7 июля 2015, 00:06
Десяточка одесских духовных живописцев: неистовые пророки, золоченая «Троица» и 32 признака БуддыКаждая религия представляет Бога по-своему, если, конечно, вообще не налагает запрет на изображение божеств. «Думская» составила свою весьма субъективную десяточку богомазов (в самом хорошем смысле этого слова), и будет благодарна уважаемым читателям за любые попытки дополнить сказанное в комментариях. На первом месте у нас - Александр Силантьев. Художник, сделав вполне светскую карьеру живописца (являясь замечательным продолжателем традиций южнорусской школы живописи, он великолепно создает морские и городские пейзажи), занялся иконописью, получив на это благословение у своего духовного отца. «Хочется думать, что это промысел Божий, — надеется Александр. – Хочется стремиться к храму, к церкви, и как-то в процессе моего воцерковления один батюшка, узнав, кто я по профессии, предложил мне написать икону. Это было около десяти лет назад. Я попробовал, ему понравилось. Он благословил меня на этот путь. С тех пор я изучил каноны, символику деталей. Работаю по старинным технологиям, используя левкас (специальный грунт, который делается из клея животного происхождения и мела на специальной доске), делаю также мозаику из смальты, это кропотливая техника, каждый кусочек подбирается по цвету и форме, затем плотно подгоняется к рядом лежащему кусочку… Вторую ступеньку нашей табели о рангах занимает Эсфирь Серпионова, она же монахиня Таисия, обучающая насельниц Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря искусству иконописи, а также скульптуры. В монастырских мастерских часто творится прекрасное, возвышенное искусство, тут пишут иконы, вышивают облачения, реставрируют старинные церковные книги, создают росписи, эскизы для столярных работ и каменорезов. А к праздникам храм со вкусом украшается цветами. Какова обыденная жизнь в монастыре, можно увидеть в духовной живописи Эсфирь Наумовны. «Понятия «монастырь», «монах» происходят от слова «моно» — один, един. Но это не унылое уединение с самим собой. Монах не один, а один на один с Богом, это единство двух личностей. При этом, разумеется, монахи общаются с людьми, занимаются разнообразными делами, но это не повергает их в суету, не вынуждает бегать за очередной ближней целью, словно белка в колесе, поскольку их основная цель настолько велика, что все встречающееся на пути к ней не закрывает собой главного, даже став поперек дороги. Парящий орел может закрыть собой солнце, но не затмит солнечного света, не сделает день ночью, — говорит художница. Эсфирь Наумовна выходит из монастыря в мир как кандидат педагогических наук, доцент Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, автор ряда учебных пособий. Третью ступень в нашей табели о рангах отдаем художнику с иконописной внешностью, точной рукой и большим вкусом. Сергей Бурда преуспел в духовной живописи, иконописи, пейзажном искусству. Иконописная мастерская Сергея Бурды занимается росписью храмов (православной церкви, часовни, домовой кельи), иконописью, религиозной живописью. «Современное православное искусство строится в преображенном порядке человеческой души, которая является образом и подобием Божиим. А икона — это безмолвная проповедь», — разъясняет жанровые различия Сергей Бурда. Четвертое место в нашей десятке занимает Андрей Чаркин. Кто бывал в храме Георгия Победоносца на 411-й батарее, тот имеет представление о мозаичном искусстве этого мастера. Считается, что произведенная в СССР смальта, из которой собираются мозаичные панно, самая лучшая, она обладает красивой матовой поверхностью и при этом словно светится изнутри, но запасы ее тают, а китайская, увы, напоминает пластик и не радует богатством оттенков. Однако лучшие мозаичисты умеют добиться нужного эффекта. Мозаичные панно для православных храмов мастерски набирает и занимающая пятую ступеньку пьедестала «Думской» хрупкая Олеся Хлевная. Девушка обладает потрясающим чувством цвета, ей даже не особенно нужны схемы с нумерацией участков для отдельных кусочков смальты, работает часто «на глазок». А в миру Олеся пишет красивые пейзажи морского побережья, не включая в них за ненадобностью досадные детали вроде ларьков, кричащей рекламы и мусорных баков – только лучшее, только претендующее на вечность имеет право быть запечатленным ее кистью. В отличие от многих своих коллег, сделавших вначале светскую карьеру, Александр Рудой, которому мы чисто условно отвели шестое место в нашей табели о рангах, «заболел» иконописью с детства, втайне от родителей посещал храмы, крестился, пробовал рисовать лики святых. В пору зрелого мастерства полюбил абсолютно все стили и техники, отреставрировал немало старинных образов, его работы можно увидеть в Спасо-Преображенском соборе. Стремится любой лик сделать максимально живым и теплым, раскрывая тонкости человеческой души (святые ведь тоже прежде всего люди) ибо считает икону призывом к молитве. Использует только натуральные краски. А сейчас мы отступим шаг от строгой иконописи и за достижения в области духовной живописи отдадим седьмой, счастливый номер в нашей десятке одесситу из Нью-Йорка Юрию Горбачеву. Его уникальный стиль, требующий использования бронзы, золота и эмали, позволяет делать даже авторские варианты, например, «Троицы» — радостно, ярко, весело, хоть и далеко от канонов. Ждем традиционной августовской «персоналки» Юрия в Одессе. Восьмое место отдаем восхитительному и загадочному Константину Скопцову, певцу алхимиков и масонов, воспроизводящему религиозные сюжеты оригинально и причудливо. Его картины на коже или книжные иллюстрации подобны миниатюрам на средневековых трактатах и исполнены глубокого смысла. Разгадываем ребусы! Одесситам небезызвестно будет узнать, что в молодости Константин позировал для статуи Спартака, красующейся у одноименного стадиона. Так-то! Девятое место в десятке «Думской» занимает Григорий Вовк – руководитель факультета графического дизайна Христианского гуманитарно-экономического университета.
Лики святых и пророков появляются на его картинах и графических листах вне всяких канонов, а по силе воздействия на зрителя они и впрямь интенсивны. И замыкает нашу десяточку апологет буддизма в искусстве, невозмутимый и светлоликий Андрей Черновол. «При написании буддистских тематических картин задача художника создать не образы богов, а воплощение абсолютных понятий, тончайших энергий; изображений, которые становятся проводниками сил высшей реальности, — рассказывает художник. — В буддийских трактатах можно найти описание женской и мужской красоты, а также тела Будды. Вот 32 признака Будды: «1) руки и ноги округленные; 2) ноги красивой постановки; 3) пальцы на руках с перепонками; 4) руки и ноги мягкие, как у младенца; 5) семь главных частей тела выпуклы; 6) пальцы рук длинные; 7) пятки широкие; 8) тело массивное и прямое; 9) колени ног не выдающиеся; 10) волосы на теле направлены вверх; 11) голени как у антилопы; 12) длинные руки красивы; 13) половые органы скрыты; 14) кожа золотистого цвета; 15) тонкая кожа нежна; 16) каждый волос завит в правую сторону; 17) украшен пучком волос между бровями (урна); 18) верхняя часть тела как у льва; 19) плечи спереди округлые; 20) плечи широкие; 21) неприятный вкус превращает в приятный; 22) пропорционален, как дерево нъягродха; 23) на его темени возвышение — ушниша; 24) длинный язык красив; 25) голос подобен голосу Брахмы; 26) щеки как у льва; 27) очень белые зубы; 28) ровные зубы; 29) плотно прилегающие зубы; 30) сорок зубов; 31) глаза подобны сапфиру; 32) ресницы глаз наилучшие». В современной же интерпретации художники часто используют полученный опыт адаптируя современное видение со сложившейся традицией изображений Будды». Надеемся при помощи наших уважаемых читателей узнать больше имен и достижений одесских мастеров религиозного искусства. Автор — Ирэн Адлер СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 21 декабря 2024: Скупой празднует дважды: Одесский украинский театр показал «Рождественскую историю Скруджа» (фото) 20 декабря 2024: Женский монастырь и подставной покойник: в одесской Опере подготовили украинско-итальянский проект (фото, видео, овации) 19 декабря 2024: Куда пойти в Одессе: Рождество со Скруджем и без, усыпальницы Маврокордато и незаменимый Оливье |
Статьи:
12:19 "Чим більше клоунів тим краще. Клоуни за Висоцького", заявляет один из участников в клоунском наряде.
12:15 На Биржевой площади собралась горстка людей против сноса памятника Высоцкому. Но митингующих пришло постебать столько же людей в клоунских нарядах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сутки без воды: одесситы перекрыли дорогу, в «Инфоксводоканале» говорят, что ищут течь
Toyota вместо «Жигулей»: одесская мэрия купит новые машины, но кто на них будет ездить — неизвестно
|