К несчастью, городские власти совершенно забыли, что Одесса — это не только центр города с гирляндами на Приморском бульваре, Екатерининской площадью и Потемкинской лестницей. Одесса — это еще и поселок Большевик, и Ленпоселок, и Жевахова гора и многие другие районы, куда не ступает нога чиновников.
Что первым приходит на ум, когда слышишь слово «Куяльник»? В первую очередь, пожалуй, перед глазами возникнет целебная минеральная вода, знакомая всем нам с детства. Однако Куяльник — это ещё и один из старейших грязевых курортов нашей страны, расположенный в 13 километрах от центра Одессы у подножия Жеваховой горы, когда-то знаменитый и престижный, а теперь — увы. переживающий не лучшие времена. К тому же, с недавних пор к банальным хозяйственным проблемам стали добавляться и проблемы геологические. За последние десять-пятнадцать лет каждые два года море и оползневые процессы съедают четверть гектара нашего города. Вроде бы совсем немного, но если учесть, что это происходит постоянно, из года в год, очень скоро убытки станут ощутимыми. В 70-80-е годы была проведена огромная работа по укреплению одесских берегов и ситуация, долгое время бывшая опасной, стабилизировалась. Но вода, как известно, точит даже камень, поэтому бетонный корсет Одессы сегодня практически разрушен.
«ИЩИТЕ БОДЕЛАНА!» Как известно, в пределах Одессы находятся три горы — Жевахова, Шкодова и Чумка (впрочем, это не гора, а холм). И все они, к сожалению, небезопасны для одесситов. Про Чумку, думается, говорить не имеет смысла — всем понятно, какая опасность скрывается внутри неё. На Шкодовой горе расположен нефтеперерабатывающий завод, и катакомбы под ней залиты нефтью, что в самое ближайшее время может вылиться в экологическую катастрофу. Однако у людей, живущих в непосредственной близости от Жеваховой горы, проблемы иного порядка. Гора разрушается, и разрушается с угрожающей скоростью. Под угрозой обвала живут сейчас около несколько сотен человек.
Первое впечатление от когда-то славного курортного района, прямо скажем, удручающее. Бывшая советская здравница, по сути, превратилась сейчас в эдакий одесский Гарлем. Теперь на Куяльнике остался всего лишь один продовольственный магазин, до которого по ямам да ухабам идти больше километра. В советские времена там были и клубы, и дома отдыха, и другие культурные учреждения, а теперь В жилых домах условия — просто нечеловеческие: вода подаётся на 2 часа утром и вечером, нет ни центрального отопления, ни газа, и даже трёхлетний ребёнок, знает что такое бронхит.
Но сейчас мы поведем речь о противоположной стороне горы, где живут не работники санатория, а простые жители. Сейчас единственное, чем изобилует этот район, — так это огромными залежами использованных шприцев, хрустящих под ногами. Вдоль всей Жеваховой горы, карабкаясь на её пологий склон, расположены ветхие домишки с маленькими огородами. Спрашиваем у местных жителей: — Скажите, вас не беспокоит близость горы? Говорят, что дома у вас сползают, рушатся… - Да вроде нет. Вообще-то гора сползает постоянно. Но у нас, честно говоря, ещё ничего, это у тех, кто выше живёт, есть проблемы. Что ж, выше так выше. Поднимаемся туда. Окружающий пейзаж действительно разительно отличается от «равнинного». Очень много домов построено незаконно, это так называемый «нахалстрой». Лачуги возводили из подручного материала, не согласуя со всякого рода инстанциями. Правда, есть электричество — люди самовольно подключаются к линиям электропередач. Увидев подозрительного, по их мнению, человека с фотоаппаратом, из всех домиков высыпали всполошенные и не очень дружелюбные люди, преимущественно мужского пола. Однако затем, узнав, что мы журналисты, отношение немного меняется. — Да, - объяснил один из жильцов, Василий. — Я живу здесь пятнадцать лет. Не было года, чтобы не приходилось делать капитальный ремонт свое-го дома. Из-за сползания горы каждую неделю появляются огромные трещины. Дом просто рушится. - Понимаете, мы ложимся спать, не зная, проснётся ли мы утром, — рассказала Виктория Ильинична, прожившая здесь всю свою жизнь. — Кладём под подушку документы, чтобы хоть их спасти в случае чего. О нависающей над крышей дома горе невозможно забыть ни днем, ни ночью. — Мы обращаемся в райадминистрацию. Очень часто обращаемся, — рассказала Оксана Ивановна. — Сначала чиновники просто молчали. А пару лет и вовсе сказали так: «Ищите своего Боделана, забирайте свои квартиры у него». Как это ещё можно назвать — просто издевательство!
СУТЬ КОНФЛИКТА Проведя небольшое расследование, мы выяснили, что кроется за этим ответом. Оказалось, что конфликт этот между жителями «проблемного» района и чиновниками тлеет уже не первый год. В августе 2005 года специальная комиссия техногенной безопасности МЧС, обследовав эту местность, сделала однозначное заключение: проживание в этом районе очень опасно и людей нужно срочно отселять. Оползень сошел уже почти на километр и реально угрожает жизни людей. (Кстати, во время обследования этого района один из членов комиссии, Виктор Олейник, провалился в трещину глубиной около двух метров). Однако, как всегда у нас бывает, рекомендации комиссии о внеочередном выселении людей остались без внимания, и люди по-прежнему продолжают жить под нависшими тоннами глины и камней. А как только речь заходит о новых квартирах, выясняется, что этого района вообще нет на карте Одессы. К примеру, на карте «скорой помощи» еще совсем недавно на месте домов у Жеваховой горы значилась парковая зона. А теперь снова вспомним фразу, брошенную кем-то из чиновников: «Ищите своего Боделана и забирайте у него свои квартиры». Дело вот в чём. Добиться отселения из района, угрожающего их жизням, жители Куяльника пытаются уже больше пятнадцати лет. Пять лет назад, осенью 2004 года, процесс вроде бы сдвинулся с мёртвой точки. Предыдущий городской голова Руслан Боделан, несмотря на свои многочисленные недостатки, найдя где-то средства, отселил часть жителей Куяльника на посёлок Котовского. Тогда получили новые квартиры около тридцати семей. Остальных пообещали переселить в течение следующего, 2005 года. Но прежняя власть сгинула в небытие, а новая о этих людях просто забыла.
А тем временем Жевахова гора продолжает своё наступление на людей, живущих с постоянным страхом из-за того, что их дома вот-вот засыплет. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится, поэтому чиновники появляются в районе горы только когда сходит очередной оползень. Поэтому горькая правда заключается в том, что власть имущим совершенно безразличны беды одесситов. Что при прежней власти, что при этой.
Жевахова гора — это зона трудно объяснимых аномалий. Там и днем находиться жутковато, а ночью — вообще, не приведи, Господь. Чем эти кретины думают? Неизвестно. Понятно, что не мозгами, потому что мозгов там никогда и не было.Ну, припекло в зад — возьмитесь за Большевик, реконструируйте, перестраивайте. Там тоже не очень спокойно, но — сносно.Не лезьте на Жевахову гору.
вообще Жевахова гора — это самое унылое место в Одессе (как и поселок Большевик). Туда не то что «нога чиновника» не ступает, но и обычным одесситам я бы не посоветовал.
Очень интересно читать «непредвзятое» — «Предыдущий городской голова Руслан Боделан, несмотря на свои многочисленные недостатки, найдя где-то средства, отселил часть жителей Куяльника на посёлок Котовского. Тогда получили новые квартиры около тридцати семей. Остальных пообещали переселить в течение следующего, 2005 года. Но прежняя власть сгинула в небытие, а новая об этих людях просто забыла». Хотелось бы напомнить авторам статьи, что, начиная с 1999 г. в Одессе сдавали в эксплуатацию по одному многоквартирному дому, построенному городской властью. То есть, делалось то, что когда-то делала советская власть. Ведь сегодня город сам ничего не строит. Просто распределяет доли, которые отдают городу предприятия-застройщики. При Боделане же «несмотря на недостатки», Одессе сама строила квартиры для очередников и аварийщиков. Конечно, один дом в год — это очень мало. Но сегодня ведь не строится и столько. Ничего не строится! ВООБЩЕ! Так может не нужно ёрничать по поводу того, кто строил?
Да Боделан такой же урод, как и Гурвиц!! О чем вы говорите? Да. Гурвиц хуже Боделана, при Боделане не было общественного противостояния, но это вовсе не значит, что Боделан был хорошим мэром. Если лично у вас, г-н Кваснюк и Ко, при Боделане все было хорошо, то не надо расписываться за всех одесситов. Одесситам было плохо и при Боделане, плохо и при Гурвице.
Какие одесситы? Скажите, пожалуйста, откуда они там вообще взялись, если этого места даже на карте скорой помощи нет? Приехали из Молдавии, Приднестровья, захватили землю, ни копейки налогов не заплатили, ничего не сделали для этого города, а теперь им новые квартиры подавай? С какой-такой радости? Моя семья живет и работает на этот город с 1928 года! Тоже с лачуг на Пересыпи начинала, и заработала себе на жилплощадь! А им за что?
Если каждому пришлому оборванцу квартиру новую выдавать, то тут скоро такой Харлем будет, как выразился автор, что одесситы будут вынуждены съехать из этого города!
Для непонимающих — недавно был в Москве. Так в этом городе москвичей уже не встретишь так просто, — в основном встречаются азиаты и украинцы. Я против того, чтобы наш город заполонили НЕОДЕССИТЫ. И неважно, кто они по национальности — молдоване, гагаузы или цыгане. Им, в любом случае, плевать на наш город. А Вы, уважаемые одесситы, потом удивляетесь — кто снес, кто разрешил построить, кто изуродовал улицу и т.д. А это они, приехавшие, захватившие, выбившиеся на руководящие посты Вдумайтесь, стоит ли ратовать за них?
«приехавшие, захватившие, выбившиеся на руководящие посты » — а какого х Вы сидите если так ратуете за Одессу-маму. вот дескать они тут приехали и наделали и делают — а Вы что сделали, чтобы не допустить, исправить?