24 февраля в Одесском городском совете состоялось беспрецедентное событие – встреча руководства города, депутатов, представителей общественных организаций и журналистов, обсуждавших последствия политического кризиса. О том, что во время совещания возле здания мэрии случилась драка, мы уже писали. Теперь расскажем о самой встрече.
Вел собрание и.о. мэра Олег Брындак, который предложил начать мероприятие с минуты молчания в память о людях, погибших во время акций протеста.
Первым слово взял Геннадий Труханов. По словам народного депутата, он не мог не приехать на столь высокое собрание: «Я продолжаю работать на благо Одессы, чтобы в городе был мир и спокойствие», — заявил Труханов. Он призвал всех одесситов отказаться от насилия, прекратить разжигание любого противостояния и сохранять спокойствие в городе. «Нужно, чтобы мы объявили: в Одессе есть законно избранная власть — горсовет. Всласть работает и не нуждается ни в каких поправках и корректировках силовыми методами. Мы хотим, чтобы считались с нашим мнением и решением. И чтобы законно избранные органы и организации работали в городе», — заявил он.
Народный депутат также поделился своими впечатлениями от поездки в Киев: «Коллеги, мы живем в абсолютно новых политических реалиях. В Киеве было опасно, действительно опасно, я говорю это спокойно и серьезно. Я не думал, что такое возможно на нашей земле. У меня — удостоверение нардепа. Я ездил по городу с другими людьми, их пропускали, а надо мной постоянно издевались, пропускали сквозь строй. Группы самообороны патрулируют улицы вместе с милицией, потому что еще не все отряды перешли в подчинение милиции».
Геннадий Труханов рассказал и о том, как принял решение о выходе из фракции: «Наших депутатов мало. Руководства фракции нет. Я спросил, «что мы делаем?», ответа нет. Я сказал: «жду до двух часов». Идет голосование, принимаются решения, а это ответственность перед избирателями. Не получив ответа, уведомил о выходе».
После народного депутата слово могли взять все желающие. Участник боевых действий в Афганистане Константин Оборин рассказал, как ветераны из разных городов Украины выполняли функции миротворцев и посредников. По его словам, один раз по группе переговорщиков открыли огонь с баррикады. «Нам говорят: «вы москали, говорите по-русски». Мы повернулись и пошли, нас обстреляли. Это было травматическое оружие. Было бы боевое, нас бы расстреляли. За что?», — сокрушался он.
Оборин призвал вывести на улицу милицию и гражданские формирования. Члены последних, по его мнению, должны быть с открытыми лицами и удостоверениями: «Нам не от кого прятаться. К нам не приедут на помощь из Львова, Тернополя, из Днепропетровска или Донецка. И я прошу городскую власть помочь формированиям».
На вопрос, почему в зале нет руководства милиции, Олег Брындак ответил: «А мы не приглашали!». Это заявление зал воспринял со смехом.
Один из организаторов одесского Евромайдана Сергей Гуцалюк рассказал, что общался с представителями пророссийских организаций и милицией. «Им сказали, что будут погромы русскоязчных людей. А нам сказали, что будут сносить памятник Шевченко», — отметил он.
Депутат горсовета Александр Остапенко и глава «Демальянса» Алексей Черный особо подчеркнули, что за три месяца на Евромайдане не было ни одного призыва что-то штурмовать. Черный напомнил, что на киевском Майдане плечом к плечу стояли люди, которые разговаривали на самых разных языках. Поэтому разговоры о том, что кому-то стреляли в спину за русский язык, он считает провокацией и разжиганием самого низменного, что лучше сейчас не трогать.
«Вся шумиха в ОГА с блоками, с вводом в задние двери странных людей, с флагами других государств — это истерия», — сказал Остапенко. Он также согласился с мнением Геннадия Туханова о том, что страна изменилась: «Нам надо отказаться от многих вещей, от взяток, от коррупции. Нас пытались делить, и сейчас делят».
Такой же точки зрения придерживается депутат Людмила Наполова, которая призвала все противоборствующие силы к миру. Она считает, что слабая власть начала делить людей, как в коммунальной квартире, на «западников» и «восточников», и это технология действует.
Дмитрий Спивак отметил, что горсовет является единственной легитимной властью в городе, и предложил передать городу три «мессиджа». Во-первых, предложить всем прекратить истерию. Во-вторых, в преддверии неизбежного переформатирования состава и фракций горсовета долг депутатов — сделать так, чтобы не повторились события 19 февраля, когда избивали журналистов. Наконец, он предложил депутатам созвать внеочередную сессию, на которой дать оценку своим действиям и исправить допущенные ошибки.
Представитель движения «Генеральный протест» Сергей Дибров поблагодарил координаторов одесского Евромайдана и Антимайдана, которые очень профессионально провели воскресные акции. Тогда в центре города организованно перемещались тысячи людей. Все участники акций смогли мирно и организовано сделать все, что планировали — возложить цветы или пройти с украинским флагом. Все прошло без эксцессов.
Дибров также напомнил слова руководителей Партии регионов и главы областной организации партии Николая Скорика о том, что раньше «корнем зла» являлся президент и его окружение. «Сейчас корень зла устранен, и больше ничто не мешает исправить вынужденные ошибки, отменить одиозные решения и снести незаконные стройки. Горсовет имеет шанс организовать и возглавить этот процесс. В противном случае одесситы все равно это сделают, но их снова поведут совсем другие люди», — предупредил он.
Глава областной организации парии «УДАР» Андрей Юсов констатировал, что насилие в городе есть. Он предоставил слово журналистке Анне Филимоновой — одной из пострадавших во время драки перед зданием мэрии. Она подтвердила, что раньше журналистам угрожали, а теперь перешли к действиям.
Геннадий Труханов и Олег Брындак выразили сочувствие и обещали наказать виновных в инциденте.
В итоге собравшиеся одобрили резолюцию с призывом прекратить насилие, сохранить мир и спокойствие в Одессе. В документе особо подчеркивается, что это спокойствие можно и нужно сберечь без ввода в город каких-либо дополнительных сил.