянные нары начали стелить соломенные маты. Разрешили отправление религиозных обрядов.

«Священник (Юнгмастер полагает, что это был знаменитый отец Тадеуш Хоппе, однако будущий прелат прибыл в Одессу из Вильнюса в 1958-м году, — Авт.) почитал немного Библию, потом подошел к каждому, к его кровати для беседы, — пишет Лютценбергер. — Со мной он говорил о летном мастерстве и красоте мюнхенских храмов».

Александр Юнгмайстер. Фото Александра Вельможко

Да и гнев советских людей к оккупантам потихоньку угасал, отмечают бывшие пленные: «В их глазах мы видели сочувствие, и даже скрываемые слезы, которые они пытались вытирать. И при этом, вероятно, было и такое, что у этих женщин могли погибнуть на войне муж, брат или сын. Мы увидели, что одесситы очень добрые и хорошие люди и обладают такими же человеческими чувствами, как и мы, немцы».

Изменившееся отношение народа к пленным, надо сказать, сильно беспокоило советские партийные органы. Дмитрий Урсу рассказывает об тревожных рапортах «наверх», некоторые из которых сохранились в архивах: «Отмечается, в частности, что на заводах «Красный сигнал» и Канатном женщины-работницы сочувственно относятся к военнопленным немцам и даже снабжают их хлебом. На судоремонтном заводе им. Марти рабочие общаются с военнопленными, ведут разговоры и практикуют совместные перекуры».

В 1946-м появились лагерные кружки художественной самодеятельности. Летом оркестр из военнопленных развлекал одесситов на склонах под Приморским бульваром. Играли как Штрауса, так и нашу «Катюшу» — песня Блантера и Исаковского почему-то пришлась немцам по душе.

Более качественным стало медицинское обслуживание, открылись спецгоспитали для пленных. Лютценбергер, побывавший в такой лечебнице на Шкодовой горе, очень тепло описывает тамошних медиков – главврача Бухмана и медсестру Марусю, в которую был тайно влюблен.

Доктор Бухман. Рисунок Вильгельма Лютценбергера


Маруся. Рисунок Вильгельма Лютценбергера

А один из военнопленных, по мирной профессии аптекарь, потом вспоминал, что был шокирован тем, как «русские совершенно бесплатно и в больших количествах тратят на нас дорогие и редкие лекарства».

Результат этих мер - падение смертности. Как утверждает бывший военнопленный Вальтер Фритч, в лагере №159/1 на Молдаванке (угол Косвенной и Средней) в 1947-м году не умер ни один человек. А ведь это было время страшного послевоенного голода, который современники сравнивали с мором начала тридцатых!

Еще через год пленным начали выдавать зарплату – 100 рублей в месяц. А потом начался процесс освобождения, в основном закончившийся к 1950-му. Последние пленные покинули Одессу в 1951-го году.

Граница ГДР и ФРГ в 1949-м году. Рисунок Вильгельма Лютценбергера


Вернулся! Фото из архива Вильгельма Лютценбергера

КРАСНЫЕ ИСПАНЦЫ. И причем здесь Дерибас, спросите вы? А вот причем. История эта почти детективная, рассказывает Александр Юнгмайстер. Еще в 1980-х он заинтересовался неизвестным запущенным кладбищем на Промышленной улице, в районе «Микрона». Там было несколько сотен непонятных захоронений, обозначенных номерными плитами.

План кладбища на Промышленной

«Начал разбираться. Местные жители ничего конкретного сообщить по этому поводу не смогли, но тогда уже зародилось подозрение, что это военнопленные. Уже после распада СССР обратился в МВД, но оказалось вся документация по этому месту помечена грифом секретности. И только благодаря покойному генералу Юрию Кравченко гриф удалось снять».

В 2000-м году в руки историку наконец попал «Список военнопленных, захороненных на кладбище, расположенном в г. Одессе по улице Промышленной, 35».

«Кладбище появилось тогда, когда пленными заинтересовались их родственники за рубежом, и появилась необходимость в более-менее цивилизованном захоронении, — уверен Юнгмайстер. — До этого ничего подобного не было. На Шкодовой горе – огромное захоронение без всяких документов и индивидуальных могил. Бывшие пленные рассказывают, что там были большие рвы, куда скидывали тела. Существует версия, что на Шкодовой покоится не меньше 4 тысяч человек».

Но вернемся к Промышленной. Зажатая между бетонными стенами территория погоста – только маленький кусочек некогда обширного III христианского кладбища, уничтоженного при освоении этого района. Сейчас это, считай, территория ФРГ – после находки Юнгмайстера, германские власти обратились в горисполком, и землю передали в вечное пользование немецкому обществу по уходу за военными могилами. Они огородили площадку и благоустроили ее, разбив аллею и заменив безликие плиты символическими крестами. Появилась даже сторожка. Прах нескольких умерших по желанию обнаружившихся родственников перезахоронили на Втором христианском. Остальные по-прежнему покоятся здесь.

