Я – атеист, убежденный. Бога нет, Земля вращается вокруг Солнца, Солнце – вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, та – вокруг еще чего-то. Жизнь появилась в результате эволюции. Человек – животное, у нас общие предки с обезьянами. Религия – система взглядов и социальный институт, меняющийся в ходе исторического развития. Ну а мощи, которым поклоняются некоторые христиане, есть мумифицированные человеческие останки, причем зачастую принадлежавшие совсем не тем, кому принято считать (говорят, если посчитать все-все «частицы» Николая Угодника по монастырям, то у него окажется чуть ли не шесть рук). И «прикладываться» к ним, пускай они и лежат в футляре, мне лично не хочется. Особенно после того, как это сделали тысячи до меня. Это же негигиенично!
Вместе с тем, я совершенно не понимаю истерики, которую устроили вокруг мощей святого Пантелеймона Целителя, привезенных греками в Одессу, некоторые наши ревнители научного подхода и противники церкви. Как только они не обозвали останки несчастного древнеримского медика и людей, им поклоняющихся! «Фанатики», «костомахи», «кунсткамера», «мракобесы»… В XXI веке, возмущаются такие граждане, не место почитанию «костей». Наука рулит, гаджеты у всех, американцы скоро на Марс высадятся, японцы клонируют мамонта. В Одессе же средневековье рулит! Позор! Такова позиция многих публичных одесситов.
А ведь совсем недавно они поздравляли друг друга с Рождеством Христовым и скоро будут поздравлять с Пасхой. Почему-то веру в непорочное зачатие и воскресение после мучительной смерти они «мракобесием» не считают. Или считают? Но тогда зачем постят в Фейсбуке картинки с младенцем Христом? Лицемерие — вот как это называется.
Надо сказать, вера в нетленность и святость останков определенных людей – такая же часть человеческой культуры, как традиция наряжать елку на зимние праздники (связана с древнегерманскими мифами о «мировом древе») и предавать умерших земле определенным образом и в специально отведенных для этого местах. Это ведь нерационально — пепел, например, куда меньше места занимает. Но никто же не возмущается, не требует снести кладбища, не говорит с умным видом о «мракобесии», которому не место в XXI веке, хотя вытянутое на спине трупоположение в деревянном гробу, головой на запад, с надгробным сооружением в виде плиты или креста имеет самое прямое отношение к христианскому вероучению о грядущем страшном суде, представлениям о рае и аде. Да все вокруг нас буквально пронизано религией, включая язык. Вы небось по десять раз на день призываете бога спасти собеседника.
Понятно, что многих возмутил не сам «цирк с костями», как они выражаются, а то, что его сопровождает – перекрытие улиц, толпа народа в центре города, бойцы Нацгвардии, обеспечивающие безопасность. Но вот что странно. Эти же люди – публично возмущающиеся — полгода назад выступали в защиту прав ЛГБТ-активистов, которые хотели провести свой Марш равенства в Одессе. И выступали не потому, что принадлежат к этим самым, а потому, что все люди равны перед законом и что «граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации». Что же изменилось с тех дней, когда кипели страсти вокруг Прайда? Мне возразят, что сами верующие терпимость проявляют крайне редко, слово это считают ругательным и сами горазды запрещать и ограничивать, им только волю дай. Согласен и осуждаю такое поведение, причем со стороны любого, вне зависимости от его взглядов. Не уподобляйтесь мракобесам!
Вот мне лично все равно, кто во что верит и каким образом выражает свое религиозное чувство. Главное, чтобы не сжигал еретиков и не устраивал погромы. Вообще, думаю, человечество не знало бы многих проблем, научись все мы заниматься исключительно своими делами, не пытаясь лезть в чужие.
Автор – Олег Константинов, главный редактор «Думской»
P.S. А вот участие в привозе мощей Геннадия Труханова – не как частного лица, а как городского головы – я считаю недопустимым. У нас светское государство. Но если уж бороться с клерикализмом власть имущих, то начинать надо, наверное, с самых первых лиц. С президента и премьера, например. Даешь отмену государственных религиозных праздников!