29_2



И вечные французы! В одесском музее показали «Юношу в латах», «Ссору возчиков» и «Двух обнаженных»  


Изящество и раскованность присущи французскому искусству, а одесситам того и надо! В нескольких залах Музея западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) проходит выставка «Забытые знаменитости» из произведений художников Франции, хранящихся в музейных фондах. Ей предшествовала пресс-конференция при участии директора «Альянс Франсез Одесса» Дианы Бангура, директора ОМЗВИ Игоря Пороника и главы гражданской платформы «Одесситы вместе» Дениса Неймиллера, порадовавшего приятной новостью: в помощь музею закупается оборудование для залов и рамы для картин.

«Одессу и Францию объединяет не только прошлое, но и будущее», — подчеркнул Неймиллер.


Cлева - портрет мадам Ашкенази работы Элльо
Cлева - портрет мадам Ашкенази работы Элльо

«Мне всегда радостно наблюдать, как французов, влюбленных в Одессу и поддерживающих связь с этим городом, так и одесситов, увлеченных французской культурой, — произнесла Диана Бангура. – Именно поэтому мы поддержали данную выставку и многие подобные мероприятия».

Игорь Пороник обратил внимание собравшихся на портрет герцога де Ришелье работы Виктора Гибера и напомнил, что музей находится в здании, спроектированном Луи Оттоном, да и более 1400 единиц хранения из коллекции ОМЗВИ принадлежат авторству французов. Вот вам и связи!

Далее искусствовед Татьяна Балановская провела экскурсию по выставке – вот «Юноша в латах» Пьера Миньяра, благородный рыцарь, каких теперь «не делают». Полотно неизвестного автора «Избиение младенцев» написано в XVII столетии, вряд ли мы когда-нибудь узнаем имя его автора, но в любом случае оно оставляет сильнейшее впечатление. С гордостью экскурсовод показала первым посетителям не так давно атрибутированную картину Жана-Батиста Греза, о которой «Думская» подробно рассказывала здесь.  

«Забытые знаменитости» — название, обозначающее скорее не забвение, а тот факт, что при жизни авторы были очень известны, но шло время, и заговорили о других. Музей подготовил два каталога – «Западноевропейская живопись XIX века» и каталог французского гравированного портрета, отсюда подробные аннотации к каждому экспонату. На отдельном мольберте показана картина Леона Кутюрье «Французский солдат у стены», написанная в 1876 году, а рядом палитра, словно автор вышел на минуту и еще может доработать свое полотно.

У огромного, чуть не на всю стену, полотна, экскурсовод дает подробные пояснения, ведь его автор – французский художник с одесскими корнями.

«Поль-Александр-Альфред Леруа родился в Париже в декабре 1860 года, а через четыре года вместе с семьей переехал в Одессу, — рассказывает Татьяна Балановская. — Здесь родилась мать художника — Александрина Верель, здесь жили ее родители и два брата. Супруги Леруа обосновались в Одессе вскоре после своей свадьбы в 1842 году, отец будущего художника открыл в городе транзитную компанию, а позже магазин модных вещей на Дерибасовской. Неожиданная смерть от кори двух маленьких сыновей заставила семью уехать в Париж, где и родился Поль. В 1864 году семейство вернулось в Одессу. Дочь Поля Леруа, Саша, в своей книге, посвященной отцу, подробно описала его жизнь в нашем городе. Мальчик очень полюбил море и рыбную ловлю, часто бывал в порту среди пестрого разноплеменного люда. Его увлекали рассказы о путешествиях, особенно такие, где речь шла о Востоке. В положенное время он стал учиться в частном пансионе, хорошо говорил и писал по-русски. Но главное, в нашем городе Павел Леруа, как его здесь называли, сделал свои первые шаги в постижении профессии художника.

Друг семьи, флейтист одесской Оперы и большой любитель искусства, месье Чивран, заставил Поля в 1873 году поступить в Рисовальную школу, где новичок скоро стал одним из лучших и наиболее прилежных учеников. За годы учебы он был дважды награжден медалями. Получив в январе 1877 года диплом, Поль уезжает в Париж для завершения своего образования в Школе изящных искусств. В 1884 году эта картина под названием «Мардохай, отказывающийся поклониться Аману», была представлена в парижском Салоне, в котором участвовало почти две с половиной тысячи произведений, и получила от министерства народного образования приз — стипендию на двухгодичное путешествие.

Поль Леруа больше никогда не приезжал в Одессу, но город своего детства не забыл. Художник поддерживал связь с одесскими знакомыми и коллегами, в 1891 году стал членом Товарищества южнорусских художников. В 1904 году в память о недавно умершей матери Поль Леруа пожертвовал Одессе свою картину «Аман и Мардохай». Это полотно было передано нашему музею из Одесской картинной галереи в 1953 году. Картина «Аман и Мардохай» написана на библейский сюжет об Эсфири. Согласно легенде, злобный Аман, первый министр персидского царя Ассура, организовал заговор против царя, чтобы захватить власть и уничтожить всех проживающих в Персии евреев. Однако на его пути встал старец Мардохай, глава местной иудейской общины. Поль Леруа не случайно решил подарить Одессе картину именно на этот сюжет. «В тяжелые минуты испытаний, в которых находится ваша страна, — писал он в письме, адресованном городской думе, — я был бы рад показать, хоть и скромно, что я всем сердцем с теми, которые надеются, страдая».

Так художник откликнулся на волну еврейских погромов, прокатившихся тогда по России и затронувших Одессу… А награда Салона позволила художнику, влюбленному в мусульманский мир, осуществить давнюю мечту — побывать в Константинополе и Египте. В 1893 году Поль Леруа становится одним из создателей Общества французских ориенталистов».  