Фото Александра Вельможко


Фото Александра Вельможко

Так вот. Анализируя по рассекреченному списку национальный состав военнопленных, Александр Юнгмайстер наткнулся на троих интернированных испанцев, один из которых к удивлению историка оказался полным тезкой основателя Одессы – Хозе (на русский манер Иосиф или Осип) де Рибас! Он скончался 20 августа 1948-го года в возрасте 44 лет.

Дерибас — девятый снизу

«Сначала я подумал, что эти испанцы – плененные под Сталинградом военнослужащие так называемой «Голубой дивизии», экспедиционного корпуса, отправленного диктатором Франко в Россию и отозванного в 1943-м, — говорит Юнгмайстер. — Но в 2005-м году в Одессу приехал бывший заключенный 159-го лагеря Вальтер Фритч. Автомеханик, в плену он работал водителем у полковника НКВД и был неплохо осведомлен о лагерных делах. Я у него спросил: что это за испанцы такие, франкисты что ли? А он мне: ничего подобного — красные…»

Вальтер Фритч в подворотне дома, где раньше был лагерь. Фото А. Юнгмайстера

«Красные» — это коммунисты-республиканцы, участники Гражданской войны в Испании. Хозе де Рибас — судя по фамилии, аристократ, — был одним из них. После победы франкистов покинул Пиренеи и уехал в Союз. Когда началась Великая Отечественная, добровольцем вступил в Красную Армию, чтобы еще раз свести счеты с фашистами. Но война закончилась, и испанцев потянуло на родину. Уж как их не разубеждали советские товарищи, а они ни в какую. Хотим увидеть свои семьи – и все тут! Закончилось это плачевно.

Уроженцев Пиренейского полуострова отправили в лагеря для военнопленных и интернированных – к тем самым немцам, с которыми они полжизни сражались. Понятно, испанцы не сдались и начали бунтовать. В конце концов объявили голодовку, от которой трое умерли. В том числе и Дерибас…

О «красных испанцах пишет в своей книге «Голубая дивизия: испанские добровольцы на Восточном фронте» второй командир соединения Эмилио Эстебан-Инфантес. По его словам, часть их расстреляли за попытку бежать из СССР через Румынию, а остальных направили в разные лагеря страны. Лично ему известно о 19-ти соотечественниках, сгинувших в лагерях Караганды. Там они находились 17 лет. Еще генерал рассказывает о 33 испанских пилотах, учившихся в советской летной школе, которые тоже попали в лагеря за стремление покинуть СССР. Из них, как утверждает Инфантес, пятеро были расстреляны в Красноярске, остальные направлены в Боровичи.

Был ли этот Дерибас потомком основателя города? Вряд ли, говорит историк Игорь Шкляев: и сам адмирал, и все трое его братьев являлись все-таки российскими подданными, дети их оставались в России до самой революции. Однако русские Дерибасы – это только одна из ветвей большого каталонского рода, существующего и поныне. Поэтому не исключено, что интернированный гражданин де Рибас все же приходился родичем великому государственному деятелю, только очень дальним.

Автор – Олег Константинов, фото – Александр Вельможко

 



