Благотворительный фонд «На благо Одессы» оплатит проведение повторных судебно-медицинских экспертиз, в ходе которых будут устанавливаться причины смерти людей, погибших 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов.
Об этом «Думской» сообщили источники в правоохранительных органах.
Информацию подтвердил директор фонда Теймураз Нишнианидзе.
«Мы взяли на себя все затраты для того, чтобы максимально быстро провести экспертизы по этому делу, — сообщил он. - Всего назначено 34 экспертизы, стоимость услуг экспертного учреждения — 295 тысяч гривен, и эта сумма будет полностью оплачена из средств фонда».
По данным «Думской», первые судебно-медицинские экспертизы были проведены в мае-июне 2014 года одесским областным бюро СМЭ. Позже назначили дополнительные экспертизы для установления причин смерти 34 человек, которые скончались внутри Дома профсоюзов (еще восемь погибли при падении с высоты). Специалисты установили, что люди внутри здания умерли из-за ожогов, воздействия высокой температуры и отравления угарным газом. Признаков пыток, избиений, огнестрельных ранений обнаружено не было.
Также эксперты не выявили признаков отравления какими-либо токсическими веществами, кроме угарного газа.
Несмотря на это, слухи о том, что внутри Дома профсоюзов применялись отравляющие вещества, упорно продолжают циркулировать. Их источниками являются «президент Новороссии» Валерий Кауров, который вечером 2 мая из Евпатории давал комментарии российским СМИ, и бывший начальник областного управления ГСЧС Владимир Боделан, который таким образом пытается сформировать мнение, что смерть людей в здании не связана с бездеятельностью его и его подчиненных.
В прессе циркулируют самые разные версии по поводу того, какие вещества применялись для убийства людей. В заявлениях очевидцев, пропагандистов и диванных экспертов можно услышать безапелляционные заявления по поводу хлора, фосгена, цианида, красного фосфора и даже карфентанила.
Теоретически, еще самая первая экспертиза 2014 года должна была подтвердить или опровергнуть информацию как минимум по поводу цианидов — анализы на эти вещества являются обязательными. Однако в официальном заключении об этом не сказано ни слова — судя по всему, эти исследования попросту не проводились.
В начале 2016 года расследование было передано управлению полиции Одесской области. По всей видимости, одесским следователям не понравилась неопределенность в заключениях экспертов, и была назначена повторная экспертиза. По закону ее проводят в другом учреждении, и теперь ответ на вопрос о причинах смерти одесситов будут искать специалисты киевского бюро судмедэкспертизы. Затраты принял на себя благотворительный фонд «На благо Одессы».
По мнению токсиколога, участника «Группы 2 мая» Владимира Саркисяна, вероятность того, что внутри здания применяли отравляющие вещества, крайне низка.
«Главный аргумент — это сотни людей, которые находились внутри здания и вышли из него живыми и здоровыми. Это сотрудники ГСЧС, которые вошли в горящий дом без средств защиты, а затем обошли все здание и составили акт. Сотрудники милиции, врачи, журналисты, стримеры — все эти люди были в Доме профсоюзов, и никто из них не оказался под воздействием отравляющих веществ. Поэтому я убежден, что химическое оружие в Доме профсоюзов не применяли. Чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку, экспертиза не помешает, и желательно — с привлечением иностранных специалистов», — сказал он.
Журналист «Думской», участник «Группы 2 мая» Сергей Дибров убежден, что никакие экспертизы без привлечения иностранных специалистов не имеют смысла.
«Независимо от того, насколько квалифицированы украинские эксперты, независимо от того, к каким выводам они придут — полного доверия к их заключениям не будет», — считает он.
Журналист напомнил, что намерения привлечь иностранцев к расследованию звучали на самом высоком уровне еще два года назад.
«Уже 19 мая 2014 года об этом заявили глава МВД Арсен Аваков и руководитель СБУ Валентин Наливайченко, а в июне 2014 года Петр Порошенко обсуждал этот вопрос с Генеральным секретарем Совета Европы. Но увы - вопрос спустили на тормозах, что никак не способствует ни эффективному расследованию, ни росту доверия к украинской власти», — считает Дибров.
Координатор «Группы 2 мая» Татьяна Герасимова утверждает, что новая экспертиза — это отличная возможность привлечь иностранных специалистов к расследованию.
«Сейчас мы проводим предварительные консультации с сотрудниками авторитетных международных организаций и видим их большую заинтересованность в данном вопросе. Сейчас главное — чтобы появилась четкая и однозначная политическая воля с украинской стороны. Все остальные вопросы — юридические, организационные, технические — можно решить», — считает она.