artville1



Жизнь и смерть «Светлого дома»: как детский кризисный центр превратили в руины  


0

В середине декабря горисполком решил передать в управление департамента образования и науки помещения улице Базарной, 4. Точнее, то что от них осталось…

В советское время это был детский сад завода имени Кирова. В середине 1990-х городские власти передали помещение благотворительному фонду «Светлый дом», и в нем разместился кризисный центр для детей и подростков.




Тогда одесские улицы были настоящим царством беспризорников. Их были сотни, если не тысячи. Появился страшный термин «социальное сиротство»: дети при живых родителях, не лишенных родительских прав, оказывались никому не нужны. Они жили на чердаках, в подвалах, в люках теплотрасс. Обратного пути у них не было.

Базовым принципом «Светлого дома» , который появился и существовал благодаря энергии и харизме монаха-салезианина о. Александра Чумакова, стали открытые двери. Ребенок мог в любое время прийти сюда и попросить помощи, получить крышу над головой, одежду, еду, заботу. Точно так же он в любое время мог при желании уйти отсюда. Этим приют отличался от привычных государственных учреждений для неблагополучных детей — с решетками на окнах и охраной на выходе.

Придя сюда, ребенок возвращался в общество. Информация о нем сразу поступала в прокуратуру, милицию, городское и областное управления по делам детей, которые при желании могли рассмотреть вопрос о лишении родителей их прав и направить ребенка в интернат. Однако некоторые дети жили в этом доме годами. Они ходили в школу, ездили в походы и на летний отдых, помогали археологам на раскопках. В случае болезни к ним приходил врач-педиатр из районной поликлиники. Здесь они могли делать уроки и читать книги, а не думать о выживании. В итоге эти дети получали возможность вернуться к жизни, а не умереть где-нибудь в подвале от холода и клея.

Приют был рассчитан на три десятка человек, но бывало по-разному. Например, в 2003 году зима была очень холодная, спасаться от мороза и голода сюда пришли более 120 беспризорных. Спали вповалку, даже в коридорах. Зато выжили.

«Светлый дом» стал не только приютом, но и центром культурной и общественной жизни города. Здесь стажировались студенты-педагоги, здесь проходили встречи и дискуссии, здесь часто бывали гости, которые учили детей чему-то интересному и полезному. Здесь накапливался уникальный социальный и педагогический опыт.

Бывали и острые моменты — например, когда в «Светлый дом» приходили за помощью дети, сбежавшие из государственных интернатов от побоев и издевательств воспитателей. Но главный принцип — открытые двери — соблюдался здесь всегда, любой ребенок всегда мог придти и получить помощь и поддержку.

Здание бывшего детского сада фонд использовал на льготных условиях — за гривну в год. Пока здесь жили дети, оно было уютным и ухоженным. На деньги благотворителей была полностью заменена сантехника, появилась автономная котельная и нормальные окна.

В 2011 году комиссия горсовета решила, что продление льготной аренды нецелесообразно. Благотворительный фонд не выдержал дополнительных затрат. К счастью, ситуация с детьми на улицах к тому времени стабилизировалось, ребят, которые жили в «Светлом доме», удалось пристроить.

Зачем нужно было закрывать приют, до сих пор непонятно. Несколько лет ходили слухи о том, что на бывший детский сад, точнее на землю под ним, положил глаз местный олигарх, который уже скупил недвижимость по соседству. Но опустевшее здание оказалось никому не нужным. Ну, или почти никому.

6 апреля 2011 года «Светлый дом» вернул помещение городу. Сразу после этого на территорию хлынули бомжи, здание начало стремительно разрушаться. В считанные недели вынесли, выломали, вырвали с корнем все, что можно было снять, продать, сдать в утиль. Даже железобетонные перемычки над оконными проемами были выбиты и прямо на месте разломаны кувалдами — ради того, чтобы сдать в металлолом арматуру.

За три года живой, теплый, поистине светлый дом, который не захотели передать благотворителям, превратился в развалины.  

«Когда друзья и знакомые спрашивают, что сейчас на Базарной, 4, что на месте приюта, я всякий раз чувствую горечь и отвращение и уже привычно отвечаю — руины. Уже более года не захожу туда — больно,рассказывает психотерапевт Евгений Заславский, руководитель благотворительного фонда «Светлый дом».  — Я предпочитаю вспоминать радостное: созданную на общественных началах школу, собранную сотнями людей библиотеку, часовню и воскресные службы, рождественские празднования, летнюю беготню во дворе с «поливалками»… Однако все приятные моменты прошлого сейчас разбавлены грустью».

Приходя в приют, дети рассказывали свои истории: как они оказались на улице, что случилось с их родителями, с их квартирами, что происходило с ними в государственных учреждениях. Возможно, дело было вовсе не в земле, а в том, что сам «Светлый дом» и его создатели кому-то мешали. Приют неоднократно пытались закрыть. Доходило до откровенного криминала: так, 24 декабря 2004 года (в день, когда приюту исполнилось девять лет) неизвестные разлили на территории 20 кг ртути. Виновных так и не нашли.

«Возможно, загаженные развалины посреди города выгоднее «неудобной» общественной организации», — говорит Заславский.

Несмотря на все трудности, фонд «Светлый дом» продолжает помогать детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

«Сегодня ситуация с бездомными детьми намного лучше, чем десять лет назад. Но появляются новые проблемы. Например, сироты, которые выросли в государственных интернатах и в день совершеннолетия были выставлены на улицу. Шансов получить полагающееся по закону жилье у них нет,продолжает руководитель фонда.Отдельный вопрос — девочки-сироты, которые забеременели и решили родить ребенка. Сегодня таких 18-летних матерей, у которых нет ни работы, ни родственников, ни средств к существованию, выставляют на улицу».

Сейчас фонд опекает 12 бездомных одиноких матерей и их детей, а также более десяти «кризисных» семей.

Наш фотокорреспондент Александр Гиманов побывал недавно на Базарной, 4. Наверное, не стоит смотреть его репортаж тем, кто имел отношение к «Светлому дому»…

Автор — Сергей Николаев


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!




Единственный доступный вход находится на заднем дворе больницы
Единственный доступный вход находится на заднем дворе больницы

Когда-то здесь стояли качели, беседки, скамейки... Теперь здесь нет ничего. Даже крышек от люков....
Когда-то здесь стояли качели, беседки, скамейки... Теперь здесь нет ничего. Даже крышек от люков....





Выход на улицу Базарную заколочен
Выход на улицу Базарную заколочен

Когда-то здесь была котельная...
Когда-то здесь была котельная...

Электрощитовая вырвана с корнем - медь...
Электрощитовая вырвана с корнем - медь...











Судя по влажному белью на веревке, в доме кто-то живет
Судя по влажному белью на веревке, в доме кто-то живет























Когда-то здесь была гостиная, а дальше - командорская
Когда-то здесь была гостиная, а дальше - командорская



Чудом сохранившаяся новогодняя гирлянда
Чудом сохранившаяся новогодняя гирлянда

Когда-то здесь стояли детские кровати и школьные парты для бездомных детей...
Когда-то здесь стояли детские кровати и школьные парты для бездомных детей...





Так выглядел дом при передаче городу
Так выглядел дом при передаче городу

0


Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter




золотая ручка
вспомните санатории у моря — та же схема!
прихватизация якобы «залежалых товаров»
   Ответить    

Домовой
А кому в Этой стране нужны дети, кто о них будет думать когда речь идет об куске земли в элитном районе города, вот и появится там новострой для богатых..
   Ответить    
Дитрих
В этой стране, народ не нужен. И дети, и старики, и молодые.
Часто наблюдаю, как из альфатера питаются. Выскакиваю с кашей, хлебом.
Слезы на глазах.
Они не знают, что с народом делать. Зато, ясно представляют, как распродавать то, что «попередники» сволочные не распродали.
Ненавижу все эти сытые морды!
   Ответить    
Sliding
Комментарий нарушает правила нашего сайта и был удалён.
   Ответить    
Poligraf
А был еще завод им. Кирова.Не подскажите где он?
   Ответить    
Andry_Cat
Да легко. Приходите по этому адресу, и может получите грабительский ипотечный кредит от оБщадбанка. Банки намного нужнее заводов, ведь так?
   Ответить    
O'tsvan
O'tsvan   страна по ip - ua 21 декабря 2013, 18:47     +10      
Завод фрезерных станков им. Кирова, БЫЛ на той же Базарной, на противоположной стороне улицы, ближе к Канатной.
   Ответить    

O'tsvan
O'tsvan   страна по ip - ua 21 декабря 2013, 18:52     +17      
Памятник Кирову рядом с заводом. Фото 60-х.
   Ответить    

109
109 21 декабря 2013, 18:37     +24      
«…загаженные развалины посреди города выгоднее «неудобной» общественной организации»»

Это точно!
   Ответить    
MilaliM
MilaliM   страна по ip - od 21 декабря 2013, 18:39     +40      
Действительно, не нужно было смотреть. Но раз уж посмотрела, отвечу по-одесски, проклятиями. Пусть будут прокляты до седьмого колена все, кто своим дейтсвием или бездействием были причастны к закрытию Светлого Дома! Пусть ваши потомки испытают вдесятеро того отчаяния, которое постигло детей, которым Светлый Дом был спасением. Вам Светлый Дом не стоил ничего. Вы хотите заработать на продаже? Рискните.
   Ответить    
Wlad
Wlad 21 декабря 2013, 23:08     +14      
Я это в более мягкой форме сказал в день когда мне позвонил о. Александр и сазал, что все закончилось.
   Ответить    
Cтепняк
Госту. Всех лоббирующих я не назову-но на одном персонахе остановлю своё вниманме.Это депутат горссовета Шевчик- больше известная как игуменья Серафима.Её  очень раздражал этот приют-ведь опекался он представителем римо-католической церкви-ксёндзом Александром Чумаковым.Как же «на земле канонического православия», да ещё под боком монастыря можно терпеть такое! Вот и постаралась она, заручившись поддержкой ещё одного  «деятеля»-гр-на Саввина, коего вы Агафангоелом зовёте, чтобы развалить этот приют.Если бы  «отжали» и поставили своё, православное руководство-я быц слова не  сказал-лишь бы детворе было хорошо-а так «И сам не гам-и другому не дам». Так что «зуропа» здесь не при чём-наоборот-немцы постоянно помогали этому приюту.
   Ответить    

Vlada_Ya
Вы как, здоровы вообще?
   Ответить    
Rjck
Rjck 21 декабря 2013, 18:52     +13      
«Светлый дом» это было «детище католического ордена салезианцев. (не бедного ордена). Они переехали во Львов? Возможно тут, они стояли поперёк РПЦешным попам? Ведь орден этот. занимается тем, что воспитывает сирот (мальчиков) в духе католичества.