Consigliori
Consigliori 4 марта 2012, 23:27     +47      
Полезная статья. Люди стали забывать про войну. А когда ее забывают, она приходит снова.
Ответить
SHERIFF
SHERIFF   страна по ip - od 6 марта 2012, 01:02     +3      
Да, прочитал и рад тому. Многое узнал впервые. Но вот за эту фразу «Мы увидели, что одесситы очень добрые и хорошие люди и обладают такими же человеческими чувствами, как и мы, немцы» я бы по морде дал. Немец он и в Африке немец. Арийцы мля… Типа мы обладаем человеческими чувствами как и они. А не наоборот ли? Может они обладают чем то человеческим чем обладаем мы? 
Ответить
Consigliori
Consigliori 6 марта 2012, 10:27     +3      
В Рейхе мозги умели пылесосить. Хорошо, хоть фриц не признался, как сильно удивился, увидев 2 глаза и даже не на лбу на славянских лицах.
Ответить
vrungel
vrungel 4 марта 2012, 23:45     0      
На фотографии окна на третьем этаже прямоугольные в верхней части, а на втором -скругленные, на рисумке — все наоборот. Очень странная ошибка, учитывая что дом проресован достаточно детально
Ответить
kizune
kizune 5 марта 2012, 00:43     -2      
Да и количество окон тоже разное, на фото их гораздо больше. Ну предположим русты на стенах  можно было и заштукатурить, но вряд ли кто то делал бы эту декоративную надстройку над карнизом 3его этажа, на рисунке ее нет… это не тот дом!
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 5 марта 2012, 08:07     +5      
На рисунке половина дома обрушена
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 5 марта 2012, 09:00     +5      
На рисунке дом — после войны. Не забывайте об этом
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 5 марта 2012, 09:01     +5      
И обратите внимание, кстати, на дерево справа. Оно полностью идентично
Ответить
kizune
kizune 5 марта 2012, 10:08     +12      
Да точно… умели же раньше восстанавливать грамотно историческую застройку. Обидно, сейчас и войны никакой не было, а памятникам архитектуры и истории — гаплык. Только Кирху грамотно отреставрировали. Наталкивает на мысль, а не доверить ли все так называемое \«восстановление\» фасадов какой то немецкой компании? Может и дом Русова тогда можно будет возродить? да только согласятся ли немцы работать в таком коррупционном заповеднике?
Ответить
Odessit45
Odessit45   страна по ip - ua 5 марта 2012, 11:18     +10      
Правильная мысль, но одесское и киевское ворье не позволит…
Ответить
Bismarck
Bismarck 5 марта 2012, 08:58     +16      
Это рисунки, а не фотография!
За статью спасибо! Прочитал на одном дыхании.
Ответить
kizune
kizune 5 марта 2012, 00:46     +12      
Статья классная, я всегда предполагала что эти непохожие ни на что другое в городе 2этажные дома на Адмиральском проспекте, дело рук не наших строителей.
Ответить
kashasa
kashasa 5 марта 2012, 08:29     +14      
В одессе не только эти дома строили военопленные, а и много других. В статье умалчивается, сколько военопленных осталось жить в Одессе после освобождения.Их было немало.Они сами избрали свою судьбу жить в Одессе.
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 5 марта 2012, 08:39     +7      
У вас есть такие данные? Поделитесь с редакцией
Ответить
kashasa
kashasa 5 марта 2012, 09:56     +8      
Я был знаком с такими людьми. Чем мне делиться с редакцией? Фотографий не сохранилось, а воспоминания — это мое личное.Это мало кому интересно.А насчет «данных» : какие «данные» нужны? Кому интересны мои жизненные воспоминания?
Ответить
Семен
Семен 5 марта 2012, 08:41     -1      
хорошая статья, но сдается мне чтоя ее читал годика так с два тому назад…, КОПИПАСТ?
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 5 марта 2012, 08:48     +6      
Вы, скорее всего, читали статью Юнгмайстера, с которым общался автор
Ответить
terreli
terreli   страна по ip - ua 5 марта 2012, 09:22     +8      
«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат» Александр Суворов
Ответить
ЛАкрис
ЛАкрис 5 марта 2012, 09:28     +8      
Очень познавательно.
Ответить
Nicky
Nicky 5 марта 2012, 09:36     +3      
Странное дело. Удалили мой комментарий с вопросом к Олегу Константинову.

Повторяю свой вопрос еще раз.

Господин Константинов, понимаете ли Вы разницу между понятием «концлагерь» и «лагерь для военнопленных»? Если да, то почему Вы занимаетесь подменой понятий?
Ответить
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов
Олег Константинов 5 марта 2012, 09:40     +10      
Ники, отвечаю:

Толковый словарь русского языка Ушакова: «Концентрационный лагерь, место, где содержатся военнопленные, заложники, а также социально опасные лица».

Википедия:
«Концентрацио́нный ла́герь, сокращённо концла́герь (англ. concentration — «сосредоточение, сбор» от лат. Concentratus — «сосредоточение») — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:
военнопленных и интернированных во время войны[1];
политических заключенных при некоторых диктаторских режимах, во внесудебном порядке;
лиц, лишенных свободы по национальному или иному признаку;
заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации;
предназначенных к ликвидации в лагерях уничтожения в нацистской Германии».
Ответить
Nicky
Nicky 5 марта 2012, 09:51     +1      
Спасибо за ответ. И тем не менее, я считаю, что слово «концлагерь» в данном случае некорректно, потому как немецкие военнопленные содержались не в концлагерях, которых в СССР, в отличие от Германии не было, а в лагерях для военнопленных.

Вот подтверждение.

http://hrono.ru/dokum/194_dok/19420803plen.php
Ответить
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов
Олег Константинов 5 марта 2012, 09:58     +8      
Ники, вы путаете понятия «концлагерь» и «лагерь смерти». Последних в Союзе, действительно, не было. Однако ж как система ГУЛАГ, так ГУПВИ представляла собой именно концентрационные лагеря. Равно как и лагеря для интернированных японцев в США.
Ответить
Nicky
Nicky 5 марта 2012, 10:18     -2      
> как система ГУЛАГ, так ГУПВИ представляла собой именно концентрационные лагеря

Это Ваши личные домыслы. Издержки профессии, так сказать. Написать «Одесский лагерь для военнопленных»   скучно и занудно. А «Одесский концлагерь» запоминается. То, что это не так  так пес с ним, кому надо, тот пусть разбирается.

В целом статья интересная, но вот такие ложки дегтя, на мой взгляд, ее портят.

Ничего личного.

P.S. Олег, раз уж Вы тут, то скажите своим дизайнерам и разработчикам, ну поправьте же две буквы в ссылке «Редактировать свой комменатрий». Вам лично этот коммеНАТРИЙ глаз не режет?
Ответить
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов
Олег Константинов 5 марта 2012, 10:22     +7      
Благодарю за мнение
Ответить
odessit 13
odessit 13 5 марта 2012, 09:43     +6      
К сожалению в этой СТАТЬЕ  «АВТОРА» — много ВРАНЬЯ…НЕТОЧНОСТЕЙ и ТЕНДЕНЦИОЗНОСТИ…(понятно — ПОЧЕМУ! )… Я мальчишкой ЖИЛ с 1944 года (вернкулись в ОДЕССУ в мае…попав под последнюю еще бомбежку) ЖИЛ на бульваре Дзержинского 5 (ЛИДЕРЕСОВСКИЙ б-р сегодня)  РЯДОМ БЫЛ ЛАГЕРЬ ВОЕНОПЛЕНЫХ..бегали к ним менять МОНЕТЫ… ХОДИЛИ ОНИ ПО ТЕРИТОРИИ СВОБОДНО… и ПИТАЛИСЬ…-лучше НАС…(особенно в 46-47 годах)   А РАБОТАТЬ…ТАК И НАШИ ОДЕССИТЫ «ВКАЛЫВАЛИ» на ВОССТАНОВЛЕНИИ РОДНОГО ГОРОДА и даде подростки  и на разных СУББОТНИКАХ…ДОБРОВОЛЬНО и БЕСПЛАТНО… ТАК ЧТО  (ЮНГМАЙСТЕР) НЕ надо НАГНЕТАТЬ… и делать ВСЕ «ЧЕРНЫМ»  тем более САМИ ТОГО НЕ ВИДЯ и НЕ ПЕРЕЖИВ…а ПУБЛИКУЯ ТОЛЬКО ТО, что ВАМ ВЫГОДНО…
Ответить
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов
Олег Константинов 5 марта 2012, 09:47     +3      
Капслок в интернете приравнивается к крику. Не кричите, пожалуйста.
Ответить
kashasa
kashasa 5 марта 2012, 10:03     +9      
Пренебрежительное отношение к читателям это Ваша редакционная политика?Вам бы прислушиваться к тому, что Вам говорят люди, а не одергивать их. 
Ответить
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов
Олег Константинов 5 марта 2012, 10:08     +3      
Причем здесь пренебрежение? Есть элементарные правила приличия. Хочешь что-то донести до других, не оскорбляй никого и излагай мысль понятно, без криков и истерики. Слово автор в кавычках, обвинение во вранье и тому подобное полностью отбивают желание дискутировать. Кстати, историк Юнгмайстер, на которого праведно обрушился 13-й одессит, успел в свое время посидеть в лагерях двух стран —  Рейха и Советского Союза. Так что, он и видел, и пережил.
Ответить
Морской Волк
Морской Волк 7 марта 2012, 11:55      
Комментарий нарушает правила нашего сайта и был удалён.
Ответить
odessit 13
odessit 13 10 марта 2012, 13:51     0      
Когда  нечего ответить по-сути… прибегают к Вашим «приемчикам»…
Ответить
Kassia
Kassia   страна по ip - od 5 марта 2012, 13:14     +12      
Очевидцы тоже имеют право на своё мнение.
Ответить
kashasa
kashasa 5 марта 2012, 10:21     +2      
«Хочешь что-то донести до других, не оскорбляй никого и излагай мысль понятно, без криков и истерики.»
Ответить
kizune
kizune 5 марта 2012, 10:43     +13      
Жесть! Отправить своих соратников по оружию, после того как они сражались вместе с нашими солдатами в концлагеря!!! Нами ведь до сих пор руководят наследники тех зверей что это проворачивали! Ведь не было не одного суда над теми смершевцами и никто не объявил их в не закона! Я уверена что эти живчики до сих пор получают неплохую пенсию, живут в роскошных квартирах и перебирают чужие драгоценности, отобранные у уничтоженных ими людей! Никто от имени государства не принес извинения родным и близким, пусть хоть и спустя столько лет. И не распустил эти бесчеловечные ведомства что этим занимались, как сделали со ШТАЗИ в Германии! А мы еще на что то надеемся! Пока не расставят все точки над и, и хоть и задним числом не признают преступников и преступный режим, ничего к лучшему не изменится! А вот Германия  признала Холокост, и даже выплачивает потомкам и пострадавшим денежную компенсацию.
Ответить
Кому татор а кому лятор
Кому татор а кому лятор   страна по ip - od 5 марта 2012, 20:25     +3      
Кстати, немцы к ним плохо относились, из Польши до Ленинграда  испанцы топали пешком.
Ответить
kurzhaar
kurzhaar   страна по ip - od 5 марта 2012, 18:19     +1      
Вы знаете, в условиях когда перед войной советский Генштаб оставляет дырку в обороне размером 100 км, когда целые фронты не выполняют приказы о приведении в полную боевую готовность, когда немцы чётко и системно бомбят ключевые места обороны — в этих условиях говорить о неких бесчеловечных органах безопасности по меньшей мере не правильно. надо понимать правила игры, в которую играли тогда люди.
Ответить
kurzhaar
kurzhaar   страна по ip - od 5 марта 2012, 18:54     +4      
ему ему :)
Ответить
kurzhaar
kurzhaar   страна по ip - od 6 марта 2012, 20:47     0      
про дырку :) она была севернее Белостока — направление на Вильнюс. немцы там практически как на параде до Минска топали
Ответить
kizune
kizune 5 марта 2012, 19:11     +3      
так о чем это говорит? О том что эти органы воевали не с врагами страны, а с малочисленными союзниками и собственным народом! Это что? Бей своих чтоб чужие боялись? Да и в статье события описываются уже в послевоенное время! Когда эти деятели уже пол Европы грабанули, и практически всей страной  управляли, чем до сих пор и занимаются! Плоды их деятельности мы и наблюдаем каждый день. Иди вы думаете что пресловутые олигархи с нуля поднялись из неоткуда?
Ответить
kurzhaar
kurzhaar   страна по ip - od 5 марта 2012, 19:32     -1      
это говорит о том, что без повода этих испанцев никто бы не сажал.
Ответить
kizune
kizune 5 марта 2012, 19:50     +5      
Точно! а повод это жгучее желание поехать домой и повидать своих близких? Странное желание как для людей после восьмилетней разлуки… Могли бы и по скайпу пообщаться? Хочется надеяться что ад существует и эти искатели поводов туда загремят после бесславной жизни, желательно на выше 9 круга этой славной местности!
Ответить
kurzhaar
kurzhaar   страна по ip - od 5 марта 2012, 20:01     -1      
