Отзывы участников деловой игры «Одесса – город будущего»16 апреля 2009
27-28 марта 2009 г. в Одессе прошла деловая игра „Одесса – город будущего». Инициаторами и организаторами этой «взрослой игры» выступили Британский Совет в Украине, общественное объединение «Качество жизни» и общественная организация «Наши дети». Первая подобная игра прошла 26-27 февраля во Львове. Игра является частью международного проекта под названием «Креативные города». С начала действия проекта проведено 29 подобных мероприятий в 13-ти странах Европы. В течение двух дней более 30 экспертов в сфере архитектуры, экологии, управления проектами работали над созданием пяти командных проектов развития склонов побережья Одессы. О результатах и перспективах проекта мы попросили высказаться непосредственных участников и организаторов деловой игры „Одесса – город будущего».
Во-первых, хочу выразить благодарность всем участникам проекта. Отдать два дня для проведения напряженной работы для создания новых концепций развития крайне запущенных склонов – это поступок настоящих одесситов. Собирая команды для деловой игры, мы старались максимально их сбалансировать по профессиональным признакам. В командах участники являлись архитекторами, экологами, управленцами, инженерами и т.д. По сути же, в деловой игре мы смоделировали экспертно-политическое обсуждение этого крайне резонансного вопроса. Для того, чтобы проекты команд не выходили за грань реальных возможностей, мы пригласили к экспертному участию в игре следующих экспертов: Анатолий Еременко – архитектор, Сергей Черненко – депутат одесского городского совета, Вадим Георгиенко – эксперт по вопросам молодежи. Единство всех пяти проектов развития Одесских склонов, прежде всего, заключалось в том, что все команды однозначно заявили, что то состояние, в котором находятся склоны Одессы – это полное пренебрежение интересами одесситов и будущего города. Прерывающаяся частными сооружениями набережная. Высотные дома, которые закрывают от взглядов одесситов так горячо любимое море. Облезшие склоны с запущенной и неухоженной растительностью, которые стали пристанищем бездомных бродячих собак. Да и просто социальное возмущение граждан Одессы от понимания того, что побережье, воспетое в известнейших песнях и стихах, необратимо продается в угоду интересам узкой группы людей. Результат, полученный нами в итоге проведения игры, показывает, что среди одесситов есть множество креативно мыслящих и целеустремленных людей, способных решать любые вопросы жизнедеятельности города. Наверное, надо что-то менять в системе принятия решений в нашем городе. От этого станет лучше, прежде всего, простым жителям Одессы.
главный менеджер по продажам и маркетингу. Как один из участников проекта, хочу поделиться своим впечатлением и видением происходящего «изнутри». Во время проекта, я увидел, что организаторы постарались отобрать разносторонних участников, работающих в разных сферах и обучающихся различным специальностям, благодаря чему можно смело говорить о том, что участники выступали некоей фокус-группой, представляющей различные точки зрения одесситов, и именно это дало наиболее полное представление о том, какими горожане хотят видеть одесские склоны. А благодаря созданной организаторами обстановке, участникам удалось соединить в себе два, казалось бы, не сочетаемых начала: творческий подход, столь необходимый для рождения новых идей, и логическое, рациональное обоснование этих идей. Идеи же базировались как на архитектурных, исторических и экономических знаниях самих участников, так и на мнении экспертов, с учетом сегодняшнего состояния склонов. Действительно, работать два дня в команде было и интересно, и сложно, но при этом каждая команда добилась результата, так или иначе, отражавшего видение одесситов. И, к концу полуторачасовой презентации проектов, я задал себе один вопрос: если 25 молодых одесситов всего за два дня смогли представить пять (!) интересных идей по развитию одесских склонов, то сколько же могли бы сделать руководители нашего города за эти годы? И, раз одесситы собрались обсуждать идеи развития склонов, очевидным становится то, что до этого момента никаких идей не было и нет. Именно из-за этого одесские склоны находятся в таком запущенном состоянии. В одном, принципиальном вопросе, сошлись абсолютно все - склоны должны стать парком, созданием и сохранением которого готовы заняться сами одесситы, раз этого не делают городские власти. А для этого нужно еще более активно привлечь общественность города к обсуждению вопроса склонов: представить проекты на общественное обсуждение, выработать уже единый план развития склонов и вынести вопрос на сессию городского совета, где будут утверждены четкие сроки и ответственные за реализацию проекта должностные лица. Игра помогла в понимании одного важнейшего вопроса: мы, одесситы, можем и будем участвовать в разработке планов развития нашего города, сегодня это - склоны, завтра — другие острые проблемы, но только с таким системным подходом и участием общественности мы можем надеяться на будущее Одессы, столь же яркое, как и ее знаменитое прошлое. С благодарностью организаторам проекта «Одесса — город будущего»: Британскому Совету в Украине, общественному объединению «Качество жизни» во главе с депутатом городского совета А.А.Гончаренко и общественной организации «Наши дети». С уважением, Максим Повзун.
