29_3

23 февраля, 21:40

«Место силы» из каррарского мрамора: белоснежный склеп на Втором христианском привлекает верующих и любителей старины  



Тема состояния захоронений на Втором христианском кладбище Одессы, поднятая «Думской» в одном из прошлых материалов, без сомнения, вызывает и будет вызывать горячий отклик в сердцах людей. Ведь именно в месте вечного упокоения человеческих душ хранится немаловажная часть реальной истории города.

В продолжение разговора хочется поведать об одном удивительном объекте на знаменитом одесском погосте. Скептики, возможно, сочтут то, о чем пишет наш постоянный автор Снежана Стрепетова, мистикой, а верующие увидят в ней незримую духовную связь между душами людей, живущих в разные временные отрезки. Те же, кто же не относит себя ни к первым, ни ко вторым, просто откроет для себя человека, память о котором светла и непорочна спустя более 120 лет после его ухода.

Речь пойдет о необычной старинной часовенке, затаившейся среди десятков старых крестов. Впрочем, отыскать ее несложно: она расположена справа, если идти от главного входа, недалеко от основной аллеи, приблизительно на одной линии с задней стеной Свято-Михайловской церкви.

К сожалению, родственников у человека, погребенного в склепе под изящной конструкцией, в Одессе давно не осталось. Однако сам мавзолей многим верующим известен как место силы: сюда приходят одесситы, приезжают иногородние и даже иностранцы, чтобы помолиться и получить ответы на свои просьбы. Подтверждением тому служат многочисленные записки, заложенные в зазоре между мраморными плитами задней стены часовни. Авторы их в отчаянии и мольбах обращаются к «батюшке Дорофею»…


НЕИСПОВЕДИМЫЕ ПУТИ

Возможно, кто-то удивится, но в некогда роскошной часовенке покоится не одессит, а потомственный почетный гражданин города Измаила Дорофей Феодорович Тульчианов. Об этом удивительном человеке известно совсем немного, но мы точно знаем главное — жизнь его была исполнена благочестия и жертвенности.

И все же историю жизни Дорофея Тульчианова открыли сначала для себя самих, а потом и для нас с вами одесситы.

…В начале 2000-х годов среди прихожан Свято-Ильинского монастыря Одессы (на Пушкинской) сама собой сформировалась небольшая группа. Людей этих объединила потребность найти решение своим проблемам. В число этих людей входила Елена Анатольевна, она и рассказала нам обо всем.

После непродолжительных поисков верующие узнали, что на Втором христианском кладбище есть место, где люди получают ответы на свои молитвы — это могила бывшего юродивого Ивана Петровича Жуковского. Расположена она по левую сторону от храма.

Когда-то благодарные христиане общими усилиями установили на ней памятник в виде дерева с обрубленными ветками. На кресте старца значится надпись: «Жил, ибо Ты создал. Умер, ибо Ты призвал». На могилу к нему, как к живому, люди приходят со своими скорбями и радостью, просьбами и благодарностью.

Иван Петрович родился в 1890 году в семье священника, окончил Одесскую семинарию и работал секретарем епархии. По некоторым сведениям, он принял священнический сан, но запомнили его только в облике юродивого. Зимой и летом он ходил в одной и той же домотканой одежде из грубого холста, оставаясь босым в любую погоду. Жил он при Свято-Михайловском монастыре на конюшне. Ко всем приходившим относился с любовью, провидя их скорби и недуги, предсказывал будущее. Жил Иван Петрович в крайней бедности, но не терпел нечистоты: блаженный постоянно ходил с веником и совком в руках. Скончался юродивый 29 марта 1960 года.

С тех пор люди приходят к нему на могилу – одни ищут ответа на свой вопрос, другие жаждут исцеления. Пришли сюда и наши прихожане Свято-Ильинского монастыря. Там им повстречалось несколько женщин, которые рассказали, что на кладбище есть еще одно благодатное место — заброшенная часовня, от которой тоже исходит особая сила. Кто захоронен в ней, никто не знал.