любой заключённый поёт песню про невиновновность и злых ментов, навешавших на него всех собак. Вы серьёзно думаете, что обладатель секретной информации, попав в тюрьму будет рассказывать сокамерникам про то, что его изолировали из-за этой информации? причину их ареста надо искать в их биографии — где служили, с кем контактировали? англичане главу польского правительства в изгнании просто аккуратно грохнули в авиакатастрофе где кроме него никто не погиб.
Ответить
kizune
kizune 5 марта 2012, 20:21     +3      
представляю себе ту секретную инфу, которой владели испанские пилоты летая над недавно оккупированной территорией, и при том на очень секретных самолетах! они были простыми пилотами! а не правительством в изгнании!
Ответить
kurzhaar
kurzhaar   страна по ip - od 5 марта 2012, 20:59     0      
не надо представлять. сюжеты тех лет известны. как было на самом деле вряд ли кто-то сегодня может сказать. не надо никого ругать и оправдывать. мы имеем дело просто с фактом.
Ответить
maly
maly 9 марта 2012, 15:29     0      
Были мы в командировке в Киеве в начале  90-х. Нас к себе в гости пригласила одинокая, пенсионного возраста, женщина — чиновник министерства. В Киеве есть райлн, где дома МВД. Квартира большая     — три комнаты, большая кухня, очень высокие потолки. Хозяйка, угощая нас, разговорилась. Ее отец был каким-то большим начальником в НКВД. В этой квартире раньше жила семья евреев, которая была репрессирована. После этого они в эту квартиру въехали. В одной из комнат, в маленькой, было навалено вещей бывших хозяев до потолка.Антиквариат, книги. «Вот из их вещей», — сказала она, показывая на канделябр из хрусталя высотой метра польлра — из церкви. Начальник дожил свою жизнь в этой прекрасной квартире в центре города. Устроил дочь на хорошую работу. В общем все прекрасно. Жизнь удалась, как говорят. А где те, кто жил там раньше? Какова его роль в их судьбе я, конечно, не знаю.
Ответить
kizune
kizune 9 марта 2012, 16:38     0      
Да, я тоже постоянно на такие истории наталкиваюсь, только у нас в Одессе. Как то решила что мне для полного счастья не хватает мебели довоенного или еще лучше дореволюционного производства, такого от хозяев этих дров наслушалась, под старость они от одиночества и скуки становятся очень искренними, и видя чужие уши такие страсти рассказывают, что кровь в жилах стынет.
Ответить
KM@
KM@   страна по ip - od 5 марта 2012, 11:30     +1      
а кстати сталинский дом Маразлиевская 1а (в него упирается Троицкая) говрят именно эти пленные восстанавливали.
Ответить
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Илона Володченко
Илона Володченко   страна по ip - od 5 марта 2012, 13:12     +12      
Я поражена немотивированной злостью некоторых наших уважаемых читателей! Ребята, отличная статья, весьма познавательная  где-то возможно противоречивая, война и послевоенное время в Одессе вообще тема субъективная, поскольку историки, жившие в то время, описывают события основываясь, в том числе и на своих эмоциях и пережитках прошлого. И писать здесь, что автор или Цитирую: «автор» лжец, информация не правдивая и про пренебрежение к читателю  ну это, простите, чистая полемика и пустозвонство. Вы бы хоть конструктивно критиковали, раз уж критикуете. Как по мне, отличная статья, Константинову и Вельможко спасибо
Ответить
Kassia
Kassia   страна по ip - od 5 марта 2012, 13:22     +7      
Человек просто эмоционально и некорректно выразился. Статья действительно хорошая. Авторов можно обвинить только в том, что они, к счастью, в то время не жили и собственными глазами это всё не видели;) Как и большинство читателей здесь. Поэтому мнение очевидцев тоже интересно.
Ответить
2tough
2tough   страна по ip - od 5 марта 2012, 14:15     +8      
Спасибо автору за очень интересный материал. Как ни странно, фактически ничего ранее не приходилось слышать о жизни военнопленных в Одессе, хотя достоверно знаю, что дом, в котором я сейчас живу, был построен немецко-румынскими военнопленными. Понятно, что на фоне тех ужасов, через которые прошла страна и которые невозможно осознать человеку, выросшему в мирное время, тема военнопленных всегда оставалась в глубокой тени, но это также часть истории, причем, в данном случае, истории нашего города.
Ответить
Алекс-1963
Алекс-1963 5 марта 2012, 15:16     +6      
Мне лично статья понравилась. Упомянутая тема действительно долго оставалась в тени. Автору-респект, за то что по возможности убрал ещё одно «белое пятно» в нашей истории. С уважением. Александр
Ответить
Sapiens
Sapiens   страна по ip - od 5 марта 2012, 15:20     +7      
Господин Константинов! Замечательный материал, достойное заполнение исторической лакуны. Спасибо огромное.
Ответить
Sapiens
Sapiens   страна по ip - od 5 марта 2012, 15:26     +1      
Котэгу.
Олег Дерибас ни в каком родстве с основателями Одессы не состоит. Он принадлежит к выходцам из именья, жалованных то ли Иосифу, То ли Феликсу, то ли кому-то еще из «тех» Дерибасов. Холопы часто носили фамилию тех, кому принадлежали. Родство здесь ни при чем.
Ответить
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олег Константинов
Олег Константинов 5 марта 2012, 15:42     +2      
Дерибасовка. Терентий Дерибас оттуда
Ответить
Виктор Никифоров
Виктор Никифоров 5 марта 2012, 19:28     0      
Котег, «верительные грамоты» — это из другой оперы. Они подтверждают дипломатический статус
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 5 марта 2012, 21:11     0      
Верительные грамоты послам даются)
Ответить
ИГОРЬ37
ИГОРЬ37   страна по ip - od 5 марта 2012, 15:46     +2      
С испанцами как-то не удобно получилось!
Ответить
Ст
Ст 5 марта 2012, 19:18     +7      
«Да и гнев советских людей к оккупантам потихоньку угасал, отмечают бывшие пленные: «В их глазах мы видели сочувствие, и даже скрываемые слезы, которые они пытались вытирать. И при этом, вероятно, было и такое, что у этих женщин могли погибнуть на войне муж, брат или сын. Мы увидели, что одесситы очень добрые и хорошие люди и обладают такими же человеческими чувствами, как и мы, немцы».

