«Тюремок», «Дурандот» и «Человек, который сопьется», или есть ли жизнь в одесских театрах?27 марта 2012
Вы знаете, неожиданно – есть. Всемирный День театра планета Земля отмечает с 1961 года, и не будет преувеличением сказать, что к одесскому празднованию всегда привлечено особое внимание всего мира. Везде найдутся бывшие одесситы, которым будет интересно, над чем смеялись авторы и зрители праздничного капустника. И как же они расстроятся, если выяснится, что «капустника толком не было» или «вообще не было». По тому, насколько вкусен и смешон капустный пирог, то есть злободневное представление, сделанное силами артистов, судят о состоянии театров — это как пульс у больного. Тут обязательно будут шутки, понятные только тем, кто варится в театральном котле, а для зрителей (в данном случае читателей) понадобятся некоторые пояснения. Так вот: на этот раз был такой капустник, что все вопросы о жизнеспособности одесских театров отпали! Что вы говорите? Будет одно сплошное телевидение? Цифровое? А вот и нет! Такого давно не было, чтобы в капустнике приняли участие артисты абсолютно всех (по крайней мере, официальных) театров города. Правда, театр оперы и балета был представлен только несколькими молодыми танцовщиками, которые весьма талантливо спародировали гастроли мужского балета Валерия Михайловского, солистам которого со сцены так легко спутать своего руководителя с женщиной, если он сидит чуть дальше седьмого ряда. И «меряться батманами» при всех им как-то неудобно. И сын недавно спел: «Папа может, папа может все, что угодно, только папой после шпагата не может быть!». Учитывая постоянно сотрясающие театр скандалы, можно понять ребят, которые решили посмеяться над гастролерами – и забавно, и уволить не за что. Поскольку происходило празднование в театре музыкальной комедии, он и задавал тон. По идее Яна Гельмана был создан сценарий, согласно которому вопрос о ликвидации одесских театров за ненадобностью рассматривали Жора Жукман и Давид Гоцман (солисты музкомедии Тимофей Криницкий и Руслан Рудный). Бравые сыщики искали последнего зрителя, который исчез из русского театра после первого акта нашумевшего спектакля «Бляха-муха», да так и не вернулся… Стоило им отдать последнюю команду – и к делу бы приступили зловещие донецкие ликвидаторы с битой и молотком, в шахтерских касках (между прочим, в Донецке театры отнюдь не хуже наших, вот в тамошней опере вагнеровского «Летучего голландца» ставят!). Ну, это иллюстрация вечных театральных страхов, что придет начальство не из Одессы, а, допустим, из Донецка и споет вот такую песенку: «Мне, как в прошлом оперу, поручили оперу… По Одессе-матери мы на белом катере, а потом опять домой, в свой родной забой». Может быть, не стоит так уж бояться? Ведь и знаменитый Вадим Писарев из Донецка, кто скажет о нем что-нибудь плохое, нет таких, а между тем ходят слухи, будто он готов возглавить нашу балетную труппу… Чтобы разобраться в проблеме, Жукман и Гоцман вызывают «на ковер» всех директоров одесских театров. Рослая черноволосая дама (на самом деле – мужчина) в балетной пачке возмущалась: «Чуть что, так сразу оперный театр! Я, между прочим, вот этими ногами «Турандот» ставила!». Ясно, перед нами директор ОНАТОБ Надежда Бабич. Юный пионер с барабанчиком – директор ТЮЗа Евгений Бубер, самый молодой из занимающих такую должность в Одессе, многие считают, будто он даже неприлично молод для столь ответственной должности. Добросердечная пани в вышиванке, провозглашающая тремя источниками современного вдохновения «батьківщину, матерщину і чортовщину» — директор украинского театра Валентина Прокопенко. Справедливости ради заметим, что ненормативной лексики со сцены она на дух не переносит! А вот актеров подкармливает почти так, как показано: «Цып-цып, Женечка Юхновец, Яшенька Кучеревский!». Да, вопрос актерской зарплаты остается наболевшим А вот разудалой седоусый крестьянин с лопатой – имеется в виду директор русской драмы Алексанр Копайгора. С него строгий будет спрос: верно ли, что любой спектакль на его сцене, будь то «Чайка» или «Дядя Ваня», можно назвать «Азохен Вий»? И что идут эти постановки по принципу «русская девятка», когда на сцене «Пятеро», а в зале четверо? Директор кукольного театра Иосиф Меркович предстал в виде нарядной марионетки, а директор музкомедии Елена Редько – в образе нарядной шансонетки, постоянно порывающейся сплясать канкан. Ну жанр обязывает! А так люди вполне милые, театру преданные. Русский драматический театр показал некую смесь «Вия» с «Местом встречи изменить нельзя», ТЮЗ - прекрасную актрису Оксану Бурлай-Питерову, исполнившую очень даже справедливый романс «Мне кажется, что режиссер дурак!». Не кажется Ксюше, действительно часто за режиссерскую работу берутся дураки, как сказали бы старые одесситы – форменные цудрейтеры, артисты же ни в чем не виноваты! А театр кукол превзошел всех, показав директорский мастер-класс из-за ширмы. Подобрали кукол, поразительно похожих на директоров театров и даже филармонии, пошили им соответствующие наряды (директрисе филармонии Галине Зицер не позабыли зеленый маникюр присобачить) и разыграли сценки с остроумными текстами, причем каждый директор на вопрос клоуна отвечал своим голосом (надергали цитат из разных интервью), а потом пел (кукла-директор оперного исполнила каватину Розины из «Севильского цирюльника» с припевом «Тот помогает, тот упрекает…»). Кстати о текстах. Рассматривая вопрос о ликвидации каждого театра, Жукман и Гоцман обращали внимание на его афишу с красноречивыми названиями постановок: «Севильский цудрейтер», «Молдавский цирюльник» (это реверанс в адрес главного дирижера оперного театра, маэстро Александру Самоилэ) , «Дурандот», «Дочки-кматери», «Человек, который сопьется», «Принцесса Цилька», «Силиконовая дурра Марица», «Бляха-муха-Цокотуха», «Тюремок», «Филумена Мартурано вверх тормашками»… Пока театр способен так смеяться над самим собой, он будет жить! … А ликвидации никакой не случилось. Последний зритель был найден и даже зрители, ведь полный зал был в музкомедии! Правда, заметил Гоцман, это не совсем зрители, это коллеги и начальство. А зритель – это и есть наше главное начальство, возразил Жукман. И капустник пошел, как говорится, на коду, сцена была засыпана разноцветными воздушными шариками, настроение всем подняли до небес, значит, и зрителей ждет в будущем много хорошего. Так что до встречи с прекрасным! Виолетта Скляр, специально для «Думской». Фото: Владимир Андреев
|