А вот картина Жюля-Алексиса Менье «Ссора возчиков» (таково авторское название, которое одно время меняли то на «Убийство в Ривьере», то на просто «Ссору»). Драматическое событие разыгралось с участием возниц, возможно итальянцев, все проблемы решавших при помощи короткого клинка. Дело происходит близ Ниццы, на дороге, соединяющей Эз и Эз-сюр-мер, и яркое солнце Французской Ривьеры равнодушно освещает тело неудачника и фигуру его убийцы, а причину ссоры мы не узнаем, на нее нет даже намека… Интересно, что полотно подарил городскому Музею изящных искусств гласный (депутат) Одесской думы Зиновий Евстафьевич Ашкенази, по легенде – чтобы компенсировать таким образом свое постоянное отсутствие на заседаниях. Портрет его красавицы-жены Анны Горациевны Ашкенази работы Поля-Сезара Элльо помещен в том же зале, он выполнен в графической технике «сухая игла», позволяющей делать не более 150-ти оттисков, и автор подписывал только первый. На музейном экспонате подпись присутствует – раритет!

Академисты, импрессионисты… Мирно плывут «Парусники» (и пустая бочка между ними) Шарля Котте, чьи работы еще при жизни попали в 63 музея мира. Но вот совершенно иной сюжет – «Две обнаженные» кисти Эдмона Аман-Жана – какое же французское искусство без чувственных мотивов? Это далеко не все причины посетить выставку, а может быть, и лекцию о ней, которую прочитают в музее 7 октября в 14:00. Долой забвение и вив ля Франс!

Автор — Ирэн Адлер, фото Льва Райзмана


Татьяна Балановская представляет "Французского солдата у стены"
Татьяна Балановская представляет "Французского солдата у стены"





 "Юноша в латах"
"Юноша в латах"



В центре - "Избиение младенцев", справа - картина Жана-Батиста Греза
В центре - "Избиение младенцев", справа - картина Жана-Батиста Греза



 "Аман и Мардохай" Поля Леруа
"Аман и Мардохай" Поля Леруа

"Ссора возчиков"
"Ссора возчиков"

Диана Бангура
Диана Бангура







"Две обнаженные"
"Две обнаженные"

Купальщицы" Гастона де Латуш, прозванного "живописцем счастья"
Купальщицы" Гастона де Латуш, прозванного "живописцем счастья"












Новости по этой теме:


   Правила


Сильпо
Реклама


            
20 октября
13:29 Замуж поздно не бывает. Одесским зрителям предложили феминистский спектакль  фотографии
12:55
5 коммент.
На трассе Одесса-Рени произошло два ДТП с погибшими  фотографии
12:11
11 коммент.
В Одессе немцы-лютеране пытаются сменить главу своей церкви, а он решил уйти к американцам — с кирхой и другим имуществом фотографии
10:57
8 коммент.
Полиция продолжает «отрабатывать» одесские рынки: теперь нелегалов ищут на «Южном»
10:41
90 коммент.
Перебудова пам’ятки архітектури. Під виглядом медустанови на Пушкінський побудували спортзал (відео) видео
10:37
14 коммент.
Словно подменили! Одесский художник написал картины за Айвазовского и Брюллова  фотографии
19 октября
22:16
231 коммент.
Владимир Гройсман: "С 1 ноября цены на газ вырастут на 23,5%»
21:27
44 коммент.
Строительство новой взлетки одесского аэропорта: земляные работы почти закончены, и рабочим даже дали часть денег за август фотографии
20:55
28 коммент.
Проезд в Одесском фуникулере теперь можно оплатить бесконтактно (новости компаний) фотографии
20:12
34 коммент.
В бывшем католическом магазине на Екатерининской открылся ресторан крымскотатарской кухни  фотографии
19:23
48 коммент.
На Архитекторской местные жители задержали грабителя  фотографии
18:32
48 коммент.
Просто красиво: в Одессу наконец пришла осень  фотографии
18:22
14 коммент.
Что предлагают профинансировать за счет «Общественного бюджета»: скамейки на поселке Котовского, забор на Рихтера и Хаджибейский парк
18:04
11 коммент.
В Одесской области ремонтируют трассу Тарутино — Арциз — Сарата фотографии
17:40
18 коммент.
В Измаиле во сне умерла полугодовалая девочка: мать винит прививку, а врачи говорят о синдроме внезапной смерти фотографии

Эксимер
Реклама


Статьи:

Почти от Диора и совсем как в косплеях: Одесская опера отшивает костюмы для балета «Маскарад»

Куда пойти в Одессе: фестиваль закруток, осенний праздник в зоопарке и Михаил Жванецкий

Секретарь Одесской епархии УПЦ КП: «Мы ведем переговоры с представителями Московского патриархата»



Новости Одессы в фотографиях:









Замуж поздно не бывает. Одесским зрителям предложили феминистский спектакль (фото)
Фотографии: Замуж поздно не бывает. Одесским зрителям предложили феминистский спектакль (фото)
На трассе Одесса-Рени произошло два ДТП с погибшими (фото)
На трассе Одесса-Рени произошло два ДТП с погибшими (фото)
В Одессе немцы-лютеране пытаются сменить главу своей церкви, а он решил уйти к американцам — с кирхой и другим имуществом
В Одессе немцы-лютеране пытаются сменить главу своей церкви, а он решил уйти к американцам — с кирхой и другим имуществом
Саламандр