Миссия салезианцев развивается по трем основным направлениям:
Молодёжная миссия  через воспитательную и образовательную работу среди подростков, особенно бедных и заброшенных;
Народная миссия  через пастырскую деятельность среди простонародья;
Миссионерская деятельность  возвещение Евангелия в тех странах, где ещё не знают Христа.
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Да, «Светлый дом» — несомненно детище салезианина Чумакова, и его деятельность однозначно соответствовала миссии св. Дона Боско, здесь спасали детей — и физически, и духовно.

Однако «Светлый дом» как организацию никак нельзя назвать католической и вообще религиозной. Члены фонда — люди самых разных религиозных взглядов. Дому в меру сил помогали и разные религиозные конфессии, от еврейских до лютеранских и православных, и самые разные общественные организации, и предприниматели, и руководители крупных предприятий. Огромную помощь оказывали общественные организации из Регенсбурга.

Сейчас Чумаков во Львове, он духовник Львовской семинарии УГКЦ. «Светлый дом» в Одессе продолжает работу, о чем рассказал Заславский. Если это будет уместно и этично — обязательно сделаем репортаж о сегодняшнем «Светлом доме» и его подопечных.
   Ответить    

Cтепняк
Rjck Никто никуда не перезжал. Просто диакон Александр Чумаков устал бороться со всем этим и согласился рукоположиться в ксендзы, и сейчас служит в костёле Святого Петра, а кроме него возглавить данную миссию некому-был когда-то молодой ксёндз Виталик Кривицкий — псевдо «Свеча»-воспитанник центра при Приморском доме пионеров-но его перевели в Житомир-а жаль. В остальном Вы правы на 100%.
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей

salve
salve   страна по ip - ua 21 декабря 2013, 18:56     +21      
славный наш и.о. мера Брындак — председатель рабочей группы.
   Ответить    
KATPAH
«В 2011 году комиссия горсовета решила, что продление льготной аренды нецелесообразно»…А нука хлопьята та девчата хто там у нас кэрував городом тогда, да и сейчас командует.Обратно папирэдники виноваты? Мать…мать…мать…туды его в качель.
   Ответить    

адекват
К сожалению, такова судьба благих деяний, который жизжится на энтузиазме отдельных благородных людей.
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Виталий Сорочан
Если мне не изменяет память, то «Светлым домом» занимались православный священник Александр (мирского имени не знаю) и тогдашний предприниматель, а позже — депутат Верховного Совета Владимир Мазуренко. Под таким же названием был открыт благотворительный центр на поселке Котовского. В том помещении после перепланировки сейчас автомагазин.
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Виталий Сорочан
Тут выше уточнили, что священник римо-католик. Запамятовал за давностью лет.
   Ответить    
Wlad
Мазуренко получил разрешение от о. Александра на создание фонда по таким же названием и на этом пропал.
   Ответить    
stbstb
stbstb   страна по ip - ru 21 декабря 2013, 19:50     -5      
Что происходит с выпускниками интернатов после выпуска? Есть статистика преступлений, отсортированная по этим показателям?
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
К огромному сожалению, эта статистика невеселая.

Главная проблема интернатов в том, что сироты в них не получают в достаточной мере самых элементарных, базовых  навыков семейной жизни — планирования семейного бюджета, ежедневного ведения хозяйства, социального взаимодействия с другими членами семьи. Им понятна и привычна жизнь в закрытом организованном коллективе, поэтому они тяготеют к тому, чтобы после выхода из интерната вернуться в привычный режим. В лучшем случае это военное училище, в худшем — места лишения свободы. Аховая ситуация с квартирами для сирот усугубляет проблему.

Ребенок должен воспитываться в семье. Идеально, конечно — в своей родной семье. Если по каким-то причинам это невозможно — в приемной. В крайнем случае — в детском доме семейного типа.
   Ответить    

MilaliM
MilaliM   страна по ip - od 21 декабря 2013, 20:41     +14      
ГОСТ, вы меня извините за личный вопрос. У Вас есть подростки в семье  дети-внуки? Какие кружки??! ?! Занятия футболом обходятся родителям минимум в 500 гривен в месяц, это если ребенок без перспективы. Если с перспективой, смело прибавляйте бассейн и ОФП, и оплата тренеру, чтобы на игру поставил. Кружок паяния на Троицкой сгорел в пожаре. Легкая атлетика на Динамо и в  Олимпийце  200 гривен в месяц плюс амуниция  шиповки-кроссовки- тайсы- витамины. Все за свой счет. А тут сироты. Нет кружков! Ни паяния, ни рукоделия, ни столярных, ни тем более картинга.
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей

O'tsvan
O'tsvan   страна по ip - ua 21 декабря 2013, 21:16     +5      
MilaliM 21 декабря, 20:41

Вы не правы. Кружки (с бесплатным обучением) ещё есть. Немного, но есть. Кроме как на Троицкой.
   Ответить    


<img src=/i/fb.gif class=fbico> Aleksandr Melnikov
Фамилии скотов из комиссии, которая в 2011 г. прекратила льготную аренду — в студию! . Народ должен знать падонков по фамилиям.
   Ответить    
адекват
Скоты, подонки…Даже в средневековье был суд инквизиции перед тем, как отправить людей на костер…
   Ответить    

Wlad
Wlad 21 декабря 2013, 22:53     +14      
Надежда Шевчик, Игорь Марков вроде бы Васильев остальные не помню
   Ответить    
Cтепняк
Согласен с Сержем и с «Гостом»(что есть огромная редкость)-когда в 2002-ом году Димка Ржепишевский и Райка Галяс «раскручивали»новый проект приюта, меня звали на должность«дядьки»-как в старых кадетских корпусах.Основными их аргументами были:«Ремёсел знаешь кучу, повидал по жизни столько, другим на три жизни хватит, вот и учи их быть хозяевами в доме»
   Ответить    
jek
jek 21 декабря 2013, 21:04     +14      
O.Б.Брындак-председатель рабочей группы, должен быть доволен результатом своих рекомендаций(.
   Ответить    
адекват
Что вброс этой информации, это к смене власти в городе?
   Ответить    

styner
styner   страна по ip - od 21 декабря 2013, 21:51     +4      
3.14дармотстусев совсем тут «не при делах» как всегда(знал но подписи не ставил! козел! ) 
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Елена Рыжова
Также само разграбили  детский сад №210 на ул. Малиновского 16,  принадлежащий когда-то Заводу «ХОЛОДМАШ», в итоге садик снесли и сейчас «кадор групп» строит три высотки.
   Ответить    
O'tsvan
O'tsvan   страна по ip - ua 21 декабря 2013, 22:28     +4      
Ну да, а деток с этих трех высоток будет куда водить?
   Ответить    
odessa street
я в шоке! очень больно на это смотреть…
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Александр Запорожец
действительно, не надо было этот фотореп смотреть
   Ответить    
Вассиштха
зато в межгорье хорошо всё (пока)
   Ответить    
KATPAH
Здесь хорошо бы смотрелся «Светлый Дом».
   Ответить    
Wlad

   Ответить    
Wlad
http://netocrat.livejournal.com/…

Вот как это было раньше.
   Ответить    
Korsar black
Вляпались. В капитализм с бандитской рожей и диктатурой криминалитета. Все происходящее — производное этого «продукта».
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Michael Beyzerman
Половина рассказок тут от «знающих все», но не имеющих представления о том что было на самом деле. 1. Шая и Саша никогда не учились в 119, не дружили с Валеркой Школьником и Женей Хаитом (кстати Женя не младший Хаит, а младший  это Славка). 2. Сам приют сделал именно Чумаков, а помещение садика выбил Шая у Гурвица и очень много помогал, покойный Игорь Свобода. 3. Наезды не прекращались никогда. Слишком серьезнам людям легализация бесхозных детей была костью в горле. Не могу и не стану приводить факты. 4. За все годы приюта, от государства он не получил ни копейки, но оплачивал коммунальные услуги по тарифам предприятий. 5. Больше всего средств на содержание приюта давали немцы из Регенсбурга, во главе с бывшим начальником тамошней полиции. 6. Наезды шли регулярно от всех городских и областных служб. От прокуратуры до СЭС. Никогда не забуду постановление СЭС о закрытии с формулировкой, что на кужне отсутвуют отдельные столы для приготовления горячих и холодных закуксок А то что дети вчера питались из мусорных баков  это нормально
Можно очень много написать про эти 15 лет, но не то место и не то время
И последнее. Саша Чумаков очень сложный человек, но на таких как он - держится этот безнадежный мир 
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Не столы, Миша, ножи… «Не промаркированы ножи для нарезки сыра»! И на основании этого — закрыть кухню, а значит и Дом.

Не, ну я понимаю, это была бы проверка раввином еврейского заведения — мясное с  молочным, все дела. Но тут — даже не смешно.

Кстати, Миша, а у тебя дома промаркирован нож для нарезки сыра?
   Ответить    
Cтепняк
Михаил-Вы таки больше знаете Чумакова-с этим я согласен- я знаю Чумакова с 1993-го-он тогда служил в костёле Святого Петра-проходил там практику вместе с  Томашем-после там же получил диаконский сан, и оттуда же ушёл на служение в приют. По поводу того кто действительно открыл приют-опять же мнение двоякое- Дима Ржепишевский, Рая Галяс, и другие обитатели «домика на Троицкой» утверждали что это именно они организовали этот приют, а Чумаков пришёл и  захватил его воспользовавшись тем, что Димка тогда сильно болел, Райки не было в городе, и некому было воевать. Во всяком случае зимой 2003-го года некоторые детишки уходили оттуда, и приходили в подвал на Канатной-к Диме и Рае, и те кое-как изыскивали возможности как приютить этих детей, дать им кров и хлеб, и я тому живой свидетель. В остальном Вы правы-и о том что государство ничем не помогало приюту, и содержали его практически немцы, и о постоянных наездах СЭС, и о том  что Саша очень сложный человек, и характер у него далеко «не подарок».
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Michael Beyzerman
Давайте я не  буду обсуждать Диму и Раю. Эта вся история была на моих глазах и я был в гуще событий. Появились они позже и Дима какое то время был директором Светлого дома, и часть детей действительно ушла к Диме, правда потом вернулась по целому ряду причин. Как в любом коллективе, даже благотворительном — не возможно обойтись без интриг, борьбы за власть, и влияние в своем поле. Кстати подвал на Базарной 2, это то с чего начинался Светлый Дом. и формально он оставался за организацией тогда, когда отобрали Базарную 4. А по поводу характера Саши, несмотря на то что мы близкие друзья, мы регулярно ссорились и не общались по нескольку месяцев. Но в тяжелой ситуации всегда приходили на помощь друг другу — и это нормально…
   Ответить    
Cтепняк
Правильно-Вы не будете обсуждать Диму и Раю-а я не буду обсуждать Сашу-они все делали одно благое дело-и этого достаточно!
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Algal52 Галяс
если вы были в гуще событий то ответьте на такой вопрос:  где и кем был  Чумаков в 1989 году  когда моя сестра с Димой начинали приют который потом стал Светлым Домом?!
   Ответить    