Концепция нашего проекта создавалась в рамках проекта Creative Cities игры Future City Game под эгидой Британского совета и объединения «Качество жизни«, лидером, которого является Алексей Гончаренко. Поскольку я принимала непосредственное участие в создании проекта, то, помимо сугубо специальной работы, даю согласие на осуществление консультационной деятельности. А вовлечение разного рода специалистов дает большие возможности в развитие внутренней инфраструктуры города, в данном случае, парка. Одним из плюсов Проекта является многоэтапность его осуществления. Многое из предложенного может быть осуществимо уже сегодня без значительных финансовых вливаний. Осуществленный Проект станет еще одной притягательной особенностью города, гармонично вписавшись в стилистику и архитектуру. И, благодаря оригинальному замыслу и свежим идеям, «Парк мира» займет достойное место в жемчужной короне Южной пальмиры! Людмила Таценко Менеджер партнерских связей и проектов Британского Совета Наблюдать за процессом генерации и обсуждения идей, безусловно, интересно. В течение двух дней участники игры «Одесса — город будущего» предложили целый ряд новаторских идей, которые могли бы сделать любимое место отдыха многих одесситов более привлекательным и доступным.
Несомненно, деловая игра «Одесса – город будущего» удалась. Организаторы игры достаточно удачно провели организацию команд, учитывая профессиональные качества участников. Два дня напряженной работы привели к появлению пяти проектов развития склонов, начиная от стиля «фэнтези» и заканчивая сугубо прагматичными аспектами функционирования будущей инфраструктуры курортно-рекреационного комплекса. Как методолог, лично я бы добавил еще третий день игры, для того, чтобы команды попытались соединить 5 разных проектов в один общий. В этом случае командам пришлось бы не только разрабатывать проекты, но и отстаивать свои проектные решения, формируя общий проект, отрабатывая при этом технику межкомандной коммуникации. Отличительной чертой проекта нашей команды стало использование научного потенциала одесского Инженерно-технологического института «Биотехника», занимающего контролем за вредителями и болезнями зеленых насаждений не с помощью химических веществ, пестицидов, которые очень вредны для здоровья, а с помощью современных биологических препаратов на основе полезных насекомых и микробиопрепаратов. Еще одним дополнительным фактором усиления рекреационной привлекательности, особенно, для европейских туристов, стало бы максимальное использование натуральных (органических) продуктов питания. Если на склонах и будут строиться какие-либо здания, то необходимо использовать террасный принцип с озелененными кровлями, для того, чтобы смотрящие с верхней части склонов одесситы видели только зелень, и только море – а не новые непонятно чьи владения. Формат деловой игры, как один из вариантов игровой методологии, позволяет удачно концентрировать знания и опыт участников, достигая при этом нового уровня межгрупповой коммуникации и управленческих навыков. Совсем недавно мне пришлось принять участие в еще более сложной рефлексивной игре, проведенной компанией с многолетним опытом Медиа-Ключ. Сложность игры заключалась, во-первых, в более длительном периоде проведения – 5 дней, с полным выездом на закрытую базу. В игре принимали участие народные депутаты и опытные игроки, прошедшие от 3 до 7 рефлексивных игр. Тема игры «Выход из кризиса». Результаты потрясающие. За пять дней команда, в которой я принимал участие, смогла сконцентрировать управленческий, профессиональный и организационный ресурсы игры в единый продукт – создав команду нового управленческого уровня. Создание таких управленческих команд — это и есть путь по выходу из кризисного состояния нашего города, и даже государства. Как политтехнологу и методологу, мне чрезвычайно приятно, что команда Алексея Гончаренко движется именно по такому пути. Надеюсь, что подобная практика будет активно продолжена, потому что деловые и другие игры могут оказаться весьма полезным инструментом не только для создания новых управленческих команд, но и для решения даже самых запущенных вопросов функционирования города и области.
|