sov1



17 июля, 18:24

Безрыбье: из-за необузданного браконьерства на юге Одесской области погибает село староверов


Недавно в Украине отметили День рыбака. Во многих населенных пунктах, в которых есть водоемы, его проводят широко и весело – с хорошим уловом, юшкой и прочими традиционными атрибутами. А вот в крохотном селе Коса Болградского района этот день был безрадостным – в населенном пункте, расположенном на восточном берегу одного из самых больших и красивых озер Украины – Ялпуг, больше не водится рыба.

Село занимает площадь в половину квадратного километра – здесь всего четыре улицы. Своего сельсовета нет - Коса подчиняется Криничанскому сельсовету. Официально в селе проживает около сотни человек, подавляющее количество которых – пенсионеры. В реальности жителей намного меньше. Заброшенные дома с пустыми глазницами окон и проваленными крышами можно встретить на каждом шагу, отчего населенный пункт напоминает зловещую зону отчуждения.




Историей своего появления Коса обязана рыбе, которую здесь люди на протяжении почти полутора веков вылавливали в приличных объемах, чтобы кормить свои большие семьи. Первыми поселенцами были профессиональные рыбаки из числа русских староверов (в Бессарабии старообрядцев еще называют липованами). И сегодня почти 93 процента населения села – этнические русские, что, согласитесь, достаточно редко встречается в нашей стране.

Несмотря на то, что само название село получило по форме берега, напоминающего сельхозинструмент для покоса травы, звучит оно все же как-то удручающе. Хотелось бы избежать ассоциации с известным литературным образом, но как только въезжаешь на территорию Косы, об этом не можешь не думать.

У самого въезда в село – кладбище. А дальше по улице – осиротевшие и потерявшие всякую надежду на возвращение хозяев дома. Что вынудило сельчан покинуть эти живописные места, где лиман рядом и земля на редкость плодородная?..
Будто какой-то злодей гонит местных жителей с насиженных мест на чужбину.

Доктор исторических наук Александр Пригарин в своей работе «Русские старообрядцы на Дунае» сообщает о том, что в 1840 году «небольшая группа старообрядцев-рыбаков Измаила арендовала у болгарской колонии Чешма-Варуита часть земли на мысе лимана Ялпух. Эта небольшая община, первоначально имевшая сезонно-промысловый характер проживания, постепенно оседает и получает названия Косы, Ялпухской Косы». На 1853 год здесь уже постоянно проживало 136 приверженцев старой веры. Основу формирования этой общины составили бывшие Подольские мещане (шурские) общим числом 32 души.

Местный житель почетного возраста Николай Григорьевич Мартынов рассказал нам историю своей семьи. Его бабушка жила в Измаиле, и их дом у старообрядческой церкви занимал целый квартал. Но почему-то ее родителям приглянулось это место на берегу лимана.

«Сначала они приезжали сюда в теплое время и ловили рыбу на продажу. Чтобы не ехать всякий раз домой, сделали дыру в обрыве, где и жили, — вспоминает он. - Когда стало холодать, решили построить небольшой домик хотя бы с одной комнатушкой. Как только заложили фундамент, к ним приехали болгары из соседнего Криничного (земля им принадлежала). Они связали прадеда и оставили, чтоб неповадно было на их территорию посматривать».

И таких случаев было несколько. Но как-то вопрос с криничанскими все ж уладили. И стали жить здесь. Селились в Косу из Измаила, Старой Некрасовки и Новой Некрасовки.

Николаю Григорьевичу посчастливилось родиться в семье, где зарабатывали не только рыболовством. Его прадед Семен Морозов был талантливым иконописцем родом из Подмосковья – из школы гуслицких мастеров. На Всероссийской выставке художников в Москве в 1892 году был удостоен высокой государственной награды — получил бронзовую медаль. Иконы его пользовались большим спросом, и служители липоване то и дело ездили в Подмосковье, чтобы сделать заказ. Через некоторое время Семен Морозов решил переехать в Бессарабию и выполнять заказы на месте. Дело в том, что в липованских семьях существует традиция: когда родители женят детей, то дарят им в знак благословения икону. Ее приобретают, пока дети еще маленькие, ставят в храме, чтобы икона к нужному моменту была «намоленной».

Сын иконописца, Петр Семенович, в прошлом подпоручик царской армии, стал священником в Косе. Он немного помогал отцу в написании икон. Из его собственных работ известна только одна, а вот лики святых в исполнении Семена Морозова сегодня можно найти в Измаиле, есть они, конечно, и в Косе.

