сов_2



Автор абстрактной скульптуры в парке Шевченко показал свою мастерскую и рассказал о «теме вертикали»  


Одной из наиболее обсуждаемых под конец 2019 года стала скульптура под названием «Кордони сонця з краю степу», ставшая 13-й и последней, которая появилась в Одессе в рамках проекта «Город скульптур».  Ее установили в парке Шевченко.

Арт-объект вызвал неоднозначную реакцию общественности: в соцсетях началась настоящая травля автора скульптуры — заслуженного художника Украини Сергея Савченко. Что характерно, критикуют его в тех же выражениях, какие использовали по отношению к современному искусству коммунистические и нацистские лидеры.




«Думская» побывала в мастерской художника и пообщалась с ним самим.

Сергей Савченко — один из самых ярких одесских нонконформистов, активный член «Одесской группы» и художников творческого объединения «Мамай». Абстракции Сергея Савченко воплощены в живописи, оригинальной графике и скульптуре, им создано более десятка объектов монументального искусства.

Персональные выставки, мастера (а их более тридцати), проходили в музеях Одессы, Киева, Хмельницкого, Канева, Львова, в Рейносе (Испания)  и Варшаве. Сергей  - участник многочисленных региональных, республиканских и международных выставок, биеннале, триеннале живописи, графики, скульптуры, организатор целого ряда групповых выставок ТО «Мамай» в Одессе и Львове.

Произведения художника хранятся в Национальном художественном музее Украины, национальных музеях Тараса Шевченко в Киеве и Каневе, Одесском художественном музее, Ивано-Франковском художественном музее, Музее современного украинского искусства в Хмельницком, галерее Киево-Могилянской академии, коллекции «Палаца мистецтв» во Львове, Новосибирском художественном музее, музее Украинского института современного искусства (UIMA) Чикаго США, в частных коллекциях Австралии, разных стран Европы и Америки.

Сергей Савченко – один из основателей одесской «Просвіти».


«Думська». Пане Сергію, наше видання вітає вас із перемогою у конкурсі та хоче розпитати про концепцію вашого проекту, який має назву: «Кордони сонця з краю степу».


С.С. Візуальне мистецтво в принципі оперує метафорою, виразність якої забезпечують форма і колір. Вони і складають характеристику мови візуального мистецтва. Стосовно абстрактного мистецтва, себто нефігуративного, то, на моє особисте глибоке переконання, така модель творчості в абстрактному формотворенні не є зведенням до сухих формул чи тим паче догматів, але відчуття, що все представляє собою єдину структуру, дає можливість інтуїції знаходити шлях до органічності…

Виходячи з цього, оформлюється базова характеристика, кредо і прагнення високої естетики та відповідальності перед нею. Я давно розробляю тему вертикалі, як в малярстві, так і в графіці. Власне для мене вертикаль давно стала необхідною домінантною частиною формування того чи іншого твору, через внутрішню мою потребу гостроти динаміки пластичного образу. Усі ці принципи стосуються і формату об’ємної пластики, у тому числі скульптури. Якраз ідея такої пластики, що слугує носієм виведення експресії кольору у простір, і стала успішною в її реалізації…

До всього можу зауважити, позаяк я багато років займався монументальним мистецтвом, яке пов’язане з архітектурою, що для мене глибокий інтерес представляє тема та вид навколишнього простору, зокрема в частині його певної організації візуальними засобами.

Можна ще й наголосити, що вертикаль, її образ, фактично сакралізована людством протягом тисячоліть, від самого його початку…

Ми знаходимось з краю кордонів Північного Причорномор’я, де одна частина простору — велика транзитна зона моря, але друга — колосальний простір степу з його багатотисячолітніми напластуваннями духовних скарбів. Монументальні об’єкти кольорової пластики стають органічними в оновленому сучасними характеристиками просторі. Колір, зокрема, тут виступає як енергоносій світла. Переведення експресії кольору в простір парку Шевченка – це природне продовження мого проекту.

Для виготовлення скульптур у парку Шевченка я звернувся до свого товариша, скульптора Миколи Худолія, заслуженого художника України, оскільки в  його майстерні є станки для скульптур та глина. Моя майстерня більше пристосована для малярства та малих форм.

Я в його майстерні виліпив скульптури для парку, а він з високою професійністю зняв з них форму та відлив у матеріалі.

Був вибраний матеріал, стійкий до будь-яких навантажень та здатний витримати холод зі снігом чи спеку, а саме поліефірний композит. Потім я ретельно почав підбирати і виготовляти стійкі фарби відповідно вимогам технології.


Д. Оці гарненькі гарбузики-таракуци з абстрактним розписом у вашій майстерні дуже приваблюють поєднанням живопису та скульптури, хоч їх і не доводилося ліпити…

С.С. Ці висушені гарбузи (таракуци) я ще з дитинства бачив багато разів в наших селах на Одещині, і вони своєю дивною магією давно запали мені в душу. То ж не довго думав, щоби вибрати їх як об’єкт для кольорових експериментів з готовою природною формою.

Природа цих висушених гарбузів визначила в народному побуті їхню утилітарну функцію, що й засвідчило сам предмет як частину обрядового кола. Таракуца, її природна форма – це вже тема. Вона потужно вмикає твою інтуїцію та й посилює відчуття захованого образу кожним своїм поворотом.

Відкриття змісту певного плану життя почасти може дати прозріння у такому непростому питанні, як, наприклад, природа творчого процесу, зокрема у напрямку досягнення внутрішньої свободи, при тому, що співпраця з такою природною формою дає можливість досягати органічного поєднання своїх формотворчих принципів з естетикою об’єму.

Такі спроби відкривають доступ до накопичених тисячоліттями пластів духовної культури, що дарує виразну ясність думкам.

Для прикладу, у 2014 році я був запрошений зробити свою персональну виставку з абстрактних творів у Національному музеї українського народного декоративного мистецтва у Києві.

Виставку я відкрив під назвою: «Екзистенції в площинах паперу та природних об’ємних форм». У двох залах музею було виставлено чимало як метрових, так і менших розмірів творів у техніці оригінальна графіка, себто живопис на папері. Простір всередині залів був заповнений виставленими на підставках композиціями, з більш ніж двадцяти таракуц, покритих поліхромним розписом.

Це такі гарбузи (калабаші), що ростуть у всіх південних країнах. У нас вони поширені у великій зоні степової України та мають відповідні різним регіонам назви, як-от: карахоньки, хорохоньки, хорошки, горгопки, ханьки, таракуци, тарапуньки (на Полтавщині є річка Тарапунька).

Я свідомо вибрав для презентації два види своєї творчості і отримав надзвичайно важливе для себе відкриття стосовно того, що принципи модерного мистецтва можуть органічно вписатися у великий план народної культури, яка представлена екзистенціями тисяч поколінь народних майстрів у їхніх вишуканої естетики зразках традиційної народної творчості.

Фактично робота фарбами з готовими природними формами, що стало цікавим, навела мене на краще розуміння суті творчого процесу як певної ритуальної дії в сенсі відчуття себе долученим до накопиченого тисячоліттями досвіду української спільноти…


Д. З роками починає лякати ота фігура Бабеля, зроблена для нашого міста Георгієм Франгуляном, а надто відірване колесо від колісниці Долі, адже це дуже похмурий символ… Він не може гармонізувати простір, чи не так?


С.С. Ви зачепили цікаву тему, тему комфорту. Наш простір, зміни у ньому відбуваються далеко непередбаченими рухами чи подіями. Не завжди можна наперед бути готовим до зміни. Ці зміни, як і наші рефлексії, почасти оформлюються у ноту несподіваності.

…«Аркадійський» подих ареалу Одеси. Все, що формувалось чи входило оформленим у наш простір, підпадало під магнетизм естетики так званого історично відшліфованого супокою комфорту. Тут все підігнано під масштаб людини та характер тихої турботи про затишок.

Не маючи ніякого бажання порушувати етичні правила, зауважу лише, що цей об’єкт розрахований на широкий простір великої площі. Але усвідомлення того, що час все розставляє по своїх місцях, дає переконання, що майбутнє гармонізує і людину і простір.

Мистецтво проявляє плани великого світу, від астрального плану через рельєф фізичного плану і вглиб часу, разом і драматизм, сполуки цих планів…

Беседовала Ирэн Адлер, фото Александра Гиманова и из личного архива Сергея Савченко

































































Новости по этой теме:


Morgot
Morgot   страна по ip - od 13 января, 17:34     0      
Даа уж… когда, человек не имеет ни какого таланта, то резко становится «абстракционистом» (этакими «Пикассо»). Благо так можно мазать что угодно, а потом подробнейше объяснить, что эта мазня означает. А так, люди не знающие что «это», пройдут мимо и даже не заметят. Пусть он свои «творения» у себя дома ставит. И сам платит за них по 198 тыс.грн.
   Ответить    
Alexey Grechany
а у е*анутым нет покоя, всё об одном думают.
   Ответить    
Morgot
Morgot   страна по ip - od 13 января, 17:36     -4      
Далее опрос:
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Morgot
Morgot   страна по ip - od 13 января, 17:39     -8      
---
   Ответить    
Like to miss
Like to miss   страна по ip - od 13 января, 17:38     -4      
Не умеешь рисовать! иди современное творчество! Главное выражение лица сделать серьёзным и страшным!
   Ответить    
Ириминаге
когда художник творчески выдохся, появляются такие гарбузы или кресты…
   Ответить    
Прохфэссор
Я всегда говорил, что мало быть художником, надо ещё уметь рисовать.
   Ответить    
Cja
Cja   страна по ip - fr 13 января, 19:10     +1      
Как говорится «В ногу со временем».
   Ответить    
Morgot
Morgot   страна по ip - od 14 января, 00:09     -1      
Скорее "За ногу со временем"))
   Ответить    
Slavius
Slavius   страна по ip - od 13 января, 20:20     0      
Есть творчество, которое многие не понимают, но это откровенно говоря творчеством назвать сложно. Больше похоже на поделки детей из младшей группы детского сада. Картина и сверху два бруска деревянных это…просто нет слов)
   Ответить    
Morgot
Morgot   страна по ip - od 14 января, 00:28     -2      

   Ответить    
Великолепный
Зачем эта, так сказать скульптурная композиция, нужна в парке им. Т.Г. Шевченко?
   Ответить    
Прохфэссор
А зачем в парке Шевченко нужен каменный хер с вечным огнём?
   Ответить    
Ricochet
Ricochet   страна по ip - ua 14 января, 04:10     +1      
Что бы вата там собиралась?
   Ответить    
Прохфэссор
Именно так. Сакральное ватное место, не имеющее никакой ценности для цивилизации.
   Ответить    
Великолепный
По крайней мере, он там  никому не мешает. А на пл. 10-е апреля, таки да. Мешает. Его еще объезжать надо. И он похож на свой прототип.
   Ответить    
Алиса МакГи
в искусстве, мне кажется, есть только критерий: нравится или не нравится. Поэтому когда речь идет о размещении артобьектов в общественных местах — необходимо учитывать мнение людей… благо сейчас есть возможность проводить интернет-опросы и осуществлять прочий мониторинг общественного мнения… вот только боюсь, что Рева и иже с ним останутся без работы… но то такє))
   Ответить    
Великолепный
Все верно. Так, например, в сквере у автовокзала без обсуждения одесситов в 2013-м году в качестве арт-объекта  была установлена "античная китайская ваза". Через пару лет под воздействием природных осадков она пришла в негодность. И её не стало. Вот и весь "арто-объект". А сколько было шуму… В музе Блещунова новая ваза… и т.п.
   Ответить    
Ivan Ivanov
Ivan Ivanov   страна по ip - us 15 января, 03:56     -1      
«Трансцендентно. Теоретик малярства».
IMHO, суміш совка та шароварщини.
Sic, митець бажає їсти.
P.S. У побуті митець також спілкується українською?!
   Ответить    
steppenwolf
steppenwolf   страна по ip - od 15 января, 23:50     0      
Ну пипец, лишь бы обосрать. Как по мне, этому парку любое украшение не лишним будет. Экспертов по всему сразу забыли спросить, сейчас даже с думской в шоке. Люди, вы чего?
В очередной раз только убеждаюсь, что нашим в принципе бесполезно какую-то красоту сделать. Или обосрут, или сломают, в итоге обидно только.
   Ответить    
Ivan Ivanov
Ivan Ivanov   страна по ip - us 16 января, 20:14     -1      
Вы, наверное, не поняли — это не бесплатно.
Парку нужны украшения, но, имеющие общепризнанную ценность.
Если бюджет ограничен, прекрасным вариантом будет установка копий классической скульптуры, преимущественно, античной, что, уверен, не вызовет массового противоречия.
Эксперименты митця Савченко нужно оставить для его просторной мастерской, либо, по примеру Церетели, дарить городу бесплатно с обсуждением вариантов его использования, размещения.
   Ответить    
Ricochet
Ricochet   страна по ip - ua 17 января, 08:24     -1      
По чему ты так уверен?!
   Ответить    
   Правила


6element
Реклама


       
28 января
00:27
6 коммент.
Концерт на дне: обреченность, надежда и рок в палатке на Куликовом поле  фотографии
27 января
21:27
14 коммент.
Помещения в отреставрированном за счет одесситов доме Руссова сдают под ресторан, бутик или офис: арендовать можно сразу целый этаж
20:37
35 коммент.
Украинская делегация вернулась в ПАСЕ и начала борьбу с россиянами видео
19:55
54 коммент.
Рукосуи: дорожники снесли парапет парка Победы и теперь будут его восстанавливать  фотографии
18:29
16 коммент.
В центре Одессы горел жилой дом — памятник архитектуры (обновляется, фото, видео) видео
18:21
16 коммент.
Заброшенный детсад на Французском тайно сдали в аренду еще в декабре
17:29
10 коммент.
Мать отравившейся метадоном девочки предстанет перед судом
17:01
12 коммент.
Супруга директора криминалистического центра МВД построит офисный центр на месте заброшенной проходной Одесского авторемонтного завода Минобороны фотографии
16:59
1 коммент.
За неделю в Одессе родились 205 детей
16:20
26 коммент.
В Одессе превышен эпидпорог по гриппу и ОРВИ: больницы переполнены, школы закрывают на карантин
15:40
7 коммент.
ДТП на трассе Одесса-Киев: один из пострадавших находится в коме
15:39
5 коммент.
Экс-начальника облуправления ГСЧС отправили под домашний арест
14:07
28 коммент.
Министр юстиции захотел разрешить заключенным игровые приставки, посетив одесское СИЗО  фотографии
14:00
22 коммент.
Одесса рискует провести курортный сезон с танкером на «Дельфине»: его будут охранять от водолазов-любителей
13:31
12 коммент.
Мэрия не хочет восстанавливать детский сад в районе Французского бульвара: этим займется инвестор

Эксимер
Реклама


Новости от НВ


Милованов об «инвестиционной няне»: Это договор с правительством о конкретных условиях вложения средств



Страшнее войны. Как эпидемия испанского гриппа в начале ХХ века затмила Первую мировую



Число жертв китайского коронавируса превысило 100 человек, более четырех тысяч заражены




Статьи:

Куда пойти в Одессе: «Маленькие женщины» в кино, трибьют Queen и Театр ушей

Врачи-СПДшники и бесплатные частные клиники: как реформа меняет медицинский рынок

Агент на каблуках работала на «черных»: «зрада» в одесском театре



Новости Одессы в фотографиях: