В другом тренажерном комплексе таких «мостиков» целых шесть штук! В каждом находится группа из четырех курсантов, управляющих виртуальными судами, которые движутся в одном районе. Здесь учатся избегать столкновений в море и отрабатывают другие навигационные ситуации с несколькими участниками. Можно загрузить любое место, смоделировать любую ситуацию!
Заглядываем в одно из помещений тренажера и попадаем на мостик могучего контейнеровоза, проходящего через Босфор. Но вот незадача – на мостике никого нет, а программа работает. И огромное судно полным ходом идет в сторону берега. Бах! Катастрофа
«О, у нас таких «происшествий» по нескольку раз на день. И столкновения судов бывают, если курсанты допускают ошибки», — усмехается преподаватель кафедры кораблевождения и штурманского вооружения капитан третьего ранга Андрей Буга.
Кстати, прохождение Керченского пролива тут тоже можно отработать. Правда, говорят сотрудники, построенного оккупантами моста в компьютерной вселенной тренажера нет: его купили еще до войны.
Несколько тренажеров в вузе – сугубо военные. Одни моделируют управление различным оружием — например, зенитным ракетным комплексом.
Другие помогают отработать решение тактических задач.
«Итак, сегодня мы сопровождаем торговые суда в районе повышенной активности подводных лодок противника», — стоящий за кафедрой офицер говорит, а на экране меняется картинка. Сначала появлется карта Черного моря. Потом масштаб уменьшается, и становятся видны очертания острова Змеиный. Еще один клик мышкой, и мы смотрим на происходящее глазами сигнальщика корабля конвоя: обманчиво спокойное море и растянувшаяся по глади воды колонна судов. Это как компьютерная игра, только управление посложнее.
«ДОВЗАИМОДЕЙСТВОВАЛИСЬ»
Всего их, будущих офицеров Военно-морских сил Украины, чуть больше трехсот. Самые старшие – последние курсанты из «верных». Они начинали учебу еще в довоенном Севастополе, а в марте 2014 года вместе со старшими товарищами, многие из которых уже командуют кораблями, пели гимн Украины на плацу, где другие, предавшие, поднимали флаг страны-агрессора.
«Давление тогда было сумасшедшее, — вспоминает шестикурсник Михаил Устимчук. Он из Херсона, срочную служил на кораблях в Крыму, там же поступил в «нахимовку». – Много заманухи было, по деньгами, по карьере. Один парень из Львова поддался и даже заявил (он был чисто украиноязычным, русским почти не владел): «За такі гроші я згодний вчити російську мову». Россияне рассказывали нам, что у них офицеры получают в три раза больше, чем украинские, умалчивая, что тогда Севастополь у них считался «заграницей». А когда мы уже передислоцировались, они всех курсантов, согласившихся служить им, отправили в дальний поход по Средиземному морю. Невиданное тогда для нас дело! Это сейчас мы снова начинаем ходить в заграничные походы, а в то время такой вояж был чем-то из ряда вон выходящим. Правда, потом, когда аннексия состоялась, карьеру никто из них (переприсягнувших, — Ред.) почему-то не сделал. Кого-то в Сибирь отправили, кого-то тыловиком на тихоокеанский флот. Командиром никого не сделали, людей им не доверили. И в личном деле у них, говорят, написано «склонен к измене». Правильно написали, я считаю. С другой стороны, это мое личное мнение, весной 2014 года был провал командования. Командование флота, страны не смогло правильно все организовать, поэтому многие и поддались на уговоры россиян».
«О да, обработка была колоссальная, — соглашается с курсантом замначальника института капитан первого ранга Александр Веретельников. – Но началась она задолго до войны. Беседы, намеки… Они всех знали, кто что преподает, кто чем командует, знали членов семей… А службы, которые должны были нас уберечь от этого, слились первыми. Вот вам иллюстрация. Я в 2013 году зашел в СБУ, а у них на дверях одного из кабинетов висит табличка «Представитель ФСБ». И дядька с грудой личных дел туда заходит. Я их спрашиваю, что это, мол, такое, а они: «Это взаимодействие». Вот и довзаимодействовались!».
И ПЛАВАНИЕ, И ПОДВОДНАЯ БОРЬБА
В институте учатся ребята со всей Украины, в том числе из сухопутных областей. Много киевлян и уроженцев Подолья. Некоторые никогда не видели моря и при поступлении не умели плавать.
«Ничего. Кто не умеет – того учим и выучиваем», — по-военному коротко говорит начальник команды плавсредств института старшина первой статьи Игорь Руляк.
Мы стоим вместе с ним на бортике огромного бассейна морской академии – между прочим, единственного в Одессе, который соответствует олимпийским стандартам.
По дорожкам плывут с пластиковыми досками (это очень сложное упражнение: работают только ноги) крепкие парни, которые учатся на специалистов водолазного дела. Все как на подбор – широченные плечи, кубики пресса, перекатывающиеся бицепсы. Хоть на обложку известного женского журнала их помещай.
Игорь – крымчанин, участник АТО, бывший боец 801-го отряда противодиверсионных сил и средств, о чем свидетельствует нашивка с насаженной на трезубец акулой. Сейчас он- сотрудник института.
«Плавать учим всех, но у водолазов – отбор особый, — рассказывает первостат. – Сначала человека надо испытать глубиной, погрузить метров на пять, чтобы проверить барофункцию организма. Многие не выдерживают, и таких, конечно, в водолазы не берут. Но зато все выпускники института обязаны уметь плавать: в госэкзамен по физкультуре входит плавание на 100 метров».
В институте есть секции по рукопашному бою, волейболу и мини-футболу, но в приоритете все-таки плавание. Институтская команда — одна из сильнейших в Украине, это чемпионы страны. Кстати, сейчас решается вопрос о включении в ее состав ветерана войны, офицера одесского батальона морской пехоты Алексея Бобчинца, потерявшего ногу на фронте. Несмотря на тяжелое ранение, воин остался служить в Вооруженных силах и активно занимается спортом, причем самым разным. Он участник «Игр непокренных», плавает, ездит на велосипеде, пробует себя в гребле, стрельбе из лука и даже толкании ядра. Огромной силы воли человек!
Будущие водолазы тем временем перестали плавать с доской и начали готовиться к другому упражнению.
«В команду по плаванию входят не только водолазы, но и курсанты других специальностей, — рассказывает начальник физподготовки института капитан Валентин Ворона. – Мы хотим создать команду по акватлону, в которую войдут только водолазы. Акватлон – это борьба в воде и под водой. Ее боевая разновидность включает в себя работу ножом, различные удушающие и болевые приемы. То есть для нас это не вид спорта, а часть учебного процесса».
Рядом с нами проходит группа мальчишек лет 12-ти: бассейн используется не только курсантами института ВМС и морской академии, но и просто горожанами, купившими абонементы.
«У морской академии хорошая база для отработки основных навыков, но для наших потребностей ее недостаточно, — говорит Игорь Руляк. — К сожалению, прекрасный водолазный комплекс, с тренажером выхода из подводной лодки, эвакуации людей из затонувшей бронетехники и прочим, остался в Севастополе. Но сейчас ВМС планирует создать новый тренировочный комплекс на Западной базе (в него переделают учебно-тренировочное судно «Лесозаводск», — Ред.), так что мы сможем возобновить полноценную подготовку водолазных специалистов».
КУРСАНТСКИЙ БЫТ
Младшие курсы института живут на казарменном положении, старшекурсников из числа одесситов отпускают (если не провинились) к родителям после ужина, который в 19:00. В остальном режим здесь как везде в Вооруженных силах: подъем в шесть, уборка постелей, умывание-одевание, утренняя зарядка, в семь – камбуз, в смысле завтрак. Потом строевой смотр, и в 8:30 – подъем флага. Далее занятия, обед, после обеда – еще занятия, вечером — самостоятельная подготовка, затем ужин, а после ужина и до отбоя (в 22:00) – свободное время. Во вторник и четверг курсантов нагружают еще и «спортивно-массовой работой».
Кубрики – так на флоте называются казармы – находятся в многоэтажном здании экипажа «вышки» на Маловского. Институт ВМС занимает в нем два этажа. Далековато от учебных корпусов, сетуют флотские: пешком добираться – минут тридцать-сорок. Но других вариантов, пожалуй , и нет. Материально-техническая база морской академии держит военных моряков, как якорь, на Молдаванке.
«На 6-й Фонтана сейчас реконструируют здания под штаб и вроде как для нас, но никакого смысла нам туда перебираться нет, — говорит начальник института Петр Гончаренко. — Тренажеры, учебные пособия мы не перенесем, такую базу нам не воссоздать на новом месте и за десять лет. Ну а если мы там поселим курсантов, а сами останемся здесь, то парням придется добираться до учебных классов шесть-семь километров. Ладно когда транспорт ходит, а если снегопад, дождь? Это, конечно, ненормально».
Кубрики-казармы разные. Есть на три спальных места, есть на четыре, на восемь и на десять. Обстановка самая обычная, армейская, в смысле флотская – кровати-тумбочки и общие шкафчики для верхней одежды.
Кормят курсантов неплохо, но пока еще по старой, «гриценковской», схеме — подрядная организация («Артек-Союз»). Собственный камбуз с поварами-военнослужащими, шведским столом и возможностью выбора блюд институт надеется обустроить в декабре.
Сегодня на обед у института ВМС были украинский борщ с фасолью и пампушками, гречка с котлетами, салат из огурцов и капусты, сало, яблоки и сок.
«Поварихи у нас хорошие, профессиональные и добрые. Они посменно работают, приезжают откуда-то из-под Винницы, — рассказывает сотрудница института. – Так они еще со своих огородов разные травки-овощи привозят для наших парней».
Впрочем, хоть повара пока гражданские, организация процесса приготовления пищи все равно военная. Так, на случай отключения электроэнергии перед столовой института выстроились походные кухни КП-125. Загружай в них дрова – и вари хоть борщ, хоть кашу, хоть кисель. Один такой прицеп способен вместить в себе достаточное количество пищи, чтобы прокормить сто с лишним человек.
БЕЗ ДЕВЧАТ — ПОКА
Кого в нашем институте не хватает, так это девушек. Да, это единственный вуз Одессы, в котором среди учащихся не представлен прекрасный, как принято говорить, пол. При этом, как рассказала нам старший офицер отдела морально-психологического обеспечения Елена Злобина, в старую Академию ВМС имени Нахимова девушек принимали.
«Я сама ее окончила, факультет радиотехники, — говорит она. – Чтобы поступить, писала письмо министру обороны. Потом была начальником радиолокационной станции, параллельно училась на психолога. Теперь именно это стало моей профессией».
Сейчас в институте учатся только парни, но это не оттого, что командование состоит из мизогинистов.
«Понимаете, в отличие от Академии, где готовили в том числе сухопутных специалистов для ВМСУ, в нашем институте — только корабельные специальности. А на украинских кораблях и судах обеспечения, большинство из которых построено в советское время, просто нет условий для женщин. В ВМС западных стран, где женщины нередко командуют большими ударными кораблями и соединениями кораблей, на таких кораблях оборудованы специальные женские сектора, с отдельными каютами и гальюнами. А у нас все заточено под мужчин», — говорит Александр Веретельников.
Впрочем, сегодня президент подписал закон о гендерном равенстве в Вооруженных силах, и наверное, институту все же придется принимать на учебу девушек. Но как это будет, военные моряки сказать пока не могут. Так что, дорогие читательницы, с вопросами по поводу поступления обращайтесь ближе к весне.
День Защитника институт ВМС отмечает скромно: война продолжается, и особо не до праздников. Сегодня у них было торжественное построение, зачитывали приказы, вручали очередные звания и награды. После обеда преподаватели и курсанты едут в Дом офицеров на концерт. В воскресенье вечером будет еще один концерт — в Украинском театре.
Ну а в понедельник — снова за учебу, осваивать высшую математику, навигацию, тактику и иностранные языки. Надо сказать, учатся тут без дураков. Благо, есть стимулы. Лучшие курсанты проходят стажировку на кораблях Италии и Великобритании, а лучшие из лучших после выпуска становятся командирами единиц флота. Всеми новыми «Гюрзами» и «Кентаврами» управляют именно выпускники последних лет - еще «верные», из Севастополя. И количество командирских вакансий из года в год будет только расти: на подходе — «Айленды» из США, корабль-разведчик и, даст Бог, первые ракетные «Лани». А там, глядишь, и корветы появятся. Украине великой морской державой быть! Слава Украине!
Автор — Олег Константинов, фото Александра Гиманова
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Этот флаг "верные" вывезли из оккупированного Крыма
Капитан первого ранга Петр Гончаренко
Елена Злобина
"Смерч-2"
АК-230. Ее орудия разработал уроженец Одессы Александр Нудельман
Зенитная установка 2М-3 - вечная классика
Торпедный аппарат
Профессор Эдуард Половинка - настоящий энтузиаст своего дела
"Лево руля!"
Курс - почти ост
Идем через Босфор
Шестикурсник Михаил Устимчук - один из "верных"
Капитан первого ранга Александр Веретельников
Бассейн морской академии
В медицинской части института работают 13 человек
С помощью одной такой полевой кухни можно накормить целую роту - сто человек
Всеми "змеями" командуют недавние выпускники института ВМС. Кстати, это фото нашего Сергея Смоленцева
 |
Звезду на макете, никто не посмел тронуть.
Відповісти
|
 |
А ты везде ищешь сатанинские звёзды, сатанист.
Відповісти
|
Коментар отримав забагато негативних оцінок
Коментар отримав забагато негативних оцінок
 |
Я тебе зеркало дам, чтобы ты самолично в себя заглянул.
Відповісти
|
 |
Зеркало оставь себе смотреть, тебя лично жду, покажешь смелость свою.
Відповісти
|
 |
В какой будке на Думской, 1 ты обитаешь?
