6 мая 2019, 19:54
Археологические сокровища Одесской области. Часть первая: охотники на бизонов, покорители Трои и трижды уничтоженный Никоний0 Современная Одесская область – одно из немногих мест на земном шаре, где разумная жизнь непрерывно существует больше 100 тысяч лет. Здесь настоящий рай для археологов, которые вот уже два века изучают по материальным источникам историю нашего края и вряд ли когда-то узнают все ее, истории, тайны. У нас раскапывали неандертальские стоянки, фиксировали присутствие первых людей современного физического типа, первых земледельцев Европы, первых европейских кочевников, находили могилы скифских и сарматских военачальников, до сих пор можно увидеть развалины древнегреческих городов и сохранившуюся практически в первозданном виде средневековую крепость! На земле, где сейчас стоят украинские, молдавские, болгарские и другие села, сражались и погибали воины персидского шахиншаха Дария I и македонского царя Александра Великого, поднимали пыль своими калигами римские легионеры и бряцали оружием готские дружинники, на черноморском побережье создавали фактории греческие, генуэзские и турецкие купцы, а к лиманам, на берегах которых ныне стоит Одесса, наведывались за солью чумаки. Тут проходили границы доброго десятка империй. «Думская» решила напомнить читателям об уникальном наследии, по которому мы буквально ходим, и собрала информацию о десяти наиболее выдающихся памятниках археологии (а также отдельных находках) нашего региона, которые дают представление о его многотысячелетней истории. Сегодня — первая часть. «ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» И КУЛЬТ ПЕЩЕРНЫХ МЕДВЕДЕЙ Первые люди на территории нынешней Одесской области появились между 100 и 40 тыс. лет назад. Но это были не наши предки, а представители «параллельного человечества» — неандертальцы. Современная наука считает, что они развивались одновременно с человеком современного типа – homo sapiens sapiens, – изредка с ним скрещиваясь, но больше враждуя, и вымерли, оставив Землю нам с вами. Материальную культуру европейских неандертальцев называют мустьерской – по стоянке Ле-Мустье на юго-западе Франции, где в позапрошлом веке впервые нашли характерные орудия труда. В нашей области археологи нашли восемь мустьерских памятников: пять в Кодымском районе, один – на территории Белгорода-Днестровского и два в Беляевском районе. Самый значительный — пещера Ильинка в одесском Межлиманье. Ее еще до Второй мировой войны обнаружил председатель экспедиции Госкоммунхоза по исследованию катакомб Тимофей Грицай. Впоследствии археологи нашли там около 50 кремневых изделий эпохи мустье и больше 30 тысяч костей древних животных, в основном пещерного медведя. Иллюстрации Игоря Пиструила и Игоря Сапожникова Окрестности Ильинки. Фото Дмитрия Жданова Подобную картину — с остатками пещерного медведя — археологи видели и на многих других неандертальских стоянках, например в пещере Драхенлох, что в восточной части швейцарских Альп. Это дало жизнь весьма популярной гипотезе о культе этого огромного зверя, якобы существовавшем у неандертальцев. В художественной литературе гипотетический культ отлично описала американская писательница Джин Ауэл, создавшая целую серию романов «Дети Земли», один из которых был экранизирован. Герои Ауэл жили и боролись за существование на территории современной Украины, в том числе и там, где сейчас находится Одесская область. Обязательно почитайте! Впрочем, археолог Игорь Сапожников датирует памятник в Ильинке поздним палеолитом и считает, что его оставили уже люди современного физического типа. ОХОТНИКИ НА БИЗОНОВ После исчезновения (гибели, ухода, угасания? Ясности в этом вопросе до сих пор нет) неандертальцев, жизнь на берегах Дуная, Днестра, Большого и Малого Куяльников не исчезла. На смену этим массивным и коренастым созданиям пришли более грациозные и, наверное, более сообразительные люди. Как сейчас считается, чернокожие, но со светлыми глазами. Это как раз и были наши предки – кроманьонцы. Они оставили в Одесской области множество памятников. Самым крупным и известным является Большая Аккаржа, расположенная возле Великодолинского Овидиопольского района. Эту стоянку позднего палеолита нашел в 1955 году замечательный краевед Валентин Красковский, совершенно случайно обнаруживший на обычном колхозном поле множество характерных осколков кремня. В 1959-м здесь начались систематические раскопки, продолжавшиеся до 1993 года. Стоянка общей площадью 300 квадратных метров сейчас датируется 19-18 тыс. лет назад. Ученые интерпретируют ее как базовый сезонный лагерь охотников на бизонов: кости этих животных преобладают среди фаунистических остатков. Бизон. Позднепалеолитический рисунок из пещеры Альтамира (Испания) ВОЕННЫЕ АРИСТОКРАТЫ УСАТОВА И ПЕРВЫЕ «ОДЕССИТЫ» Пропустим почти полтора десятка тысячелетий. В Одесской области есть значительные памятники и мезолита, и неолита, но формат «десятки» не позволяет рассказать обо всех. Поэтому сразу уйдем в энеолит – медно-каменный век. Именно в это время, между 3500 и 3000 годами до новой эры, в непосредственной близости от Одессы, а также на территории украинской Бессарабии, Румынии и Молдовы существовала так называемая Усатовская культура. Она считается гибридной, сочетающей черты как земледельческой позднетрипольской, так и пришедшей ей на смену полукочевой ямной. Комплекс вещей усатовской культуры «Генетической основой явились трипольские племена, взаимодействовавшие с иноэтническими группами — носителями майкопского культурного субстрата и древнеямной культуры или сформировавшие новое этническое образование с ярко выраженными степными элементами», — отмечается в одной из работ, посвященных усатовцам. Первые памятники этой культуры обнаружили в 1921 году в одесском пригороде — селе Усатово, отсюда и название. Первооткрывателем был знаменитый одесский археолог Михаил Болтенко. «Среди грубых черепков битой посуды вперемешку с раздробленными костями животных пестрят и белеют, играя на солнце перламутровым блеском, ракушки съедобных моллюсков», — так описывал ученый первое впечатление от увиденного. Всего на берегу Хаджибейского лимана было раскопано 18 курганов с кромлехами (каменными плитами), два бескурганных могильника и поселение — на Шкодовой горе. Еще одно поселение, с оборонительным рвом, и могильник обнаружили в Маяках. Плита из усатовского кургана. Фото wikimedia.org В погребениях археологи нашли медные кинжалы, топоры, шила, глиняную посуду, в поселении — изделия из кремня (ножи, проколки, острия), каменные зернотерки, ткацкие пряслица, обломки керамики с орнаментом, глиняные культовые изделия, фигурки женщин и животных, грузила и костяные рыбацкие крючки. Ученые полагают, что усатовцы были оседлыми скотоводами и рыболовами, земледелие большой роли в их жизни не играло. Носителей культуры в конце III тысячелетия до н.э. ассимилировали, возможно предварительно завоевав, представители ямной общности, которые продвигались с востока на северо-запад Причерноморья. Ямников принято считать первыми индоевропейцами. Интересно, что на территории самой Одессы усатовцы и ямники не жили. Береговая черта тогда была совсем другой, место, где стоит наш город, пересекали многочисленные овраги и балки с заросшими колючками склонами, сами склоны были обрывистыми, поэтому особого резона селиться на будущем Приморском бульваре у них не было. Причина осваивать эту территорию появилась несколько позже, во втором тысячелетии до Рождества Христова, в самом конце бронзового века. Но обо всем по порядку. Наиболее ранними археологическими памятниками нашего города считаются два маленьких поселения XIV-XIII вв до н.э., обнаруженные в первой половине прошлого столетия в Аркадии и на Жеваховой горе. Точных координат, увы, не сохранилось. Известно лишь, что аркадиевское поселение располагалось с правой стороны балки, примерно там, где сейчас радует богатеев «Палас дель мар», а жеваховское — неподалеку от появившегося намного позже античного храмового комплекса. Нашли их случайно, в ходе строительства, и никаких серьезных раскопок ни тогда, ни позднее там не проводилось. Тем не менее, осколки керамики и бронзовые орудия труда, добытые рабочими, позволили ученым, как они выражаются, атрибутировать памятники. По общепринятой версии, их оставили носители позднебронзовой сабатиновской культуры, существовавшей на юге Украины с XVI по XII века до нашей эры. Хозяйство этих людей основывалось на земледелии и отгонном скотоводстве, а на берегу моря они методом выпаривания добывали соль, игравшую огромную роль в тогдашнем обмене (как доллар и евро сейчас). Именно соль и привлекла их на территорию будущей Одессы. Интересно, что именно возле соляных промыслов впоследствии возникнет средневековый Качибей-Хаджибей, переименованный после российского завоевания в Одессу. Которая уже не будет зависеть от соли, а расцветет благодаря экспорту зерна. Но вернемся в бронзовый век. Сабатиновцы были искусными литейщиками, делали из оловянистой бронзы самые разные орудия – от сельскохозяйственного инвентаря до мечей и копий. Некоторые археологи относят их к протофракийцам. Комплекс вещей сабатиновской культуры Сабатиновский наконечник копья А еще многие исследователи полагают, что племена сабатиновской культуры входили в состав так называемых «народов моря», которые в XIII веке до нашей эры терроризировали восточное Средиземноморье. Они участвовали вместе с ахейцами в осаде Трои, потом, возможно, уничтожили главный ахейский центр Микены, несколько раз вторгались в Египет, где были биты Рамзесом III. Словом, навели шороху. Битва «Народов моря» с египтянами в представлении художника Реконструкция плавсредства «народов моря» от одесского историка Игоря Мельника и его команды Позже они куда-то пропали, а в Причерноморье воцарилась другая археологическая культура, белозерская, которая, по одной гипотезе, генетически связана с сабатиновской, а по другой, никакого к ней отношения не имеет. ДАР БОГАМ ИЗ ТАРУТИНСКОГО РАЙОНА К той же эпохе бронзы относится так называемый Бородинский, или Бессарабский, клад, который нашли в 1912 году близ местечка Бородино (ныне Тарутинского района) немецкие колонисты. Правда, его все-таки оставили несколько раньше, чем появились одесские поселения сабатиновцев. Клад состоит из 17 предметов – двух серебряных наконечников копий, втулки от наконечника еще одного копья, серебряного, с золотой инкрустацией, кинжала, золотой булавки, шести нефритовых топоров, трех наверший булав из талька, двух бронзовых пластин и двух фрагментов стенок лепного сосуда из глины. Исследователи полагают, что этот комплекс вещей оставили носители так называемой культуры многоваликовой керамики (XVI-XIV века до нашей эры), являющейся частью катакомбной культурно-исторической общности. Ее носители хоронили своих покойников, выкапывая для них не просто ямы, а целые подземные погребальные сооружения. В погребальную камеру вел сначала вертикальный колодец, потом горизонтальный коридор-дромос. Вещи Бородинского клада настолько совершены художественно, что вызывают восторг и сегодня. Однако вряд ли стоит считать их кладом в современном бытовом понимании – как что-то спрятанное с тем, чтобы потом его найти и использовать. Современные исследователи склоняются к мнению, что это своеобразный дар богам, подношение представителя элиты в знак (или в ожидании) некоего значительного успеха. ПЕРВЫЕ ГОРОДА Большие поселения с оборонительнми сооружениями существовали на территории нашего региона еще в эпоху энеолита, но настоящие города, которые функционально отличались от сельскохозяйственной округи — с ремесленными районами, рыночными площадями, культовыми сооружениями и некрополями, — появились все же в античную эпоху. Древнегреческие колонии начали возникать в Северном Причерноморье с VII века до новой эры. Первым было поселение Борисфен на острове Березань, а в современной Одесской области одним из старейших считается Тира (Белгород-Днестровский), основанная в самом конце VI века до н.э. переселенцами из малоазиатского Милета. В V веке до новой эры Тира стала самостоятельным полисом, чеканившим собственную монету, причем только из меди и бронзы, но и золотые статеры, а также серебряные драхмы. Статер Лисимаха из Тиры В середине I века до н.э. город разрушили геты под руководством царя Буребисты. Восстановили его спустя сто лет римляне, включив в состав провинции Нижняя Мезия. Здесь располагались подразделения V Македонского и I Италийского легионов. В III веке нашей эры Тира подверглась нападению готов, а окончательно уничтожили город, по всей видимости, гунны. Археологические раскопки на территории Тиры ведутся с перерывами больше ста лет, и несколько кварталов города теперь открыты взору любителей истории — справа от входа в крепость. Аккерманская крепость и античная Тира. Фото tim-taller15.livejournal.com Совсем недавно ученые напали на след тирской агоры (центральной площади, окруженной храмами и общественными зданиями). По всей видимости, она располагалась на территории Гарнизонного двора средневековой крепости, недалеко от цитадели. К площади вела широкая – 4 метра – улица, часть которой раскопали в 2010-м году. Возле нее археологи нашли амулет в виде спящего льва, изготовленный из стеклопасты. Предмет, вероятно, прибыл в Тиру кораблем из Александрии Египетской. Это очень редкая находка. Агора Ольвии. Примерно так, должно быть, выглядела и главная площадь Тиры. Реконструкция из учебника В.Л. Янина Напротив Тиры, с другой стороны Днестровского лимана, который в античное время был морским заливом, находился второй по величине и значению древнегреческий город современной Одесской области – Никоний. Сейчас на его месте стоит село Роксоланы Овидиопольского района. Древнее название города долгое время оставалось неизвестным. В 1966 году убедительнейшую аргументацию в пользу того, что населенный пункт именовался именно «Никонием», привел Петр Карышковский, в будущем профессор Одесского университета Мечникова. Петр Карышковский Никоний основали в VI веке до новой эры колонисты из Истрии, что в современной Румынии. Дискуссии о том, стал ли он самостоятельным полисом или так и остался истрийской колонией, ведутся до сих пор. На рубеже IV-III веков до нашей эры город был разрушен, что связывают с нашествием македонского полководца Зопирона, соратника Александра Великого. Потом Никоний снова отстроили. В начале новой эры он вошел в состав римской Нижней Мезии, а закончилась его история в III веке н.э., во времена Великого переселения народов. Мраморный бык из Никония, Одесский археологический музей. Фото wikipedia.org Впрочем, варвары продолжают тревожить покой античного города и после смерти. Сейчас Никоний — это, без преувеличения, территория археологического бедствия, культурной катастрофы. Городище подвергается варварскому разграблению нелегальными копателями и практически ими уничтожено. Выбросы из многочисленных ям грабителей видны даже на спутниковом фото! Что касается легальных археологических раскопок, то они в Никонии не ведутся уже лет восемь — в том числе из-за угроз, которые ученые получали от «черных». Полиция на происходящее смотрит сквозь пальцы. Ну и наконец нельзя не упомянуть древнегреческих предшественников Одессы. На территории нынешнего города известно 12 населенных пунктов античных времен, из которых самым крупным и древним являлся портовый город Гавань Истриан на плато Приморского бульвара. На Жеваховой горе располагалось крупнейшее в регионе культовое древнегреческое святилище. Третий по размерам памятник античного времени был открыт в 1929 году на территории «Молодой гвардии», в Лузановке. Границы Гавани Истриан, по мнению профессора Андрея Добролюбского Все эти населенные пункты, по одной из гипотез, входили в хору (сельскохозяйственную округу) Ольвийского государства. При этом Гавань Истриан, как считают некоторые археологи, готовилась объявить независимость, собираясь стать полноценным полисом, городом-государством. Но что-то у предков не задалось. Может, античные одесситы даже восстали против ольвийцев, не исключено, была карательная операция. Но, увы, ни археологических, ни письменных источников, которые могли бы пролить свет на этот период, в научном обороте нет. А вот то, что Гавань Истриан так и не начала чеканить собственную монету (что было наиглавнейшим признаком независимости в то время) – это факт. По другой версии, Гавань Истриан была колонией полиса Истрия (современная Констанца). А гибель поселения на месте современной Одессы связана с истрийско-ольвийской войной, которая бушевала в III веке до нашей эры. В этот период все античные населенные пункты по берегам Одесского залива исчезли и более не возрождались. Вряд ли их уничтожили и разграбили – скорее всего, люди просто ушли, опасаясь набегов. Продолжение следует Авторы — Олег Константинов СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: |
Статьи:
21:29 Як закінчити повномасштабну в Україні: озброєння, переговори, єдність суспільства та походу трохи магії.
Що ви додасте до цього списку? Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Одесской области разбился депутат Киевского горсовета, который 15 лет назад был виновником смертельной аварии
|