«Два вождя после дождя»: одесский музей эксгумировал соцреализм  


На открытии выставки «Эксгумация Соцреализм из собрания Одесского художественного музея» «Думская» побывала со смешанными чувствами. Все эти мартеновские печи, колхозники, матросы и даже дамы с персидскими глазами пришли к нам из очень сложных, страшных времен, и за каждым холстом – своя драма. Впрочем, начиналось все на мажорной ноте.

«Товаищи! Выставка «Эксгумация», о котоой так долго говоили в Художественном музее, откъыта, уа, товаищи!» — косплеил Владимира Ильича Ленина директор музея Александр Ройтбурд. А потом обратил внимание собравшихся на так называемый «зал вождей» с портретами Ленина и Сталина, заметив, что, к сожалению или к счастью, в собрании одесского музея нет полотен классика соцреализма Гермасимова, которые в народе получили название «Два вождя после дождя». Но есть авангардисты, чьи ранние опыты были подмяты идеологией, а это всегда грустно. Художник должен быть свободен. А дело музея – изучать и сохранять искусство, каким бы оно ни было, чему примером на той же «Эксгумации» – отреставрированные уже при директорстве Ройтбурда картины «Гуцульская пара» Татьяны Яблонской и «Мясо» Бориса Яковлева.




«Эксгумация» логически продолжает выставку «Спецфонд. 1937-1939. Репрессированное искусство» из коллекции Национального Художественного музея Украины, которая познакомила одесскую публику с искусством запрещенным, изъятым на долгие десятилетия из истории, научного оборота, экспозиций музеев, — отмечает куратор «Эксгумации» Анна Алиева. — Чем заменили его, для чего зачистили художественное пространство, что стало альтернативой репрессированному украинскому авангарду и модернизму? Так называемый «социалистический реализм» утверждается как «единственное правильное» направление.

Формируется четкий канон, в котором эстетика следует за идеологией. В его основе – новый академизм, апеллирование к образцам имперского искусства, крайняя идеологизация, довлеющая литературность и дидактичность. Воскрешается некогда отмерший жанр передвижнической «тематической картины» с ее «народностью» и натуралистическим реализмом, но с подменой ее критической составляющей идеализацией действительности. Для соцреалистического искусства характерно мифотворчество, создание иллюзии «светлого будущего», которое чудесным образом наступило уже сейчас, проецирование образа «идеальной реальности» в сознание широкого зрителя. Вершиной изобразительного искусства объявляется монументальная многофигурная картина с сюжетами о встречах вождей с народом, трудовых свершениях, революционной героике, военных подвигах, колхозных праздниках и радости жизни в советской стране.

В это же время в Советском Союзе проходит насильственная коллективизация, Голодомор, массовые репрессии, русификация, форсированная индустриализация и милитаризация. Эти процессы порождают новый тип человека, оторванного от земли, выдернутого с корнем из привычной среды. Социалистический реализм представляет его как здорового, красивого, вечно молодого «нового героя», воплощающего античный идеал, обретающего личное счастье через коллективные деяния, направленные на благо советской родины. И чем многочисленнее и сплоченнее коллектив, чем масштабней действие, тем выше градус этого счастья…

Многие произведения искусства той эпохи сегодня требуют реставрации. Несмотря на плачевную сохранность, мы намеренно включили их в проект «Эксгумация». Мы показываем тоталитарное искусство в состоянии полураспада. Истории известны примеры, когда искусство стояло на службе интересов власти, но никогда еще эти отношения не были столь тотальными и бескомпромиссными, как при сталинском режиме. Возможно, не все представленные на выставке работы имеют ярко выраженную художественную ценность. Но они являются артефактами эпохи, страшные уроки которой непозволительно забывать».

Остается добавить, что сегодня, 15 декабря, в 17:00, в пространстве выставки искусствовед Михаил Рашковецкий прочтет лекцию «Социалистический. Реализм?», а 16 декабря, в 15:00, экскурсию по экспозиции проведет сам Александр Ройтбурд.

Автор — Ирэн Адлер, фото Льва Райзмана


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!










































Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter

Александр Ройтбурд
Александр Ройтбурд
художник, бывший директор Одесского худмузея, бывший депутат Одесского областного совета
185 новостей

Новости по этой теме:


Реклама



Неравнодушный
Это наша история. Никуда от неё не деться. Конечно, очень хотелось бы чтобы история наша была красивой и цивилизованной, но, увы, уж какая есть. Правильно говорят, что историю Украины без брома нельзя изучать. Уж очень трагичной она оказалась. Главное, чтобы у нас была хорошая перспектива.

