Корреспондент «Думской», побывав в мятежном Донецке, решил поделиться впечатлениями с читателями. Ему и передаем слово.
Добраться до зоны АТО не представляет никаких трудностей. Ну, или почти никаких: поезда не ездят, а рейсовым автобусом от Одессы до Донецка – 14 часов ходу. В ту сторону автобус едет полупустым, несмотря даже на частые остановки, совершаемые в режиме «Шеф, подбрось до райцентра». Обратно – с руганью за последние свободные билеты, места разбирают еще в начале пути. Паники добавляет и подрыв сепаратистами пути направления «Славянск-Донецк-Мариуполь». Но, проявив минимальную предосторожность, добраться в обе стороны можно — 340 гривен, ночь в скрипучем «Мерсе», и мы в Донецке.
Подъезд к городу предваряют блокпосты, расположенные на расстоянии пяти-семи километров друг от друга. В ту сторону — паспорт проверяет представитель боевиков ДНР, коих здесь стараются называть «ополченцами». Парень в камуфляже, резиновых шлепках и солнцезащитных очках сверит заспанное лицо с фотографией 15-летней давности. Всё. Едем дальше. Снова доставать паспорт приходится только на обратном пути, и уже на украинском блокпосту. Паренька в черной форме и с волынским акцентом интересуют только мужчины (таких — четверть), однако он тоже вежлив и учтив. В итоге остается впечатление, что зона АТО просто приобрела две проходных, работающих вполне сносно. Никаких намеков на фильтрационные пункты или каких-то проблем пересечением границ зоны, как это было, например, с Крымом – не замечено.
Донецк, несмотря на начало рабочего дня, встречает нас полупустыми улицами, отсутствием пробок и дешевыми такси (расстояние, за которые в Одессе затребуют не меньше полтинника, можно проехать за двадцатку). Чуть позже замечаю закрытые супермаркеты, отели, и добрую часть ресторанов. Людей на улицах, даже на центральных, довольно мало. При этом встречается общественный транспорт. Коммунальщики тоже работают — копаются в клумбах и исправно подметают обочины. Ситуация чем-то напоминает Ильичевск ранней осенью.
Явные признаки того, что что-то в городе не так, я увидел только к середине дня, ведь неспроста в центре витрины бутиков заколачивают.
Среди прохожих снуют «зеленые человечки», обязательно с автоматом наперевес. Таких где-то каждый десятый. Человечки, впрочем, совсем не крымского формата: строем они ходят редко, по форме одеты разнообразно и в разной степени. Кого-то украшает нашивка с крестом, а кого-то — с ДНРовским триколором. Местные еще в автобусе успели рассказать, что к репортерам эти граждане относятся резко негативно, и если что не понравится, «запросто в бараний рог скрутят, и в лучшем случае оставят без наличности и техники». Посему снимать приходилось в основном из окна такси.
Концентрация людей в камуфляже повышается в районе «Донбасс-Арены». Рядом с красавцем-стадионом расположен студгородок местного политеха, где расквартировались незваные гости. Между общежитиями, во дворе, стоит БРДМ с русским триколором. Охраняется композиция двумя часовыми в плащ-палатках. За забором из сетки рабицы наматывают круги девочки-спортсменки. Памятуя предостережения, фотографировать я постеснялся.
За день пребывания в Донецке удалось пообщаться с двумя десятками человек: таксистами, рабочими, студентами, продавщицами гастронома и т.д. Автомобилисты все больше возмущаются участившимся беспределом на дорогах — после недавнего расстрела трех сотрудников ГАИ инспекторы на дорогах не появляются. Обычные же горожане просто разводят руками: тем, кто в силу личных причин покидать свой город не собирается, остается только принимать ситуацию такой, какая она есть. Влиять на нее, оставаясь гражданским лицом, попросту невозможно.
«Без меня меня женили, — говорит немолодая продавщица в привокзальном гастрономе. – Учимся вот теперь жить с зелеными человечками. Что они этим нам хотят сказать, – неясно. Но за пиво пока платят, и то ладно. Обидно только, что теперь вся страна думает, что мы тут какие-то предатели »
Автор — Алексей Кравцов, фото автора.