Тогда наши Елена Анатольевна и ее спутники направили стопы свои к указанному месту. Вскоре они разыскали чудесное строение, на портике которого значилась надпись «Дорофей Тульчіяновъ». Так получилось, что один из пришедших взял с собой толстую книгу с молитвами. И тут стало происходить невероятное: трижды мужчина пытался прочесть из нее, и столько же книга выпадала из его рук и оказывалась раскрытой на одной и той же странице. Это заинтересовало верующих. На открывшейся странице была молитва об осквернении…

Изумленные люди открыли двери часовни…

Внутренняя часть строения была засыпана мусором. Как оказалось, работники кладбища свозили в него землю со старых могил. Здесь же хранился и инвентарь: лопаты, ведра, тачка.


ВОСКРЕСШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Православные христиане обратились к руководству кладбища с просьбой разрешить им очистить часовню. С того момента каждую субботу, оставив свои дела, люди по три-четыре часа посвящали уборке усыпальницы. Корзинами, ведрами, мешками вытаскивали землю — в общей сложности вынесено около десяти кубов мусора.

В ходе уборки в часовенке обнаружились ступени, ведущие вниз, а дальше — ниши. Лестницу отремонтировали, а пол залили бетоном.

Надо сказать, что усыпальница своей архитектурой заметно отличалась от других строений на кладбище, и потому верующие обратились к специалистам за советом по ее восстановлению. Оказалось, что часовня Дорофея Тульчианова была изготовлена из каррарского мрамора (один из ценнейших сортов этой горной породы) в мастерской Антонио Тузини, о чем свидетельствует высеченная на одном из углов конструкции надпись «Мастерская А.Тузини Одесса». Украшенная утонченными мраморными узорами в виде венков и других погребальных деталей, с мозаичным изображением святого Дорофея на фронтоне, она и сегодня являет собой настоящее произведение искусства.

Каррарский мрамор словно создан природой специально для архитектурных и скульптурных шедевров. Обладая высокой чистотой, хорошей просвечиваемостью и равномерной зернистостью, он не дает трещин. Именно ему отдавал предпочтение Микеланджело. Каррарский мрамор легко поддается уходу и чистке, практически полностью приобретая свой первоначальный внешний вид.

Большинство памятников на старом одесском кладбище было сооружено из редких сортов мрамора. Многие из них привозились морем из Италии. Итальянские скульпторы и мастера каменных изделий были известны в Одессе со времени основания города.

В конце XIX века в Одессе весьма известна была фирма «Тузини и Росси». Ее владельцы Антонио Тузини и Джузеппе Росси имели базовое отделение в Одессе, а в Киеве открыли филиал. Это предприятие известно оформлением мраморного иконостаса Владимирского собора в Киеве в 1896 году. Интересно отметить, что доставшийся им заказ оказался им крайне выгодным: фирме «Тузини и Росси» было заплачено около 100 тысяч рублей при общей стоимости собора примерно в 900 тысяч. Эти же мастера создали мраморный иконостас Кирилловской церкви в Киеве, признанный впоследствии памятником скульптуры и живописи 19 века.

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что мраморная часовня в память Дорофея Тульчианова выполнена великими мастерами из мрамора высочайшего качества.

Но к началу третьего тысячелетия мраморная конструкция оказалась покрытой таким слоем грязи и плесени, что от прежнего ее великолепия, казалось, мало что осталось. Но, как мы уже говорили, каррарский мрамор легко поддается чистке, поэтому всю часовню, включая крышу, наши единомышленники-альтруисты отмыли. Со временем здесь заменили старую ограду. После того, как привели мавзолей в порядок, еженедельно верующие стали собираться у благодатной часовенки на служения.


ТАЙНА ПОГРЕБЕННОГО НЕЗНАКОМЦА

Однако, приводя в порядок старинную конструкцию, христиане не могли оставить в стороне саму личность погребенного, ведь разгадка исходящей силы в этом месте крылась именно в ней!

