Сегодня 1 апреля и самое время вспомнить про одесского морячка со спасательным кругом, на котором выведено яркой краской «Юморина». Поговорить об одесском языке и юморе. Их хоронили чуть ли не каждый год со времен Бабеля, но, кажется, сейчас им действительно пришел конец. Выходите, гражданин! Приехали! Или нет? Специальный корреспондент «Думской» Дмитрий Жогов решил поговорить с теми, кто держал в 1990-е марку столицы юмора. Да, мы знаем, что «первое рождение» Юморины пришлось на 1970-е. Но в современном виде она предстала лишь после развала Союза. Впрочем, сейчас не об этом. Нужен ли Одессе «одесский язык»? Есть ли у него будущее? И что будет с Юмориной? «Ответь мне как чекист, <…> ответь мне как революционер – зачем нужен этот человек в будущем обществе? – Не знаю, <…> наверное, не нужен…» Исаак Бабель, «Одесские рассказы» Вот так, как Фроима Грача, комиссары из Москвы расстреляли старую Одессу! Печально! — говорю я, захлопывая книжку Бабеля. Вот зачем нам вся эта постимпериалистическая лабуда? Все эти Бени Крики, шлимазлы, гембели, зусманы, цугундеры и цимесы? Одесский «особый язык», которого на самом деле не существует (или заимствован из идиша). Он есть только в российских сериалах типа «Ликвидации». Зачем нам глава одесских воров Фроим Грач или «благородный разбойник» Карабас, который обворовывал народ возле торгсина? Зачем нам все это? Восторги от блатной культуры. Зачем нам Юморина? У нас был до полномасштабной войны замечательный фестиваль «Фан Экспо», в просторечье «Комик Кон». Стильно, модно, молодежно. Зачем нам ваши биндюжники? Их уже Ганькевич не видал. Об этом и не только говорим с Олегом Филимоновым (сегодня депутат горсовета, а когда-то «одесский джентльмен»), его коллегой по «Джентльмен-шоу» Яковом Гоппом (сегодня актер одесских театров) и Алексеем Агопьяном (играл в «Каламбуре», а сегодня тоже в театрах). «Думская». «Маски», «Джентльмен-шоу», «Каламбур». 1990-е это расцвет одесского юмора! Но нет же молодых и талантливых! Я смотрю на Борю Барского, на его фотографии в фейсбуке, он все тоньше и седее. Как Дон Кихот. Неужели это последние носители одесского юмора? Олег Филимонов. «Маски», «Джентльмен-шоу», «Каламбур» — это был довольно мощный телевизионный прорыв из Одессы на экраны центрального телевидения (россии), которое транслировалось по всему бывшему СССР. Это были золотые времена одесского юмора. Мы на тот момент завоевали все телевизионные призы, какие только существовали на постсоветском пространстве. Одесский юмор ценили. Его и сейчас ценят во всем мире. Он трансформируется. Меняется. На смену «джентльменам» приходят стендаперы. Молодые ребята. Яков Гопп. Неимоверные рейтинги телевизионные. У «Джентльмен-шоу» был рейтинг на уровне «Поля чудес». А в 1997 возродили Юморину. Это все работало на поддержание легенды. Той Одессы, которой тогда уже и не было. Эта волна шла, шла, шла, а потом приобрела такую высоту в 1990-х — начале 2000-х, что некоторые уже стали говорить: «Да задолбало это одесское все!» И Одессу вспомнили заново после съемок сериала «Ликвидация». Но все, что было связано с «Ликвидацией», приобрело очень плохую форму. Это не наш взгляд на то, как разговаривали в Одессе. Это взгляд москалей. Это они сами себе придумали. Как и язык. Я вспоминаю, как учил московских артистов на сериале «Мишка Япончик» определенным фразам. Висели списки фраз, которые можно употреблять во время съемок. Выбирай себе фразу, и можешь всунуть ее в текст, который ты будешь говорить. Когда я приехал в США в 2000, я услышал на Брайтоне тот говор, те обороты речи, которые давно уже не слышал в Одессе. «Д». Я не помню среди стендаперов одесситов. Раньше Барского, Филимонова, Делиева, Яшу из коммуналки, я уж не говорю про Жванецкого и Карцева с Ильченко, их знали все. А сейчас? О. Ф. Дима Романов. Он