Йосиф Райхельгауз: «Поначалу мы думали «Медведя» в одесском цирке играть но уж больно там запах медведей силен»5 апреля 2012
В преддверии одесских гастролей московского театра «Школа современной пьесы» (25 мая - 1 июня) нам удалось встретиться с его создателем, идейным вдохновителем, известным режиссером и настоящим одесситом Йосифом Райхельгаузом. Руководитель театра рассказал «Думской», как познакомился с Василием Василько и Утесовым, какую книжку презентует в Южной Пальмире, зачем едет на заведомо убыточные гастроли и почему собирается залить «нефтью» одесский ТЮЗ. - Йосиф Леонидович, Одесса еще не забыла гастроли театра «Школа современной пьесы» в 2010 году. Как сейчас, спустя 2 года вы оцениваете успех тех гастролей? - Мне кажется, что главная победа тех гастролей – это удачная попытка пробить многолетнюю стену отсутствия в Одессе гастролей, как таковых. Все эти наезды и набеги московских, российских и украинских антреприз – это, конечно не гастроли, это такой бандитизм. Я хорошо это знаю и большинство артистов нашего театра в этом, к сожалению, участвует. Это легкие деньги, но они бандитские. И говорю я это ответственно, могу доказать, хотя многие мои любимые артисты с этим сильно спорят и говорят «а как же жить». Естественно, сегодня провести нормальные гастроли с участием большой труппы, с вывозом декораций, костюмов, репертуара – очень сложно. Мы тогда привезли в Одессу девять постановок, две фуры декораций и коллектив из 50 человек. Мы играли на сцене каждый день. Я считаю это победой. Хотя, все изначально убыточно. Вообще, культура, серьезное искусство — оно убыточно. Но это замечательно, что мы это все-таки провели эти гастроли и не прогорели. Это очень важно. Там был минимальный заработок — фактически, мы только окупили гастроли, но для меня это – моральная победа. - При этом, судя по графику театра, труппа находится в постоянных разъездах… - Мы действительно много ездим по миру, регулярно бываем в Европе, практически ежегодно гастролируем в Германии. Раз в несколько лет обязательно выезжаем во Францию. Последние гастроли там вызвали фурор – это было 4 года назад, а мы до сих пор вспоминаем их с волнением. Дело в том, что гастроли проходили в театре Пьера Кардена на Елисейских полях по его личному приглашению. Мы ежегодно играем в Израиле, довольно часто выезжаем в Америку. - А как отношения с Украиной? - Мы до неприличия часто играем в Киеве. Только в марте были в украинской столице дважды. Причем, подряд шли спектакли в театре им. Франко с переполненными залами. И вот буквально три дня тому назад, опять же в Киеве, наши молодые сыграли подряд два спектакля «Вредные советы» в каком-то огромном зале на 1300 мест и нас опять зовут. Я, правда, тогда не ездил – выпускал премьеру в нашем театре. Скажу честно, меня поражает, что Киев получает от нас такую рабочую отдачу, их менеджеры прибыль, а рядом находится великий театральный центр мира Одесса и здесь все проходит как-то трудно. - Ну, первый раз, это понятно. А сейчас? Тоже трудно? - Одесса – это особые гастроли – тут все особое, это долгий и подробный разговор. В 2010-ом мы совершили прорыв, разрушили стенку – не прошло и двух лет, как мы снова приезжаем сюда. Мало того, мы не просто повторяем гастроли, а привозим спектакли, которые Одесса никогда не видела. Конечно, сейчас тоже трудно, но я пробую принципиально эти гастроли сделать другими, не такими как все остальные. - Например? - Во-первых, как я уже сказал, мы не привозим ни одного спектакля, который когда-либо ранее шел в Одессе. Во-вторых, мы привозим, в большинстве, только премьеры – один из спектаклей мы пару дней назад второй раз в Москве показывали и там эта постановка еще год будет премьерой. Причем, спектакль был неожиданной затеей даже для Москвы. Он называется «Подсмотренное, подслушанное, незаписанное» — и практически полностью построен на актерской импровизации. Этот спектакль мы сделали вместе с другом нашего театра Женей Гришковцом, который, в принципе, свою сценическую жизнь начинал у нас. Гришковец придумал сюжеты, я срепетировал все это с артистами, проработал спектакль с художниками, композиторами, со всей постановочной группой. Кстати, Гришковец, в очередь с другим артистом, играет одну из ролей. Я с ним разговаривал несколько дней назад и попросил, чтобы 30 мая он записал в своих планах и обязательно сыграл в Одессе. Он сказал, что, скорее