<img src=/i/fb.gif class=fbico> Olena  Nunies
ломать — не строить. Критиковать легко, а реально делать — так на это мало кто идет. Есть еще  приют на Софиевской, но он не безразмерный. А детям реально помогает, дает шанс. Помогают приюту та Европа, в которую многие не хотят и Америка. А вы сегодня готовы реально помочь? не разглагольствованиями, а делом?
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Michael Beyzerman
Дибор, не гони. С ножами позже была история. Со столами раньше… Кстати большое желание подтянуть свидетелей и факты по бизнесу на детях. Но нереально… Не в этой стране и не при этой власти… Если бы добропорядочные граждане узнали одну сотую, то боюсь «мирным майданом» это бы не закончилось…
   Ответить    
Wlad
Много чего было. История с котельной где за год до закрытия.
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олесь Чумаков
Для Влада: Извини, Влад, мне никак не хотелось сюда писать. Слишком всё это болит. Но правды ради — поскольку ты появился в доме после того, как владыка Якив побывал здесь на пресконференции вместе с помощником депутата ВР Ольги Герасимьюк (кстати, бесконечное спасибо тебе за постоянную помощь в трудное время): в момент приходя в Светлый Дом зам. ген.прокурора Корняковой с сопровождением я находился на Кинбурнской Косе, вне пределов досягаемости уже полторы недели. В 3.20 утра мне телефофнировал перепуганный дежурный: в доме ген.прокуратура, идёт несанкционированный обыск, допрашивают детей, что делать? Я поднял по тревоге Куценко и Диброва, которіе через 15 -20 минут оказались в доме, Дибров с видеокамерой. Перед отходом с подоконника было забрано 7 видеокассет с обыкновенными мультфильмами, одним боевиком и уникальными архивными видеокассетами с материалами 1991 -1996 годов (там было интервью и с молодым Димой Ржепишевским, и начало подвального приюта на К2. Всё исчезло, ни опись, ни протокол изъятия составлены не були, не смотря на требования Диброва и Куценко. На обласной прокурорской коллегии было оглашено, что в доме были изъяты видеокассеты с безнаравственным содержанием. О судьбе этих кассет можно поинтересоваться у Татьяны Семикп — она присутствовала при этой ситуации и вроде бы как в курсе. Так что даже в воспоминаниях хотелось бы точности. Я всегда говорил о том, что дело не в участки земли в елитной части города. Где-то была информация о том, что в те годы кол-во бездомных и уличных детей исчеслялось сотнями тысяч (миллионами по некоторым данным) по стране и десятками тысяч по городу Одессе. Они прибывали отовсюду и никто не замечал того, что их кол-во остаётся относительно стабильным. И никто не спрашивал, куда деваются те, которые куда-то деваются. Потом в течении очень короткого преиода — считаных месяцев — бездомные дети, подростки исчезли, их кол-во свелось до сотен, потом десятков. НО К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ УЖЕ НЕКОМУ БЫЛО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ: считанные общественные организации, которые действительно занимались детьми, а не грантами, к этом времени были раздавлены и ликвидированы прокуратурой и медициной (санстанциями). данных для решения задачи достаточно.
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олесь Чумаков
для Михаила Бейзермана: Миша, ты ещё раз убедил меня в том, что мы были правы, когда сохранили, скопировали и спрятали все архивные и документальные материалы Светлого Дома. И в том, что нужно срочно заканчивать книжку (в черне она готова)  это детиктив и документ эпохи. Спасибо, за потрясающую память! А мой характер я постарел, побывал в реанимации, и теперь вы можете только с тоской вспоминать с таким «дедушкиным» характером, как теперь, я Светлый Дом не построю и не отвоюю хотя, наверное, лучше не проверять, да 
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олесь Чумаков
для диспутантов: относительно меня — я одессит, русский, униат, т.е. православный католик. Я прихожанин одесского костёла Св. Петра, но никогда в нём не служил за исключением нескольких недель диаконской практики и единственной Литургии Свят. Иоанна Золотоустого — первой Литургии после иерейских рукоположений. Я — монах-салезианин, ориентирован стандартно и в рамках канонического права, слухи обо мне больше говорят о том, что в молодые годы я для ке-кого был, наверное привлекателен, но недосягаем вследствие честного отношения к монашескому статусу… ну, так и говорите, я пойму… Проблема исчезновения безумного и навсегда неизвестного кол-ва бездомных детей, подростков и юношества — это невидимое и неосознаваемое проклятие для города и страны на много поколений. Как и то, аналогичное, которое связано с ликвидацией беспризорных детей расстреляных большевиками родителей после 17-го года. Но это не для трёпа — это для переворота души и покаяния, действенного, не словопрительного. И последнее, оно же первое: ПРИЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ СОЗДАН НА КОИРОВА 2 ДИМОЙ РЖЕПИШЕВСКИМ, РАИСОЙ ГАЛЯС, МИХАИЛОМ КОРДОНСКИМ. Возле их приюта, также как возле Светлого Дома было домстаточно много прихлебателей, которые впоследствии, потеряв доступ к корыту бурчали, стонали, распространяли, ныли. О них тоже молимся всем сердцем и всей любовью. ГЛАВНОЕ: больно видеть руины; больнее понимать, как многое не успели; но — СПАСИБО, ГОСПОДИ, ТЕБЕ, ЗА ТО ЧТО УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ ВСЕ ВМЕСТЕ — ВСЕ, КТО СОШЁЛСЯ РАЗОМ НА ПРИЗЫВ ЧЕЛОВЧЕСКИЙ И БОЖЕСКИЙ. Может быть когда-топо ту сторону мира услышим на Его Страшном Суде: всё, что успели тогда сделать — Мне сделали. Жаль только, что марков с Брындаком услышат то же самое: то, что вы тогда натворили — Мне сделали… жаль.
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Раиса Галяс--Краева
привет всем спорщикам! Таки ж мне тоже прислали эту ссылку. У кого есть вопросы — задавайте — и по бесплатным кружкам, и по приютам Одессы разного периода. Ровно час назад от меня ушел Аист с сыновьями (13 и 11 лет)  Леша (Аист — клубное имя, у нас так всегда было принято — считайте, жизненный псевдоним) — один из двух братьев, учащихся укр-англ школы №121 в период, когда мы там работали, я вела рус яз, МАша — пионервожатая, потом тоже рус яз и лит-ру.
У мальчиков — 1 и 2 класс — сгорела квартира (причина не имеет значения), долго никто не знал, соседка подкармливала. Мы узнав приняли решение что отныне они «живут» в клубе — тогда подвал на Пушкинской 16/  С этого начался приют — весна 1989 года
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олесь Чумаков    Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Раиса Галяс--Краева
Затем была длинная эпопея по устройству данных мальчиков в интернат — в результате в сентябре 1989 мы «случайно» открыли приют для детей в сложных ситуациях. Цитирую дословно как это было. Мальчики попали в 5 интернат и стали рассказывать друзьям где они побывали за лето — а это были походы-экспедиции Москве Кавказ и прочий СССР. Друзья развесили уши и говорят мы тоже хотим — парни им и отвечают — а вы нашего «папу Диму» попросите — он   и вас возьмет
ПРиезжает это Дима после посещения мальчиков на новом месте жительства — а они к нему бегут и папой называют… Его как сейчас говорят подростки — «просто порвало». Приезжает он к нам (а мы после школы и кружков, училки в юбках и теде — сентябрь на дворе)  — а нас было человек 10 к тому времени — Мееровичи, Кордонский, мы с Машей, Поляна и др — и говорит — я типа туда больше не поеду — они меня все папой зовут…

