Беда от нежного сердца! «Безумный влюбленный» обручился с невестой прямо на сцене16 февраля 2012
В Еврейском культурном центре «Beit Grand» на Нежинской в День Святого Валентина состоялась премьера театра «Тур де форс» — водевиль «Безумный влюбленный» по пьесе графа Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца». День влюбленных – самое время забыть о социальных проблемах и окунуться в океан нежных чувств, поэтому зал был полон, и немалую долю зрителей составляли парочки — женато-замужние и пока только присматривающиеся к такой перспективе. Собственно, и сам театр «Тур де форс» (в переводе с французского — «толчок к движению», «выходка», «демонстрация силы») является коллективом молодежным, студией с постоянно обновляющимся составом участников. Этот театр молод — как-никак, ровесник независимости Украины и некоторых своих актеров. На этот раз на сцену вышли ребята, которые занимаются в студии театра по 2-3 года. Режиссер спектакля и бессменный руководитель театра «Тур де форс» Наталья Князева перед началом рассказала: «Сегодня мы хотим говорить с публикой о любви. Все наши спектакли только о любви, мы покажем вам, какой была любовь в девятнадцатом веке, может быть, совсем другой, а может быть, и совершенно такой же! Граф Владимир Александрович Соллогуб (1814-1882) – известный русский писатель, автор «светских» повестей, очерков, воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе и – водевилей. Этот жанр в первой половине XIX века был самым любимым в России. Граф Соллогуб по праву занимал одно из первых мест в списке авторов, а «Беда от нежного сердца» (или «Безумный влюбленный») — наиболее известный его водевиль, в первый раз был поставлен на сцене в 1850 году. Мастер анекдотического сюжета, блестяще знающий законы жанра, он увлекательно развивает интригу, и то едко, то с лёгкой усмешкой высмеивает человеческие пороки и слабости. Но в финале у него всегда побеждают добродетель и справедливость. В старинной пьесе «Беда от нежного сердца» затронуты извечные темы любви и денег, отношений мужчины и женщины, матери и дочери, отца и сына. Эти темы никогда не перестанут быть актуальными. Костюмы из позапрошлого столетия, турнюры, прически, похожие на скворечники… Но почему же так до боли знакомы ситуации и диалоги? Содержание пьесы актуально и по сей день: и в наши дни хватает чувствительных, обеспеченных папенькой, маменькиных сыночков, сметливых барышень с цепкими коготками, и жадными до чужого богатства мамашками. Но есть и люди чести, ценящие, прежде всего, нравственные качества человека, а уж потом состояние его банковского счета. И в этом смысле водевиль, конечно, является современным. В этой пьесе гармонично соединяются легкость водевиля и злободневность противостояния бескорыстия и жадности, хитрости и благородства, лицемерия и открытости». Но вот начинается представление. В предрассветном сумраке на фоне плюшевых портьер по сцене мечутся обитатели дома в неглиже – дамочки в чепчиках, господинчик в халате (у всех, независимо от пола, на головах накручены папильотки, ведь вечером бал, и нужно быть красивыми!). И только девушка, раздувающая самовар, одета и причесана, опрятна, привлекает строгой красотой, статью, а папильотки ей даже и ни к чему, ее роскошная коса и так хороша. Этой девушкой оказывается бедная племянница хозяйки дома Настенька (Юлия Кожухарь). Приданого у нее нет, поэтому в семье из нее сделали этакую Золушку. Над ней властвуют комичная тётушка Дарья Семёновна (Алёна Тимкова) и злобная, припадочная, бросающаяся домашней утварью её дочь Машенька (Людмила Рымарь). Чтобы вывести Машеньку из припадка, мать периодически хватает её за шиворот и резко наклоняет, затем выпрямляет. Ещё один член этого семейства – французский парикмахер, лакей и мальчик для битья в одном лице, завитой кузнечик, который безропотно получает пощёчины ото всех по очереди (ну кроме Настеньки, конечно). Играет этого живчика почти без реплик, одни междометия и ужимки, Артемий Егоров. А потом к ним ещё гости приедут из Тамбова, карикатурная дамочка Кубыркина (Сергей Базилюк, говорящий басом, создал очень колоритный образ) со своей по-своему припадочной дочуркой, любительницей гусаров Катенькой (Любовь Агрест), которой для выхода из ступора необходимы загадочные пилюльки, всегда хранящиеся в сумочке, намертво пришитой к поясу платья. Кубыркина – это что-то, в столице таких субтропиков не было ещё во времена Соллогуба. Все, что плохо лежит, например, вазочки и стопочки серебряные, оказываются в её необъятном декольте, пить шампанское она предпочитает из огромной, как мортира, бутылки, наливая его в вёдерную пивную кружку. А рассказывая о своей светской жизни и беседах с генеральшей Ахлёбовой, дамочка сбрасывает меховую пелерину, на изнанке которой огромными буквами выведено: «Ген. Ахлёбова». В спектакле нашлось место и дуэлям на веерах, и яростным танцам на балу, и целью всему была борьба за жениха, единственного на трёх невест. Сергей Марков в роли благородного отца-миллионщика Золотникова заставляет поверить в свой солидный возраст, персонажа все время терзает нервный тик. А припадочным его сделал сын Александр, диагноз которого – та самая «беда от нежного сердца», ведь он патологически влюбчив: «Нет! Вот положение, вот положение. Я женюсь на Катерине Ивановне, это решено; это моя священная обязанность… Но я просил руки Марьи Петровны; я взволновал ее воображение! И что за девушка Марья Петровна! Прелесть, идеал, рассудка гибель,очень и на ней хотелось бы жениться! Да вот Настенька, племянница, и на ней недурно было бы жениться… Вот положение! На трех жениться не позволят, а на одной мало! Вот оно нежное сердце! Вот оно до чего доводит! А тут батюшка с ножом пристал; ему легко было, он ведь женился на матушке, а мне-то каково? Убит, просто убит! Катенька, Настенька, Машенька; Настенька, Машенька, Катенька… Что мне делать? Погибаю во цвете лет!».
|