очень известный. Он в «Камеди клаб» был. Потом выделился в отдельную единицу и продолжает существовать как стендапер. Я. Г. Я не сильно слежу за стендаперами, но писательский, авторский юмор тоже не сильно-то в Одессе развивается. То есть Одесса потеряла статус пупа земли в юморе. И становится таким, любимым многими, обыкновенным украинским городом. «Д». А жива ли еще «одесская рэчь»? Ее можно где-то услышать? Алексей Агопьян. К сожалению, у нас в стране ситуация такая, что очень много переселенцев. На улицах я стал больше слышать украинской речи. Причем чистой, хорошей. Можно сравнить с Нью-Йорком. Хотите услышать китайскую речь, идите в Чайна-таун. Хотите услышать одесскую речь, идите на Брайтон. Хотите подраться с людьми другого цвета кожи, идите в Гарлем. Так же и у нас. Хотите услышать старую одесскую речь, вам на Молдаванку! О. Ф. Не так давно был на Новом базаре. И женщина, которая соленые огурцы продавала. Она с Молдаванки. Завязался диалог. - Филимонов, как тебе нравится то, шо происходит? - Тетя Маня, мне очень не нравится то, что происходит. - Ты знаешь, мне бабушка рассказывала, что когда в 1947-м вели немцев через Одессу на работы, восстанавливать здания, так она им давала кусочек хлебушка. Они задрипанные такие были. Лучшая армия мира. И после небольшой паузы продолжает - Знаешь, что если, дай Бог, мы победим и будем гнать русских восстанавливать Спасо-Преображенский собор, я не пожалею денег на бутерброд с черной икрой. Ну как так можно сформулировать? Или недавно мой приятель снял объявление в районе Молдаванки: «Продается комната. Восемь замечательных соседей! Шикарная кухня на четыре плиты! Туалет в калидоре прекрасно оборудован». И последнее, внимание! «Нешахедная сторона!» Это говорит о чем? Что Одесса жива! Я. Г. Когда одесситы хотят, чтобы их услышали, они говорят на «одесском языке». Допустим им говорят: «Одесса русский город! Это русская земля!» А одесситы отвечают: «Какая русская земля? Ваша земля на кладбище!» «Д». Многие скептики разных возрастов и социального положения, они говорят, что одесский миф уже осточертел! О. Ф. Он осточертел этим комиссарам. Одесский миф существовал и будет существовать еще долгие годы. Потому что эта земля рождает таких людей. Об этом Жванецкий очень хорошо сказал. Значит, есть что-то в этом воздухе, который рождает капитанов, музыкантов, врачей, воров. Это смешение рас. Смешение национальностей. Смешение культур. Смешение кухонь. Melting Pot как говорят англичане, плавильный котел, в котором сплавился конгломерат под названием одесский народ. Я. Г. А по поводу Юморины Я считаю, что она уже давно умерла. Я думаю, этот праздник уже никогда не будет отмечаться. Вот наш символ Юморины — Морячок со спасательным кругом. Морячок уже не лыбится во весь рот, а, пригорюнившись, сидит на пирсе и думает, что сегодня боевое дежурство. Опять высматривать дроны и вражеские ДРГ. А надпись «Юморина» на спасательном круге уже выцвела. Да ему и не до Юморины. Как и всем нам. Давеча пишу пост в русскоязычной группе Фейсбука. Там тусуются все. Со всего мира. «Что я могу сказать вам за Путина, во-первых, он поц…» Тут же какой-то граммар-наци появляется: «Вы совершенно безграмотны. Вы неверно используете предлоги.» А другой человек ему отвечает: «Посмотри его профиль! Он же одессит. Там все так говорят». Пусть пока во всем мире День дурака, в Одессе отмечают праздник юмора. А вот какой он будет, зависит только от нас. Автор — специальный корреспондент «Думской» Дмитрий Жогов СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музыка при свечах и «шапка» короткометражки: одесситы собирают средства на восстановление немецкого костела (фото)
В Одесском райсовете появились трое новичков: «Евросолидарность» смогла преодолеть сопротивление ОПЗЖ, а у доверяйцев — техническая замена
|