всего, приедет. В этой постановке у артистов нет текста, там нет мизансцен, и вообще, как таковой, нет привычной постановки – это абсолютная импровизация. Зато, там есть около 15-ти сюжетов, каждый из которых происходит в одном и том же месте – ресторане. Для нас это в каком-то смысле знаково — Наш театр находится в здании бывшего ресторана «Зимний Эрмитаж». Поэтому мы играем как бы в реальном помещении ресторана, в котором многократно сидели Чехов, Толстой, Достоевский, а Чайковский и вовсе проводил свадьбу. В этом намоленном доме мы еще раз восстановили среду ресторана. - А что за сюжеты? - Ну, например мы с Гришковцом придумали сюжет про юбилей Филозова – в июне ему исполняется 75 лет и мы решили немного обыграть это в «Подсмотренном…». Он приходит в ресторан, заказывает стол на 12 человек – начинается подготовка к празднику. Но пока сносят блюда, накрывают на стол, звонит жена и говорит, что старшую дочь, по стечению обстоятельств, прямо сейчас впервые выпускают на большую сцену в Гнесинке (Российское Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, ред.) – жена не может этого пропустить и вместе с младшей дочерью спешит туда. Телефонный разговор зрители видят на экране. Стоит Филозову повесить трубку, как раздается еще один звонок – мы видим на экране композитора Сергея Никитина, он в машине, куда-то мчится и говорит «Алик, прости, пожалуйста, я очень хотел быть, но у моего друга задержался самолет из Америки, а я должен его встретить». Потом звонит Лиечка Ахеджакова и говорит «Алик, я забыла совсем, у нас спектакль», на экране мы видим, что она сидит-гримируется. Дальше звонит Джигарханян и говорит «Дорогой, я совсем в другом городе». А мы видим, что он сидит у себя в кабинете. После этого Филозов звонит Гришковцу, но и тот, со словами «Ой, Альберт Леонидович, я в Калининграде. Я так хотел прийти, но просто забыл», не подтверждает свое присутствие на юбилее. Получается, что девять человек ему звонят… и он остается один. Но есть в этой сцене один очень занятный трюк. На каждый спектакль я приглашаю какого-нибудь артиста, о котором Филозов не знает. Один раз пришел Дуров, потом Санаева, Качан, Калягин придет… то есть, будут приходить самые разные артисты и Филозов никогда не будет знать, кто войдет в «ресторан». Каждый из них по сюжету куда-то опаздывает, но при этом, очень голоден. Поэтому их главная задача — быстро поесть и быстро уйти. А Филозов, в результате, остается один. - Коль уж мы начали говорить о репертуаре… Чем еще «Школа современной пьесы» планирует удивить одесситов в нынешнем году? - Прежде всего, мы привозим шлягер этого сезона – спектакль, на который у нас на весь сезон проданы билеты. В Одессе мы его сыграем дважды. Это спектакль «Медведь» по политическому памфлету Дмитрия Быкова. В постановке занята вся труппа, да и вообще, там необычно все – игра артистов, абсолютно неожиданные костюмы, совершенно неожиданные декорации. По сути, на сцене зритель видит заурядную квартиру простого московского обывателя. В квартире живет обычная семья, главу которой играет Альберт Филозов, а жену — Ирина Алферова… Мы видим на сцене стол, стул, табуретку, вешалку, книжный шкаф, люстру – квартира, как квартира. Но, поскольку речь идет о России, которая питается нефтью, то все предметы обихода сделаны из чего-то черного. Потом мы поймем, что вся квартира покрыта нефтью. Но, поскольку в антракте наступает кризис, то со второго акта вся эта декорация начинает медленно превращаться в лужи – все реально оплывает и к концу спектакля… в общем, там есть еще один очень сильный эффект, от которого зал вздрагивает, но я пока не буду его выдавать. Самое главное, что вся декорация тает на глазах. Для этого мы повезем в Одессу жуткую огромную установку. Собственно, мы никогда не возили еще «Медведя» из Москвы. Поэтому мы и сыграем его дважды. Третий спектакль, который мы привезем, это постановка уникальнейшего украинского режиссера, который был главным режиссером Харьковского театра и творил там что-то невероятное, а потом был изгнан из Украины. Сегодня Андрея Жолдака знают по всей Европе. Его спектакль называется «Москва. Психо» — главную роль там играет актриса Елена Коренева («Тот Самый Мюнхаузен», «Экипаж») — та самая, которая когда-то уехала в Америку, потом вернулась, после чего напечатала несколько интересных книг. Она играет грандиозно и мне очень нравится этот спектакль. Там