Старообрядческий храм в селе появился не сразу – сначала построили молебный дом, а уже после возвели Покровскую церковь. Стоит сказать, что к ней сельчане всегда относились с большим благоговением. Это в свое время была богатейшая церковь с ценнейшим убранством и иконами. К сожалению, ее неоднократно обворовывали, и многие реликвии пропали навсегда.

ИЗ ОЗЕРА — В ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Как уже стало понятно, основным источником дохода жителям Косы служила рыбная ловля. Иначе и быть не могло – земли то у них не было, лишь небольшие участки возле домов. Каждый желающий в свое время смог получить по 2 гектара надела. Так что Ялпуг здесь по праву считали кормильцем. До 60-х годов прошлого века дамбы на озере не было, и оно вволю насыщалось дунайской водой, вместе с которой заходила такая рыба как сом, щука, сазан, судак, лещ. Камыша на озере тогда вовсе не было.

Во времена царской России мужики ловили рыбу свободно – никаких налогов с них не брали. Продавали добычу кто как мог, но большинство сельчан отвозило ее в город или в дальние села, где больше цену давали. Это тоже был нелегкий участок заработка – доставка рыбы была делом нелегким, а иногда и опасным.

«Был в Косе дед Тихон, мамин дядька, — рассказывает наш собеседник Николай Мартынов. – Его семья торговала рыбой, для этого у них были повозка и лошадь слепая. И как-то конь свернул с дороги, телега опрокинулась, товару было в ней с тонну. Пока рыбу разобрали, дед Тихон уже не дышал».

С приходом румынской власти у озера появился хозяин: старожилы утверждают, что половину улова надо было отдавать ему. И все же то было благоприятное время – всем рыбы хватало, и никто не бедствовал. Рыбаки на воду выходили под парусами, которые шили самостоятельно. За уловом в село частенько наведывались купцы из Румынии. В процессе реализации рыбаки прибегали к «личитации» — процессу типа аукциона, когда продавец выбирал покупателя, который давал большую цену за рыбу.

С приходом советской власти в 40-е годы условия рыбаков несколько ухудшились: рыбу уже отвозили на завод, где цену на нее давали низкую, а план добычи увеличивали. Но и это можно было пережить. В 1947 году появился колхоз им. Ворошилова. Рыбы в Ялпуге было предостаточно. Сома огромного ловили – на сдачу несли одну рыбину в нескольких ладах (ящиках).

Все круто начало меняться в конце 60-х годов, с того момента, когда чьи-то «светлые» головы приняли решение одамбовать озеро. Водообмен нарушился, количество рыбы заметно сократилось. Изменился и ее состав, ведь теперь озеро превратилось в водохранилище, и его надо было зарыблять.

Для выращивания малька белого амура, толстолобика и карпа в селе Табаки обустроили 40 га рыбопитомников. План рыбодобычи достигал 500 тонн. В колхозе работали жители Криничного и Косы. Известно, что в 80-е годы прошлого столетия в Косе жило более 500 человек.

Со временем колхоз распался, а из-за необузданного браконьерства и отсутствия зарыбления Ялпуг опустел. Впрочем, на фауну водоема повлияло еще одно обстоятельство, о котором ничего не сообщалось в прессе. Это примененные химикаты. Случилось несчастье в конце прошлого века.

«Наше озеро когда-то славилось раками, и о знаменитом голубом раке, наверное, слышали все, — вспоминает Николай Григорьевич. – Хотя при царе и румынах здесь раков никто не ел. Говорили, мол, когда рыбы нет, то и рак рыба. Но при советской власти рак стал в цене. Рыбаки стали делать вентеря для его ловли. Полные лодки набирали. А то и по две за день. А тут случай такой вышел. Я занимался пчелами, и в один день они погибли все. Остались только те, что из ульев не вылетали. Оказалось, что недалеко от села Криничное было здание с ядохимикатами. Привезли тогда новое вещество от американской белой бабочки. После обработки лесополос насекомое пропало, но погибло вместе с тем много птиц. Прошли дожди, и через пару дней все раки в озере тоже погибли».

Яд срочно изъяли, а о произошедшем запретили говорить. Рак в Ялпуге с тех пор почти пропал. Тогда же толстолобика сотнями на берег выбрасывало, а рыбаков нанимали, чтобы выносили разлагающуюся рыбу…

Уже в 2000-е появился РАПК «Ялпуг», который делал попытки заняться рыболовной деятельностью и для восполнения природных запасов приобретал сеголетку в Новой Некрасовке. Но усилия фермера оказались тщетны, и в 2013 году хозяйству пришлось отказаться от вылова рыбы, занявшись своим вторым видом деятельности — земледелием. Причиной послужили непомерные требования к хозяйству со стороны всевозможных контролирующих органов, а также беспредел браконьеров и крышевание их ответственными лицами.

