Новая гостиница «Империал» — еще 5 звезд в копилку Одессы25 июля 2010
О необходимости сделать Одессу более привлекательной для туристов говорится постоянно. К сожалению, как бы мы ни хотели, чтобы наш город стал рекреационной Меккой, до этого ему еще далеко. И немалую отрицательную роль в этом играет состояние зданий, особенно в ареале исторического центра города. Ведь, к примеру, нынешняя Дерибасовская выглядит далеко не так привлекательно, как хотелось бы. Неприглядный пустырь около Греческой площади совершенно не красит центр города. Но все когда-нибудь меняется, и недавно Государственная служба охраны объектов культурного наследия при Министерстве культуры и туризма одобрила эскизный проект нового здания многострадальной гостиницы «Спартак», снесенной несколько лет назад. Новость об этом, размещенная на нашем сайте несколько дней назад, вызвала горячее обсуждение. Поэтому мы решили более подробно рассказать о запроектированном здании. Инвестор (а стоимость проекта – 100 млн. у.е.) и застройщиком будет фирма «Мрия», входящая в группу компаний «Инкор». Ранее этот проект вызвал немалые споры между инвестором-застройщиком и властями города. В мэрии настаивали на том, чтобы гостиница была восстановлена в первозданном виде, с чем категорически не соглашались застройщик. В спор вмешался автор проекта — народный архитектор Украины Владимир Глазырин. Он утверждал, что старый «Спартак» архитектурной ценности не представлял. И действительно, сейчас, пожалуй, никто и не вспомнит, каким было старое здание. Поддержал Владимира Глазырина и председатель Одесской областной организации Национального Союза архитекторов Украины Василий Мироненко. На прошедшей недавно пресс-конференции он рассказал, что «в художественном смысле проект «Империал» – это попытка избежать провинциальности в одесской архитектуре и дешевых стилизаций под старину». По словам Василия Мироненко, авторы проекта систематизировали архитектурные особенности центра города и продолжили их в предлагаемой работе. Характерные для исторической застройки архитектурные решения стиля «модерн», насыщенные художественной пластикой и любимые горожанами, находят в проекте современное звучание. В итоге власти согласились с позицией «Инкора». Кстати, проект Владимира Глазырина был не единственным. Застройщиком-инвестором рассматривалось несколько проектов. Один из них – архитектора из Испании, живущего в США. Этот проект предусматривал 12-этажное здание из стекла и бетона. Такое же количество этажей архитектор предлагал сделать и у воссоздаваемой «Большой московской». Участок проектирования расположен в границах первого исторического ареала г. Одессы, определенного историко-архитектурным опорным планом. В соответствии с приказом Министерства культуры и туризма проект воссоздает архитектуру фасадов зданий в исторических архитектурно-художественных формах, типичных для Одессы конца XIX – начала ХХ веков. Для этого периода характерны внушительного размера здания в стиле «модерн». Включенные в историческую ткань классицизма и ампира, новые высокие здания сделали Одессу компактнее и монументальнее, но сохранили жизнерадостность архитектурного вида. На Дерибасовской были построены монументальные, высотой более 25 м здания гостиниц «Пассаж» (арх. Л.Влодек и Т.Фишель), «Большая Московская» (Л.Влодек). Эта же тенденция была подхвачена при строительстве домов на Дерибасовской от Екатерининской до Польской, на улицах Садовой, Гоголя и Маразлиевской. Здание по ул. Дерибасовской, 25 (первоначально часть торговых рядов греческого базара 1810 года) в 1831 году было переоборудовано в доходный дом. В 1840 году реконструировано под гостиницу, в 1875 было снова реконструировано с достройкой верхних этажей. В 1888 ещё раз реконструировано под гостиницу «Империал» с торговыми помещениями на первом этаже. К началу 1920-х годов отель был национализирован, а затем передан в аренду частным лицам. В 1930-х годах гостиница перешла к Коммунальному гостиничному тресту и получила название «Спартак». Аскетичные архитектурные решения и пластика главного фасада этого отеля уступали расположенным рядом гостиницам «Большая Московская» и «Пассаж». В связи с этим, а также по причине ветхости здания оно было исключено из реестра памятников архитектуры. К сожалению, до нашего времени гостиница дошла в ужасающем техническом состоянии, обусловленным почти двухсот летним возрастом, многочисленными реконструкциями и недостаточным уходом, потому было принято решение об её сносе. Будущее здание запроектировано на месте гостиницы «Спартак» и снесенной ветхой жилой застройки по пер.