Тут я возьми и ляпни — а ты что испугался — ну и что? а слабо нам на выходные их тоже на тренировки и в походы брать?
Оказалось — не слабо…
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Олесь Чумаков
книжку нужно публиковать. Желательно совместную.
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Раиса Галяс--Краева
Подключили московских друзей — папу Карло (Андрей Савельев кому интересно), его пед объединение «Радуга» (и косвенно — клуб «Компьютер» братьев Пачиковых — взгляните в сети кто  такие Пачиковы) — сотвориои что-то типа вахтового метода — народ со всей страны на семинары по «экстремальной педагогике» съезжался — за свои конечно.
В общем много было вложено в первое поколение — выпускников оказалось семеро — интернат устал с нами дружить и стали случаться всякие штучки. Есть на бобине еще запись рассказа мальчиков о том как их (всего по очереди самых активных человек 10-12)   — вызывали к директору и разговаривали о том что дескать скоро «ваш фонд умрет и «они» вас бросят» а в интернате все хорошо и сытно… Внимание!  разговор шел за закрытой на ключ дверью и детей при этом раздевали до трусов… Вопрос зачем я думаю излишен…

Кому интересно можем многое рассказать.

Чумаков пришел к нам уже на Кирова 2 — сперва мы с Мишей Кордоном там вели кружки — взяли помещение без проводки и канализации  — 2 сентября 1987 года — сами с детками ремонтировали понемногу, вылавливали крыс из канализации, строили туалетто — позднее сделали душ,  разработано было уникальное отопление — система тэнов брошена-вварена в АГВ-тумбу… помогли ребята из клуба подводной археологии