много наворотов из «Психо» Хичкока и «Медеи» и все артисты играют замечательно. Следующий спектакль у нас в театре поставил очень хороший болгарский режиссер Пламен Панев. Он обработал пьесу совсем молодой драматургессы Натальи Савицкой. Изначально пьеса называлась «Жена». У нас она называется «Ночь с незнакомцем». Там большая роль у Ирины Алферовой – она не сходит со сцены. Рядом с ней играют еще 2-3 народных артиста. Очень хорошо играют Володя Шульга («Олигарх», «Сволочи»), Юрий Чернов («Доживем до понедельника», «Приключения Электроника»), Анжелика Волчкова. Там очень хорошая команда. И спектакль получился очень хороший. Еще одна постановка, которую мы хотим показать в Одессе, вы уже имели возможность видеть отрывками на День города в 2010-ом году. Это наш любимый спектакль – «Вредные советы Григория Остера». Я очень люблю эту постановку – она замечательно придумана. Этот спектакль поставил ленинградский режиссер, народный артист, профессор и все такое Андрей Андреев. Помимо всего прочего Андрюша мой однокурсник, товарищ и очень талантливый режиссер. - Если верить анонсу, помимо других спектаклей, Вы привозите в Одессу чеховскую «Чайку» - Как ни странно, да. Но это не совсем обычная «Чайка» – у нас же школа современной пьесы. Этот спектакль – часть триптиха «Чайка» Чехова, «Чайка» Акунина, и «Чайка»-оперетка. Этот спектакль я впервые поставил лет 15 назад в американском театре «Ла МаМа». Меня позвали в Америку преподавать. Художественный руководитель театра увидела дипломные работы моих студентов и пригласила меня поставить «Чайку». Когда я вернулся, то показал постановку своим артистам, прежде всего Тане Васильевой. Она очень возбудилась, и было решено поставить «Чайку» у нас в театре. Уже потом, чтобы оправдать название «Школа современной пьесы», я придумал «Чайку» Акунина и «Чайку»-оперетку. В «Чайке» одесситы смогут увидеть всем привычного Гордона в роли Тригорина — играет он просто невероятно. А сам спектакль нетрадиционный – он идет сразу как бы в трех пространствах. Есть жизнь в усадьбе Сориных. Прямо напротив усадьбы есть театр Чехова – жизнь отображается в театре. А между ними та самая Чеховская аллея, по которой герои переходят из жизни в театр и обратно. И там, где у Чехова нет действий, я их придумываю. Допустим, у Чехова есть картина – Треплев готовит спектакль у себя в театре и ждет Аркадину и Тригорина. А я в это время показываю, что делают Аркадина и Тригорин, как они готовятся и как они придут. Эта «Чайка» идет у нас уже лет 12 и всегда сопровождается аншлагами и повышенным вниманием зрителей. Мы объехали с ней весь мир. К слову, именно этот спектакль мы неделю с переполненными залами ежедневно играли у Пьера Кардена в Париже. - 6 масштабных спектаклей, на которые по всему миру готовы прийти десятки тысяч людей. Тем не менее, в Одессе вы будете выступать на совсем небольшой сцене ТЮЗа… - Дело в том, что мы привезли 6 спектаклей, которые мы не могли бы играть в Одессе ни в опере, ни в оперетте, ни в украинском театре – нигде не могли бы играть, потому что такая композиция, необходимого нам соотношения зала и сценического пространства там нет. Честно говоря, поначалу один из спектаклей мы вообще в цирке хотели играть – даже осматривали площадку. Но уж больно там запах медведей силен… С этим, кстати, интересная история вышла – мы же как раз «Медведя» думали туда привести. И вот ходим мы по цирку, а за нами ходит такая одесская женщина, которая там билетером лет сто двадцать уже работает. Мы говорим, ну вряд ли, если здесь «Медведь» ставить, то… а она говорит «Ой, только не надо нам медведей, уже надоело, невозможно с этими медведями, они здесь уже все загадили». Что же касается ТЮЗа – это практически единственный театр, который согласился для нас произвести там перестройку – мы там партер переставляем на сцену, делаем так, чтобы зрители сидели фактически внутри сценического пространства. То есть, это будет принцип арены. Поэтому нам конечно, нужно специфическое помещение. Конечно, сегодня Европейский театр во многом отказался от классической сцены, но в Москве таких примеров очень мало. В Одессе ничего такого нет и я очень рад, что ТЮЗ позволит нам это сделать. И если гастроли пройдут успешно, то мы немедленно устроим повтор гастролей с лучшими спектаклями в октябре или в ноябре. - Вас не смущало, что предстоит играть в помещении, которое сегодня, мягко говоря, не слишком популярно в Одессе. - Я очень хорошо знаю, что ТЮЗ, что называется, не намоленное место в Одессе и никаких гастролей здесь не бывает. Но, я думаю, что на этот раз мы должны пробить следующую стенку и объяснить людям, что можно и в этом помещении играть. Причем, не просто играть, а играть намного любопытней именно по композиции, по пространству, по среде, чем на обычной сцене. - Ну а как же доход? - Мы посчитали, сколько будет стоить проезд, гостиница, реклама, аренда театра и прочее — оказалось, что мы, если продаем 100% билетов, сможем окупить только две трети гастролей – это даже без гонораров. В принципе, так никто не ездит, да и сами мы тоже – даже, если приезжаем в Киев, то все-таки зарабатываем. Но здесь получается так – но это Одесса и мы все равно счастливы. Правда, у этих гастролей будет один необычный элемент. Обычно же, на спектакли всегда приходит много гостей, все начальники приходят бесплатно – зачем им платить деньги?.. Но в этот раз будет по-другому — на афишах и над кассами театра будет неожиданная запись «На гастроли московского театра «Школа современной пьесы» отменены все виды пропусков». Иначе мы просто прогорим. Конечно, кому-то мы, наверное, стульчик поставим – скорее всего, прессе – но стульчик где-то в проходе, чтобы не закрыть ни одного места. Вот принцип этих гастролей. При этом, стоит отметить, что нам очень сильно помогают. Во-первых, облгосадминистрация благосклонно относится к этим гастролям и уже помогает взять в аренду ТЮЗ по минимальной стоимости. Во-вторых, мэрия дает огромные скидки на рекламу. Кроме того, хочется выразить огромную благодарность Алексею Алексеевичу Гончаренко. Сейчас мы еще обратились к Михаилу Ефимовичу Швыдкому, который, извините, советник замминистра иностранных дел, а по сути, официальный представитель Президента России по связям с соотечественниками за рубежом. Надеюсь, что и он нам поможет. - Еще один вопрос по поводу ТЮЗа. Во время прошлых гастролей «Школы современной пьесы» вы стали одним из двигателей подготовки театра юного зрителя к реконструкции. Сейчас следите за этим процессом? - Я не просто слежу — я этим вопросом постоянно занимаюсь. Буквально два дня назад отослал строительной фирме, которая работает с проектом, мое видение того, каким должен быть этот театр. Так что, эта история продолжается. Уже есть предварительный проект реконструкции театра. Я знаю, что в апреле должны быть заключены договоры с авторами проекта, основным из которых стал хорошо знакомый одесситам Мануэль Нуньес. От себя могу сказать, что проект фантастический – если он будет осуществлен, одесский ТЮЗ получит одно из лучших театральных зданий в мире. Там будет возможность разделения театра на три сцены, объединение всего пространства в одну сцену, уход под землю, выход на крышу. Там можно будет проводить фестивали, летние лаборатории – город получит место, где можно будет проводить театральные мероприятия любого уровня. В театре будут все варианты сцены – арена, итальянская сцена, шекспировская сцена. - Вы останетесь в Одессе до гастролей? - До гастролей в Одессе я побываю еще в 6 странах. Мой график сейчас – нечто невероятное. Режим жесточайший. В этом сезоне я установил рекорд, наверное, всех московских театров. Дело в том, что для главного режиссера, художественного руководителя крупного московского театра нормально выпустить премьеру раз в два-три сезона. Я только в этом сезоне выпускаю третью премьеру. Мало того, у меня три мастерских студентов – 2 режиссерских и актерская. - Во время прошлых гастролей вы отбирали ребят в свои студии… - Да, у меня сейчас учатся двое замечательных ребят из Одессы – Соня Черновол и Максим Спивак. Они появились, когда я проводил здесь мастер-классы и отборочные консультации. Это мои любимые студенты. Максим уже играет небольшие роли. Он приедет вместе с труппой. Если Соня во время гастролей будет в Одессе, то и ей какой-нибудь крохотный эпизодик дам. Мало того, у меня сейчас появился еще один претендент из Одессы. Это очень талантливый бывший актер Русского театра Руслан Герасимюк. Он тоже приезжает — будет играть в спектакле «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное». - Кстати, у многих актеров из вашей труппы есть родственники и друзья в Одессе. В связи с этим актеры не планируют приехать пораньше? Или, все-таки, впритык к началу гастролей? - Мы приедем прямо