Два дня – 23 и 24 сентября – Измаил отмечал 427-ю годовщину с момента основания. Программа празднования была весьма насыщенной и включала в себя как официальные, так и культурные, спортивные и развлекательные мероприятия. Некоторые из них начались накануне именин. Так, в четверг, 21 сентября, в Городском саду прошел литературный пленэр, посвященный 250 годовщине со дня рождения российского градоначальника Измаила Сергея Тучкова.
На праздник в Измаил прибыло немало официальных гостей, в том числе из Румынии и Молдовы. Утро субботы началось с праздничной литургии в Свято-Покровском кафедральном соборе, затем делегация направилась к памятнику Александру Суворову для возложения цветов.
Многие измаильчане по-прежнему считают, что история их города начинается с российского завоевания
У подножия памятника Тучкову гости и жители города собрались на праздничный митинг. Впервые на этом мероприятии появился флаг Измаила, который был утвержден Измаильским горсоветом в феврале нынешнего года. Мэр Андрей Абрамченко поздравил присутствующих с праздником, пожелал городу дальнейшего процветания.
В ходе торжественной церемонии городской голова вручил нагрудные знаки президента Украины «За участие в антитеррористической операции» майору запаса Александру Гажийскому, капитану запаса Михаилу Корнилову, главному старшине запаса Дмитрию Озмителю и старшине запаса Фирузу Бабаеву.
Отметим, что в праздновании Дня города в этом году приняли участие военнослужащие нового батальона 49 полка Нацгвардии Украины, который разместили в Измаиле, а также оркестр части.
Сразу же после митинга в Измаильской картинной галерее состоялось открытие региональной выставки художников Придунавья «Буджакская палитра». На вернисаже представлены 84 полотна талантливых художников из Измаила, Рени, Килии, Арциза и Черноморска.
В Пушкинском сквере учащиеся школ и внешкольных учреждений города организовали выставку поделок «Бессарабский вернисаж». К слову, в честь праздника этот сквер благоустроили и установили необычную ограду — с профилем великого поэта.
Мэрия подписала меморандум о сотрудничестве с четвертым сектором Бухареста. Церемония состоялась в музее А. В. Суворова. Подписантами выступили мэр Измаила Андрей Абрамченко и руководитель сектора Даниел Балуцэ. В качестве почетного гостя в зале присутствовал председатель уездного совета Тулча Хория Теодореску.
После делегация отправилась в район крепости, где Андрей Абрамченко продемонстрировал партнерам те преобразования, которые за последние несколько лет произошли здесь. В частности недавно открывшийся бювет, построенный в римском стиле. Вода, подаваемая здесь, очищается путем обратного осмоса, благодаря чему содержание солей в ней сведено к нулю.
У памятника «Орел» воинам, павшим в Первой мировой войне, члены румынской делегации возложили цветы.
Наиболее масштабным развлекательным мероприятием в субботний день стал традиционный этнофестиваль «Бессарабская тантелла», проходивший на аллее Дружбы народов. Как всегда, в нем участвовали представители разных национальностей, проживающих в городе и представивших на празднике блюда своей кухни. Многочисленных гостей привлекали также сотни прекрасных украшений и поделок, выполненных местными мастерами рукоделия.
И конечно, все ждали уху – ее приготовление стало на этом фесте уже привычным. В этот раз над блюдом «колдовали» учащиеся Измаильского высшего профессионального училища КГАВТ им. гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного («девятки») и Измаильского центра профтехобразования.
В это же время на сцене, установленной у памятника морякам-дунайцам, шел праздничный концерт «Измаил — это Украина» с участием солистов и художественных коллективов Измаила и района.
Вечером на подмостки вышли приезжие звезды — рок-группа из Житомира «Друга ріка», приехавшая в Измаил уже третий раз. Выступление рокеров продолжалось немногим более часа, а потом небо осветили разноцветные брызги роскошного фейерверка. Более шести минут взлетающие огни рисовали диковинные узоры на черном бархате, а тысячи людей с замиранием и восторгом смотрели вверх.
В воскресенье утром празднование Дня города продолжилось спортивными мероприятиями: в этот день прошли марафон «Золотая осень», V международный турнир по баскетболу «Волны Дуная» и городские велосоревнования на Кубок городского головы Измаила.
Автор — Снежана Стрепетова, специально для «Думской»
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Фронтовики
Новая ограда Пушкинского сквера (здесь фото - Миланы Атмажовой)
Недавно восстановленный "Орел" - памятник воинам Первой мировой
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
ну и прекрасно, что что под его предводительством были черноморские казаки. Значит жители Измаила правы, что возвели ему памятник. и львовянам не мешало бы поставить памятник Сталину(если они дейст. патриоты своей страны), если бы не он, Львов был бы в Польше. как не крути
Ну при чем здесь Гитлер? Сталину удалось присоединить западные земли в состав СССР и теперь они являются украинскими, это факт и от него не отпишешься. Как и не отпишешься от роли России и того же Суворова, и других военначальников того времени в том, что черномоское побережье вошло в состав империи и соотв. теперь Украина. Я просто защищаю Суворова, дейст. великого военначальника. К чему этот срач на историческую личность?
Ты еще скажи, что Гитлеру нужно ставить памятник, потому что ему удалось построить хорошие дороги. У ватников Ленин "создал", Сталин "присоединил", Хрущев "подарил" — ватники как дети малые с безграничной верой в роль личности в истории
Ничего бы принципиально не поменялось. До Суворова Измаил брали штурмом Сагайдачный, а потом Репнин. После Суворова Измаил штурмом брал Засс. Всё это время Измаил гулял туда-сюда как разменная монета в большой политике. Потом Измаил без боя снова перешёл России уже от Румынии. Потом без боя обратно отошёл Румынии. Потом уже советские войска вошли в Бессарабию и Буковину, что стало формальным поводом к нападению Германией на Союз. Потом под натиском румын советы отступили, взорвав значительную часть города. Потом советы снова отвоевали город.
В сухом остатке имеем, что Суворов к государственной принадлежности Измаила имеет весьма посредственное отношение. Хотя военная операция да, имеет большое значение для истории города.
Еще в начале ХХ века украинский композитор Александр Кошиц собирал по просьбе наказного атамана Кубанского казачьего войска Якова Малами народные казацкие песни черноморцев. По его рассказам, все старые казаки рассказывали о Кубани как о «нашей Украине». То есть, они не считали себя выселенными из Украины, для них Кубань была ее частью. Атаман Яков Кухаренко писал в ссылку Тарасу Шевченко: «Приезжай на нашу Черноморскую Украину». Такое было представление. Сохранялся и украинский язык, потому что он свидетельствовал о принадлежности к состоянию: я — казак, следовательно, говорю на казацком языке. Это был очень сильный стимул. И не только для сохранения языка, но и культуры в целом.
Кавказский наместник в 1844-1856 годах граф Михаил Воронцов писал в Петербург, что казаки-черноморцы считают себя отдельной нацией, ненавидят москалей-кацапов, и поэтому надо их разбавить великорусским элементом — линейными. Последние — потомки донских и гребенского казаков, среди которых украинцев было процентов 15-20. И разбавили: при создании в 1860 году Кубанского казачьего войска — до того оно называлось Черноморским — украинских казаков объединили с линейными.
В 1920-х хотели или создать украинскую автономию в составе России, или присоединиться к Украине. Ведь перепись 1926 года показала, что на Кубани большинство составляют именно украинцы. Вообще, согласно этой переписи в Северо-Кавказском крае украинцев было 3 миллиона 106 тысяч человек. Скажем, в Кубанской округе они составляли 62, 2 процента населения, а в ее бывший «черноморской части» — около 80 процентов.
Тогдашний нарком Советской Украины Николай Скрипник специально ездил в Москву, вел переговоры о присоединении Кубани. После 1925 года он добился начала «коренизации», а по сути — украинизации в регионе. Стихийная «украинизация» в черноморских станицах началась еще в 1918 году — по решениям общин школы переводили на украинский язык обучения. До 1925 года власть это сильно тормозила. А вот с того года позволили «украинизацию». На Кубани открыли около тысячи украинских школ, 16 украинских педагогических техникумов, украинские газеты, радиовещание. Украинцы вели официальную документацию, печатали книги. Нынешний Краснодарский университет, например, — это бывший Северо-кавказский украинский педагогический институт имени Скрипника.
Но территориальные изменения делать боялись. Во-первых, в Москве понимали, что Кубань в 1920-х, как и «материковая» Украина — центр антибольшевистского движения. Были тысячи повстанцев и агитаторов против советской власти. Ясно, что присоединение Кубани к УССР только усилило бы это движение. Во-вторых, это было бы достижением национал-коммунистов в Украине, чего Сталин не мог допустить. И, в-третьих, присоединение Кубани, или даже создание украинской автономии на Северном Кавказе, закрывало России выход к Черному морю.
На Кубани, особенно в ее «черноморской» части, вымерли от 25 до 30 процентов населения, а в некоторых городах — и до 60-70 процентов. Некоторые же станицы, как, например, Уманскую и Полтавскую, в полном составе выселили в Сибирь за «петлюровские» настроения. Параллельно пошла тотальная русификация. Все украинские книги реквизировали, украинские учебные заведения закрыли, украинских преподавателей репрессировали. Кубанский Украинский педагогический институт, например, однажды окружили солдаты и всех преподавателей и студентов арестовали и отправили в лагеря.
Когда в 1932-1933 годах проводили паспортизацию, на Кубани всех украинцев просто записали русскими. Тогда никто даже не спрашивал о национальности. Если по переписи 1926 года на Северном Кавказе украинцев было более трех миллионов, то во время переписи 1947 года их насчитали около 100 тысяч. И то — только тех, которые переехали из Украины. Автохтонным населением украинцев уже не признавали. Даже меняли фамилии при переписи. У меня есть родственники, которые носили фамилию Гас (буквально — керосин — «А»). Когда им давали паспорт, спрашивают: что это такое? То, что горит, отвечают. Ну, будете Поленовы.
Сейчас на Кубани остро стоит проблема самоидентификации, национальной идентичности. Вот я рос в станице и с 18-19 лет уже сознательно говорил: я — кубанский казак. Не русский, не украинец, а кубанец. Лишь потом, начав изучать историю, осознал, что это общий этнос с украинским. Там говорят «балачкой» — на местном диалекте, он — украинский язык. В то же время, официальный язык — русский. Люди знают, что их предки из Украины. Говорить, что они «русские» — не могут, потому что «москалей» там еще недолюбливают. Эта региональная идентичность. Мы как бы и русские, но одновременно и отличаемся существенно, имеем другую историю, культуру, язык, традиции. Отождествлять себя с человеком в косоворотке и с балалайкой кубанцы не хотят.
«Многие по-прежнему считают, что история их города начинается с российского завоевания».. но отмечают более старую дату основания, и ничего с неба не упало.. все города и городишки пытаются «накинуть» себе возраста, и только в Одессе на эту тему начинается хай
Рок-группа из Житомира уже лет 20 как рок-группа из Киева;)
Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!
Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров!