Встречи в Одессе: неожиданный киноформат23 июля 2010
Международный кинофестиваль в Одессе это не только красная дорожка, множество фильмов и грядущие денежные премии. Фестивали это всегда особая атмосфера, а кинофестивали – это слегка безумная особая атмосфера. Главное в фестивалях – это общение, причем неофициальное. В перерывах между показами, мастер-классами и съемками на площадках ОМКФ могут произойти самые неожиданные беседы. Журналисты «Думской» приехали на встречу Алексея Гончаренко, депутата одесского городского совета, с Александром Миловым, одесским режиссером, и Николя Анжелем, режиссером из Франции. Все трое относятся к поколению тридцатилетних и уже достигли в жизни определенных высот. Фильм Александра Милова попал в летний Future Shorts 2010 – международное движение по продвижению короткометражного кино; Николя Анжель – французский кинорежиссер, получивший в 2008-м году приз Short Golden Rail на Каннском кинофестивале; Алексей Гончаренко – депутат горсовета от Партии Регионов и самый рейтинговый кандидат в мэры Одессы. Все трое относятся к новому поколению лидеров – многого уже добились и многого добьются в будущем. Встреча прошла активно, несмотря на отсутствие переводчика. Переводить французскому гостю взялся молодой депутат. Благодаря Алексею Гончаренко за столом говорили на трех языках – русском, английском и французском. Разговор проходил в творческой атмосфере киношколы ОМКФ на Французском бульваре, стол установили в центре съемочной площадки – среди развешенной кинопленки, возле бутафорского вигвама. «Проводить кинофестиваль в Одессе имеет смысл, – заметил Николя. – Здесь столько мест, где можно снимать кино». «Одесса – самый французский город Украины, а может и всего СНГ, – поддержал разговор Алексей. – У нашего города тесные связи с Вашей страной – основателями Одессы были именно французы. Мы даже сидим сейчас на Французском бульваре». «Одесский международный кинофестиваль – прекрасная затея, несмотря даже на некоторые организационные моменты, – заявил одессит Александр Милов. – За эти несколько дней мы уже сняли 2 фильма». Особенно, по словам одесского режиссера, учащихся киношколы воодушевляют занятия с такими мэтрами как Рутгер Хауэр, Йос Стеллинг и Вадим Перельман. «Молодым киношникам сложно объединиться, каждый тянет одеяло на себя, – считает Александр. – Мастер-классы воодушевляют людей, к тому же сам факт приезда людей такого уровня придает кинофестивалю определенный уровень». Кроме мастер-классов уже упомянутых мастеров, участники киношколы общались с Наумом Клейманом, киноведом и директором Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-Центра, Эммануэль Фассийон, Сергеем Члиянцем, продюсером фильмов «Похитители книг», «Бумер», «Настройщик» и многих других, украинским писателем Любко Дерешем, Кшиштофом Занусси, знаменитым польским кинорежиссером, Кирой Муратовой, которая не нуждается в представлении в Одессе, и Юрием Маминым, российским режиссером и актером (фильмы – «Окно в Париж», «Фонтан» и другие). Алексею Гончаренко тоже понравился наполненный событиями кинофестиваль: «Когда в Одессу приезжают и о ней говорят, меня это уже радует. Киноиндустрия может стать источником занятости для людей и продвижением бренда города. Тем более у нас есть Одесская киностудия, на которой снимались известнейшие фильмы. Поэтому хочется, чтобы кино в Одессе было!» Как сообщил одесский режиссер, украинских фильмов на фестивале почти нет, если не считать ретроспективу фильмов Киры Муратовой, и эту ситуацию нужно исправлять – объединяться и снимать больше хороших фильмов. По мнению Александра Милова, киношколы не всегда могут дать настоящих профессионалов – необходима практика и живое общение: «Если этот кинофестиваль станет традиционным и каждое лето будет проходить недельный кинолагерь, где процесс обучения не будет растянут на годы, а будет происходить локально и на практике, то людям будет только лучше». Как же развивается кинематограф? По мнению французского режиссера, эту почетную обязанность на себя взял артхаус – непонятный значительной части аудитории, он может подсказывать режиссерам идеи и методы и, в итоге, делать интереснее и качественнее кино для большинства – «мэйнстрим». «Фильмы, непонятные на первый взгляд, – поддержал коллегу Александр Милов, – выполняют собственные функции. Люди себя реализуют в различных полях, и такие фильмы могли помочь их творцам прожить какой-то кусок жизни более счастливо. Я некоторые фильмы смотрю, чтобы понять – что двигало людьми, пока они снимали вот ЭТО». «Фильм для меня, – рассказал Алексей Гончаренко, – это возможность подумать. Остановиться и подумать о том, на чем не получается заострить внимание во время повседневной жизни». «Главное в кино – это не то, что происходит на экране, – согласился француз, – а то, что остается в голове после его просмотра». Именно поэтому Николя с такой опаской относится к телесериалам. По его словам, даже во Франции люди начинают пытаться жить так, как никогда не жили до просмотра тех или других мыльных опер. Так, молодежь начинает снимать такие же квартиры, какие снимают герои телесериала «Друзья», а француженки меняют свое отношение к мужчинам после сериала «Секс в большом городе». «Никогда наши девушки, – в шутку возмущается Николя, – не устраивали девичники на всю ночь, только чтобы обсудить своих мужчин и поговорить о сексе!» Впрочем, Франция не забывает и о развитии собственного кино – 12% собранных средств от продаж билетов и DVD идет на поддержку национального кинематографа. Алексей Гончаренко одобрил подобное средство развития кино, с ним согласился и одесский режиссер: «Простая и логичная схема». «Роль кинематографа огромна, и если Украина хочет состояться как государство, то мы должны делать свое кино, – подчеркнул депутат горсовета. – Причем достаточно серьезно относиться к тому, что мы показываем». К сожалению, кино не является панацеей, считает французский режиссер: «Кино не может решить социальные проблемы, но может проявить их, заставить людей задуматься. Зато кино может помочь людям измениться». «В каждом из нас есть свойство подражать. Ребенок растет, подражая родителям и тем, кого он видит. Когда он увидит кино, он начнет ему подражать, – считает Алексей Гончаренко. – Режиссеры должны помнить, что с помощью кино они напрямую влияют на сознание тысяч людей, это вопрос не цензуры, а личной ответственности». Но уже стемнело, киношкола продолжает съемки… Пора расходиться… Занавес…
|