В общем история приюта нашего периода многослойна и прекрасна и нет человека который сказал бы что жалеет что судьба привела его в это место и к этим людям…
   Ответить    
Cтепняк
Рая-«Атаман» приветствует«Рысь»! Мы ещё живы!
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Michael Beyzerman
Рая действительно начинала на Кирова 2. Но я вел разговор про основной приют Светлый Дом в 4 номере. И помещение действительно выбил Шая и собственно приют с постоянным проживанием детей был в именно в бывшем садике завода им. Кирова. И давайте не будем выяснять кто был первым, кто вторым, а кто просто приходил и помогал…
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Раиса Галяс--Краева
И сегодня есть кем и чем заниматься. Чуть разные парадигмы предполагают разные подходы — как говорил в свое время наш московский Гоша (наверное уже доктор наук) — «я хожу чуть в другой храм» — имелся в виду один из двух лидеров на тот момент.
Можно ахать о примерно 20ти подвалах отобранных «страной» начиная с Грибоедова 5 (ныне Покровский пер) и заканчивая неким домом в Белярах…
А можно просто делать работу…
Простите что немного по-другому понимаем миссию и нишу — и для САши Чумакова это не секрет — у нас абсолютно нормальные отношения — жаль многого в свое время вместе не успели (до моего Питера был интересный вектор)

А разговоры многие — ибо каждый брал и отдавал по-разному — кто-то явно больше брал…

И судьбы у детей разные в том числе трагические — и это надо просто принимать.

НАша история продолжается — клуб снова работает практически в круглосуточном режиме — забредают  те кто удержался и кому все еще надо помогать — с женами детьми после освобождения «из мест» и после ударов жизненных обстоятельств…

И последнее — Саша бесспорно яркий и харизматичный но увы часто именно поэтому излишняя романтика идеализация лидера и сотворение (порой со-творение) кумира — заводит в тупик дело…

Мне жаль что история дома не имеет прямого продолжения — а это уже не здание и не «враги» — внутренняя логика… и отсутствие команды не под «Лениным чищу чтобы плыть в революцию дальше…»

Была бы рада услышать рассказы о том где как мальчишки — где Яник и братик, что с Валиком (он к нам кстати заходил) — просто озвучить как минимум те фотографии которые в репортаже и наиболее частых постах…

ТОГда причитаниям станет теснее — то самое настоящее и будущее помешает плакать о прошлом и несбывшемся…
   Ответить    
Слушатель
Какие ВЫ ребята молодцы) Преклоняюсь перед такими людьми как ВЫ!!!
   Ответить    
Альбатросовец
Здорово! Всем, всем ГЕРОЯМ СВЕТЛОГО ДОМА Честь и Хвала! Одно хочу напомнить-из «Альбатроса» вышли и Александр Аркадьевич Чумаков и много других прекрасных педагогов! А главное — много прекрасных детей удалось им(нам) воспитать. А сегодня и «Альбатрос» уже добивают!!!
   Ответить    
Cтепняк
«Рысь»-а ведь ты не только детей спасала. Вспомни, как с Петром и со мной ты и Димон отстаивали конюшню на «Чкаловском», как во время заморозков в 2003-м, организовала детишек из еврейского детсада чтобы они свои недоеденные куски несли лошадкам. Вы нас тогда здорово выручили.
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Раиса Галяс--Краева
опа! так я таки не поняла кто ты — откликнись на kids2007@ukr.net   буду рада услышаться
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Ксения Иванская
Я помню, когда приют был на Базарной 2, в подвале. Увидела репортаж по телевизору, понесла туда вещи и рподукты. Мои знакомые тоже носили. Волонтерили стеденты психологи, учительница-пенсионерка приходила заниматься с детьми. Их с подвала хотели качки выжить, сделать спортклуб. о.Александр был очень увлекающимся. Помню, пришла очередной раз. и приходят педагоги с какого-то интерната, они своего бывшего воспитанника увидели. который сбежал от них они его хотели забрать. а он не хотел уходить. Помню, с лошадью пришла женщина как-то и всех детей катала.
О.Александр рассказывал мне. что вего политике открытых дверей главное было — чтоб дети знали, что их тут ждут и про них волнуются. Уходишь — скажи. придешь или нет и когда, мы тебя ждем. Очень мудрый подход. Просил мнея, если увижу бездомных детей -давать адрес приюта.
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Ксения Иванская
А в нулевые годы власти придумали какой-то образцово-показательный приют. кажется на канатной? кучу бабала было на постройку, на педсостав, со штатным психологом и хорошими зарплатами. очень хорошими. у меня знакомая мечтала туда устроиться. Помню по ТВ открытие, вещей им кучу одинаковых накупили. одели, снли по ТВ. а потмо показалаи -что через пару дней несколько человек убежали. Не знаю судьбу этого приюта.
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Раиса Галяс--Краева
первый раз слышу — расскажите подробнее
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Ксения Иванская
Уже на Кирова 4 -вроде их к Макдональдсу прикрепили официально. чтоб тот помогал…
   Ответить    
NYRKA
у нас даром земли и строения могут покупать только депутаты и чиновники, не народу, а тем более сиротам бесплатно нечего нельзя давать, такой девиз сейчас у наших «отцов» города
   Ответить    
NYRKA
вообще приютами и интернатами у нас в городе заведует Ищенко В. Н., это «департамент» образования, вообще они это слово не заслужили, начальник там только «ширма» правит балом продажная Ищенко, это старая пенсионерка давно должна пойти на покой, но видать она там кому то очень нужна, например, чтоб ввести частную школу в состав образования на бывшей «базе моряков» и так далее,  а так же лагерь «Виктория» этот псих Петр Аветисович, платит  исправно дань старой пенсионерки, чтоб не закрыла его лагерь, в котором работает вся его семья и его друзья, ребята там частенько ходят голодные, сами не однократно жаловались и сколько ещё примеров можно таких привести, пусть лучше сгниёт или «продать за гривну» в год, это официально конечно же кому то из депутатов с дальнейшим выкупом, чем сделать бесплатно доброе дело, пока эта Ищенко, Крайнова  и подобные им  работники в управл. образовании  будут работать, бедным сиротам не видать милости от чиновников, они там укоренились хорошо
   Ответить    
тетя Сима
Успешные бизнесмены идут в политику, чтобы поделиться своим опытом и достатком с теми, кто в этом нуждается. Много ли человеку надо, а поделись с другим и сам себя зауважаешь. Но это не про нашу страну, а про цивилизованную. А вы говорите, почему Евромайдан? Вся страна — Евромайдан! Предела возмущению нет! С наступающим Рождеством! Посмотрим, как почетные граждане Одессы и депутаты будут в церкви со свечками стоять. О чем они будут думать? О том как помочь сиротам?
   Ответить    
слонопотам
Я еще этих детей учил на параплане летать! Быдло у власти…
   Ответить    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Алена Сывак
Вот пока живы у нас внутри эти штампы, навязанные, не наши, до тех пор все так и происходит. Кто решает где белое, где черное… Почему Львов и Одесса должны быть как два полюса… Почему важно знать — кто первый, кто больше… Важно ведь, что делали, каждый по-своему… И продолжают делать — каждый по-своему… Дай Бог каждому простого понимания — делать надо… Просто делать как своя душа велит, а не как принято, как должно…
   Ответить    
Gazik
Gazik   страна по ip - ua 29 декабря 2013, 19:03     -2      
Майдан содержать они могут, а детский приют — никому не нужен(((
   Ответить    
Molfarca
Как много неравнодушных одесситов в этих комментариях!!! Но и СКОЛЬКО «грязи» собралось в этом когда то благословенном городе, что правят сейчас в нем бал…
   Ответить    
<img src=/i/vk.gif class=fbico> Раиса Галяс--Краева
Всех с НОвым годом и Рождеством! Всем — не оглядываться лишний раз а смотреть вперед!
Сегодня мы курируем кроме бывших воспитанников приютов наших и государевых — клуб приемных семей — это десяток совершенно очаровательных домов поселков и сел нашей Одесщины — с мудрыми добрыми и трезвыми мамами-папами, которые хорошо понимают, что от гос-ва ждать ничего не стоит — а просто стараются быть «в кучке», обмениваться информацией, вещами, связями, навыками и идеями. Сейчас мы их (Димина группа, я еду со скаутами-юными лидерами в др.место)   везем в Карпаты — денег скребли по сусекам, одевали всем миром, юристы помогли ряду детей оформить проездные документы (есть парочка инвалидов по зрению и др)
Это совершенно замечательное начинание и здесь масса точек приложения. Например, в одной семье в сумме 10 детей (кажется 7 приемных)  и одна машина легковая. Теоретически все семьи готовы приезжать на выходные — мы их водим по зоопарк-музеям-выставкам, знакомим с нашими детками, были на робототехнике в «Шаге»…
В общем — кто готов оказаться полезным — находите свою нишу — и вперед!!!   мой тел один из — 7094862  (у Димы в конце 61)     Будем рады помощникам
   Ответить    
   Правила




18 апреля
22:03 Фонд Госимущества расторг договор аренды в Одесском порту с предприятием, которое задолжало более полумиллиона гривен
21:00 Украина наращивет темпы производства артсистем «Богдана»: теперь по десять машин в месяц
12
20:10 Экс-мэр Одессы Алексей Костусев прячется от следствия в элитном районе Лондона: стал известен его адрес фотографии
18
19:00 Куда пойти в Одессе: искусство молодых, «Ложь» и мамонты фотографии
17:55 Годовые программы скорой помощи Odrex: какие есть предложения? (новости компаний) фотографии
5
17:11 ATACMS подвинул «красные линии»? Украинский Генштаб подтвердил удар баллистикой по вражескому аэродрому в Крыму (видео) видео
8
16:18 В Черном море и на Дунае продолжаются учения НАТО «Морской щит – 2024» фотографии
7
15:15 Жительница Одесской области, которая чуть не зарезала знакомого, отделалась испытательным сроком фотографии
6
14:20 Глобальное потепление и натиск карася-эмигранта: что угрожает аборигенным рыбам Одесчины? фотографии
6
13:26 Женский футбол: одесские «Систерс» разгромили «Лидера» с Полтавщины
1
12:24 Выстрелил в шею из-за конфликта на дороге: в Одессе задержали водителя BMW
9
11:28 Гроза, местами шквалы: в Одессе объявили штормовое предупреждение
7
10:12 Чиновник Януковича и любитель НКВД: экс-вице-губернатор Одесской области покинет агентство оборонных закупок из-за сомнительного бэкграунда фотографии
21
09:36 Контейнерная линия связала порты Большой Одессы с Турцией и Румынией
08:30 В Одесском районе построят новое укрытие для гимназии — на его проектирование потратят 1,5 млн
4




Статьи:

Фронтовая байка о тумане войны и иллюзионистах в погонах: как наши военные кудесники врага вокруг пальца обводят

Украинский воин, который разгневал патриарха: как открытый гей получил церковную награду и почему ее у него отобрали

Одесские расклады: как политические силы заводят в горсовет новых депутатов, и почему законная процедура не всегда работает





Новости Одессы в фотографиях:










Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×