Пустите наш кораблик, господа18 января 2010
Месяц назад, 17 декабря 2009 года, кинорежиссер с мировым именем Кира Муратова представила в Одессе свою нашумевшую и успешную картину «Мелодия для шарманки», снятую на Одесской киностудии. (На Международном Московском кинофестивале фильм удостоился четырех наград — за лучшее исполнение женской роли, приз ФИПРЕССИ, приз международной федерации киноклубов «Колючий взгляд» и приз Московской федерации киноклубов). Еще ничего об этом не зная, Кира Муратова тогда отметила: «Фильмы, которые финансируются не Одесской киностудией, а киевскими, московскими, ленинградскими продюсерами, в сущности, являются одесскими, потому как снимаются они в Одессе, и съемочная группа на 90% одесская». В целом, история продажи киностудии не нова. В ноябре 2007-го ФГИ отклонил предложение ООО «Новая киностудия» продать ему оставшиеся госакции до завершения срока инвестиционных обязательств, под которые оно в 2005 году получило 49,99% акций киностудии. Тогда совладельцы одесской легенды завершили первый этап ее реконструкции, в ходе которой в инфраструктуру киностудии было инвестировано более 30 млн грн. Но ФГИ отказался от предложения, заявив, что партнеры не выполнили обязательства по строительству двух съемочных павильонов и увеличению дохода киностудии до 40 миллионов гривень к концу 2007 года. «Павильоны так и не построили, а доход киностудии за три квартала 2007 года составил только 5 млн грн»,– объясняли в ФГИ («Коммерсант», 23 ноября 2007 год). Сегодня основным претендентом на этот пакет по прежнему является «Новая киностудия», акционерами которой являются владелец «Мисто-банка» Иван Фурсин и гендиректор телеканала «Студия 1+1» Александр Ткаченко. К слову, нужно отметить, что инвестор, владеющий половиной акций, ничего не изменил — чистый убыток ЗАО «Одесская киностудия» в 2008 году увеличился на 77,8% по сравнению с 2007 годом, а за январь-сентябрь 2009-го киностудия получила чистый убыток в размере 5,102 млн грн. Украинское правительство не хочет понимать и брать на себя ответственность за то, что Одесской киностудии сейчас очень тяжело и ей нужна поддержка и помощь именно от государства, как собственно нужна была помощь банкам в их кризисной ситуации – и государство выделило на это деньги, но, конечно же, своим, карманным финансовым структурам. Здесь же речь идет об искусстве, которое вряд ли основательно пахнет деньгами, особенно в кризис. Однако, в отличие от экономических экспертов, известный режиссер Роман Балаян считает, «что кризис кино у нас уже лет двадцать, мировой кризис к этому не имел отношения. Некоторые мои друзья говорят в газетах, что кризис отберет лучших. Я думаю, наоборот, кризис приведет худших. Вот поверьте мне. Все дурное проснется», — заявил режиссер. Одесские кинематографисты настаивают на том, чтобы это решение ФГИ было приостановлено до окончания в Украине избирательной кампании, а Верховная Рада рассмотрела и приняла Закон «О кино» с пожизненным запретом перепрофилирования предприятий киноотрасли. Сейчас это уже не экономический вопрос — это залог воспитания будущих поколений, вопросы развития культуры, как средства самоидентификации государства. «Я не хочу, чтобы Одесская киностудия стала мифом, легендой. Я не хочу, чтобы одной подписью было уничтожено все, что было сделано до этого», – отметил тогда один из основателей творческой группы «Еще дублик!» Юрий Белоконь, а Вадим Костроменко, кинорежиссёр («Секретный фарватер») и директор одесского музея кино, заявил, что «Никто из нормальных капиталистов не будет вкладывать деньги в нерентабельное производство. Поэтому когда хотят купить Одесскую киностудию, я не вижу серьёзных гарантий, что здесь будет производиться кино«. »Если у города забрать Одесскую киностудию, то, кроме таблички «Одесса» при въезде в город, ничего не останется. Одесская киностудия — это один из символов города, который хотят у нас забрать. — заявлял на митинге депутат одесского горсовета Алексей Гончаренко. — Мы не дадим это сделать. Здесь была, есть и будет Одесская киностудия!». В поддержку Одесской киностудии выступили очень многие знаменитые деятели исскуств — от Киры Муратовой до Станислава Говорухина. Немного позднее, аккурат перед выборами, видимо, чтобы заработать очки, подтянулся и председатель Верховной Рады Владимир Литвин. 12 января в Верховной раде был зарегистрирован проект постановления «О приостановке приватизации госпакета ЗАО «Одесская киностудия» — Кабинету министров предлагается поручить в трехмесячный срок разработать соответствующий законопроект. «Условия приватизации не предусматривают жестких ограничений по недопущению перепрофилирования земли, зданий и сооружений киностудии под другие нужды, — отметил в своем выступлении Алексей Гончаренко. — Поэтому мы усматриваем в этом попытку захватить, получить какие-то права на 7 гектаров земли в прибрежной зоне Одессы, а при этом сам кинематограф и производство кино никого не волнует». В Секретариате Президента, куда пикетчики предоставили обращение, которое подписали более двух тысяч одесситов, резолюцию изучили, а с Алексеем Гончаренко связялся начальник управления гуманитарной политики Секретариата Президента, сообщивший депутату, что считает требования одесситов обоснованными и правильными Однако на следующий день после пикетирования на своей итоговой пресс-конференции 14 января действующий премьер-министр и кандидат на пост Президента Украины Юлия Тимошенко рассмешила одесситов очередной своей ложью. Юлия Тимошенко пообещала защищать Одесскую киностудию от рейдерских нападений. «Сейчас мы ее (киностудию) защитили, надежно защитили. Мы возвратили ее государству, — сказала она. — Мы будем снимать и украинские фильмы, и исполнять международные проекты». И даже не покраснела, хотя продать киностудию решил именно Фонд государственного имущества Украины (ФГИ), полностью подконтрольный Кабмину Юлии Тимошенко Без комментариев. А что же делает Одесская мэрия, спросите вы? Ничего! Городская власть ведет себя по давно заведенному принципу – «моя хата с краю». Нет ни писем, ни обращений, ни подписей. Более того, киностудию внесли в «черный» список снегоуборочных «бездельников», которые «не помогали» властям убирать снег во время снежной бури 16-17 декабря. Так что перспективы Одесской киностудии, окажись она полностью в руках одесских чиновников – понятны… И все же - борьба продолжается! Несмотря на проблемы, кинематографисты верят, что на Одесской киностудии будут снимать картины. Поэтому и борются за нее. Чтобы, как и раньше, перед началом фильма появлялся легендарный кораблик и звучал колокол. Пустите наш кораблик, господа… P.S. Когда статья была уже закончена, стало известно, что борьба одесситов за сохранение легендарной киностудии увенчалась победой! Сегодня, 18 января, Фонд госимущества Украины (ФГИ), отменил свое решение о продаже контрольного пакета акций ЗАО «Одесская киностудия». Поздравляем одесситов!!! СПРАВКА: Одесская киностудия — одна из старейших в дореволюционной России и СССР. Она была основана на базе частных кинофабрик и считалась одной из лучших в СССР. На киностудии созданы десятки фильмов, вошедших в золотой фонд отечественной и мировой кинематографии. На Одесской киностудии сняты такие известные фильмы, как: «Весна на Заречной улице», «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Зелёный фургон», «Искусство жить в Одессе», «Капитан Немо», «Приключения Электроника», «Узник замка Иф», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», и многие-многие другие. А в золотую сокровищницу мирового кинематографа вошел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». С 1917 по 2004 год на Одесской киностудии было снято около 600 фильмов. Н.Ч.
|