Відповісти
|
 |
Сначала ответь:
В какой будке на Думской, 1 ты обитаешь?
Відповісти
|
 |
Мэрская шафка, сейчас ты сама призналась, что ты клонишься, потому что этим клоном на сайте ты с 5 августа этого года и я не мог тебе ничего пообещать год назад. 
Відповісти
|
 |
Ты катаней даже спросить меня не можешь, ты в бане до 2038 года.
Відповісти
|
 |
Тупая шафка, если спалилась, то не тяфкай.
Відповісти
|
 |
готовят флотоводцев, а потом это все разбивается вдребезги об совок, который во многих местах живее нас с вами. Українська армія розбігається: чому і як це зупинити
Недотримання умов контракту, свавілля командирів та навіть побої і побори — на що тільки не скаржаться контрактники, які звільняються з українського війська. За останні два роки кількість тих, хто йде з армії, зросла в десять разів. Для обороноздатності країни це може стати катастрофою. Як повідомили BBC News Україна в Генштабі, в 2016 році лави збройних сил покинули 2, 6 тис. військовослужбовців, а в 2017-му їхня кількість зросла майже в десять разів — до 20, 1 тис. Це трохи менше 10% всього складу української армії. Цього року відтік може зрости. За перше півріччя вже звільнилися 9, 5 тис. людей.
Відповісти
|
 |
Это нормальное обновление ВОоруженных сил. Уходят те, у кого закончился контракт. Бибиси чисто пропагандистскую шнягу кинули для зрадофилов
Відповісти
|
 |
Умник, Бибиси тоже рука кремля? Сомнительное издание, которому доверия нет? Но я понял ваш посыл усее нормально, а кто видит очевидные вещи тот пятая колонна, рука кремля и зрадофил.
Про то, что Украина самая нищая страна Европы это тоже придумал кремль со зрадофилами?
И это выдумки зрадофилов и кремля:
Сату Кахконен: За такого росту ВВП Україні знадобиться 100 років, щоб наздогнати Польщу
Відповісти
|
 |
Бибиси упорно называет боевиков на Донбассе "ополченцами", пишет "в Донбассе" и "на Украине". Это так, ремарка
Відповісти
|
 |
Умник, Бибиси больше не читаю, а читаю только Думскую. Кругом враги. Пора закрывать границы как в КНДР. Чем больше эта власть будет сидеть у корыта, тем больше будет появляться врагов. Воровской цирк
Відповісти
|
 |
10% ротации личного состава в год — нормально, это значит средний срок службы 10 лет.
Відповісти
|
 |
на 12 фото, над дверью, висел, транспарант : "Когда опасность Родине грозит, гражданский флот-становится военным". Как сейчас помню. Теперь его закрасили, а рамка осталась.
Відповісти
|
 |
Раніше думав, що редактор вміє тільки лаятись з дописувачами, а виявляється, він щей пристойний журналіст!
Відповісти
|
 |
Радует, что у нас есть технологии и возможности чтобы полноценно готовить профессиональных военных. Осталось полностью перейти на контрактную армию, чтобы пресечь на корню один из очагов коррупции.
Відповісти
|
 |
На профессиональную армию нужны деньги и контрактника сложнее использовать как чернорабочего.
Україна стала найбіднішою країною Європи — дані МВФ По показнику ВВП на душу населення Україну обійшла Молдова.
Відповісти
|
 |
Интересно, с каких-это пор, с Маловского на Дидрихсона идти 40 минут? Мы туда в свое время строем за 15 доходили, а по одиночке и того быстрее. Спустился вниз на Балковскую, поднялся вверх по «курсантской лестнице» и ты на месте.
Відповісти
|
 |
Эти штуки что, до сих пор используются? 
Відповісти
|
 |
Стeнд с приборами такой убогий, позавчeрашний дeнь, никакой соврeмeнной электроники.
Відповісти
|
 |
о, белорусский х.уй подтянулся. Вас еще к Смоленской области не присоединили?
Відповісти
|
 |
Очень хочется, чтоб все было как на картинках и видео, но знаю что это только показуха, все штурманские тренажеры и механические (это тренажеры гражданских факультетов НУ «ОМА») и военный институт используют только тогда, когда едет СМИ или какие-то гости, чтоб сделать красивые сюжеты, так как любят показуху. У них есть штурманский «типа» тренажер (тип сетевой игры) «Опасные воды». А вот точно что они используют так это вот эти планки для выравнивания (отбивки) заправки одеял. Этому уделяют больше всего времени, так как не могут никак расстаться с совковыми привычками.
Відповісти
|
Правила
← Полицейские и миграционщики искали на Привозе нелегалов
→ Банда лжеполицейских вымогала у одессита 10 тысяч долларов: злоумышленников задержали
Телеграм канал Думської: