ЗАРС



17 февраля, 16:57

Дюжина одесских музейщиков: знаток Кандинского, эксперт по порнографии и хранительница пушкинского дома


«Думская» обожает музейные тайны и их хранителей, беззаветно преданных своей прекрасной профессии! Поэтому сегодня, представляя читателям не десяточку, а целую дюжину музейщиков, мы расположили уважаемых специалистов в алфавитном порядке. Никто не помешает корректировать наш список в комментариях.

Вот и оказался на первой ступеньке нашего пьедестала директор Художественного музея Виталий Абрамов. Историк по образованию, он в далеких семидесятых оказался в этом учреждении. Повышал свой профессиональный уровень молодой научный сотрудник, в частности, на стажировках в Эрмитаже, институте имени Репина, в мастерской Грабаря. Научная работа увлекла Абрамова с первых месяцев работы в музее. Его первым научным поиском стала тема «Художники и поэты ЮгРОСТА».

Но главной искусствоведческой любовью Виталия Алексеевича стал художник Василий Кандинский. В 1989 году в Москве Абрамов посетил выставку работ Кандинского в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу. А ведь создатель абстрактной живописи учился в Одессе, участвовал здесь в выставках. Абрамов написал книгу «В.В. Кандинский в художественной жизни Одессы», прочел немало лекций и блеснул познаниями в 1995 году на одесской международной конференции, посвященной Василию Кандинскому, где в числе почетных гостей были мадам Помпиду, вдова президента Франции, и супруга тогдашнего президента этой страны мадам Ширак. Абрамов трудился над архивами Кандинского в Мюнхене и Париже и обладает непререкаемым авторитетом в искусствоведческом мире. А еще в среде профессионалов побаиваются его острого языка и прямолинейных оценок, не лишенных сарказма!

Заведующая отделом Востока Музея западного и восточного искусства Татьяна Балановская – выпускница факультета романо-германской филологии нашего университета. Сама интеллигентность, душа музейного лектория, она обладает потрясающими познаниями как о восточном искусстве, так и о западноевропейской графике и живописи. Прелестная, словно ожившая фарфоровая куколка из восемнадцатого века, эта хрупкая женщина расположилась у нас на втором месте, но в искусствоведческом споре победит любого!

Третье место занимает коллега Татьяны по ОМЗВИ, старший научный сотрудник этого учреждения Сергей Ильин. О самой пикантной странице его искусствоведческой биографии, когда Сергей Михайлович примерил на себя эксперта всевозможной клубнички, мы подробно рассказывали здесь.

Но это далеко не все – Ильин и лектор прекрасный, и самобытный живописец, и строго следит за тем, чтобы в стенах музея проводили выставки только достойные их авторы. Жаль, что порой к нему недостаточно прислушиваются…

На четвертом месте – директор Музея современного искусства Семен Кантор. Его миссия в городе – самая сложная. Представитель технической интеллигенции, он, тем не менее, оказался на своем месте. Не скрывает, что хотел бы более весомой поддержки от власти, хотя музей и частный, но ведь можно же чиновникам, хотя бы посещая вернисажи, брать с собой иностранных гостей, это как минимум хорошо для престижа города.

