sov3



Открытие десятилетия! Историки при помощи георадара определили точное место, где стоял Хаджибейский замок


Изыскания при помощи георадара, которые велись в начале месяца на Приморском бульваре Одессы, принесли сенсационные результаты. «Думская» считает, что это открытие если не века, то десятилетия.

Руководитель исследований, заведующий кафедрой истории Украины Южноукраинского педагогического университета Андрей Красножон уверен, что ему и коллегам удалось точно установить месторасположение остатков знаменитого Хаджибейского замка, который взял штурмом отряд Иосифа де Рибаса 14 сентября 1789 года. С этого короткого боя началась история современной Одессы и завершилась история ее средневекового предшественника, который, как считается, был основан в начале XV века.




Вопрос локализации замка вызывает оживленные споры вот уже больше 190 лет, но разрешить их, используя одни лишь традиционные методы исторической науки, невозможно, поскольку сведения источников не очень точны, а иногда противоречивы. Археологические раскопки проводились на Приморском бульваре лишь раз и не принесли убедительных результатов. Да и для того, чтобы поставить точку в дискуссии, надо было раскопать весь бульвар, что, как вы понимаете, нереально.

К счастью для науки, одесский историк Андрей Красножон нашел общий язык со специалистами «GPR Investigation» Леонидом Криницким и Иваном Голтуренко. Вместе они задумали провести уникальное для Одессы исследование.

«Уникальность георадарного поиска состоит в том, что можно, ничего не раскапывая, просканировать недра земли до определенной глубины в предполагаемом районе размещения замка, а мы, опираясь на исторические сведения, предполагали, что Хаджибейский замок находился между Дюком и Воронцовским дворцом. Это напоминает медицинскую диагностику УЗИ или МРТ. У нас были хорошие исходные условия. Во-первых, мы знали, что ищем. Мы знали, как выглядел этот замок в плане и его примерные размеры. Это свело к минимуму риск ошибки. Кроме того, нам повезло с тем, что на этом месте с момента планирования Приморского бульвара никто ничего не строил. Правда, мы не были уверены, что замок не «ушел» вниз в результате оползневых процессов. А еще известен приказ Потемкина от октября 1789 года об уничтожении этого замка и использовании его остатков в качестве строительного материала».  

Но все сложилось как нельзя лучше. Прибор дал исследователям весьма ясную картину. Это явно рукотворное сооружение, ныне находящееся на глубине 2 метра. В плане оно совпадает с очертаниями Хаджибейского замка, зафиксированными непосредственно после его взятия российскими офицерами.

Другой подобной структуры на всем исследованном участке не было.

«Если что-то выглядит, как утка, плавает, как утка и крякает, как утка, то это, вероятно, и есть утка, — говорит Андрей Красножон. — В нашем случае мы имеем нечто похожее на Хаджибейский замок, находящееся примерно в том месте, где он должен был быть. На глубине более двух метров обнаружена прямоугольная в плане субструкция длиной 36 метров по продольной оси с характерной косой тыльной стеной, ведущей к многоугольной башне, а на фронтальной участке обнаружен профиль, напоминающий главные ворота укрепления с примыкающей круглой башне — видимо, на квадратном фундаменте. Показательно, что толщина выявленных стен составляет около трех метров, что типично для средневековых каменных замков Северо-Западного Причерноморья, таких как Аккерман, Бендеры и так далее. К сожалению, половина этого замка была уничтожена оползневыми процессами, но остатки вполне доступны для археологов. Достаточно просто снять плитку и провести раскопки, хотя бы в рамках благоустройства Греческого парка».

По мнению ученого, археологические изыскания в этом месте позволят не только подтвердить результаты георадарной разведки, но и уточнить детали планировки сооружения, а также его точную датировку.

Напомним, сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что Хаджибейский замок был построен в первой трети XV века по приказу литовского князя Витовта: здесь находилась южная приморская окраина Великого Княжества Литовского. Считается, что центром провинции был современный Каменец-Подольский. Именно оттуда в 1421 году в будущую Одессу прибыл с четырьмя тысячами подвод «губернатор» Гедигольд, который основал замок — видимо, для защиты уже существовавшего порта и поселения при нем.

Автор — Николай Ларин

















Новости по этой теме:


Неравнодушный
Против науки не попрёшь. Только Одессе намного больше лет чем  когда-то писали имперские, потом советские, а  потом и пророссийские историки.


   Ответить    
dolento
dolento   страна по ip - od 28 августа, 23:27     +13      
Мокшанські шовіністи нервують, адже розсипається їх мантра про роль окупантів у брудних чоботях, в освоєнні територій Північного Причорномор«я!!
   Ответить    
BARS_777
BARS_777 28 августа, 21:42     +30      
Красножон, Криницкий и Голтуренко — красавцы, добавить нечего!
   Ответить    
Олег Коваленко
Браво, молодцы! Только где же конкретно находился замок?
   Ответить    
Олег Константинов, главный редактор "Думской"
к сожалению, до полноценного введения в научный оборот это разглашать нельзя
   Ответить    
Дурдом им. Лысого
Так и похоже, что где-то в районе дома Потоцкого, а пустое место сверху — Воронцовский переулок, выходящий на бульвар. Главное, что первую очередь парка сдадут к празднику. Стране нужен уголь, пятилетку — за три года!
   Ответить    
I'll be back
I'll be back   страна по ip - ua 28 августа, 22:22     +7      
Можно старинную карту на современный план наложить?
   Ответить    
Игорь Сапожников
Меня не перестает удивлять, как легко и быстро Красножон меняет свою точку зрения. Оказывается, замок теперь стоит там, где и «должен быть». Однако, как всегда, в погоне за пиаром, им не была учтена еще одна локализация, вытекающая из плана Лафитта-Клаве 1784 г. Согласно ней, замок находился между лестницей и Думой, на краю обрыва. Сам факт выявления «новой структуры» можно только приветствовать. Как раз там располагалось российское укрепление самого конца 18  начала 19 вв, отмеченное на многих планах. Оно-то, вероятнее всего, и найдено, с чем всех вас и поздравляю!
   Ответить    
rss911
rss911   страна по ip - ua 29 августа, 02:31     +9      
экскаватор вас рассудит☺
   Ответить    
Sergey Ivchenko
Так выходит, это найдено русское укрепление Хаджибей?
Построенное взамен разрушенного после штурма турецкого замка генералом российской армии Суворовым? Одновременно с Тирасполем и другими крепостями цепи укреплений близ российско-турецкой границы вскоре после окончания судьбоносной для нашего города русско-турецкой войны?
   Ответить    
 Insider
Insider   страна по ip - eu 8 сентября, 05:18     +1      
Фроим Петрович, не пытайся выдать желаемое за действительное, это остатки средневекового замка.
   Ответить    
Mikhail Golubev
Серьёзный аргумент к пересмотру традиционной хронологии/истории Одессы. Конечно, выводы надо проверять ещё.
   Ответить    
Добродій
Чудовий подарунок до дня міста!
   Ответить    
advokatTerrazini
advokatTerrazini   Proxy 29 августа, 07:51     +7      
«однако поставить точку в дискуссии традиционными методами историческими науки было невозможно» — как-то по другому нужно сформулировать.
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
Та да, я тоже " споткнулся" на этом моменте, два или три раза перечитал, что бы не потерять нить мысли)
   Ответить    
Олег Коваленко
речь идёт раскопках
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Умник
Умник   страна по ip - od 29 августа, 09:42     +10      
эк, у вас бомбит
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 29 августа, 10:08     +10      
Он родом из Питера, у них тоже российский миф про строительство Питера на ровном месте.
   Ответить    
Вова Тупин
Это одна из моих самых любимых географических карт. Составленная в период между 1635 и 1645 гг., она запечатлела мой родной город за 70 лет до того, как он якобы был основан Петром I. В действительности он был основан еще в 1611 г. шведами и представлял собой город Ниен (Nyen, т.е., Нева; вариант названия  Nyenstadt) с крепостью Ниеншанц (Nyenskans) на правом берегу Невы, в районе Охты, и целый конгломерат поселений, раскинутых вокруг.

https://ibigdan.livejournal.com/…
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Вова Тупин
Кто мы?
   Ответить    
Игорь Сапожников
не туда ответил. Это не Вам а Гелиосу
   Ответить    
Вова Тупин
Не тупите. Я, Невзоров и Шнур не бомжи!
   Ответить    
Неравнодушный
Питер построен на костях украинских казаков. Мы имеем право на Питер тоже.
   Ответить    
Sergey Ivchenko
Мазепа слал своих казаков лечь костьми возводя град Петра?
Вот же ж Иуда этот клятый гетьман-зрадник!
Не зря анафеме предан был!
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 2 сентября, 12:45     0      
Не зря тебя отпетушили, петушок.
   Ответить    
Matilda57
Matilda57   страна по ip - od 29 августа, 11:03     +5      
Восстановить бы его. Было бы интересно…
   Ответить    
Serg  Chernetchenko
Хотя бы методом дополненной реальности.
   Ответить    
Верящий
Господа, вопрос- а может ли замок/крепость/дача/имение  и прочее — иметь признаки города. Что вообще можно называть городом и с какого момента? Может быть теория снова высосана из пальца? Вопрос не к горлохватам патриотическим а к знающим и имеющим к этому отношения.
   Ответить    
rss911
rss911   страна по ip - ua 29 августа, 12:42     +10      
Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения оборонительной ограды — вала или стены. В Древней Руси городом называлось всякое крупное жилое место, окружённое такой оградой. Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений.Город  Википедия
   Ответить    
Верящий
другими словами понимаю фразу так- некое сообщество объединенное единым социальным укладом, религией, совместной добычей про питания, совместной охраной своего поселения и как следствие эту поселение можно называть городом. Я правильно понял? Тогда вопрос- остров Хортыця — имел большое количество оборонительных сооружений и разных объединяющих большую массу населения- но городом он так и не стал…
   Ответить    
Serg  Chernetchenko
А я счиитаю, наоборот: единый социальный уклад необязателен, также как и единая религия, и уж тем более — совместная добыча пропитания.
Как по мне, город, получается — это общность самых разных социальных, религиозных, професиональных групп, проживающих в одном месте и подчиняющихся одному городскому закону или уставу.
Кстати, замок под эту категорию подходит, а вот гарнизон — нет. А Хортица, насколько я знаю — была именно гарнизоном, куда женщины, по-большому счету, вообще не допускались.
   Ответить    
Верящий
Те признаки которые были перечислены это из определения племени…
Далее… исходя из Вашей сообщения- ок все разное (пропитание, религияи т.д.) а что тогда их объединяет- только ров и стена? или просто географичесткое место проживание?… Исходя из Ваших рассуждений тогда — город это и есть сам замок с хозяином его и его слугами. Ну кругом бегом человек до 100.. — что в априори как то назвать это городом… Тогда наше "Царское село" это мегаполис…- там множество маленьких замков с каким то исчислением слуг и хозяйвов.
   Ответить    
Верящий
В те времена понятия гарнизон, замок, город и т.д. было как то все размыто и включало одно в другое… Хортица аналогично. Не будете же Вы утверждать что если есть ограничение по гендерному признаку то это сразу придает определенные свойства сооружениям. Т.е. если женщин нет то это гарнизон, а если есть- то это хутор.
   Ответить    
Serg  Chernetchenko
Я этого и не утверждал, вы сами это придумали. Я говорил, что у Хортицы было свое предназначение: именно гарнизон, крепость, по-современному — воинская часть, и то — это касалось только непосредственно укреплений. А так-то, на Хортице были и поселения, и хутора. Городами не стали — ну так судьба сложилась. Рядом, через протоку  — Запорожье. Из хутора вырос огромный город — опять-таки, так судьба сложилась.
   Ответить    
Serg  Chernetchenko
По-большому счету, замок очень близко подходит к городу, за исключением, может, того момента, что в замке все слуги подневольные — им управляющий замком задает задачи и выдает пропитание. А в городе народ вольный — делает, что хочет, а жрет — что надыбал.
   Ответить    
Умник
Умник   страна по ip - od 29 августа, 12:53     +12      
так город был вокруг замка
   Ответить    
Верящий
Вы наверно имели ввиду не город а поселение было вокруг замка- тогда тем более не клеится теория
   Ответить    
advokatTerrazini
advokatTerrazini   Proxy 29 августа, 14:45     +6      
-щий!
харош уже дураком прикидываться.
   Ответить    
Верящий
есть что то сказать по существу? или как обычно…высер?
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 29 августа, 16:08     +3      
К чему твой высер, петушок?
   Ответить    
Верящий
я обсуждаю тему — а тебе как обычно сказать на эту тему ноль кроме как писать гадости и оскорбления…
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 29 августа, 16:39     +3      
Пердящий, пиши по теме, а не воняй.
   Ответить    
advokatTerrazini
advokatTerrazini   Proxy 29 августа, 19:59     +3      
ты не обсуждаешь тему, ты мутишь воду и кидаешься придурком!
ты реально не знаешь, что такое город?
или сомневаешься в существовании Хаджибея?
или Витовт не внушает тебе доверия ? 
   Ответить    
Верящий
Ну во первых- жаргон
"кидаешься придурком"- я не понимаю оставь эти обороты для своих семейных посиделок а во вторых…… ну наверно это и все- вести полемику с таким индивидуумом  считаю ниже собственного достоинства…
   Ответить    
Игорь Сапожников
А вот тут как раз и может. Дело в том, что замок и центральная часть Хаджибея были обнесены валом со рвом, которые были сооружены между Карантинной и Военной балками.
   Ответить    
Неравнодушный
Получается, что Хаджибейский замок находился на том месте, где сейчас находится Приморский бульвар напротив домов №4 и 5. Его фундамент частично сполз вниз в результате оползневых процессов.
   Ответить    
Никузькин.
Странная и непонятно к чему ведущая полемика. Есть история территории и история рождения города. Город рожден со дня провозглашения его концепции его построения и развития.
Концепция определилась после завоевания Крыма и юга, определения дальнейшей цели : зарождение на ней трех городов Николаева(цель — верфь), Одессы(цель — порт), Херсона.
История территории гораздо богаче, но не вижу гешефта зачем историю создания города подменять историей территории…?
В моем дворе бывший дворовой туалет имел общую стенку с одной из квартир. Туалет хозяйкой квартиры был прихватизирован и квартира расширена за счет его площади. Сделан евроремонт. Следуя выше следующим рассуждениям хочется спросить она живет в туалете(согласно истории территории)  или в квартире(согласно истории начала строительства двора)?
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 5 сентября, 18:22     +3      
Где указ о его основании?
   Ответить    
Никузькин.
В открытом доступе(гугл в помощь) имеются копии подписанного Указа об открытии порта для купеческих судов и подписанный Екатериной план Деволана по строительству города. Можно найти и другие подтверждающие источники, но я вижу, вы предпочитаете квартиру считать туалетом(нижний абзац моего комментария). Это конечно ваше право и мнение, с которого имеете свои гешефты…
ПыСы
Нормально что крепость со своей историей  называлась Гаджибей, а план и город(со своей историей) — Одесса. Отмечаем день рождения города, а не крепости или еще древних греческих поселений тысячелетней давности
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 6 сентября, 09:34     +1      
Лжец, есть только указ о выделении денег для порта Хаджибей, про переименование в Одессу вообще никаких документов нет.
   Ответить    
Никузькин.
А где вы у меня нашли вопрос переименования? Странно, вам так хотелось обвинить, что не заметили, что по данному вопросу я даже не высказался…