…Мы увидели, что одесситы очень добрые и хорошие люди и обладают такими же человеческими чувствами, как и мы, немцы».

Что-то давит эта фраза на меня. Не мы напали на Германию, не мы жгли  города и деревни, не мы считали многие народы (славян, евреев, ромов)неполноценными, недочеловеками.

Скорее, это одесситы стали сознавать что и побежденные враги, немцы,  тоже люди, и у них были матери…
Ответить
старод
старод   страна по ip - od 5 марта 2012, 20:08     +6      
Прочел статью и вспомнил как в очень далеком детстве неоднократно видел этих пленных.Жил в самом центре города. О их приближении мы узнавали по характерному цокоту деревянных подошв их обуви по одесской булыжной мостовой. Большую колонну охраняли несколько наших солдат-конвоиров.Злости и ненависти с обеих сторон не было. С нашей было только детское любопытство. Кстати, видел и пленного Пулюса, конечно не в таких колоннах.Он приехал на небольшой легковой машине днем в оперный театр. Вышел в гражданском костюме вместе с несколькими нашими  офицерами и прошел в театр.Фамилия Паулюс нам тогда ни о чем не говорила.
Ответить
Ст
Ст 5 марта 2012, 20:25     +7      
В фильме нашего земляка Николая Губенко «Подранки» есть то, о чем Вы только что вспомнили. О пленных немцах, о нашей жизни после войны. У меня все преподаватели-мужчины были фронтовиками…
Ответить
Мамочка
Мамочка   страна по ip - od 5 марта 2012, 20:37     +2      
Спасибо за хорошую статью.
Ответить
nat
nat 5 марта 2012, 20:56     +12      
Мой отец в конце войны работал на восстановлении Одессы. Он мне рассказывал, что в то время было очень голодно. Наших рабочих кормили примерно как здесь написано — голодным супом. А вот немцам пленным давали мясо. Немцы накалывали на вилки мясо и издалека (они находились под охраной сов. солдат) дразнили наших работяг. Так что не все они страдали в плену.
Ответить
SIASCA
SIASCA   страна по ip - od 11 марта 2012, 12:55     -2      
А каждый третий (! ) немец в нашем плену, небось, от обжорства помер. И ведь какими наглыми были — русских мужиков через колючку мясом, да нет — сосисками баварскими — дразнили.
Ответить
Морской Волк
Морской Волк 11 марта 2012, 13:12     -5      
SIASCA 11 марта, 12:55   
Хоть бы оне все издохли, как собаки…
Ответить
GAK
GAK 5 марта 2012, 22:49     +1      
Канд.ист.наук, доцент и одессит В.И.Головань защитил свою диссертацию именно на тему о военопленных в советских лагерях. Надо бы, чтобы он почитал этот материал. Позвоню ему.
Ответить
С бодуна
С бодуна 5 марта 2012, 23:07     -3      
Справедливо немцы отработали. Испанцев очень жаль. Равно как и расстрелянных перед войной поляков. Да и весь забитый советский народ. Что за звериная власть была…
Ответить
Profi
Profi 6 марта 2012, 09:09     +3      
Статья интересная. Много чего еще мы не знаем. А вообще жаль, что время такое страшное было. Как наши все пережили, один Бог знает.
Ответить
Don Pedro
Don Pedro 6 марта 2012, 16:07     +2      
Господа, не менее интересен прямой потомок генерала-майора Фомы Лузанова — директор КП«Гидропарк Лузановка».И бывшие владения Лузановых помнят немало войн, особенно последнюю войну за Одессу 2010 года.
Ответить
nenadolya-lya
nenadolya-lya   страна по ip - od 6 марта 2012, 23:06     +3      
\«О «красных испанцах пишет в своей книге «Голубая дивизия: испанские добровольцы на Восточном фронте» второй командир соединения Эмилио Эстебан-Инфантес. По его словам, часть их расстреляли за попытку бежать из СССР через Румынию, а остальных направили в разные лагеря страны. Лично ему известно о 19-ти соотечественниках, сгинувших в лагерях Караганды. Там они находились 17 лет.\».
