artville1



Итоги одесских выборов под микроскопом: косвенные признаки фальсификаций, доноры и реципиенты голосов (дополнено)


0

На прошедших местных выборах каждый житель Одессы получил три бюллетеня и проголосовал за депутатов областного совета, депутатов городского совета и за мэра Одессы. Редакция «Думской» собрала информацию о результатах голосования одесситов и сопоставила их, пытаясь найти косвенные признаки фальсификаций, о которых сейчас много говорят и пишут.

Для начала мы обратились к недавней истории. За последние пять лет Одесса выбирала мэра трижды — в 2010, 2014 и 2015 гг. Явка избирателей была разная, и выглядит она так:

Как видите, интерес к выборам упал. Если в прошлом году активность граждан даже несколько выросла по сравнению с 2010 годом, то сейчас установлен антирекорд — так неохотно одесситы не ходили на участки, пожалуй, никогда.

Теперь давайте посмотрим, как изменялись предпочтения избирателей. Начнем с Эдуарда Гурвица — он единственный, кто участвовал во всех трех кампаниях. Особенность этого политика в том, что в случае неудачи на выборах он полностью исчезает с политического небосклона и появляется в Одессе только накануне следующих выборов. Что интересно, в прошлом году подобное поведение принесло ему успех: он набрал на 7000 голосов больше, чем в 2010-м. Не исключено, что это связано с меньшими масштабами фальсификаций: о подсчете голосов в 2010 году до сих пор ходят легенды. Но в любом случае, еще год назад в Одессе было свыше ста тысяч человек, которые стабильно голосовали за Гурвица в любой ситуации и в любую погоду. Однако нынче его популярность катастрофически упала.

Надо констатировать: Эдуард Иосифович свой электорат растерял. Часть его симпатиков перетекла к более молодому конкуренту, которого активно поддержал своим авторитетом целый экс-президент, а ныне губернатор. Но даже если просуммировать голоса Гурвица и Боровика, то все равно получится на 20 тысяч меньше, чем было у одного только Гурвица в прошлом году.

В отличие от своих оппонентов, действующий мэр Геннадий Труханов последние полтора года фактически непрерывно занимался предвыборной агитацией. Помогло ли это ему? На первый взгляд — да, он выиграл в первом туре. Но давайте посмотрим на график.

Неожиданно: в этом году за Труханова проголосовало даже меньше, чем в мае 2014-го. За полтора года в кресле мэра ему более-менее удалось сохранить симпатии одесситов, но новых сторонников он, пожалуй, не нашел. В целом можно сделать вывод, что аномального увеличения популярности городского головы на нынешних выборах не было, скорее даже наоборот.

Теперь давайте сопоставим результаты выборов городского головы и итоги голосования за кандидатов от партий, которые их выдвинули. К сожалению, «Оппозиционный блок», «Батькивщина» и «Наш край» не предложили претендентов на пост мэра. Поэтому сравнивать мы будем результаты Геннадия Труханова («Доверяй делам»), Сергея Кивалова (УМП), Светланы Фабрикант («Відродження»), Дарта Вейдера («Блок Дарта Вейдера») и Саши Боровика, который выдвигался от «Солидарности», хотя и дистанцировался от этой политической силы.

Популярность лидеров гонки оказалось выше популярности их политических сил (в Украине это почти аксиома). А вот Сергей Кивалов набрал на 3000 голосов меньше, чем его партия. Несомненно, тут повлияло заявление кандидата о том, что он снялся с выборов, хоть и остался в бюллетене.

У Светланы Фабрикант, по всей видимости, имеется свой «ядерный» электорат: результаты выборов в облсовет и за мэра города отличаются всего на 150 голосов, что говорит об отсутствии серьезных фальсификаций. Надо отдать должное кандидатам от «Відродження» в горсовет — они в сумме набрали на полторы тысячи голосов больше, чем Светлана Фабрикант и их коллеги по выборам в облсовет. Ничем другим, кроме личного рейтинга и персональной работы кандидатов на своих участках, такую аномалию объяснить невозможно — разве что адресным «перебросом» голосов при подсчете. Но это вряд ли: в итоге партия так и не преодолела барьер. А вот что касается «Блока Дарта Вейдера», то многое говорит о том, что эта партия стала «донором» голосов для других на выборах в горсовет и в мэры Одессы. Впрочем, голосов этих было не так уж много.

Остается вопрос: откуда взялись «лишние» голоса за Геннадия Труханова и Сашу Боровика, которые набрали больше, чем «Доверяй делам» и «Солидарность»? Ответ очевиден — за кандидатов голосовали те, кто отдал свой голос в горсовет и облсовет «близким по духу» партиям.

Попробуем определить этих «близких по духу». За Геннадия Труханова и Сергея Кивалова наверняка голосовали люди, которые на выборах в горсовет отдали голос «Доверяй делам», «ОппоБлоку», Украинской морской партии, Партии пенсионеров, Аграрной партии и «Нашему краю». В свою очередь, за Гурвица и Боровика проголосовали сторонники «Солидарности», «Батьківщини», «Самопомощи», УКРОПа, «Свободы», ДемАльянса, Радикальной партии и «5.10». Другими словами, мы поделили электорат на условных «сине-белых» и условных «патриотов» («оранжевых»), да простят нам читатели столь упрощенный взгляд на вещи.

Теперь просуммируем голоса этих партий и сравним с голосами за кандидатов в мэры.

Очевидно, наша версия имеет право на жизнь. Два кандидата, бывших регионала, набрали 153730 голосов, а партии их сторонников — 149376. Аналогично, Боровик и Гурвиц в сумме набрали 88957, а «патриотические» политсилы — 92449.

Разница в голосах совсем небольшая — 3-4 тысячи, или 1,5-2% от общего числа бросивших бюллетени в урны. То есть, в подавляющем большинстве случаев избиратели были верны своим убеждениям на всех трех голосованиях. Такой результат может свидетельствовать о том, что тотальных фальсификаций и полного искажения результатов по одному из голосований (конкретно мэрскому) не было. Но вполне может быть, что именно здесь прячутся те самые два процента, которые решили судьбу второго тура и оставили Боровика в оппозиции.

Напоследок сопоставим результаты выборов в областной (по округам в Одессе) и городской советы. Они прошли на одних и тех же участках, по одним и тем же спискам, в них участвовали одни и те же люди со всеми своими предпочтениями.

Начнем с явки избирателей. Как ни странно, она оказалась разной. Несмотря на то, что каждый избиратель оставлял одну подпись и получал бюллетени одновременно, так получилось, что на выборах в горсовет их было выдано 269 тысяч 269, а на выборах в областное собрание — 269 тысяч 500. Разница в 231 бюллетень может быть результатом вбросов, которые, как мы знаем, были и даже зафиксированы на видео. Однако поскольку разница составляет менее 0,1% от общего числа бюллетеней, то они явно не повлияли на итог выборов. Конечно, мог быть и одновременный вброс одинакового числа бюллетеней разных видов. Ясность в этот вопрос могло бы внести детальное сопоставление протоколов участковых комиссий.

К слову, на выборах мэра одесситы бюллетеней было еще больше — на 1118. Эта разница в полпроцента от общего числа выданных бюллетеней объясняется просто: избиратели, которые проходят лечение в больницах, голосовали только за мэра и не принимали участие в выборах депутатов.

Теперь перейдем к результатам голосования. Посмотрим, как различались выборы по одесским округам в горсовет и облсовет у разных партий из числа лидеров гонки.

Первый фактор, которым можно объяснить такое отклонение — то, что некоторые политсилы не выдвигали кандидатов в облсовет. В первую очередь, это касается «Самопомощи» и ДемАльянса — партий из условно «оранжевого» лагеря. Они добились заметного успеха и набрали в сумме 20 тысяч голосов. Неудивительно, что на выборах в облсовет эти голоса ушли к другим партиям, в основном принадлежащих тому же «оранжевому» лагерю, и повысили их результаты по сравнению с выборами в горсовет (по Одессе «Батькивщина» уверенно преодолела 5%-й барьер в областной совет, но не попала в муниципальное собрание). А если учесть, что среди голосующих за ДемАльянс было немало молодых людей, это может объяснить относительный успех на голосовании в облсовет и «Блока Дарта Вейдера».

С учетом этого странным выглядит результат партии «Наш край». Больше половины одесситов, которые проголосовали за соратников Антона Киссе на выборах в областной совет, взяв муниципальный бюллетень, поставили галочку возле другой политсилы. Кому отошли голоса этих избирателей (при голосовании или при подсчете), сказать трудно: хоть мы и относим ее к условно «бело-голубой» группе, четко своей позиция партия не озвучивала и напирала больше на местную тематику.

Наконец, самая большая «миграция» избирателей была у партии «Доверяй делам» и «Оппозиционного блока». Свое мнение здесь поменял каждый третий избиратель! На первый взгляд, это удивительно. Геннадий Труханов был первым номером в обоих списках ДД, аналогично Николай Скорик возглавлял списки кандидатов в горсовет и облсовет от «ОппоБлока». Соответственно, фамилии обоих политиков присутствовали во всех бюллетенях рядом с названиями партий. При этом на выборах в облсовет «Доверяй делам — Труханов» где-то потерял 20 с лишним тысяч избирателей, а «Оппозиционный блок- Скорик», наоборот, приобрел 14 тысяч новых сторонников.

Безусловно, первой приходит в голову версия о том, что голоса «ОппоБлока» в горсовет попросту «переложили в соседнюю стопку» и посчитали как голоса ДД. Или наоборот: манипуляция произошла при подсчете голосов по облсовету, и тогда бюллетени с голосами за ДД «мигрировали» в «ОппоБлок». Однако можно поискать и другие объяснения.

«Доверяй делам» позиционировала себя как «городская» партия. Многие даже не знали, что ДД с Трухановым под первым номером баллотируется и в области. Более того, в бюллетене по выборам в облсовет эта партия находилась в самом конце списка. Очень вероятно, что люди старшего возраста просто не находили их в списке и голосовали за милый их сердцу «Оппозиционный блок».

Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов и сознательный выбор. У каждого избирателя есть вполне понятное желание, чтобы его голос был результативным. Поэтому вполне резонно, что в городе есть смысл проголосовать за явного лидера ДД, а в области — за «ОппоБлок», у которого за пределами Одессы позиции гораздо сильнее.

В целом такой переток голосов между близкими по духу политическими силами объяснить можно. Однако все эти версии не дают ответа на вопрос, куда делись 6,5 тысяч человек, которые поставили галочку за ДД и «ОппоБлок» в горсовет, но не поддержали эти партии в области. За кого они голосовали? К кому отошли голоса? Разве что к «Нашему краю» и Дарту Вейдеру…

Безусловно, приведенный анализ является весьма приблизительным, но первые выводы сделать можно. Явных и очевидных признаков масштабной фальсификации итогов какого-то одного из трех голосований в городе не усматривается. В 97% случаев одесситы голосовали за идейно близких им кандидатов и в горсовет, и в облсовет, и в мэры.

С другой стороны, остаются те самые 3%, которые стали камнем преткновения нынешних выборов, и с ними стоит разобраться. Конечно, не помешал бы полный пересчет голосов, а более точную аналитику можно получить, изучив протоколы со всех 365 участковых избирательных комиссий. Надеемся, штаб какой-либо партии, имеющий доступ к массиву данных, все-таки проведет такую проверку.

Пока факт остается фактом: Геннадий Труханов набрал меньше голосов, чем в прошлом году, и при этом выиграл в первом туре. А это значит, что бывшая «оранжевая», а ныне «проукраинская» публика разочаровалась в том, что происходит в городе и в стране. Разочаровалась до такой степени, что каждый пятый из них просто не пошел на выборы. И это - самый важный фактор из всех, которые привели к нынешнего мэра к победе в первом туре.

Автор — Николай Ларин и Сергей Дибров


СМЕРТЬ РОСІЙСЬКИМ ОКУПАНТАМ!
0


Помітили помилку? Виділяйте слова з помилкою та натискайте control-enter


Новини по цій темі:





Неравнодушный
Вот почему все бюллетени надо пересчитать и надо сравнить первичные протоколы с итогами голосования с теми протоколами, которые были сданы в теризбирком. Неужели это так трудно сделать?

Почему надо препятствовать установлению истины на выборах? Надо раз и на всегда уже покончить с этими позорными фальсификациями и подтасовками!

Суды почему-то не на стороне законности, справедливости и объективности. Почему? Тогда зачем нам такие административные суды?

Что с уголовными производствами? Протоколы изъяты?
   Відповісти    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
«все бюллетени надо пересчитать и надо сравнить первичные протоколы с итогами голосования с теми протоколами, которые были сданы в теризбирком»

Вообще-то это сделала «Опора», которая проводила параллельный подсчет по протоколам и получила цифру, отличающуюся на пару десятых процента от официальных итогов.
Думская об этом писала, но кое-кто назвал эту информацию «собачьей чушью».
   Відповісти    

Агностик
Согласен с выводом: не верю, что Труханов победил в первом туре, но верю, что он победил.

И то, что второго тура не было — противозаконно, но сэкономило часть бюджетных средств, которые пошли бы на агитацию, оплату работы штабов и собственно проведение выборов.

В общем, теперь наше дело — не «забивать» на город, не давать мэру и горсовету полной свободы действий, контролировать их и если что — громко возмущаться. Как показывает практика, это иногда срабатывает.
   Відповісти    
ГУДРОН
Он найдет, куда пристроить сэкономленную часть бюджетных средств.(((
   Відповісти    
Неравнодушный
Пока будут сомнения в честности подсчёта голосов, Труханов для большинства одесситов не будет  легитимным мэром. В его же интересах всё надо пересчитать, тогда и вопросов, и подозрений не будет. Иначе, пусть не обижается, если его не будут признавать мэром.
   Відповісти    
Коментар отримав забагато негативних оцінок

Коментар отримав забагато негативних оцінок
Неравнодушный
Побеждать надо честно! Это самое главное на выборах. Нельзя ничем оправдать подтасовки с цифрами.
   Відповісти    

Неравнодушный
Кому-то очень нравятся фальсификации и подтасовки на выборах! Очень странно!
   Відповісти    
BARS_777
Нужно было не САШУ Боровика выдвигать, как чертика из табакерки, а реальную фигуру, а так, извините, по факту Труханов таки мЕр, и это нужно признать.
   Відповісти    
Неравнодушный
Надо было действительно выдвигать известного и авторитетного одессита для противостояния Труханову. Это - правда! Но оправдывать использование Трухановым админресурса и подтасовок ничем нельзя оправдать!
   Відповісти    

Анна Герман
Где-то да.
   Відповісти    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Alexander Kozin
Вакарчука )
   Відповісти    
ГУДРОН
Странно, но большинство, голосовавших за Труханова, не в курсе кого благодарить за украденную у города и перелицованную Аркадию, за растущие в центре кивановские высотки, для них это такой же секрет за семью печатями, как для всех нас проблемы Мадрида, Орлеана или Ванкувера.
   Відповісти    
Валентинv
Неравнодушный, выпей успокоительного! Сколько можно визжать про фальсификации, которые никто не нашёл? А то, что написано в статье-это только предположения авторов, их может быть разное множество, но доказательства ни одного!
   Відповісти    
Неравнодушный
Надо было админсудам дать возможность всё пересчитать и никто бы тогда ни в чём не упрекал вашего любимого Труханова.
   Відповісти    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Alexander Kozin
Как не нашел? Если в суде 19 доказанных эпизодов. Вот только почему-то несмотря на все выборы действительны.
   Відповісти    
Валентинv
Господи, опять админресурс! У облсовета что админресурса меньше? Хватит бросается пустыми фразами!
   Відповісти    
Неравнодушный
Да запугал Труханов всех своих подчинённых увольнением, если мэром будет не он. 
   Відповісти    
Валентинv
Неравнодушный, ещё пару дней ваших стонов и я сам подам иск в суд, чтобы лично вам разрешили пересчитать все голоса!
   Відповісти    
Неравнодушный
Я бы с удовольствием пересчитал лично сам все бюллетени.
   Відповісти    
BARS_777
Господин Неравнодушный, Вы то сами реально верите в то, что если бы Труха был избран с таким набором нарушений и вопреки воле нашего  шоколадного президента, то он таки стал бы мЕром?
   Відповісти    
Неравнодушный
При чём здесь президент? Побеждать надо честно, а не рисовать себе "победу"!
   Відповісти    
BARS_777
Ну, раз есть возможность нарисовать себе победу, значит, президент наверное не те реформы проводил? Кстати, напомните-ка мне, какие именно реформы мы получили?
   Відповісти    
Неравнодушный
У нас разве президент определяет победителей на выборах?
   Відповісти    

Mata Hari
Прикольный анализ, но слишком много предположений  он исходит из того что все окружные комиссии правильно посчитали все участковые а все участковые правильно посчитали свои бюллетени. А это не всегда так, мягко говоря. И то как отчаянно сопротивлялся Труханов пересчёту голосов свидетельствует о том что он тоже не уверен что все цифры сойдутся и он не потеряет процента полтора например
   Відповісти    
Неравнодушный
… надо было идти на второй тур!
   Відповісти    

<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Судя по данным параллельного подсчета по протоколам участковых комиссий, окружные комиссии считали их правильно.
   Відповісти    

<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Если бы эти манипуляции были значимыми, мы бы увидели перекосы. Или пришлось бы фальсифицировать все три голосования, а это втрое сложнее.
   Відповісти    
Mata Hari
И ещё — меня «умиляет» как многие радостно ссылаются на президента. Это местное самоуправление, млин, при чем здесь президент (впрочем как и губернатор). В прошлые выборы президент и Кличко рекламировала Гурвица, а выиграл труханов. Не факт что боровик выиграл бы во втором туре, но это была бы интересная борьба
   Відповісти    
Валентинv
У Труханова что 52% одесситов в подчинении?..вы бредите? Если вы такие же аргументы в своих исках указываете, то не удивляюсь что у вас все на мертвой точке!
   Відповісти    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
В Одессе живет миллион человек, из них 720 тысяч избирателей. За Труханова проголосовало 138 тысяч. О каких 52% в говорите?
   Відповісти    

BARS_777
А смысл во втором туре, если разница в 2 раза? Разве что самолюбие потешить.
   Відповісти    
Mata Hari
У Боровика очень быстро поднимался рейтинг. Поэтому возможно все.
   Відповісти    

Mata Hari
Думская обратите внимание на заголовок, там появился крик души главреда или собственника :) 
   Відповісти    
Адекват_
Мнение редакции может не совпадать с мнением собственника?
   Відповісти    
Валентинv
Идиотский закон приняли о выборах!!! Мало того, что не понятно к какому депутату после выборов обращаться, если твой не прошёл, так ещё вторые туры придумали, чтобы склочные кандидаты города будоражили и деньги тратить! У нас в стране только на выборы и на содержание ВР денег хватает!
   Відповісти    
BalehtenVi
Председателем облсовета нужно Скорика ставить-по большинству прошедших депутатов! По этому есть какая-то норма?
   Відповісти    
Wasabi
Председателя избирают на сессии. Скорее всего будет Зинченко. Ну и надо отдать должное Лёше — он всех переиграл и в городе, и в области. Стратег, однако.
   Відповісти    
Неравнодушный
Труханова никогда в Одессе не будут считать легитимным мэром. Сам виноват! Надо было идти на второй тур и честно побеждать. Побоялся… Значит, был не уверен в своей победе.

… А власть должна была выдвинуть в противовес Труханову  известного и авторитетного политика.
   Відповісти    
Агностик
Со вторым пунктом — согласен. Правда, возникают мысли: действительно ли Боровик — кандидат "от власти". Да, формально всё так. Но по факту складывается ощущение, что Труханов на этом посту устраивает власть…
   Відповісти    
Wasabi
"А власть должна была выдвинуть в противовес Труханову известного и авторитетного политика." Например кого?
   Відповісти    

Змеиный глаз
Как раз наоборот. Труханов не боялся идти на 2-й тур. Просто нет и небыло гарантии, что он прошел бы честно. И вот почему. Меня все терзают сомнения по поводу выборов 2-х депутатов из числа людей Саакашвили, которые в городе без года неделя. Если говорить о Саше Боровике, то откуда у него голоса были за его депутатство, если за его мэрство их оказалось вдвое меньше, чем у его основного конкурента Труханова. А в общем зачете, всего четверть голосов избирателей?
   Відповісти    

<img src=/i/fb.gif class=fbico> Владимир Саркисян
У меня один вопрос: откуда известно, что Труханов против пересчета голосов? Как-то все на это ссылаются, но я не видел его возражений. Дайте ссыль, если можно.
   Відповісти    
Dominus
Он против второго тура выступал по ТВ, а если против второго тура, то и против пересчета.
   Відповісти    

НастюФка
вы хоть приблизительно представляете себе что такое пересчёт голосов?
во-первых, никакой новой истины пересчёт не откроет, а во-вторых, это произойти может только с огромным количеством сложностей и нарушений)
в таком случае возникает вопрос  ЗАЧЕМ?
чтоб опять дать повод для разговоров о фальсификациях)
   Відповісти    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Да, это очень быстрая процедура. Бюллетени все рассортированы.
   Відповісти    
НастюФка
Быстрая? Уверена, что Вы ошибаетесь)
Давайте прикинем на примере Суворовского района, где 96 участковых комиссий. Районная комиссия открывает непрерывное заседание (при наличии кворума) и начинает пересчёт по каждой отдельно взятой участковой комиссии в их присутствии, где опять таки необходим кворум. И тут начинается самое весёлое  нет кворума (не могут, не хотят, не отвечают на звонки)
Как быстро можно пересчитать рассортированные бюллетени становится совершенно не важно, потому, как проблема не в технике, а в извечном человеческом факторе.
   Відповісти    
<img src=/i/fb.gif class=fbico> Serge Dibrov
Давайте не дубем "прикидывать", а просто прочитаем закон. Ч.9 ст.83. Ни о каком кворуме участковой комиссии речь не идет. Присутствуют только те, кто привез бюллетени и протокол в округ, и все остальные по желанию.
   Відповісти    
Семыч
я еще до выборов говорил Неравнодушному и его приспешникам что Труха будет мэром и так и случилось и победил он честно я выборы видел и-  учавствовал в них с самого низа и накаких подтасовок и вбросов не было и невозможно было сделать да и работающим там людям это и не надо было- все пришли заработать полторы — две тысячи и все.Боровик уже пересчитал на одном участке и что?
   Відповісти    
   Правила




18 квітня
22:03 Фонд Держмайна розірвав договір оренди в Одеському порту з підприємством, яке заборгувало понад пів мільйона гривень
21:00 Україна нарощує темпи виробництва артсистем «Богдана»: тепер по десять машин на місяць
8
20:10 Ексмер Одеси Олексій Костусєв ховається від слідства в елітному районі Лондона: стала відома його адреса фотографии
15
19:00 Куди піти в Одесі: мистецтво молодих, «Брехня» та мамонти фотографии
17:55 Річні програми швидкої допомоги Odrex: які є пропозиції? (новини компаній) фотографии
4
17:11 ATACMS посунув «червоні лінії»? Український Генштаб підтвердив удар балістикою по ворожому аеродрому в Криму видео
8
16:18 У Чорному морі та на Дунаї тривають навчання НАТО «Морський щит - 2024» фотографии
7
15:15 Мешканка Одеської області, яка мало не зарізала знайомого, відбулася випробувальним терміном фотографии
6
14:20 Глобальне потепління і натиск карася-емігранта: що загрожує аборигенним рибам Одещини фотографии
6
13:26 Жіночий футбол: одеські «Сістерс» розгромили «Лідера» з Полтавщини
1
12:24 Вистрілив у шию через конфлікт на дорозі: в Одесі затримали водія BMW
9
11:28 Гроза, місцями шквали: в Одесі оголосили штормове попередження
7
10:12 Чиновник Януковича і любитель НКВС: екс-віце-губернатор Одеської області покине агентство оборонних закупівель через сумнівний бекграунд фотографии
21
09:36 Контейнерна лінія зв`язала порти великої Одеси з Туреччиною та Румунією
08:30 В Одеському районі побудують нове укриття для гімназії — на його проєктування витратять 1,5 млн
4




Статті:

Фронтовая байка о тумане войны и иллюзионистах в погонах: как наши военные кудесники врага вокруг пальца обводят

Украинский воин, который разгневал патриарха: как открытый гей получил церковную награду и почему ее у него отобрали

Одесские расклады: как политические силы заводят в горсовет новых депутатов, и почему законная процедура не всегда работает





Новини Одеси в фото:










Думська в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×