Красный. «Империал» и симметрично расположенная «Большая Московская» будут выполнены в одном архитектурном стиле – «модерн» и достигать одной высотной отметки – 34,8 м. Вместе с «Большой Московской», реконструкция которой идет полным ходом, «Империал» будет формировать пропилеи — портал главной городской оси, которая тянется от Военного спуска через Гаванную и Греческую площадь по Александровскому проспекту. Это соответствует первоначальной задумке градостроителей Одессы, которая впоследствии не была реализована из-за бессистемной застройки Греческой площади. В паре со зданием «Большой Московской» будущий «Империал» формирует два обращенных к ул.Дерибасовской угла Греческой площади и образует своего рода пропилеи обрамляющие вход на площадь и далее на Александровский проспект – главную меридиональную ось исторического центра. Этажность подземной части запроектированного здания – 3 уровня, в том числе двухуровневый подземный паркинг, который позволит разгрузить Красный переулок и прилегающую территорию. Этажность надземной части – 7 уровней с вынесенным на два метра карнизом на уровне 25,2 м. Первый этаж имеет повышенную высоту (4,5 м) и выделенные на фасадах места главных входов. Два мансардных уровня запроектированы с отступом от плоскости фасадов в глубину здания. Благодаря этому приему они не будут видны с Дерибасовской улицы. Пластика фасадов достигается за счет применения объемных пилястр, французских балконов, рельефных и горельефных скульптурных композиций и маскаронов, элементов растительного орнамента, фактур, мозаики. На углах фасадов запроектированы венчающие их куполообразные, функционально используемые башенки со скульптурами, характерные для одесских зданий. Отделка фасадов – облицовка естественным камнем и вырезанными из него деталями фасадов цвета светлой охры (т.н. «парижский цвет»), а также деталями белого цвета. Покрытие кровли мансард – медная (латунная) черепица с зеленоватой фактурой. Отделка полов общественных зон – флорентийская мозаика, а стен – мрамор и черный доломит. Вся территория, примыкающая к проектируемому зданию, благоустраивается, озеленяется и освещается. Замощение – гранитная шашка, освещение – торшеры и бра, архитектурные подсветы фасадов и территории. Озеленение тротуаров и примыкающей площади, а также фасадов – формирующимися и вечнозелеными элитными деревьями, кустарниками, цветниками и вьющимися растениями, высаженными как в грунт, так и в художественных вазонах. Для южного глухого торца, помимо архитектурной пластики, предлагается декоративное вертикальное озеленение. Гостиничный комплекс включает в себя конференц-залы (где возможно будет проводить масштабные презентации и мероприятия общегородского характера) и комнаты переговоров с синхронным переводом, а также бары и ресторан. Кстати, как заявил руководитель строительства гостиницы – Александр, Сырецкий, информационные залы будут полифункциональны. Такого масштаба функций в конференц-залах Одессы до сих пор никто не использовал. В двух атриумах запроектированы зоны отдыха с буфетами, зимний сад и предусмотрены возможности организации выставок произведений искусства и показ моделей одежды. Собственно гостиница «Империал» рассчитана на 267 номеров. Гостиницу планируют сделать пятизвездочного уровня. За какое время она окупится – инвесторы пока не могут точно сказать. Для них, как признался руководитель строительства гостиницы Александр Сырецкий, строительство этой гостиницы – больше имиджевый проект. Хотя, конечно, от получения прибыли никто не отказывается. Инвестор готов приступить к строительству уже осенью (на работы уйдет три года), правда, до этого необходимо согласовать проектно-сметную документацию. В.Котовский
|