Спасский лагерь №99 ГУПВИ НКВД СССР, располагающийся на территории КарЛага, существовал с 1941 по 1950 гг. А КарЛаг как таковой прекратил свое существование в 1960 г. Как могли испанцы 17 (! ) лет находится в уже несуществующем лагере? Последний военнопленный, японец Ахико Тецуро, вышел из КарЛага в 1954 году. Авторам надо осторожнее подходить к мемориям очевидцев. Тщательнее проверять цифры и факты. Даю ссылку: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1237015980  \«КарЛАГ и Казахстан в судьбе обершарфюрера СС Р.Миша и…\»
Ответить
Семен
Семен 7 марта 2012, 08:43     +4      
а вы никогда не думали что на аллее героев, перед неизвестным матросом, не только наши герои лежат, но еще и те? 
Ответить
stassxxx
stassxxx 7 марта 2012, 09:08     +1      
автору репект, статью «проглотил» на одном дыхании, действительно интересно было.
Ответить
игрек
игрек 8 марта 2012, 19:11     -2      
преступника тянет на место преступления?зачем делать такие научные изыскания по поиску однополчан?? такие статьи принимаются с выдержками с нюрнбергского процесса ---НЕВИНОВЕН. Уважаю немцев колонистов — ТРУДЯГИ.В общем статья для засорения мозгов ненужным хламом
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 8 марта 2012, 21:03     +3      
Все перечисленные в данной статье Нюрнбергским процессом преступниками признаны не были. Учите матчасть, уважаемый
Ответить
GAK
GAK 9 марта 2012, 00:38     0      
В статье Олега Константинова сообщается, что на Шкодовой горе, у нефтеперерабатывающего завода был центральный лагерь военнопленных и интернированных №159 и спецгоспиталь для них же. В результате образовалось «огромное захоронение. (…) были большин рвы, куда скидывали тела.» По версии здесь «похоронено не меньше 4 тысяч человек».
Прошу, если возможно кто-то это знает, уточнить место расположения этого массового захоронения. Очень нужно.
Ответить
Умник
Умник   страна по ip - od 9 марта 2012, 18:59     +1      
Напишите в личку автору, кто вы и как с вами связаться. Он свяжет вас с Юнгмайстером
Ответить
Семен
Семен 9 марта 2012, 23:14     +2      
свалку знаете между цементным и нефтеперерабатывающим? под ней и захоронение и лагерь.
Ответить
maly
maly 9 марта 2012, 15:33     0      
Статья интересная. Спасибо.
Ответить
натика
натика 10 марта 2012, 00:30     +5      
А чего нам их прощать? Они тогда и сейчас нас за людей не считают.
Ответить
Морской Волк
Морской Волк 10 марта 2012, 01:48     +2      
натика 10 марта, 00:30   
Абсолютно солидарен, уважаемая. Но токо на этом сайте такое мнение не приветствуется, коменты удаляются.
Рукопожатные в фаворе, с поцелуями фрицев в… ну, в общем, сами знаете куда.
Ответить
Кактусы - ЗЛО
Кактусы - ЗЛО 10 марта 2012, 20:16     0      
Проголосовал бы обеими руками за то, чтобы провели люстрацию и опубликовали списки всех НКВД-истов и прочих, кто принимал активное участие в карательных операциях, пытках, расстрелах, издевательствах над своими же гражданами!!! Не секрет, что в советские концлагеря после войны попадали зачастую те, кто в начале войны попадали в фашисткие концлагеря, а будучи освобожденными, шли на фронт и воевали до окончания войны, а потом уже в другие лагеря!!! А уж если бы еще и стукачей опубликовали — было бы супер!
Ответить
Морской Волк
Морской Волк 11 марта 2012, 01:01     -1      
Кактусы — ЗЛО 10 марта, 20:16   
Попить водички, а ещё лучше — прохладный душ. Хотя ни то, ни другое от промытости мозгов не спасает, но пыл немного умерит…
Ответить
Nicky
Nicky 10 марта 2012, 20:38     +1      
> Не секрет, что в советские концлагеря после войны попадали зачастую те, кто в начале войны попадали в фашисткие концлагеря, а будучи освобожденными, шли на фронт и воевали до окончания войны, а потом уже в другие лагеря!!!