Сегодня исторический день! Без всякого сомнения, думаю что УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ будет создана и изберут митрополита. Я хоть и атеист по убеждениям, но очень хочу чтобы мы навсегда уже покончили с московским духовным рабством, чтобы у нас была действительно УКРАИНСКАЯ по содержанию, а не по названию, УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ  ЦЕРКОВЬ.
   Ответить    
Kol-o-Bok
История развивается по спирали…
   Ответить    

Дофени
Стесняюсь спросить : Гуцульская пара-это ленин со сталиным или Карл с Фридрихом? ) 
   Ответить    
Владимир Трофимов
Фото №2 сверху или №3, считая от титульного.
Смешная фотография. «Ходоки у Ройтбурда».
   Ответить    
степняк 2
Больше всего  меня с супругой развеселили слова «искусствовед Михаил Рашковецкий», хохотали полчасаа без остановки. Хочу спросить у автора статьи-а где Михаил Маркусович учился на искуствоведа, и где можно почитать статьи данного «специалиста»?
   Ответить    
Умник
1978 году Михаил Рашковецкий окончил филологический факультет Одесского государственного университета, а позже в 1992 году — факультет теории и истории искусств Института им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (Санкт-Петербург).
   Ответить    

Евстрастий
Интересно, нужно идти смотреть. Все-ж директор-то правильный оказался. Не было-бы его, это все бы там и валялось в хранилищах. Музей хоть как-то живет, что-то происходит, это очень правильно и интересно. Абрамов десятилетиями дулю показывал одну и ту-же.
   Ответить    
степняк 2
А на шо там  смотьреть? Не думаю шо там будет шото новое, вытащилши то, шо ещё наверное покойные Тюрюмин с Касько туда запихали
   Ответить    
MalcolmX
Так раньше показывали другое, не менее интересное и даже более. Выставки в музее всё время проходили. Ройтбурд  марионетка гламурных менеджеров из золотой молодёжи.
   Ответить    

Victor 6932
Отличная затея!  Любители совка не посещают эту выставку, нет?
Это же так уютно и комфортно-ленин или сталин на площади стоят,  значит, порядок, вот они обо-всем и позаботятся. Кого голодом выморят, кого в ГУЛАГ, кого-канал строить, а кому, может, квартирку побыстрее подбросят, или на доску почета повесят и именным оружием «бей врага» наградят.
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
Вы же читали выше, что не могут они ее посетить, так как они в совке привыкли, что все на шару)
   Ответить    

Viktor Bal
Был там на экскурсии Ройтбурда пару недель назад. Очень познавательно и интересно, много любопытных картин, поэтому пойти однозначно стоит. До этого был к назначению Ройтбурда скептически настроен, но теперь готов признать — он разбирается в искусстве. Думаю, все его предыдущие громкие акции (в том числе, любимое всеми выступление «Хамерман знащує віруси», за которое его не пнул только ленивый)  это эпатаж, который призван напомнить людям, что музей жив и вызвать к нему интерес. Кстати, переделали фойе, сделали нормальный свет и поставили нормальный кассовый аппарат, так что там теперь не Совок. Наконец-то сделали нормальные билеты, как в нормальных музеях, вместо туалетной бумаги из запасников с надписью «Стоимость билета 80 коп. Министерство культуры УССР». А ведь много лет до него было именно так. Кому это не нравится, тот… вредитель какой-то, наверное.
   Ответить    
   Правила


Реклама


7 февраля
20:45 Российский «Газпром» создает собственную частную военную компанию
20:20 Две трети имущества одесского санатория на Французском бульваре зарегистрированы за Фондом госимущества: любители россии, кокаина и скифского золота окончательно не при делах фотографии
1
19:45 После начала полномасштабной войны в Одессе стало больше бродячих животных
5
19:19 Изготавливали фальшивые документы по инвалидности: в Одессе врача-психиатра и его сообщника подозревают в переправке уклонистов через границу (фото) фотографии
2
18:43 Новыми главами нескольких военных администраций Украины станут бывшие CБУшики и полицейские: один из них причастен к попытке разгона Евромайдана
18:12 Дунайские порты начали принимать «мандариновые рейсы»: в Рени впервые прибыл груз цитрусовых фотографии
1
17:47 “Гвардія наступу”: как в Одессе добровольцев в новые бригады МВД набирают (фото) фотографии
3
17:10 Свет без ограничений: 20 февраля в Одесской области не будут выключать электричество
21
В ожидании новых лимитов
16:16 Нигилистический экспрессионизм Севастьяна Вильштейна: молодой одессит дебютировал живописным «Зеркалом» фотографии
4
15:47 Количество жертв землетрясений в Турции и Сирии превысило пять тысяч человек
9
15:15 Штормовое предупреждение: в Одессе прогнозируют порывы ветра до 20 м/с
7
14:45 Одесские каратисты завоевали две медали на чемпионате Европы
14:05 Ударил ножом в шею: в Одесской области задержали подозреваемого в убийстве сожительницы видео
1
13:36 Одесса сможет вернуться к плановым отключениям уже в выходные: если не будет новых атак
20
13:05 Одесские детсады, которые работали очно, возобновят работу 8 февраля, школьники остаются на каникулах до конца недели




Статьи:

Новый порядок денежного обеспечения: украинские защитники, которые находятся в тылу, будут получать меньше — чем это чревато

Один вместо восьми: украинские Воздушные cилы готовятся к перевооружению на американские истребители F-16

Не проиграть внутренний бой: как в Одессе лечат души травмированных войной ветеранов и переживших насилие переселенцев





Новости Одессы в фотографиях: