artville1

22 сентября 2020, 16:54
Репортаж

История туалета, «сокровища» совка, мир звука и темноты: уникальные музеи из разных городов Украины показали свои коллекции в одесском Зеленом театре  



Слет необычных музеев из разных городов Украины прошел на днях в одесском Зеленом театре. Там побывал наш специальный корреспондент Дмитрий Жогов.

Когда в 2013 году ко мне приезжали гости из Киева, я собирался «выгулять» их обычной туристической тропой по парку Шевченко, мимо Карантинной Аркады и Пороховой башни на Ланжерон. А по дороге набрели мы на Зеленый театр.

Из-за облупленного забора пахло общественным туалетом и коноплей. Видать, кто-то «взрывал косяк». Мы заглянули туда.

Разбитая статуя. Заросшие кустами и молодыми деревцами трибуны. Усыпанная битым стеклом концертная площадка.

Гости робко спросили:

- А что тут было?

- Тут когда-то рок-фестивали проводили! — грустно ответствовал я. - Театр.

- Ну, пойдем, — сказали гости, — пока нам тут по морде не надавали!

Они опасливо глядели на зашевелившиеся заросли. Оттуда на нас недружелюбно вылупил зенки заспанный бомж.

Я, честно говоря, думал, что Зеленому театру конец. Вырастет на его месте многоэтажка и вся недолга.

Но сейчас иду по хрустящему гравию и блаженно улыбаюсь: прикольный шуточный душ для деток прям посреди дороги, гамаки, аккуратные будочки с различными вкусностями. Чистенько, арт различный висит. Опять-таки охрана не пускает заспанных бомжей. Ляпота!

Я пришел сюда за день до открытия. И не прогадал.

В «Зеленом» стучали молотки, пели дрели, строились ДСПшные выгородки для участников. Несмотря на «ковидлу», в Одессу приехало больше двадцати музеев. Чтобы посмотреть «Музей темноты», музей истории туалета, «Музей звука», я и устремился туда. Когда вы еще можете за один день посетить несколько десятков музеев? А это, считайте, культурная программа на коронавирусный год будет выполнена полностью.


УТОМЛЕННЫЕ КОВИДЛОЙ

В театре был сумбур, который обычно бывает за час до премьеры спектакля.

- Где взять молоток?!

- Мне место дали на солнцепеке? Вы что, издеваетесь?

- Меняю гуашь на клей! У кого есть красная гуашь?

- Как набрать воды в ведро, если у вас краны для этого неприспособленные! Ведро не пролазит!

Музейщики, оказавшись в полевых условиях, паниковали, требовали поминутно администратора. Некоторые, впрочем, справлялись сами. Я лично видел грациозную женщину, представлявшую Музкомедию, которая гордо шагала к своей экспозиции, помахивая одолженным у кого-то молотком.

Бригада рабочих во главе со смурным дядькой двигалась от экспозиции к экспозиции и сверлила, привешивала, стучала и пилила, стараясь не реагировать на призывы и стенания музейщиков:

– Ко всем придем. Никого не пропустим.

Сергей Ровинский, худрук Зеленого театра, покачивался в гамаке при входе в театр и отрешенно смотрел в небо.

Позже я часто видел, что внезапно кто-то из организаторов ложился ничком на землю и несколько минут лежал неподвижно.

Мне это напомнило эпизод из старой комедии «Человек за бортом», когда миллионерша очутилась волею судеб в многодетной семье плотника и вынуждена была ухаживать за бесчисленными детьми. В конце дня она так же отрешенно смотрела в пространство и могла произнести только: «Бу-бу-бу….».

Но как только я обратился к Сергею, он встал, измученно улыбнулся и не стал бу-бу-букать, а заговорил довольно складно.

- Сколько приехало гостей?

Нахмурился, припоминая:

- По-моему, тут сейчас 23 музея.

- Как вам удалось договориться с ними?

- Мы знали, что очень сложно будет договориться с государственными музеями из других городов. Им нельзя вывозить свои экспонаты. А в итоге оказалось, что смогли! Мы у них не спрашивали, как они приехали, боялись спугнуть. Был ряд музеев, которые говорили: «А нахрена нам это нужно? Мы не хотим. У нас зарплата не зависит от этого. У нас и так сейчас сложные условия. Карантин. Нет людей». Но найти со всей Украины двадцать с лишним музеев нам оказалось под силу.

Конечно, из-за ковида участников оказалось меньше. Был ряд интересных музеев, которые хотели попасть на наше мероприятие, некоторые даже стали вперед себя высылать экспонаты, но оказались сраженными этой дрянью.

Мы со своей стороны все нормы соблюдаем. Это парк. Открытое пространство. И тут можно время провести без лишнего риска.

Тут Сергей вздохнул, встал и… бросился в клокочущую бездну MuseumFestа. И сия пучина поглотила его.

Я же отправился осматривать достопримечательности. И размышлять над тем, как люди, утомленные «ковидлой», умудряются все же с ней сосуществовать. И этот фестиваль в каком-то смысле отчаянный вызов болячке, поставившей на колени все человечество.


МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТУАЛЕТА

На мой взгляд, самым продвинутым, то есть музеем, у которого было все - презентации с экраном и какими-то диаграммами, экскурсовод, похожий на преуспевающего проповедника, крутой сайт, прикольные экспонаты, — неожиданно оказался киевский музей истории туалета.

По состоянию отхожих мест можно судить о стране. Нет туалетной бумаги? Подтираетесь газетой или лопухом? Значит, отсталая страна.

Если зайти в наш нужник для дальнобойщиков где-то на трассе Одесса-Березовка, то тоже ничего хорошего об Украине не скажешь. Все тот же «сортир», сошедший с картин Василия Шульженко.

Однако не все потеряно. Лучший в мире музей истории туалета есть только у нас!

Экскурсовод Гайдук Алина рассказывает:

- Основатели Николай и Марина Богданенко собирали частную коллекцию на протяжении 25 лет. Началось все с шутки. У Марины и Николая был магазин сантехники, друзья подарили Николаю на открытие магазина сувенирный унитаз. Другой бы посмеялся и забыл, а Николай давай собирать. Привозить из разных стран. Сейчас коллекция музея входит в Книгу Рекордов Гиннеса. Пять лет к этому шли! — горделиво говорит экскурсовод.

- Есть уникальные предметы, которые в единственном числе в Украине и даже в мире, — продолжает она. — Из Лондона был привезен туалет, который в конце XIX века был признан самым грязным в Европе и даже запрещен.

А первыми производителями сантехники в Украине были заводы в Хмельницкой области, в конце XIX века. У нас была экспедиция в город Славута, где нашли у коллекционеров некоторые экземпляры биде, писсуаров. Мы привезли сюда две фотозоны! Человек-Туалет и Человек Чумной доктор.

Возле Человека-Туалета можно аккуратненько присесть и можно запечатлеть себя. Раньше люди подходили и платили Человеку-Туалету, он носил с собой горшок. На брегу реки Сена прогуливалось несколько людей–туалетов в огромных плащах. Подходишь, садишься на горшочек и заворачиваешься в плащ. И делаешь свое дело!


МУЗЕЙ ЗВУКА

Стыдно признать, я к Василию Пинчуку в его «Музей Звука» давно хотел попасть, но никак не находил времени.

Легендарный звукорежиссер собрал коллекцию звукопроизводящей аппаратуры — от граммофонов конца XIX века до самых современных проигрывателей и магнитофонов.

На MuseumFest Василий, правда, все свои сокровища не привез, а ограничился музыкальными шкатулками и патефоном.

- Василий, а у вас есть «музыка на костях»?

- Конечно! Нельзя было послушать «битлов». А тут ты пошел на рентген легких и со снимком к мастерам. Они его «нарезали». А эта рентгеновская пленка была удобная, толстая. И она очень неплохо звучит.

Потом начали записывать западную музыку как звуковые письма. На них подклеены фотографии Одессы, поздравления с юбилеем…

- Ставишь, а там «Битлз»!

- Ну да!

- А вас в то время ловили на «нехорошей» музыке?

- Меня не на музыке поймали, а на «радиохулиганстве».

От себя добавим необходимое разъяснение. В начале шестидесятых радиолюбительство государством поощрялось. Через ДОСААФ велось обучение молодежи. Нужно было изучить азбуку Морзе, потом сдать экзамен на право владеть передатчиком. В радиоэфире строго соблюдать правила радиообмена. Но точки и тире быстро наскучили ребятам-радиолюбителям, и они, соорудив самопальные передатчики, ставили в эфире «блатные песни», Высоцкого, короче, что бог на душу положит. Власти, естественно, боролись с радиохулиганством как могли.

Василий Пинчук:

- Берешь приемник, добавляешь еще одну лампу, и он становится радиопередатчиком. И даешь эфир. Не так далеко, конечно, пять-шесть километров. Меня так поймали и забрали всю аппаратуру! Я был еще школьник. Вот от родителей получал!

Договорившись о том, что я обязательно приду глянуть на «музыку на костях», я двинул дальше.


МУЗКОМЕДИЯ

«Зацепился языком» в инсталляции, посвященной Народной артистке Украины, почетной гражданке Одессы Евгении Дембской. Ох… Еще, казалось бы, недавно журналисты «Думской» в феврале 2017-го брали у нее интервью, а она на прощание говорила: «Деточка, почему ты без шапки? Это вредно! Нужно беречь голову!». Добрый, талантливый и светлый человек. Увы, Евгении Михайловны уже нет с нами.

О ее жизни можно снять блокбастер. Здесь и игра в театре в оккупированном Киеве, и доносы соседей, польстившихся на жилплощадь, и свой Оскар Шиндлер, директор театра немец Ганс Телин, который спас артистов. И ухаживания со стороны Михаила Водяного. Много чего было.

Хорошо, что в театре не забывают.

Елену Редько, директора Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного, поймал возле «Музея Совка». Оттуда скалились каннибалы и нехорошо улыбался с фото Чикатило.

Отвернувшись от «совка», мы заговорили об искусстве и о звезде Дембской.

- Чуть больше года она не дожила до юбилейной даты – 100 лет. 74 года нашему театру, и все 74 года она была актрисой нашего театра. Мы в экспозиции воссоздали ее гримерную комнату. Туда добавлены ее фотографии, афиши и награды. Тут ее костюмы и наградная лента Почетного гражданина Одессы.

- Театру предрекают гибель от ковида?

- Да нет! Глупости! Смерти театра не будет. Коронавирус когда-нибудь закончится. Или мы научимся с ним жить, воспринимать все спокойно, принимать все меры безопасности, какие только возможно, но жизнь продолжается.

Мы полгода отсидели дома. И поняли, что этого вполне достаточно. Надо жить дальше. Где-то ходить в маске. Нужно мыть чаще руки. Нужно не ходить в толпу. Мы в театре соблюдаем расстояние и в зрительном зале, и при входе. Мы работаем по норме – четыре кресла вокруг зрителя свободные.

Так что, люди могут себя свободно чувствовать и ходить в театр. Я убеждена, зрители будут ходить!


МУЗЕЙ В ТЕМНОТЕ

Идя к их локации, я все гадал, что сие есть? Может, к ним надо идти с наступлением темноты? На подходе увидел, как люди выныривают из-под темного занавеса с завязанными глазами.

Вот те раз! Интересно! Что же они показывают?

Николь Полищук, сотрудник «Музея в темноте»:

— Мы «Музей в темноте. Три после полуночи». Почему такое название? Потому что это самое темное время суток. Мы единственный музей в Украине, где все экскурсии проходят в абсолютной темноте. Идея в том, чтобы дать людям, у которых нет проблем со зрением, возможность ощутить мир, в котором живут незрячие. Посетителям предлагается совершить прогулку, выполняя разные задания. Каждая локация заполнена предметами, запахами и ощущениями, которые так и хочется «увидеть». Но их можно только щупать, нюхать, пробовать и слышать.