Глупо было бы переименовывать крепость Гаджибей в крепость Одесса, тем более кто крепостью (из трех городов юга) был избран Херсон. А ведь другого статуса у данной территории не было ни по населению ни по застройке его городом называть было бы глупостью. Поэтому все карты шли как перестройка Гаджибея.

Впервые серьезно заговорили о городе в 1894году уже с планами-картами ГОРОДа Одесса. Николаев как город-верфь не одно десятилетие строился и не один десяток жизней положил чтобы стать городом… Все это известные вещи легко отыскиваемые гуглом, меня же интересует другой вопрос (не зря я привел пример с квартирой построенной на месте дворового туалета)…

Я согласен с вами праздновать день рождения (построения) крепости Гаджибей, только укажите точно дату ее создания, место и сценарий празднования. Предположим, можете открыть ее под стеклянным куполом и в указанную вами дату рождения организуете возложение венков. Ок… Даже соглашусь с вывешиванием флагов на день взятия крепости (не знаю, что это траур или победа), только не воруйте по-совковски 2 сентября. Это уж точно никак не день создания крепости… Создается впечатление, что вам важно уничтожить символ, дату с историей, а не добиться правды. Так что уважаемый Гелиос, лжец — вы, так как боретесь лживыми методами за уничтожение символической даты нифига не противопоставляя(исторических фактов нет) против 2 сентября… Только совок : взять и поделить по своему. Потрудитесь определить дату постройки крепости Гаджибей…
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 6 сентября, 13:17     +2      
Где хоть один документ про переименование, лжец?
   Ответить    
Никузькин.
А где вы у меня нашли вопрос переименования? Странно, вам так хотелось обвинить, что не заметили, что по данному вопросу я даже не высказался от слова никак…

Глупо было бы переименовывать крепость Гаджибей в крепость Одесса, тем более что крепостью (из трех городов юга) тогда был избран строящийся город Херсон. А ведь другого статуса у данной территории (Галжибей-Одесса) не было. Ни по численности населения, ни по застройке это место городом называть было бы глупостью. Поэтому все первые карты шли как перестройка Гаджибея.

Впервые серьезно заговорили о городе в 1894году уже с планами-картами ГОРОДа Одесса. Николаев как город-верфь не одно десятилетие строился и не один десяток жизней положил, чтобы стать городом, Одессе тоже надо было время зазвучать. Все это известные вещи легко отыскиваемые гуглом, меня же интересует другой вопрос (не зря я привел пример с квартирой построенной на месте дворового туалета)…

Я согласен с вами праздновать день рождения (построения) крепости Гаджибей, только укажите точно дату ее создания, место и сценарий празднования всех дат, связанных с ней. Предположим, можете открыть ее под стеклянным куполом и в указанную вами дату рождения организуете возложение венков. Ок… Даже соглашусь с вывешиванием флагов на день взятия крепости (не знаю, что это траур или победа), только не воруйте по-совковски 2 сентября. Это уж точно никак не день создания крепости…

Создается впечатление, что вам важно уничтожить символ, дату с связанной историей, а не добиться правды. Так что уважаемый Гелиос, лжец — вы, так как боретесь лживыми методами за уничтожение символической даты нифига не противопоставляя (исторических фактов нет) против 2 сентября…

Фи… От вас и подобных вам исходит брутальный совок : взять и поделить по своему. Потрудитесь определить дату постройки крепости Гаджибей…
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 6 сентября, 13:18     +2      
Определяется по первому письменному упоминанию в летописи, неуч.
   Ответить    
Никузькин.
Повторяю для отважных прокси-патриотов:"Потрудитесь определить дату постройки крепости Гаджибей и не прихватизируйте 2 сентября, манипулятор и лжец…"
   Ответить    
Гелиос
Гелиос   Proxy 7 сентября, 08:59     +2      
Повторяю для упоротых прокси-кремлеботов : год основания города берется из упоминаний в летописях. Где указ о переименовании Хаджибея в Одессу
   Ответить    
   Правила


Kador fitness
Реклама


       
24 сентября
20:28 За минувшую неделю в Одессе родилось 216 детей
20:20
24 коммент.
Азовский поход ВМСУ: «Донбасс» и «Корец» прибыли в Мариуполь
19:53
16 коммент.
В Американском посольстве обеспокоены покушением на одесского активиста: «Нападения такого рода участились, и это нужно прекратить»
19:48
1 коммент.
Дноуглубление в порту «Южный» проводят на условиях софинансирования государства и частного бизнеса фотографии
19:27
17 коммент.
Генпрокурор: усиленная группа столичных правоохранителей будет расследовать нападения на активистов в Одессе
18:51
32 коммент.
Покушение на Олега Михайлика обеспокоило президента Украины: он связался с Одессой из США
18:34
3 коммент.
«Магия Утра»: одесситов научат, как продвигать личный бренд и бизнес в Instagram (на правах рекламы)
18:31
26 коммент.
Сентябрьский ливень: Аркадию затапливает, а на Таможенной из ливневки бьют фонтаны фотографии видео
17:59
20 коммент.
В Одессе водитель сбил ребенка на пешеходном переходе  фотографии
17:35
23 коммент.
В Одесской области город решил, что он самый древний в Украине: горсовет проголосовал за 2700 лет
17:01
3 коммент.
В Измаиле патрульные задержали вора-домушника
16:50
30 коммент.
«Мы позволили им забыть, что такое запах паленых шин»: одесские активисты снова пикетируют здание полицейского главка фотографии видео
16:44
4 коммент.
В Кишиневе прошло грандиозное авиашоу — с модернизированными в Одессе «пчелами»  фотографии
16:33
1 коммент.
Световые фонари в крыше Одесского художественного музея оказались опасными: они сделаны из обычного стекла  фотографии
15:55
11 коммент.
Битва за Медин: Минюст отказался считать руководителем вуза ставленника Запорожана

Эксимер
Реклама


Статьи:

Аня, Ночка и война: как хрупкая россиянка вместе со своей искалеченной кошкой Украине помогает

Куда пойти в Одессе: Odessa JazzFest, «Золотые скрипки» и фестиваль пейнтбола

Одесский педиатр - о прививках, антивирусных препаратах и воспитании детей



Новости Одессы в фотографиях:







Интострой