ИЗ 70 РЫБАКОВ ОСТАЛОСЬ 4

Чем же живут в Косе сегодня? Некоторое время назад здесь появился причал ООО «Репида». Как нам рассказали местные рыбаки, чтобы получить право пользоваться здесь лодкой, человек ежемесячно должен заплатить предприятию «лимит» — 15 тысяч гривен. Это при том, что рыбы в водоеме нет. К примеру, накануне периода запрета одна из лодок, пробывшая на воде с 8 до 15 часов, вернулась с 40 килограммами рыбы. За таким объемом оптовики не торопятся.

Люди уверены, что арендатор озера не зарыбляет его на совесть – запустит одну-две машины малька, а отчитывается как полагается. Как его проверишь? И откуда взяться рыбе?

Говорят, в селе осталось всего четверо рыбаков, а в былые годы было 70. Кто-то в Киев уехал на заработки, кто-то – в Одессу. В Измаил еще отправляются на стройке работать.

«Внук мой начал было в селе рыбачить. Рыба еще была тогда, — рассказывает еще одна местная жительница Анна Александровна. — Он уже и запланировал дом благоустроить. Но сразу сети у него украли, потом рыбы совсем не стало. Походил, сколько денег потратил на сети и лодку… Что делать? Лет пять назад собрался и уехал из села.

А труд рыбака – тяжелейший. Нужно вставать и выходить на воду и на лед в любую погоду. Посмотрите на руки настоящего профессионала – огрубевшие, с потресканой кожей, порезами и ранами. И люди все равно хотят работать. И готовы. Появись в озере рыба – у села был бы шанс. А сейчас дело дошло до того, что потомственные рыбаки сами рыбу у браконьеров покупают для еды.

Коса за период своего существования имела и замечательные времена: здесь была построена большая школа, детский сад, Дом культуры, библиотека и ФАП, был даже собственный водопровод. Но года четыре назад школу и детсад закрыли, и теперь немногочисленная детвора ездит на школьном автобусе в Криничное. ФАПа давно уже нет. Дом культуры стоит без окон…

Одно из немногих поддерживаемых зданий в Косе – это Покровская церковь. Она сыграла главную роль в сохранении этнической идентичности русских староверов. Главная ее реликвия — старинная икона «Страшный суд» того самого Семена Морозова.

Священника-мужчины в Косе нет, службу проводят женщины, одна из них – Анна Иркус, в прошлом школьная учительница.

«Чтобы село не отмерло совсем, мы ведем службу. Школа у нас уже закрылась. А закроется церковь – тогда конец, — поясняет женщина. — Люди попросили нас, вот мы и взялися».

Священника в село приглашают на большие праздники. И только он может открывать и читать очень ценное Евангелие, которое в обычные дни накрывают тканью. На полках – старинные молитвенники, которым уже больше сотни лет. Полуистлевшие уголки страниц хранят тепло рук людей, которые создавали и поднимали село, поддерживали его жителей словом и молитвами. Это бесценное сокровище во что бы то ни стало надо сохранить.

Но женщинам одним тяжело. Им очень нужна помощь, чтобы закончить ремонт храма. Стены поправить удалось, а вот с деревянной колокольней беда – рухнуть может в любой момент. В силу возраста и потенциальной опасности служительницы по лестнице не поднимаются, а прикрепили проволоку к колоколам и звонят, стоя внизу. Звонят, чтобы оставшиеся в Косе знали, что стоит еще село, что жива еще вера, переданная отцами и дедами, что держаться надо до конца, ибо известно, что помощь всегда приходит к тем, кто не утрачивает надежду…

Автор — Снежана Стрепетова, специально для «Думской»




































































Застолья в селе в советские времена

Застолья в селе в советские времена

Николай Мартынов

Николай Мартынов

Петр Морозов с супругой

Петр Морозов с супругой





Рыбаки во время праздника. 1968 год

Рыбаки во время праздника. 1968 год






Дембель с гембелем
Дембель с гембелем   страна по ip - nl 17 июля, 18:24     +24      
А как правильно назвать крышующих — болгарская мусорня или мусорская болгарня? От Криничного до Болграда всё озеро в сетках, рыбинспекция в доле. Одни погранцы иногда шороху наводят.
Ответить
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Ира Краевская
Ира Краевская   страна по ip - od 17 июля, 20:05     0      
по моему слова высоцкого
Ответить
Навигатор
Навигатор   страна по ip - od 17 июля, 19:10     +21      
Может теперь до них дойдёт, чтобы ловить, надо и восполнять… Хотя, сомневаюсь, что до них это дойдёт. Как всегда живут одним днём и с лозунгом: Кто не украл, то — лох…
Ответить
Valter
Valter   страна по ip - od 17 июля, 20:23     +24      
Это прям-таки девиз придунавья (или национальная болгаро-молдавско-липованская традиция?) — живем, как в последний день.
Десятилетиями рубят сук под собой, эксплуатируя природные ресурсы самым хищническим образом.
 А потом искренне ноют — куда рыба подевалась? Вот до чего нас бендеры довели! — и прочий бред. Не переставая сетями просто намертво перегораживать водоемы, наплевав на все запреты и банальный здравый смысл.
Ответить
цвс
цвс   страна по ip - od 17 июля, 22:18     -7      
Бандеры, это те которые лес у себя валят, а потом наводнения, а виноваты москали?Национальная традиция.
Ответить
Siveryanin
Siveryanin   страна по ip - od 18 июля, 10:09     +10      
А какие придурки обваловали озеро, сообщавшееся с Дунаем, дамбой, если не совково-российские оккупанты, оравшие :"Мы покорим природу."
А раки пропали по всей Украине и европейской части России и все из-за тех же совково -российских недоумков, которые массово и повсеместно применили в 1986 году распыление дефолиантов над лесополосами и лесами для уничтожения лиственного подроста, чтобы леса стали похожи на ухоженные европейские.Вот раки все на берега и полезли.Об этом еще в конце 80-х годов было описано в ежегоднике "Рыболов-спортсмен".
Ответить
Прохфэссор
Прохфэссор   страна по ip - od 18 июля, 00:33     +8      
И заметьте! Браконьеры ведь ни с неба свалились. Это те же местные гавнюки, которых крышуют такие же местные гавнюки. Но виноваты бендеры, что скакали на Майдане!
Ответить
Astalavista
Astalavista   страна по ip - od 17 июля, 20:00     0      
Украина это уже Европа!
Ответить
Goker
Goker   страна по ip - ca 17 июля, 20:21     +13      
Какие проблемы, чего скулить, взорвите дамбу и наслаждайтесь, всё одно никто ничего не хочет делать, а рыба сама там не появится.
Ответить
Valter
Valter   страна по ip - od 17 июля, 20:25     +14      
Не в дамбе дело.
Рыба исчезает не оттого, что нет подхода новой. А оттого, что вылавливают совершенно зверски.
Ответить
цвс
цвс   страна по ip - od 17 июля, 22:20     -4      
Именно в дамбе.
Ответить
Влaд Цeпeш
Влaд Цeпeш   страна по ip - od 18 июля, 07:39     +9      
Дамбу построили давно, рыба исчезла сейчас.

Все круто начало меняться вPконце 60-х годов, сPтого момента, когда чьи-то [светлыеk головы приняли решение одамбовать озеро. Водообмен нарушился, количество рыбы заметно сократилось.
Ответить
Владимир Трофимов
Владимир Трофимов   страна по ip - od 17 июля, 20:25     0      
Старообрядцы и староверы не одно и то же.
Ответить
Влaд Цeпeш
Влaд Цeпeш   страна по ip - od 18 июля, 07:40     +7      
В чем принципиальная разница?
Ответить
Владимир Трофимов
Владимир Трофимов   страна по ip - od 18 июля, 09:53     +3      
Староверы Православные. Старообрядцы Христиане.
"Аз Бога ведаю" (Староверы) vs "Я раб Божий" (Христиане). Разница принципиальная.
Ответить
Влaд Цeпeш
Влaд Цeпeш   страна по ip - od 19 июля, 07:19     +1      
Почитал некоторые ссылки и нашел противоречивые сведения,  одни пишут,  что староверы это вообще язычники.

Староверы  это те, кто придерживаются старой дохристианской Веры.
Старообрядцы  это те, кто придерживаются старого обряда в христианской церкви. Т.е. когда во времена Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона произошла реформа, тех кто был не согласен с реформой, объявили раскольниками, и до XX века их называли: раскольники. Только 17 апреля 1905 года высочайшим указом Николая II [Об Укреплении Начал Веротерпимостиk постановили: именовать раскольников старообрядцами.


http://derzhavarus.ru/starovery-star…
Ответить
Влaд Цeпeш
Влaд Цeпeш   страна по ip - od 19 июля, 07:24     +1      
Здесь написано,  что старообрядцы и староверы это одно и то же. 

Чем отличаются староверы от православных христиан, в чем разница?
Ответить
Duninov
Duninov   страна по ip - od 17 июля, 21:25     -8      
Они расиянцы? Так пусть вернутся на Рассею. Тем более, что сейчас расеянское гражданство дают всем подряд желающим.
Ответить
Makkan
Makkan   страна по ip - od 17 июля, 23:07     +5      
Они в первую очередь граждане Украины!
Может ты в Болгарию?
Не?!
Ответить
Влaд Цeпeш
Влaд Цeпeш   страна по ip - od 18 июля, 07:41     +10      
Как страну депортации определили?
Ответить
Rus Brushkoff
Rus Brushkoff   страна по ip - od 17 июля, 23:12     +10      
автор явно не в курсе кто такие староверы
Ответить
Прохфэссор
Прохфэссор   страна по ip - od 18 июля, 00:35     -5      
Пофигу. Он не обязан разбираться во всех сортах олигофренов.
Ответить
бытует мнение
бытует мнение   страна по ip - od 18 июля, 01:40     +8      
странно… тут давеча один тупоголовый, Да и не один походу,   трындел мол на Днестре рыбы нет-Русев гад не дает природе жить.
А вот нет там на озере  Русева и рыбы вообще нет…
Как там правильно болгарская мусорня… печаль
Ответить
ИГОРЬ37
ИГОРЬ37   страна по ip - od 18 июля, 12:37     +3      
Жуть и печаль
Ответить
Посейдон
Посейдон   страна по ip - od 18 июля, 13:51     +10      
А молодец она — пани Снежана Стрепетова! Она поехала, посмотрела, сделала свои фотки, попросила старые фотографии, людей послушала — ну все так, как должен бы сделать мудрый «конструктор» нашей жизни. Нашей жизни там, где она не может идти сама собой, от худшего к лучшему, а сползает в безлюдье, и в разорение. Хорошо еще, что религиозность не дает липованам спиваться. Но «забобонность» не дает им протестовать и развиваться. В этих местах не развернешь современное аграрное производство, при котором можно много производить и много зарабатывать. Но решения же есть! Их нужно найти. Этих людей нельзя перевоспитать. Их нужно перенаправить. Конечно, сначала нужно привести в порядок водную систему. Но это, к сожалению, проблема всей одесской области.
Ответить
   Правила

Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.


Fedex
Реклама


          
28 июля
17:40 Массовая гибель рыбы в Хаджибейском лимане: площадь замора составляет около 2 километров
17:26 Фонд госимущества продаст спортивную базу отдыха Измаильского порта  фотографии
17:10
1 коммент.
Возле природного парка: три прилиманских села из разных районов объединятся в одну громаду с центром в Маяках
16:20
Стоматолог-хирург из Одессы стал призером чемпионата мира по футболу  фотографии
16:03
13 коммент.
Санкции в действии: Румыния не впустила в свое воздушное пространство самолет с Рогозиным
16:00
6 коммент.
Под Одессой состязались спецназовцы военной полиции и Нацгвардии  фотографии
15:49
9 коммент.
Губернатор рассказал о строительстве трассы «Одесса-Рени» и взлетно-посадочной полосе Одесского аэропорта  видео
15:44
17 коммент.
На Пушкинской патрульный автомобиль сбил женщину  фотографии
15:19
4 коммент.
На заброшенной стройке поселка Котовского найден труп несовершеннолетней девушки
15:10
3 коммент.
Из-за взятки подчиненного глава одесского отделения «Укртрансбезопасности» лишился работы
14:53
1 коммент.
Возвращение «Морского вида»: одесский музей впервые показал публике украденную 12 лет назад картину Айвазовского  фотографии
14:41
16 коммент.
В Хаджибейском лимане — массовый замор рыбы видео
14:11
10 коммент.
Официально от KADORR Group: «Все объекты сдаются с опережением заявленных сроков» (новости компаний)
13:11
25 коммент.
Предупреждение: вечером и ночью в Одесской области ожидаются грозы со шквалистым ветром
12:34
15 коммент.
6-летняя одесситка погибла в авиакатастрофе в Абхазии видео

АвтоМаксимум
Реклама


Статьи:

Совершенно секретно: система AEGIS — невидимый защитный купол высотой в сотни километров

Благоустройство Преображенского парка остановилось?

«Си Бриз-2017»: хроники международных учений




TvDom
Реклама

Новости Одессы в фотографиях:





Саламандр