В преддверии Дня медработника корреспондент «Думской» Сергей Дибров побывал в отделении интенсивной терапии городской больницы №11 и решил поделиться впечатлениями с читателями. Передаем ему слово.
Реанимационное отделение — самая настоящая передовая, здесь каждый день идет сражение за жизнь одесситов. Как на войне, счет идет на минуты. Решения нужно принимать быстро и безошибочно, потому что цена ошибки здесь — жизнь пациента.
После трагических событий 2 мая в больницу привозили пострадавших на Греческой и на Куликовом поле. Тогда за медицинской помощью обратились сотни людей, врачи одесской «скорой» работали буквально в военном режиме. Больше двадцати человек поступили в крайне тяжелом состоянии: с огнестрельными и осколочными ранениями, с ожогами тела и дыхательных путей.
В тот день заведующему реанимационным отделением 11-й больницы, врачу высшей категории Константину Подоплелову пришлось вспомнить собственный военный опыт: медик прошел Афган, имеет боевые награды.
«В Афганистане мне приходилось спасать наших ребят, которые горели в подбитом БТРе. Но я не мог даже предположить, что мне придется пережить подобное еще раз в моей родной мирной Одессе», — с горечью рассказывает он.
По понятным причинам сотрудники реанимационного отделения видят горе и смерть чаще, чем их коллеги. Чтобы сохранить при этом способность сопереживать и сочувствовать, не зачерстветь, не закрыться — для этого нужно быть очень сильным и очень чистым человеком. Пациенты и коллеги называют Подоплелова «врачом от Бога».
«У нас в отделении все врачи курят, — рассказывает Подоплелов. — Я не запрещаю, говорю: «Курите, но на здоровье». И трезвенников в реанимации тоже не бывает »
Среди доставленных в тот день в реанимацию 11-й больницы было двое молодых людей лет тридцати. Их вытащили из очага пожара, некоторое время они дышали раскаленным воздухом и дымом — об этом говорили ожоги легких и следы гари на верхних дыхательных путях. Серьезной опасностью для жизни было и отравление: 35% содержащегося в крови гемоглобина было связано угарным газом, что на фоне общего состояния представляло большую угрозу.
За дело взялся врач Александр Стрильчук. Больных поместили в барокамеры БЛ-3 — такие устройства используют военные врачи, в частности для лечения водолазов, получивших кессонную болезнь в результате быстрой декомпрессии. В ГКБ №11 «военные» барокамеры применяют для лечения людей с дыхательной недостаточностью.
Пострадавшие провели несколько часов в чистом кислороде под давлением больше двух атмосфер (такое давление испытывают водолазы на глубине 20 метров). Результат не заставил себя ждать: уже на следующий день содержание в крови карбоксигемоглобина (то есть гемоглобина, связанного угарным газом и не способного переносить кислород) снизилось до 0,5%, что соответствует норме для некурящего человека. Угроза жизни пациентов миновала.
Неожиданно от тяжелых воспоминаний нас отвлекает элегантная женщина, как говорят в Одессе — «мадам». Она входит в кабинет с букетом цветов и поздравляет Подоплелова с наступающим Днем медработника. Константин Олегович с неподдельной теплотой принимает поздравления, а после ее ухода поясняет: «Это одна из самых сложных моих пациенток. Ей за семьдесят, нам пришлось изрядно побороться за ее жизнь, откачивали в барокамере. Как видите — жива, здорова, полна сил».
Врачи иногда шутят: «Медицина — вторая по точности наука после богословия». Со времен Гиппократа и Авиценны прошли тысячи лет. Появлялись все новые и новые лекарства, новые и новые приборы, новые и новые методы лечения. Но также, как и тысячи лет назад, незаменимым оружием врача, а тем более врача реанимации, остаются собственные знания и опыт, а главным рабочим инструментом — собственные руки.
На стене кабинета нашего героя висит типичный одесский пейзаж: маяк на берегу моря, решетка ограждения, напоминающая штурвал, большой воздушный шар, рвущийся к небу Эта картина работы одесского художника Ирины Лелеченко — еще один подарок от благодарного пациента.
«Не знаю, можно ли так делать, но я немного изменил картину, — рассказывает Константин Подоплелов. — Подобрал подходящую краску и написал слово «реанимация» на башне маяка. Так картина приобрела новый смысл. А как вы думаете?»
Я думаю, автор картины не будет возражать против такого творческого переосмысления ее произведения.
Редакция «Думской» поздравляет всех медицинских работников, всех тех, кто стоит на страже нашего здоровья, с профессиональным праздником. Желаем всем вам в первую очередь крепкого здоровья, тем более что вы лучше всех знаете ему цену.
Автор — Сергей Дибров