Простите, что приходится начинать эту поздравительную колонку с Труханова, но надо, потому что накипело. Использовать цвета города в качестве партийных было, вне всяких сомнений, отличной идеей действующего мэра, точнее его советников. Таким образом он фактически приватизировал все то, что обычно вкладывают в понятие «одесскость», сделал себя его защитником, а своих оппонентов – врагами богом хранимой Одессочки, которую десятилетиями уничтожают и никак не уничтожат злобные «понаехавшие» и прочие биндеровцы. Наверняка этот финт обеспечил ему дополнительно процентов 10-20 голосов не способных критически мыслить горожан.
С моральной же точки зрения, это, конечно, некрасиво, даже мерзко. Далекоидущие последствия своего поступка, полагаю, Труханов еще прочувствует в полной мере.
Потому что Одесса не приемлет монополии. Можно много говорить за наш с вами город и хорошего, и плохого, но чего тут точно нет, так это раболепия перед «царем», кто бы им ни был. Демократия — в крови одесситов, хотя многие, уверен, будут это яростно отрицать.
Слишком уж «разно-», «много-» и «поли-» этот город, чтобы быть в стане ценителей авторитарного БДСМ. Разнообразный, многоплановый, поликультурный. Черносотенный и либеральный, великодержавный и украинский (первые книги на украинском здесь начали печатать в 30-х годах XIX века, а в начале XX именно в Одессе заработала первая в тогдашней Российской империи «Просвіта»), консервативный и свободолюбивый.
Здесь были самые масштабные еврейские погромы, прошелся по судьбам кровавым катком Холокост, вытесняли евреев на «историческую родину» коммунисты, но вопреки всему люди этой национальности и веры оказывают серьезное влияние на культурную, политическую и экономическую жизнь города. Здесь совсем недавно, при нашей жизни, не без участия ФСБ создали самое мощное пророссийское движение в «материковой» Украине (только в Крыму было сильнее), но здесь же появилось не менее сильное украинское сопротивление. Здесь нападают на ЛГБТ-акции и осуждают нападавших, здесь холят и лелеют «южнорусскую школу», ненавидя эпатажного Ройтбурда, но именно этот город подарил Украине и миру этого самого Ройтбурда и других одесских нонкомформистов – между прочим, явление международного масштаба.
Здесь разбитые тротуары и глубокие ямы соседствуют с ровными, как стекло, магистралями; отреставрированные фасады оттеняют полуразрушенные; крикливые привозные торговки могут оказаться матерями рафинированных поэтов и философов, а университетское светило иногда разражается в соцсетях такой бранью, что позавидовал бы его предок-биндюжник.
Одесса слишком сложный город, чтобы его так просто захватили «серые» из антиутопий. Его невозможно описать, используя лишь одну краску, черную или белую. Он вонюч и грязен, светел и красив. Здесь местами опасно, но всегда хорошо. Его есть за что ненавидеть и есть за что обожать.
В конце концов, ему 226, 605 лет и два с половиной тысячелетия. У какого еще города столько возрастов и дней рождения?
И возвращаясь к началу. Трухановы приходят и уходят, а Одесса остается. Спасибо тебе, Город, за то, что ты такой есть. С праздником!
Автор – Олег Константинов, главный редактор «Думской»