«

Появился у нас мэр, назовем его почти так же, как зовут в народе, хотя бы Суккулент, — с юмором вспоминает Семен Борисович. — Он нас однажды посетил, пришел на выставку «Одесские классики». Тогда из мэрии нам позвонили, попросили обеспечить отсутствие посетителей во время визита. Оказалось, что Суккулент собирается приобрести работы с выставки. Авторы картин называли цены, адекватные внутриукраинскому рынку. Покупка не состоялась, а нам впоследствии передали, будто «экспонаты не его уровня». Может, это и к лучшему – для экспонатов… Сегодня мэр Геннадий Труханов – единственный, кто дал нам деньги на проект, вернее, на перевозку проекта ENFANT TERRIBLE в Киев, было это в прошлом году. Мы не просили, нам было предложено, стоило мне отчитаться в городском управлении культуры, что едем в Национальный Художественный музей. Собственно, мы возили туда экспозиции также в 2008, 2009 и 2010 году – город никак в этом не участвовал. В общем и целом управление культуры стало нас приглашать на заседания. Этого, безусловно, недостаточно, но я уже готов петь осанну городским чиновникам в этом смысле, правда, только в этом. С некоторых пор приходится слышать, что Одессе необходим какой-то гигантский музей современного искусства с большими площадями – могу согласиться, но с оговоркой: если в таком музее будет показываться украинское современное искусство, и не только. Показывать только себя любимых не получится. Здание музея в 24 этажа – на такую затею нужно 100 тысяч долларов, еще и на покупку произведений хватит, правда, не по аукционным ценам… Когда экс-директор «Мистецького Арсеналу», известный арт-менеджер Наталья Заболотная, открывает в Киеве новое пространство Art Ukraine gallery, которое может стать первым шагом к созданию Музея современного искусства – это можно только приветствовать. Покамест мы остаемся единственным в Украине музеем современного искусства, работаем, занимаясь всеми составляющими музейной деятельности – покупая, сохраняя, описывая, реставрируя, изучая, и при этом нам удается быть «невидимыми» внутри страны. Зато мы замечены музеем Зиммерли, заместитель директора «Арсенала» Алиса Ложкина принимает участие в наших проектах. За рубежом наша деятельность как-то видится по-другому. Раньше, когда говорили, что киевляне боятся сравнения с нами, мне было неуютно. Однако другого объяснения сложившейся ситуации придумать не могу…».

Пятая ступень занята директором Литературного музея Татьяной Липтугой. Родители видели ее в будущем либо литейщицей (отец работал директором ЗОРа), либо врачом. Но Татьяна пошла по стопам замечательного педагога Аллы Петровны Трофанчук, преподававшей русскую литературу в 3-й школе (ныне Мариинская гимназия). Окончила филфак Одесского университета. Как раз открывался Литературный музей, и она пришла на собеседование к его основателю Никите Брыгину. Занялась сбором материалов о творчестве Константина Паустовского, собирала документы, фотографии, в том числе подаренные сыном писателя. Великолепная женщина, достойная хозяйка дома Гагариных, Татьяна Ивановна понимает необходимость постоянно добавлять музейной жизни немного свежих веяний. Здесь наряду с литературными мероприятиями, презентациями книг, встречами с писателями проводятся выставки живописи, костюмированные балы, концерты. И все на должном уровне!

Татьяна Липтуга

Хозяйка мемориального музея-квартиры Пушкина в Одессе Алла Нирша знает французский язык в совершенстве. Это ей помогает и на парижских семинарах, и в общении со скандальным французским виноделом Кристофом Лакареном (Пушкин тоже любил хорошее вино, и французский был его почти вторым родным языком). Лакарен в одесских пушкинских пенатах всегда гость желанный! Было дело, навещала Алла Михайловна в Брюсселе прямых потомков Пушкина, создателей благотворительного Бельгийского пушкинского фонда. Семья Пушкиных подарила одесскому музею-квартире 10 килограммов книг, в том числе шеститомник — собрание сочинений А. С. Пушкина, изданное в 1921-1922 годах в Берлине. Также музей располагает подаренной Пушкиными уникальной книгой «Слава Пушкина», изданной в 1937 году всего в 50 экземплярах. В нее вошли статьи литераторов-пушкинистов Модеста Гофмана, Зинаиды Шаховской, Глеба Струве. Пополнение музейного собрания столь ценными экземплярами – заслуга директора, улыбчивой, контактной и полной одесско-французского шарма Аллы Михайловны, которой мы отвели шестое место в рейтинге.

Алла Нирша

Седьмой, счастливый номер достался директору муниципального музея личных коллекций имени А.В. Блещунова Светлане Остаповой. Энтузиастка всемирной акции «Ночь в музее» с непременными танцами во дворе (сама любит потанцевать и прекрасно это делает). Не упускает в музейной работе ничего, вплоть до создания путеводителей по залам, альбомов на украинском и русском языках. С такими изданиями каждый – сам себе экскурсовод по дому, наполненному предметами старинного быта, произведениями искусства и предметами роскоши разных стран и народов, любовно собранными коллекционером и альпинистом Александром Владимировичем Блещуновым. Предметы старинные, но атмосфера и климат – современные, и в этом тоже заслуга хозяйки.