Более года они потратили на поиски, перелопатив за это время архивы почти полутора десятка церквей Одессы. Наконец, удача улыбнулась этим настойчивым людям: в метрической книге Троицкой церкви они нашли нужные записи. Выяснилось, что Дорофей Феодорович Тульчианов, родившийся в 1835 году, скончался 4 декабря 1896 года и был захоронен на Первом христианском кладбище (в настоящее время оно не существует). Отпевали его в Троицком соборе Одессы.

Его супруга Каллиопа Павловна Тульчианова, 1842 г.р., приобрела в 1906 году участок земли на Втором христианском кладбище, где построила роскошную часовню и в ней перезахоронила останки супруга. Интересно отметить, что сама женщина не была упокоена в этой усыпальнице. При этом до революции здесь был подзахоронен еще один достаточно молодой человек, но кто он неизвестно.

Помимо церковных документов, исследователи обратились и к другим источникам, в частности, к Новороссийскому календарю. Благодаря их упорной, кропотливой исследовательской работе все отчетливее вырисовывалась личность Дорофея Тульчианова. И все яснее становилось, что жизнь свела верующих с неординарным человеком…

Итак, мы подошли к самому интересному месту – личности Дорофея Феодоровича Тульчианова. Родился он в Измаиле в семье Феодора Стефановича и Параскевы Тульчиановых, был третьим и самым младшим ребенком в семье — после братьев Александра и Павла.

Известно, что Дорофей Тульчианов являлся потомственным почетным гражданином города Измаила, землевладельцем с имущественным цензом с 1885 года в 10 тыс. руб.

В 1891 году богатый землевладелец вошел в список присяжных города Измаила. И на этот момент стоит обратить внимание — возможно, он стал переломным в жизни уже немолодого мужчины, потому что, по всей видимости, свои оставшиеся годы он посвятит спасению заблудших душ. Кстати, в это время городским головой Измаила был его родной племянник Федор Павлович Тульчианов – руководитель-легенда (о нем мы расскажем в ближайшее время). У Дорофея и Каллиопы Тульчиановых своих детей не было.

Не знаю, к месту ли будет, но хочется отметить, что буквально за год до этого – в 1890 году – на свет появился блаженный Иван Петрович Жуковский, о котором мы говорили выше. Можно предположить, что он неоднократно бывал у красивой часовни при своей жизни. Он ведь обладал уникальной способностью чувствовать людей…

О добром сердце Дорофея Тульчианова говорит тот факт, что в 1892 году он на собственные пожертвования устроил при измаильской тюрьме Свято-Дорофеевскую церковь. Первое время она была приписана к Покровскому собору. Этим он, как и его старший брат Павел (тоже в свое время обустроивший церковь), согласно православным традициям, заслужил вечное поминовение.

К большому сожалению, о тюремной церкви известно крайне мало. Документы Измаильского архива гласят: «Церковь Святого Дорофея тюрьмы города Измаила устроена в тюрьме в 1892 году умершим гражданином города Измаила Дорофеем Феодоровичем Тульчиановым с припиской к Измаильскому собору. Признана самостоятельной церковью указом Святейшего Синода от 20 июля 1905 года за №7270. Богослужение совершается на славянском языке. Утварью и ризницей недостаточна. По штату, установленному Святейшим Синодом от 20 июля 1905 года за №7270, полагаются один священник и один псаломщик, а налицо — один священник. Священник живёт в церковном доме Свято-Николаевской церкви в предместье Кугурлуй-Матроски. При сей церкви жалованье положено из казны 180 руб., а псаломщику — 80 руб. Ближайшая к сей церкви тюрьмы — кладбищенская г. Измаила Жен Мироносиц».

