За какие заслуги банки получают рефинансирование?23 июля 2009
Уже кое-кто забыл, но в конце прошлого года Юлия Тимошенко имела иного, чем в настоящий момент, врага №1 — им был не Дмитрий Фирташ, а Национальный банк Украины. Премьер не теряла случая выступить с резкой критикой рефинансирования, которое осуществляет НБУ. Она даже была инициатором фиктивного освобождения Владимира Стельмаха от должности, признанного Конституционным судом незаконным.
Главная претензия Тимошенко заключалась в непрозрачности процедур, которые сопровождали раздачу миллиардов напечатанных денег. Как дикая диспропорция в сравнении со всеми другими тогда выглядели 7,1 миллиардов, которые получил банк «Надра». Сегодня похожее рефинансирование получают другие банки, но Юлия Тимошенко ни одним словом не вспоминает об организованном НБУ конвейере рефинансирования, участником которого невозможно стать, если не найдешь общий язык с несколькими высокопоставленными должностными лицами НБУ. Сама Тимошенко на вопрос, почему она молчит сегодня о том, о чем вчера кричала, ответила оригинально: «Я прекратила любую критику, потому что на нее нет никакой реакции».
В действительности за полгода в вопросе рефинансирования банков ничего не изменилось, кроме одного — деньги также активно получают банки, приближенные к блоку Тимошенко. Цифры выделенного рефинансирования являются глубоко засекреченными. До сих пор единственный раз эта информация попала в прессу в декабре 2008, когда размеры выделенного рефинансирования обнародовала газета «Зеркало недели». Однако после того ни одна информация о рефинансировании не публиковалась, хотя оно продолжало раздаваться щедрыми, и, главное, «бескорыстными» руками руководителей Нацбанка.
«Украинская правда» получила доступ к информации о выделенном рефинансировании и краткосрочных стабилизационных кредитах по состоянию на конец июня. Следовательно, за полгода, которые минули после прекращения критики со стороны Тимошенко, деньги активно влились в банки, подконтрольные членам БЮТ.
«Украинская правда» приводит следующие примеры.
Банк «Финансы и кредит» был в числе претендентов на рекапитализацию. Государство собиралось забрать банк себе, а спор касался лишь того, сколько процентов останется у его нынешнего владельца Константина Жеваго. Однако в конечном итоге «Финансы и кредит» выпал из перечня на рекапитализацию. Не получив выгодные для себя условия, Жеваго пошел в Нацбанк и получил там необходимые деньги, не теряя никакого контроля над банком. Поэтому, если по состоянию на декабрь 2008 года банку «Финансы и кредит» были выделены 2 миллиарда 698 миллионов гривен, то по состоянию на июнь к этой сумме добавились 2,4 миллиарда по статье «краткосрочные стабилизационные кредиты».
На 4 миллиарда выросло рефинансирование, полученное «Приватбанком» Игоря Коломойского, который также, похоже, окончательно решил сделать ставку на Юлию Тимошенко. Так, если в декабре прошлого года «Приват» имел 3,4 миллиарда рефинансирования, то в июне этого — 7,4 миллиарда.
Кроме того, Нацбанк не остался глухим к схемам Тимошенко, которая накачала «Сбербанк» гривнями для последующего обмена на доллары и расчета ими с российским «Газпромом». Если полгода тому назад «Сбербанк» получил 4,6 миллиардов рефинансирования, то в настоящий момент — по меньшей мере 15 миллиардов.
Донецкая бизнес-группа также не осталась без денег. «Первый Украинский Международный Банк» Рината Ахметова получил 2,2 миллиарда рефинансирования., «Кредитпромбанк», к которому имеет отношение регионал-нардеп Геннадий Васильев не только увеличил полученное рефинансирование на 200 миллионов (до 760 миллионов), но дополнительно получил еще 1,1 миллиарда как «краткосрочный стабилизационный кредит».
Учреждение другого регионала-депутата Леонида Климова «Имэксбанк» получил 600 миллионов рефинансирования и 500 миллионов краткосрочного стабилизационного кредита, и после этого банк отказался от вхождения государства в собственность.
Также неадекватной выглядит диспропорция рефинансирования для банка «Дельта». В настоящий момент у него 772 миллиона гривень рефинансирования, хотя еще в декабре были 22 миллиона. Загадка разгадывается легко, если знать, что совладелец банка Николай Лагун близок к первому заместителю главы НБУ Анатолию Шаповалову.
Второй вопрос, на который никогда не будет дан ответ, — под какой залог предоставлялось рефинансирование, под какой процент и куда оно распылялось. Известно, что одним банкам давали рефинансирование под 12%, другим — под 18%. Например, «Укрпромбанк» получил полмиллиарда рефинансирования и 850 миллионов краткосрочного стабкредита — а сегодня он находится на грани ликвидации. Очевидно, что полностью эти деньги никогда не будут возвращены государству — зато точно установить, где они осели, уже не сможет никто.
Другая история — «Укргазбанк» Василия Горбаля, который получил не только 1,2 миллиарда рефинансирования, но и 2,6 миллиарда краткосрочного стабилизационного кредита. Но в конечном итоге банк был национализирован. Почему Горбаль свой банк потерял, а Жеваго сохранил — это еще одна интрига периода финансового кризиса в Украине. Одна из версий, которая бытует в банковских кругах, — это то, что в период рефинансирования в адрес «Укргазбанка» поступило рефинансирование, а Горбаль положил оттуда около миллиарда гривен в свой второй банк — «Ипобанк». Рассказывают, что посредники приходили к Горбалю с предложением о том, что после рекапитализации государство зайдет в «Укргазбанк» на миноритарный пакет акций, а депутату оставит контроль над банком. Агенты вроде бы принимали на себя обязательство решить этот вопрос в НБУ, а это – ключевой момент, потому что по закону правительство входит в уставный капитал на основании рекомендаций именно Нацбанка. От Горбаля в качестве первого взноса вроде бы требовалось продать по оговоренной цене дом центрального офиса банка на улице Большой Васильковской. Однако Тимошенко поломала надежду относительно распределения долей в «Укргазбанке» после рекапитализации — она настояла, чтобы у государства было не менее 75%. Так Горбаль потерял свое финансовое детище.
По материалам «Украинской правды»
Комментарий «Думской.net» В апреле Кабмин определил список банков, требующих рекапитализации. Среди семерки намеченных тогда банков был и «Имэксбанк». Доля государства в нем после рекапитализации должна была составить 75%+1 акцию, а после стабилизации ситуации в банках и экономике страны, доля государства в этих банках должна была выставляться на открытые аукционы. Однако всего этого не произошло. Наоборот, банк получил от государства, по сведениям «Украинской правды», 1 миллиард 100 миллионов гривень, а по информации пресс-секретаря «Имэксбанка» Елены Коробковой, итого больше – 1 миллиард 200 миллионов. А в январе-феврале было получено рефинансирование в виде кредитной линии — сначала 400 миллионов гривень, потом еще 800 миллионов. Деньги требовались на обеспечение наличностью всей сети банка на текущие нужды. Таким образом, остается главный вопрос – на каких условиях или за какие заслуги (а, скорее, услуги) государство предоставило нардепу Климову миллиардный кредит?
|