Все экскурсии проходят в сопровождении незрячих гидов.

Я заметил, что некоторые люди, когда им надевают повязку, бледнеют и пугаются. Я тоже не решился лезть за покрывало. И так душно. Разобью еще что-то.

- Главная цель, — продолжает Николь, — это разрушить стереотипы, стену между зрячими и незрячими. Наша выездная локация — это разные произведения искусства, с которыми можно ознакомится на ощупь.

- Наверное, этот музей финансируется грантодающими европейскими или американскими организациями, — предположил я.

- Изначально открыли музей за свои деньги. И он сам себя финансирует, — с достоинством ответил Николь.

С чувством уважения покидаю эту локацию и иду к следующей.


МУЗЕЙ ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ

- Тысяча чертей! — на меня уставилась наглая физиономия гасконца Боярского. Рядом висел его рыжий костюм. Я, глядя на него, вспомнил отрывок из повести о Ходже Насреддине:

«Владыка, в знак своей милости позволил ему поцеловать свой сапог, что тот немедленно выполнил с усердием столь великим, что сапог губернатора порыжел, а губы его почернели…».

Миша, Миша… Рядом стояло одеяние кардинала и коро…

Бац! Платье королевы под порывом ветра упало в пылюку, сверкая подвесками. Ох! Франция в опасности! Платье подняли, вытрусили и привалили какой-то картонкой.

- Самое удивительное, что все костюмы, которые мы выставили, кроме костюма д'Артаньяна, пошиты из занавесочной ткани. А на экране они кажутся зрителям бархатными и атласными, — рассказывала девушка-экскурсовод. — А подвески, которыми все интересуются, вообще сделаны из подручных материалов режиссера.

- Вот ведь, актер любимый с детства, — указываю на фотографию Боярского, — а оказался «ватным», и к нему резко негативное отношение. Не боитесь его фотографию вот так выставлять?

Экскурсовод нахмурила брови:

— Я думаю, что культура не имеет связи с политикой. И печально, что наши власти считают, что это взаимосвязано. Хотя любовь, культура — это интернациональные вещи, которые связаны вне пространства и времени, и если людям это нравится, почему мы должны это запрещать? Это история. А историю никак не уберешь.

Я откланялся. За мной с грохотом упал манекен, одетый мушкетером короля. Ветер, чтоб его…


МУЗЕЙ СОВКА

Проскакал мимо. О нем мы уже писали неоднократно.

- Стойте! – прокричал вслед создатель музея Дмитрий Бакаев. — У нас новые экспонаты! Доносы с 1937-ого по 1953 год! Покупаем у россиян, у них в каждом городе в подвалах ФСБ их тонны, вот и продают потихоньку! Посмотрите, какой интересный: «Довожу до вашего сведения, что гражданин Чернов ругательски материл вождя и рассказал про Сталина анекдот».

Я убежал. С ними только заведешься и застрянешь на полдня.

Вслед мне неслись частушки:

- Прощай, скука, прощай, грусть,
я на Фурцевой женюсь,
буду тискать сиськи я
самые марксистския!

Музей, конечно, балаганный. Неизвестно, все ли экспонаты в нем подлинные, но любители СССР волком воют и скрежещут серпом и молотом при виде оного.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ ДОСТОИНСТВА

К стендам с их экспонатами я подошел в последнюю очередь. И почувствовал в горле комок. В носу сразу предательски защипало. Каски, разрисованные краской щиты, продырявленные пулями…

Моментально вспомнился резкий запах гари, вонь зажженных покрышек, гимн Украины из тысячи простуженных глоток, черное небо, все в огнях от зажигалок. И кровь. И свист пуль.

Встряхнул головой.

Все мирно. Тихо. За стеклом каска и щит.

- Может, не стоило так рано увековечивать героев Майдана?

Ольга Сало, работник музея:

- Это одна из проблем. Музей рассказывает о событиях, которые мы все еще не до конца пережили, не осмыслили, не поняли. А с другого боку, наш мир быстро развивается, и ошибкой было бы это отложить, сказав, пускай общество решит, как к этому относится, а потом сделаем музей. Но если мы сейчас забудем про Майдан, то он был ни к чему.

Он начал создаваться не после Революции достоинства, а во время нее. Старые музейщики, видя эти события, поняли, что события значительнее Оранжевой революции нет и стали отбирать артефакты, понимая, что это надо уже сейчас фиксировать.

У нас не стоит вопрос, рассказать историю про то, как все происходило. Пусть этим занимаются исторические музеи. Для нас Майдан — это мировоззрение.

Мы называем наш музей музеем Свободы. То есть это право граждан влиять на решения в своей стране. Почему Революция достоинства? Потому как наше выступление было не материального характера. Мы не вышли с требованием увеличить зарплату. Нас возмутило то, что какие-то люди, которые считают себя властью, а они получили эту власть на временный период, решили эту власть узурпировать, решили за нас решать не только какие-то экономические вопросы, а абсолютно все. Музей — это предохранитель от таких преступлений против демократии.

Солнце и ветер сыграли со мной злую шутку. Я сгорел и, по-моему, получил тепловой удар. Во всяком случае, пока я это печатаю, жар продолжает из меня выходить, слегка подташнивает. Но я остался доволен.

Мой вам совет — следите за событиями в Зеленом театре, дабы не пропустить чего-то столь же эпохального.

Автор – Дмитрий Жогов, фото Валентины Бакаевой


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!






























0


Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter


Новости по этой теме:





Рона
Дмитрий, спасибо за репортаж. Как всегда у Вас — и смешно, и грустно, и очень интересно.. Дякую.
   Ответить    
bqfakwxt    Ответить    
disuwjiw    Ответить    
Максим Геращенко
Большой выбор качественной плитки, сантехники для кухни и ванной по недорогим ценам — Diceramica — интернет магазин плитки и сантехники
   Ответить    
   Правила




18 апреля
22:03 Фонд Госимущества расторг договор аренды в Одесском порту с предприятием, которое задолжало более полумиллиона гривен
21:00 Украина наращивет темпы производства артсистем «Богдана»: теперь по десять машин в месяц
12
20:10 Экс-мэр Одессы Алексей Костусев прячется от следствия в элитном районе Лондона: стал известен его адрес фотографии
18
19:00 Куда пойти в Одессе: искусство молодых, «Ложь» и мамонты фотографии
17:55 Годовые программы скорой помощи Odrex: какие есть предложения? (новости компаний) фотографии
5
17:11 ATACMS подвинул «красные линии»? Украинский Генштаб подтвердил удар баллистикой по вражескому аэродрому в Крыму (видео) видео
10
16:18 В Черном море и на Дунае продолжаются учения НАТО «Морской щит – 2024» фотографии
7
15:15 Жительница Одесской области, которая чуть не зарезала знакомого, отделалась испытательным сроком фотографии
6
14:20 Глобальное потепление и натиск карася-эмигранта: что угрожает аборигенным рыбам Одесчины? фотографии
6
13:26 Женский футбол: одесские «Систерс» разгромили «Лидера» с Полтавщины
1
12:24 Выстрелил в шею из-за конфликта на дороге: в Одессе задержали водителя BMW
9
11:28 Гроза, местами шквалы: в Одессе объявили штормовое предупреждение
7
10:12 Чиновник Януковича и любитель НКВД: экс-вице-губернатор Одесской области покинет агентство оборонных закупок из-за сомнительного бэкграунда фотографии
21
09:36 Контейнерная линия связала порты Большой Одессы с Турцией и Румынией
08:30 В Одесском районе построят новое укрытие для гимназии — на его проектирование потратят 1,5 млн
4




Статьи:

Фронтовая байка о тумане войны и иллюзионистах в погонах: как наши военные кудесники врага вокруг пальца обводят

Украинский воин, который разгневал патриарха: как открытый гей получил церковную награду и почему ее у него отобрали

Одесские расклады: как политические силы заводят в горсовет новых депутатов, и почему законная процедура не всегда работает





Новости Одессы в фотографиях:










Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×