«

В течение трех лет шла работа над проектом, благодаря которому стала возможна установка специального оборудования «Музейный климат». Дом Блещунова — один из немногих музеев в Украине, где теперь установлено специальное оборудование, позволяющее поддерживать оптимальный режим для обеспечения сохранности экспонатов, — рассказывает Светлана Ивановна. — Ведь во многих одесских музеях летом температура доходит до 37 градусов. А наши посетители смогут отдохнуть от жары в кондиционированных залах. После капитального ремонта открылась обновленная экспозиция залов нижнего этажа. Деволановский спуск сейчас такой запущенный, его хотелось бы превратить в канал культурных коммуникаций, где работали бы творческие мастерские, выставляли свои произведения художники. Первая пробная акция в этом направлении была проведена в «Ночь музеев-2016».

Харизматичный старший научный сотрудник ОМЗВИ Владимир Островский, одно время возглавлявший это учреждение, и песни под гитару споет, и провести атрибуцию старинной картины может, правда, от ошибок никто не застрахован (как в случае с Тицианом, оказавшимся копией известного полотна Тинторетто, да и с украденным Караваджо до сих пор ничего не понятно – а был ли Караваджо?..). Блестящие лекции Владимира Ивановича о творчестве Рембрандта и нашего современника Кучера-Куцана – верх артистизма (особенно эффектно искусствовед преобразился на одну из Ночей в музее, представ перед посетителями в образе евангелиста Луки), подкрепленного солидной научной базой. Восьмая ступень – однозначно ему!

А девятую занимает директор Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» Михаил Рашковецкий, он же куратор нескольких Одесских биеннале современного искусства, он же член отборочной комиссии украинских художников на Венецианскую биеннале. Долгие годы работая в Художественном музее, Михаил Маркусович стал одним из пионеров современного искусства в Одессе девяностых и теперь удачно сочетает хранение предметов еврейской старины на одной музейной площадке с организацией актуальных проектов на других. И если Музей истории евреев Одессы с удовольствием принимает от одесситов в дар любые предметы старины (особая благодарность – за пробки к графинам, графинов несколько, а пробок нет) и даже недавней истории (вплоть до фигурок из «киндерсюрпризов» 90-х годов), то стать участником Одесской биеннале 2017 года может только нерядовой автор, отбор очень строгий!

Людмила Сауленко, заместитель директора ОМЗВИ по научной работе, автор и ведущая цикла телепередач «Музейные тайны», влюбленная в творчество Анны Ахматовой, живопись старых мастеров, молодежные субкультуры и феномен мифа – на десятом месте. В историю искусства навсегда вошло ее совместное с бывшим директором Дома ученых Галиной Терещенко открытие: установление личности красивой молодой дамы на портрете кисти Доменико Морелли (1875). Тогда было установлено, что на портрете изображена графиня Елена Григорьевна Толстая, урожденная мещанка Смирнова. Некоторое время Людмила Лукьяновна руководила музеем, и до сих пор не сбылась ее мечта, высказанная «Думской» в небольшом интервью здесь.

Людмила Сауленко

Неустанно печется занимающая в рейтинге «Думской» одиннадцатую позицию директор историко-краеведческого музея Вера Солодова. В прекрасном дворцовом музейном здании на Гаванной и филиалах кипит научная и просветительская деятельность. Очень печально, что посетители музея зачастую стараются похитить все доступное, от туалетной бумаги до шариков на новогодней елке. А в начале девяностых здесь пропала мерная чаша для воды с гербом города конца XIX века, правоохранительные органы тогда оценили пропажу в 3 рубля, что, мягко говоря, не соответствует истинной ценности предмета. Водопровод в Одессе появился в 1873 году, а до этого питьевая вода была привозная, и продавали ее, измеряя специальной мерой. Раритет так и не был найден, а ведь для истинного одессита это ценность куда большая, чем сомнительный Караваджо. Кто знает, может, у кого-нибудь на антресолях имеются предметы, которые стоит подарить краеведческому? Вера Владимировна и ее сотрудники будут благодарны!

Вера Солодова

И завершает нашу дюжину музейных талантов старший научный сотрудник ОМЗВИ — яркая, словно экзотическая орхидея, Ирина Тимохова. Ей гораздо больше была бы к лицу фамилия ее испанского отца – Эрнандес. Когда в прошлом году музей выставлял агитационные литографии испанского живописца Антонио Пужоля, Ирина Николаевна предположила, что они были привезены ее отцом на корабле вместе с детьми республиканцев, которые бежали в СССР в разгар гражданской войны.

Есть у Ирины Тимоховой несомненный дар так произносить вступительные слова на вернисажах, что самый невзрачный живописец покажется виртуозом кисти. Эмоциональная, яркая речь Ирины Николаевны, пересыпанная поэтическими цитатами, украсит вашу творческую продукцию, если вы автор и испытываете кое-какие сомнения.

Вот и все! Милости просим уважаемых читателей комментировать и аргументировать!

Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева

 






Марина Александрова
Марина Александрова   страна по ip - od 17 февраля, 17:20     +7      
Спасибо за большой интерес к музейной жизни Одессы и её представителей!
Ответить
старод
старод   страна по ip - od 17 февраля, 18:04     +8      
Очень хорошо, что ещё есть такие подвижники. Думается, что подобных людей в Одессе много. Просто они обойдены вниманием СМИ и, в частности, *Думской*. К сожалению сейчас на слуху и виду другие персонажи: бандиты, воры, коррупционеры, взяточники, проворовавшиеся политики-лгуны и др. *герои* желтых горячих новостей. Нам  навязывают мнение, что этого хотят читатели. Да, здесь будет меньше комментариев и лайков  чем после заметки о какой-либо автоаварии. Ну и что?
   Не верю, что всех людей интересуют только опыстылевшая политика, чернуха и желтизна, а поэтому больше публикаций о культурной, спортивной и вообще творческой  жизни города и ее деятелях.
Ответить
   Правила

Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.


Kador fitness
Реклама


        
25 мая
09:54 В Одесской области нашли артснаряды и гранаты времен Второй мировой войны
24 мая
23:02
51 коммент.
Одесские троллейбусы продолжают красить в цвета города: новые ливреи без рекламы надели «Троллзы»  фотографии
22:54
63 коммент.
Предполагаемый убийца одесской студентки признался в жестоком преступлении, совершенном в Теплодаре: там обезглавили женщину видео
22:37
9 коммент.
В Одессе начали массово прививать детей от кори
20:46
6 коммент.
Бювет на улице Космонавтов закрыли на ремонт
20:39
9 коммент.
В Доброславе готовятся открыть первый японский сад Одесской области и начали делать еще один необычный парк  фотографии
19:43
28 коммент.
Последствия пожара в строительной академии: полностью выгорела аудитория и коридор кафедры архитектурных конструкций  фотографии видео
19:40
29 коммент.
В Измаильском районе бывший секретарь сельсовета захватил власть в селе фотографии
19:17
13 коммент.
Незаконные коттеджи на склоне 13-й Фонтана превратились в многоквартирный дом
19:15
29 коммент.
К травле украинской учительницы в Одесской области подключилось «оппозиционное» руководство райсовета
18:09
24 коммент.
Суровые матрешки и прочий луна-парк на 411-й батарее: как музей оказывает «услуги» предпринимателям (документ) фотографии
17:51
31 коммент.
Судьи Киевского райсуда Одессы отказались рассматривать «дело 2 мая» — они ушли в отпуска
17:43
6 коммент.
В ДТП на поселке Котовского пострадали три человека  фотографии
17:02
41 коммент.
По делу Клименко задержали экс-начальника налоговой Приморского района Одессы
16:50
18 коммент.
В Одессе презентовали инновационный микрорайон «Таировские Сады» (новости компаний)  фотографии

АвтоМаксимум
Реклама


Статьи:

Одесские мормоны: дом молитв в сердце города, без многоженства и Иисус среди индейцев

Хаджибейский замок: стоял на Приморском бульваре, а штурмовали его со стороны автозаправки

Арабская вязь Воронцовского дворца Одессы: поэзия султана, разогнавшего янычар, и не только




TvDom
Реклама

Новости Одессы в фотографиях:





Клиника Святой Екатерині