Свято-Дорофеевская церковь обслуживала военных, статских и арестантов — всего 35 дворов (142 мужчины и 21 женщина). В церкви Святого Дорофея преподавали уроки Закона Божия. Служил в ней Лонгин Стефанович Калиновский, родившийся 16 октября 1842 года в селе Староказачьем Аккерманского уезда, сын причетчика этого же села. До тюремной церкви он служил в Свято-Николаевской церкви предместья города Измаила Кугурлуй—Матроска.

В 1893 году Дорофей Тульчианов получает должность помощника Измаильского уездного исправника и становится членом Измаильского уездного тюремного отделения Бессарабского губернского попечительного о тюрьмах комитета. Именно с этого времени след его в Измаиле теряется. Возможно, он переехал по службе в Одессу. А через три года – в 1896 году – его не стало…

Факт заботы Дорофея Тульчианова о душах заключенных говорит о его невероятной вере в доброе начало каждого человека. Творить добро и жертвовать было нормой жизни этой семьи. Известно также, что уже после смерти Дорофея Феодоровича, в 1914 году, Каллиопа Павловна пожертвовала сумму в 2 тыс. рублей городской больнице Измаила, учредив там именную кровать Тульчиановых.

…Говорят, что приходящие к старой часовенке на Втором христианском кладбище Одессы получают исцеление, находят разрешение в сложных жизненных ситуациях и просто успокаиваются, ощущая особую энергетику святого места.

Первый раз я побывала здесь в декабре 2012 года, на тот момент часовня была открыта, и мне удалось сделать снимки ее внутренней части. Декабрь был холодным и снежным, и потому небольшое помещение, судя по разложенным вещам, служило на тот момент укрытием бездомным. Попав сюда летом следующего года, я обнаружила закрытую на замок дверь. А спустя еще три года на фасаде мавзолея, по разные стороны от двери, появились две фотографии якобы с изображением Дорофея Тульчианова. Но это не так: на левом снимке изображен его племянник Федор Тульчианов, а на правом – сын Федора Павловича Димитрий, тоже с большим успехом (в 1911 — 1917 годах) занимавший пост городского головы Измаила. К большому сожалению, изображения самого Дорофея Феодоровича Тульчианова не сохранилось. Но о нем осталась добрая память, а это намного ценнее…

В завершение хочется обратиться ко всем, кто располагает какой-либо информацией о часовне, а также о жизни Дорофея Тульчианова, откликнуться. Поиск сведений по данной теме продолжается.

Автор — Снежана Стрепетова, специально для «Думской»








Так выглядела часовня в 2012 году
Так выглядела часовня в 2012 году











Записки с обращениями к "батюшке Дорофею"
Записки с обращениями к "батюшке Дорофею"













Внутренний вид часовни в 2012 году
Внутренний вид часовни в 2012 году







Дверь закрыли на замок, на фасаде появились изображения
Дверь закрыли на замок, на фасаде появились изображения



Записи церковной книги, в том числе о Свято-Дорофеевской церкви
Записи церковной книги, в том числе о Свято-Дорофеевской церкви



Иван Петрович Жуковский
Иван Петрович Жуковский






Неравнодушный
Люди должны во что-то верить, чтобы жизнь была осознанной и благочестивой. Сколько тайн и легенд на этом кладбище. Спасибо за интересное исследование. Может действительно кто-то что-то  знает  больше рассказанного.
   Ответить    
Великолепный
Сам то веришь в загробный мир, "верующий"?
   Ответить    
Неравнодушный
Я написал "во что-то верить", а не обязательно в загробный мир. Будь внимательным!
   Ответить    
Raptor
Raptor   страна по ip - od 23 февраля, 22:01     +4      
Если он сегодня несколько фанфуриков накатил, то откуда у него внимательность возьмётся?
   Ответить    
Неравнодушный
… он лишь бы что-то вякнуть написал.
   Ответить    
Великолепный
ты написал "во что-то верить", это верно. А под этим что-то можно подразумевать и загробный мир.
   Ответить    
Вова Тупин
Не тупите. Господин социопат. Вера и религия это не одно и то же. 
   Ответить    
Великолепный
Вовочка квадратная головочка, он пишет о вере в теме про религию.
   Ответить    
Вова Тупин
Не тупите. Господин наитупейшая головочка. Неравнодушный писал, что он атеист.
   Ответить    
Великолепный
Вовочка квадратная головочка, когда то он написал, что является атеистом, но призывает верить: Неравнодушный   страна по ip  od 23 февраля, 21:49     -10 
   Ответить    
Вова Тупин
Не тупите. Господин социопат. Атеист не верит только в существование богов, в другое он может верить.
Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος «отрицание бога; безбожие»; от ἀ «без» + θεός «бог») в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов.
   Ответить    
Великолепный
Вовочка квадратная головочка, откуда ты знаешь то, что имел ввиду Неравнодушный?
   Ответить    
Вова Тупин
Не тупите. Господин социопат. Он предельно ясно это написал в своём комментарии.
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
С какого перепугу, эта тема вдруг стала про религию?
   Ответить    
Неравнодушный
Так Великолепному видится.
   Ответить    
Raptor
Raptor   страна по ip - od 24 февраля, 12:21     +4      
Потому что он принимает просроченный галоперидол.
   Ответить    
Великолепный
Здесь кроме тебя никто его не принимает. Даже годный по сроку применения.
   Ответить    
Великолепный
Ты лоханулся, так молчал бы уже. Это, кто написал?
«Неравнодушный   страна по ip  od 23 февраля, 21:49     -10     
Люди должны во что-то верить.»
   Ответить    
Duninov
Duninov   страна по ip - od 23 февраля, 21:56     +4      
Если слегка перефразировать одну из заповедей, то люди просто «Сотворили себе кумира», на том основании, что покойник был при деньгах, и ему сделали склеп.
А то, что рядом, в скромных могилах похоронены, возможно, намного более достойные люди, всем наплевать.
Нет склепа — нет поклонения.
Деньги правят и Тем Светом…))
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
Тут не поспоришь, люди играют в " набожность" на шее крестик, а в душе нолик! Скрепы, духовность липовая, пост с печенькой " постной" улыбает) зачем самого себя обманывать? Ведь в пост есть нужно скромную и постную еду, только лишь бы органанизм мог продолжать жизнедеятельность, а печеньки, хоть и постные, это как не крути удовольствие, равно как и секс, от которого во время поста нужно воздерживаться, а главное молитва и очищение, но те кто следуя моде, навязаной фсбшным Гундяем, наверно и сексом не брезгуют, но только тоже постным)
Хотя в библии когда то прочёл, дословно не помню, но смысл такой, когда постишься, не делай угрюмого лица, а намажь голову елием и радуйся, ибо Бог, отец наш видящий тайное, воздаст тебе явно, когда молишься ты Богу, не выкрикивай громко слова молитвы, а молись тихо, ибо Бог отец наш видящий тайное, воздаст тебе явно…
   Ответить    
1.Одессит
1.Одессит   Proxy 23 февраля, 23:27     0      
Интересная статья! Но почему Думская не упомянули о том, что самое козырное место на этом кладбище занято захоронением одесским бандитом-авторитетом Куливаром-Карабасом, захоронение которого 1.5 года круглосуточно охраняли бандиты?!
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
Почему вдруг, оно самое " козырное"? Я там часто бываю, чуть правее по алее похоронен мой друг, да и много родственников, но в других местах погоста, так никакой " охраны" ниразу там не наблюдал)  Бывают конечно моменты, когда молодняк, проникшийся " тюремной романтикой" стоят возле могилы и дуют щёки типа ритуал такой себе исполняют, но не так как Вы излогаете…
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
Да, про похороны Виктора Палыча, все так и было и охрана точнее почестый караул, тоже был какое то время, но сейчас ведь давно уже этого всего нет, не правда ли?!
   Ответить    
Нестор Иванович
Раньше, на втором кладбище, было очень много красивых  старых памятников из белого мрамора. Сейчас их осталось мало. Потихоньку растащили. Понятное дело, что места на кладбище дорогие и местами хоронят уже по третьему разу. Отец рассказывал, что моего деда хоронили на месте заброшенных захоронений царских времён. А теперь, там на месте могил шестидесятых годов, хоронят опять.
   Ответить    
Великолепный
Одному кумиру склеп из мрамора, другому из красного гранита. Кумиры они такие.
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
А кого то, кто опу рвет за уничтожителя Одессы, может и из морга забрать никто не придёт…
   Ответить    
Великолепный
Зачем ты такое о себе пишешь?
   Ответить    
Круглова Наталья
Очень интересная статья. Спасибо!
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
И камень действительно удивительной красоты, какой то магический необычно белый, красивый склеп, хорошо, что почухали, но с записками явный перебор, как стена плача, только по Одесский) интересно камеры посмотреть, наверняка ночью труха записку оставлял) типа « я ж ватноскрепный, я ж мощи привозил, замолвите там словечко за меня, не дайте антихристам, еретикам и вероотступникам из НАБУ, меня верующего пацана на нары упечь»)
   Ответить    
К слову )    Ответить    
   Правила


Kador fitness
Реклама


          
23 сентября
15:52 «Нет охоте на активистов»: в Одессе пикетируют полицейский главк фотографии видео
15:18 Второй день Odessa JazzFest: сладкоголосая литовка, темпераментные греки и корейцы с ди-джеем фотографии видео
14:05
6 коммент.
Покушение на одесского активиста расследует группа опытных следователей: рассматривается несколько версий
12:24
18 коммент.
Противники стройки на Ланжероне требуют от бизнесменов извиниться за обвинение о вымогательстве
10:53
21 коммент.
Полиция устанавливает обстоятельства взрыва в частном секторе Одессы (обновлено)
10:38
106 коммент.
Украинские ВМС перебрасывают две единицы из Одессы в Азовское море: им предстоит пройти Керченский пролив (обновляется, фото) фотографии
10:24
55 коммент.
Раненый активист пришел в сознание, но состояние его остается тяжелым: полиция взяла Михайлика под охрану
00:24

20 коммент.
В Одессе состязаются мастера летающих дисков со всей Украины: пока лидируют киевляне и иванофранковцы  фотографии
22 сентября
22:04
106 коммент.
В Одессе стреляли в общественника: он тяжело ранен (обновляется)  фотографии
19:17
52 коммент.
Велопешеходную эстакаду на 9-й Фонтана продолжают дорогой по средней террасе склонов: она будет вести в Аркадию фотографии
16:58
25 коммент.
День открытых дверей в «Одесгорэлектротрансе»: дети испытали старинный трамвай  фотографии
16:40
157 коммент.
На территории одесской школы хотели построить часовню: разразился скандал, и теперь там будет беседка  фотографии видео
15:35
33 коммент.
Строители отеля на Ланжероне восстанавливают снесенный активистами забор  фотографии
14:45
8 коммент.
С Подолья в Бессарабию: президент перевел главу РГА в другой район Одесской области
14:09
17 коммент.
В Одессе снимут шпионский детектив о знаменитом биплане — с настоящим комиссаром Каттани и историческими ляпами фотографии

Эксимер
Реклама


Статьи:

Аня, Ночка и война: как хрупкая россиянка вместе со своей искалеченной кошкой Украине помогает

Куда пойти в Одессе: Odessa JazzFest, «Золотые скрипки» и фестиваль пейнтбола

Одесский педиатр - о прививках, антивирусных препаратах и воспитании детей



Новости Одессы в фотографиях:









«Нет охоте на активистов»: в Одессе пикетируют полицейский главк
Видео: «Нет охоте на активистов»: в Одессе пикетируют полицейский главк
Покушение на одесского активиста расследует группа опытных следователей: рассматривается несколько версий
Покушение на одесского активиста расследует группа опытных следователей: рассматривается несколько версий
КСЕ