************
Чтобы не тиражировать либеральные мифы от солженицына & Co, обратимся к документам и первоисточникам.

http://tinyurl.com/7g46zq5

http://tinyurl.com/7397kw4
Ответить
Кактусы - ЗЛО
Кактусы - ЗЛО 10 марта 2012, 22:31     +4      
Одно дело читать историков ВОВ с воинскими званиями Генерал- майор и тд, словно командующим дивизиями или корпусами, а другое ощущать на себе шлейф отца, бывшего в немецком концлагере. В частности, при заполнении анкет при выезде за границу и собеседовании с гэбэшниками! Тогда бы вы поняли насколько можно верить разным ссылкам на приказы и инструкции! А как  не вспомнить расхожую некогда поговорку, что история, как продажная девка, кто как захочет повернуть, тот так ее имеет?!
Ответить
Nicky
Nicky 11 марта 2012, 07:06     -4      
2 Морской Волк

> Попить водички, а ещё лучше — прохладный душ. Хотя ни то, ни другое от промытости мозгов не спасает, но пыл немного умерит…
************

«и кислород попробуйте. И ванны…»
(с) Великое


2 Кактусы — ЗЛО
> ощущать на себе шлейф отца, бывшего в немецком концлагере.

**************
«Папа любил хороший кофе, к которому пристрастился в немецком плену».

Виктор Андреевич, это Вы? 
Ответить
Кактусы - ЗЛО
Кактусы - ЗЛО 11 марта 2012, 07:22     +2      
Твой острый язык может пригодиться для другого, юморист хренов! Давать тебе пищу для плоских острот, увольте. Помимо свидетельств одного кабинетного генерала останутся в памяти рассказы людей, прошедших все «прелести» ВОВ и что было стней связано. Поклонником же солженицына никогда не был, он нес много разнойтерунды. Либералы-Помаранчевые-Регионалы — суть одна — ГОВНО!
Ответить
Nicky
Nicky 11 марта 2012, 07:37     -1      
> останутся в памяти рассказы людей, прошедших все «прелести» ВОВ и что было стней связано. Поклонником же солженицына никогда не был, он нес много разнойтерунды. Либералы-Помаранчевые-Регионалы — суть одна — ГОВНО!

**********************************

За эти слова — получай от меня плюсик.
Ответить
Еще комментарии: 12

   Правила

Эксимер2
Реклама


Статьи:


АвтоМаксимум
Реклама


Новости Одессы:

       
15 коммент. В домах на Шкодовой горе появилось тепло
18 коммент. Елку на Дерибасовской собрали из 400 молодых сосен (фото)
18 коммент. Минюст передал одесским заключенным 9 тысяч конфискованных шапок (фото)
5 коммент. На «Седьмом километре» поселилась ушастая сова
16 коммент. Одесский биткойнер стал миллиардером и рассказал, когда купит Припортовый завод
2 коммент. Трижды победителю «архивного» тендера заплатят 25 миллионов за реконструкцию спортобъектов «Молодой гвардии»  
9 коммент. В «Черноморце» началась очередная «кадровая революция»
3 коммент. В Черноморске установили главные елки города и праздничную иллюминацию (фото)
11 коммент. Разработку новых туристических маршрутов в Вилкове хотят поручить студентам
20 коммент. Суд приговорил к пожизненному заключению жителя Одесской области, который убил супругов и ранил их детей
91 коммент. Одесскому политехническому университету предлагают присвоить имя гетмана Украинской Державы
114 коммент. Стерненко отказали в отводе судьи, а теперь ищут переводчика: часть материалов — на русском языке (видео)
13 коммент. В Одесской области собрали самую большую новогоднюю елку Украины из цветных карандашей (фото)
4 коммент. Одесский супертяж вышел в финал международного турнира в Китае
13 коммент. Реконструкция Тираспольской площади подорожала на 13,5 миллионов

TvDom
Реклама

Фотографии:

Слава роботам! В одесской академии выращивают человекоподобного InMoov (фото, видео)
Слава роботам! В одесской академии выращивают человекоподобного InMoov (фото, видео)
В Одессе открылся первый в Украине музей бетона (фоторепортаж)
В Одессе открылся первый в Украине музей бетона (фоторепортаж)





Аптека