Сегодня «Думская» расскажет читателю про «соседа» Дома Руссова. На дореволюционной рекламе адрес этого здания звучал так: «Кондитерская Либмана, угол Дерибасовской и Преображенской улиц, против Соборной площади в собственном доме». Сейчас здание имеет сразу два адреса — Преображенская 23 и Садовая 23.
Изначально на этом месте размещалась городская гауптвахта, построенная в 1818 году инженером Иваном Кругом. В 1886 году управление городского коменданта упразднили, а старое здание через пару лет продали.
Сейчас дом Либмана находится в достаточно неприглядном состоянии
В 1888 году старую гауптвахту приобрел промышленник 4-го разряда Бернгард Эрнестович Либман — исключительно ради использования земельного участка под новое строительство. В марте 1887 года он представил в строительное отделение городской управы проект пятиэтажного дома, выполненный архитектором Э. Я. Меснером.
Новое здание на месте старой гауптвахты обошлось в 240 тысяч рублей. В нем разместились пекарня с кондитерской и знаменитая кофейня Либмана. Верхние этажи представляли собой квартиры доходного дома. Все строилось по «высшему разряду» того времени, с электрическим освещением и прочими удобствами.
Фото — Александр Вельможко, исторические фото — www.odessastory.info
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Дом изобилует лепниной и скульптурами
Декоративные вазы, фигуры и башенка
Рядом с архитектурными украшениями дома Либмана соседствует дом Руссова
Эркер, увенчанный изящной башенкой
Лепнина на уровне второго этажа
По обе стороны от центрального входа - изящные фонари на кованных кронштейнах в виде женских фигур
Над входом нависает эркер, увенчанный башенкой
Фронтон над центральным входом
Элемент эркера
Амурчик рядом с центральным входом
Кронштейн для фонаря, выполненный в виде женской фигуры
Оконные простенки оживляют пилястры коринфского ордера, но смотреть на них грустно
Коринфский ордер в части здания, примыкающей к дому Руссова
Арка проезда во внутренний дворик, которая превратилась в фойе давно закрывшегося ресторана "Испанский двор"
Фото конца 60-х годов, до постройки подземных переходов на перекрестке Дерибасовской и Преображенской улиц
Дореволюционные открытки с изображением дома Либмана
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
это конечно позор, что в самом сердце Одессы стоят рядом два памятника архитектуры, которые могут вполне использоваться в качестве декорации в новом фильме Бондарчука «Сталинград».
Всегда найдется яйцеголовый, который повесит свой кондиционер на фасад такого дома. Согласен, фасад в ужасном состоянии, но зачем же демонстрировать всем свою безмозглость?
Когда иногда вечером проезжаю мимо дома Либмана, то удивляет почти полное отсутствие светящихся окон. Интересно дом полностью заселен? Ведь опасно жить рядом с домом Руссова
Опасно — да! Ибо «неисповедимы пути Господни » « Дом Либмана http://www.odessitclub.org/reading_room/doroshenko/odessa_18.htm Дом Либмана на углу Преображенской и Садовой по честному принадлежит Дерибасовской (я не ошибся в психологической свей оценке — адрес на дореволюционной афишке звучит так: «Кондитерская Либмана, угол Дерибасовской и Преображенской улиц, против Соборной площади в собственном доме»). Его проектировал одессит, немец Э. Мэснер, для одессита и немца Макса Либмана. Когда-то на этом углу стояло двухэтажное здание старой гауптвахты, с 4-колонным портиком. И за ним по Садовой жилой 2-этажный дом на высоком цоколе с рустованными стенами. На их месте, в лучшей точке Города, и стал дом Либмана. В первом угловом этаже была кондитерская («кондитерское, конфектное и булочное заведение»), — с лучшей в Городе французской сдобной булочкой там можно было выпить утренний кофе. (Маленькая, белого фарфора и саксонской его тонкости чашечка, темная глубина кофейного омута со светлокоричневым ободком по краю, раскаленной температуры, как легко она помещается в ладонях, как согревает душу, — как опасно заглядывать в дымящуюся кофейную глубину ). Крытая тентом и застекленная веранда выходила на Садовую («Прекрасно устроенные помещения с большой верандой и отдельными бильярдными комнатами. Освещение везде электрическое»). По сторонам углового входа, удерживаясь кончиком чешуйчатого хвоста о стены, крылатые девушки, то ли русалки, то ли наяды, то ли нимфы, но возможно, что и сирены, столетие бессменно несут в высоко вскинутых руках световые шары. Бог с ними, с их именами, но такие руки, такой нежности очертаний, такой хрупкости . Ах, и мне светили они в давно прошедших ночах, и свет их и сегодня согревает мне душу! В высоте над Городом парит невесомый двухэтажный угловой эркер, воткнут в небо шпиль с флюгером, и какие-то одинокие в конец женщины смотрят с опасной крутизны карниза во все стороны света, кого-то высматривая, чему-то упрямо веря, что придет и наступит
На открытке начала века виден этот угол дома Либмана, часть кофейной веранды, обставленной деревцами в кадках, извозчик, ожидающий седока, (у смирной хорошенькой лошадки ножки в беленьких «носочках»), те же, что и сегодня, крылатые девушки, только они моложе, а в основании полуколонок у входа те же упитанные ангелочки. … И много на этом перекрестке людей, этот угол всегда был оживлен людьми, как и сегодня. … Так все знакомо на этом старом снимке, — вот выбежать сейчас с собакой и через десять минут на них посмотреть, заговорить, взять за руку, сесть в пролетку, сказать — на Пушкинскую, шагом, не торопясь, — и под трудолюбивый перестук копыт въехать в это неведомую жизнь, притворяясь своим, всматриваясь «из-за плеч», … пытаясь в толпе отыскать уцелевшие знакомые лица …
Таким ясным солнечным утром наверняка кого-нибудь встречу, давно не виденного, тормозну пролетку, перекинусь несколькими словами, … как работа, как дети. … И на прощание мы, улыбнувшись, скажем друг другу — «Увидимся …»!
Сегодня, гуляя с собакой, поздно ночью, я увидел фигуру женщины на крыше дома Либмана. Она стояла там на самом козырьке крыши, еще придерживаясь рукой за боковину углового купола и готовилась броситься вниз со страшной высоты дома. Она так отчетливо видна была на фоне прозрачно-синего ночного неба, … читались самые мелкие складки ее длинного платья, колеблемого ночным ветерком, который там, на крыше, был, конечно, сильнее, чем внизу улицы. У меня горло перехватило и не стало воздуха закричать, позвать ее и остановить. … И, когда спазм отпустил, я опомнился, --- она была каменной и вот уже столетие там стояла, глядя с высоты на Город, … каждый день на каждого из нас, бегущего муравьем вдоль улиц, … утром туда, вечером обратно, … зачем, к чему этот бег! ? … И я отдышался, постоял на этом углу Соборной площади, повернул, и по Преображенской пошел домой, мимо дома Папудова, мимо дворца офицеров, вдоль Спиридоновской, …
Спиридоновская была темна и пуста. И тиха, той ночной тишиной, когда слышится шорох падающего осеннего листа. И в темноте видно, как он кружится, продлевая это последнее и единственное в его жизни счастье полета. Круглые упругие каштаны откатывались от моих ног, груды опавших листьев шелестели под роющим носом моего пса, --- я медленно шел, и странное чувство все не покидало меня, — а что, если я все же ошибся, и первый мой порыв был верен, что, если придя завтра, я ее не увижу там, на коньке крыши, … а внизу, на месте, где когда-то была эта летняя открытая веранда кафе, будет временно огороженное канатом место с красными тряпичными флажками, и в его середине она будет лежать, все же решившаяся, — грудой разбитого тела, обломками ребер, бесформенно, а рядом, откатившаяся и легшая набок, как на подушку асфальта, ляжет женская головка, целенькая, невредимая, с кудряшками девичьих волос, накрывших маленькое ушко. … И страшно меня удив
… И страшно меня удивят ее закрывшиеся глаза. … Я буду там долго стоять, виноватый во всем, в том, что никогда раньше, кроме этого позднего осеннего вечера я не поднимал голову и ее живой никогда не видел --- кроме этого последнего дня! И чувство невозвратной потери меня не оставит весь этот печальный день — все будет казаться мне невозможное, и буду я повторять про себя, что так не бывает, что только сходя с ума можно такое себе вообразить — мной увиденная слезинка в уголке закрывшегося ее глаза!
Ваши эмоции понятны вполне и наполовину разделяемы, но лишь наполовину. Ибо Вы неправы в том, что якобы Либман был евреем, — отнюдь нет, создатель известнейшей в центре Старой Одессы одноименной кондитерской, кофейни и биллиардной с доходным домом был немцем-лютеранином, по профессии кондитером, и очень предприимчивым коммерсантом-новатором.
http://strana.ru/journal/367530
" новый хозяин — Бернград Эрнестович Либман, который покупает здание «под снос». К тому времени Либман был уже достаточно известным человеком в Одессе. Потомственный немец имел самую сладкую профессию в мире — он был кондитером. И причем превосходным. Своему взлету он обязан кропотливому труду, и, конечно, сдобному печенью. С 1867 года Либман заведовал кондитерским магазином Дурьяна, который располагался в доме Авчинникова на Александровском проспекте. Любовь одесситов к сладкому помогла ему за два десятилетия сколотить приличное состояние. И кондитер с размахом осуществил мечту своей жизни — построить шикарный дом и открыть в нем собственную пекарню и кондитерскую .» Миф о том, что всё самое красивое и известное из своих шедевров Одесса обязана обитавшим в ней в то время евреям, слишком хорош, чтобы быть правдой. И хоть 100 лет назад каждый третий одессит был иудеем или выкрестом из евреев, но это были по большей части пришлые местечковые лавочники, торговцы и ремесленники, среди которых имелось немало аферистов, лепетушников-посредников, спекулянтов и просто криминальных проходимцев. Это лишь их внуки-правнуки, закончив университеты-консерватории, становятся известными людьми. Создавшими легенду о еврейской «тОй» Одессе.
Я не вижу в комментариях антисемитизма Есть попытка разобраться. Нельзя отрицать роль диапор в развитии и строительстве города. Название улиц говорит и о компактном проживании :Болгарская, Еврейская, Греческая, Арнаутская, район-Молдаванка, под городом-Татарка Не зря же многие культовые здания построены при царе. Синагоги на пересечении Еврейской и Ришельевской, на пересечении Пушкинской и Еврейской (сейчас там архив). Рядом на Ришельевской красавец дом Гринберга (так, если не путаю). Значит генерал-губернаторы, градоначальники понимали роль разных народов в развитии города. Не мешали, если это развивало и украшало город Но.
Не стоит забывать, что при царе да и при советской власти градоначальником Одессы не были лица еврейской национальности. Это я заключил из того, что Гурвиц и его камарилья подчеркивали, что Эдик-первый еврей мэр!!! Значит и при царе, и при советской власти что-то понимали очень хорошо Я думаю они понимали, что это может привести к тому, что Одесса превратится в еврейскую лавочку (есть такое понятие), когда преимущества, привилегии, контракты, деньги, должности будут отдаваться исключительно своим Что и было при Эдике Это урок всем-пора становиться европейцами в лучшем понимании этого слова (т.е. все мы граждане одной страны, или все мы одесситы, не обращая на национальность.)
Нужно понимание приоритета общеодесских, общественных, общечеловеческих гражданских ценностей над сиюминутными местечковыми псевдо-ценностями и кланово-племенными интересами. Иначе обречены жить в гетто, в «мешпахе» и в «черте осёдлости», с неминуемыми регулярными погромами!
это значит что у евреев такого понимания нет и только славяне могут поставить приоритет общечеловеческих и прочих ценностей над клановыми и племенными.Я вас правильно понял?Выходит на Украине огромное количество евреев.И Лазаренко и Юля и Янукович — все евреи.У них ведь личный интерес превалировал над общественным.И Кравчук в августе 91 испугавшийся комиссии из Москвы и срачно провозгласивший незаможнисть, тоже еврей.Его ведь заботило как у власти удержаться а не как народ Украины будет жить в условиях незаможности — налицо клано-коммунистический интерес. И этот список можно продожать до бесконечности
Это Вы сами придумали и сами себе выводы сделали, очевидно? )) А Кравчук никак не мог провозгласить в августе 1991 г. «незаможнисть», поскольку это слово означает бедность, отсутствие имущественного достатка (укр.). Думайте перед тем, как обнародовать малознакомое Вам слово, — совет (порада).
кто вам сказал что это слово мне незнакомо?Я использовал его как аналог незалежности, потому что Украина получила незаможнисть вместо незалежности.Я думал это очевидно, но раз вам не понятно то вот вам мое объяснение (пояснення если вам так понятнее).
А по поводу совета так я думал что страна Советов уже канула в лету
а что царская Россия или СССР это образцы для подражания?Ну а если все так хорошо было при царе почему же происходили крестьянский бунты и революции?Да и совок не от хорошей жизни развалился.А мэров — евреев (кстати не факт что это так) если и не было то не от того что понимали что то то а по вполне прозаической причине-антисемитизма.
а что царская Россия или СССР это образцы для подражания?Ну а если все так хорошо было при царе почему же происходили крестьянский бунты и революции?Да и совок не от хорошей жизни развалился.А мэров — евреев (кстати не факт что это так) если и не было то не от того что понимали что то то а по вполне прозаической причине-антисемитизма Ну а то что мы все одесситы, не взирая на лица и профили-идея очень неплохая
Это идея коллективизма — преобладания общественных интересов над частными. Коллективный разум как приоритет над индивидуальным мышлением. Если Ваш сосед врубил громкую музыку посреди ночи — это индивидуализм и эгоизм. Ему хорошо, а всем не очень. Но ему плевать, — ему-то клёво. А если у каждого есть работа и бесплатная медпомощь, образование, — всем хорошо, но одному не очень, — не устраивает отсутствие сверхдохода на новые джинсы или стереомагнитолу, видеомагнитофон за свою ставку оплаты труда — это коллективное перевалируещее над частным. Понятно?
Моя бабушка была управляющей в булочной-кондитерской у Либмана, мой отец родился в этом доме и провёл своё детство. В 1923 году большевики закрыли булочную-кондитерскую и моего деда направили в Кривую балку на должность председателя Сельсовета, где они прожили до войны.
Совслужащий, из сочувствующих. Член с г. Возможно, из евреев. Многим из них Советская власть дала шанс. Выбиться в люди. Покончив с «чертой осёдлости».
Для Sergua:Об ушедших или хорошее, или ничего. Давайте оставаться ЛЮДЬМИ. Ведь для Adik они просто бабушка и дедушка. Мои сгинули на Соловках без права переписки(т е расстрел).Жили при заводе на кот работали в полуподвале.Искали золото.подняли полы, разобрали печь.Сказали, что не могут так просто уйти и забрали их. Так что мне теперь враждовать с их внуками?
Не понял? Я просто констатировал факт, что просто так не направят председателем сельсовета. А у меня один из дедушек был большевиком и я к этому спокойно и с уважением отношусь.
Это сейчас НЕ ПРОСТО ТАК направят предсельсовета. Тогда.мне кажется, было все искренней. «Не читать между строк«- принято. Извините.Да плюс-это от меня.
Прекрасное здание! На уто угодно они деньги находят, а на то что может исчезнуть в скором времени, у них на это нет, так как видимо интересы у них другие, какой нибудь бизнес центр построить из стекла и бетона.
Да, раньше люди умели красиво строить. И неважно, кто они там были по национальности или политическим убеждениям. Вот если взять сейчас: построить дом стоит больших денег — так постройте его уже красивым. Чтоб смотрелся не только в макете «с птичьего полёта», но и с точки зрения идущего под ним пешехода. Ведь не настолько дороже это выйдет, если вообще дороже. Так в чём же дело?