накануне гастролей. У нас май – очень напряженный месяц. А насчет родственников и друзей Вы совершенно правы. Гастроли в Одессе, это всегда что-то необычное — вдруг выясняется, что у всех здесь родственники, просто у всех. У этой — тетя Рая, у той - тетя Соня, у этого — бабушка и дедушка лежат на Еврейском кладбище, тот снимался на Одесской киностудии и у него такие там друзья, что он не может не поехать. К слову, именно поэтому, кроме гастролей в Одессе мы еще проводим фестиваль в Москве под названием «Одесские вечера». Он начнется 18 мая и закончится 22-го. В первый вечер выступит одесская «сборная» со Жванецким, Карцевым, Ларисой Долиной и Нонной Гришаевой. Потом будет «Квартет И» и выступления многих артистов с одесскими корнями. А закончится фестиваль вечером одесской режиссуры. В этом вечере будут участвовать Михаил Левитин, Николай Губенко, к слову, бывший артист Одесского ТЮЗа, Юра Погребничка, Тодоровский, Марлен Мартынович Хуциев, Говорухин, Кира Муратова. Так что, мы проведем сначала такой фестиваль, а сразу после него — сюда. Так сказать, из «Одессы» в Одессу. - Поговаривают, что в этом году Вы собираетесь выпустить книгу в Одессе… - У меня действительно иногда выходят книжки, но обычно это происходит в Москве. А год назад мне предложили выпустить книжку в Одесском издательстве. Я решил — поскольку книга выйдет в Одессе, то она должна быть об Одессе. Как это ни странно, но вся наша жизнь, особенно тех, кто застал советскую власть, связана с книжками. Рождаешься, сразу выдают книжечку «свидетельство о рождении». Потом начинается: медицинская книжка, зачетная книжка, трудовая книжка, пенсионная книжка. Мне показалось, будет неплохо, если еще появится «Одесская книжка». Я собрал отрывки из всех своих публикаций — из предыдущих книг, интервью, из опубликованного в журнале «Дерибасовская-Ришельевская» — все от публицистики до анекдотов, подслушанных на Привозе, и дописал к этому несколько глав. В частности, я написал главу об Одесской литературе, уходящей корнями еще в начало города и цветущей вот уже больше двух столетий. Еще там есть глава об одесской режиссуре – я на писал о тех, кого я знал, помнил – хочу, чтобы эти имена сохранились. Еще одна глава про Утесова. Незадолго до его смерти я попал к нему в гости в Москве. Это была какая-то трогательная, пронзительная встреча. Я главу эту назвал «Утесов без песен». Это был август, и в Москве было невероятно жарко – он встречал нас в черном костюме, а за его спиной мы услышали «Сердце, тебе не хочется покоя» — Утесов прослушивал на катушечном магнитофоне свою запись. Книга должна выйти уже в ближайшее время. - По поводу одесской режиссуры. Я слышал, что вы были знакомы с Василием Василько, именем которого назван Одесский украинский театр… - Да, мы встречались незадолго до его смерти. Дело было так - параллельно с работой гениального Мейерхольда в Москве, в Харькове работал не менее выдающийся режиссер Лесь Курбас. Я видел множество фотографий его спектаклей, читал пьесы, видел невероятные мизансцены. У него была замечательная труппа – грандиозные артисты, среди которых одним из лучших был Василий Василько. Когда мне было 16 лет, я приехал поступать в Харьковский театральный институт на режиссерский факультет. Поскольку было много фамилий, похожих на мою, в театр попасть не удалось, но набор производил один из учеников Курбаса. Когда нас разогнали, он предложил обратиться к одному человеку в Одессе. Он написал письмо с адресом и телефоном… Я приехал в Одессу, позвонил какому-то Василию Степановичу, который на хорошем украинском языке сказал «приходьте до мене». Он жил на Пастера, в двух кварталах от театра. Сам я вырос в коммунальной квартире на улице Чижикова, и когда зашел в его квартиру, увидел высоченные потолки, а посреди комнаты рояль, у меня уже было потрясение. Но это еще ничего, вот когда я увидел, что меня, 16-летнего мальчика, встречает человек в смокинге с бабочкой… В добавок ко всему, он говорил по-украински. Василий Степанович спросил, чего я хочу, послушал меня и сказал, что мне надо немного поработать артистом. Сказал, что в ТЮЗе кто-то нужен, а если там не получится, то можно побегаешь у него, в Украинском театре. Это был мой первый и последний разговор с ним – через несколько лет Василько умер. Но надо отдать должное – этот разговор оставил на мне неизгладимое впечатление. Беседовал Александр Запорожец
|