artville1



6 июня 2018, 18:11   

Негритянский квартал в Килии, убийство в измаильской кофейне и татарская шифровка: что рассказали османские надгробия  


Ученые-медиевисты из Украины и Нидерландов опубликовали результаты изучения надписей на надгробных и закладных плитах, которые в разное время были найдены на территории южной Бессарабии и относятся к османскому периоду истории этого края.

Надгробные надписи являются важным источником информации для историка. Бумажные письменные свидетельства зачастую уничтожаются в результате боевых действий, а в XVIII-XIX веках они происходили здесь регулярно. Кроме того, ислам запрещает своим последователям делать рисунки людей или животных, а погребения мусульман традиционно скромны: в могилы не принято класть украшения, оружия и предметы обихода.


Малая мечеть в Измаиле была построена в XVI веке. После захвата Измаила россиянами использовалась в качестве христианской церкви. С 1970-х годов здесь размещается диорама "Штурм крепости Измаил"
Малая мечеть в Измаиле была построена в XVI веке. После захвата Измаила россиянами использовалась в качестве христианской церкви. С 1970-х годов здесь размещается диорама "Штурм крепости Измаил"


ПЛЕННЫЙ ГУБЕРНАТОР И ТАЙНА КОФЕЙНИ

Исследование провели директор Исследовательского центра турецкого и арабского мира в Гааге доктор Мехмет Тютюнджю и заведующий кафедрой Южноукраинского национального педагогического университета им. Ушинского кандидат исторических наук Андрей Красножон. Ученые изучали надписи на могильных и закладных плитах, которые были сделаны в XVIII веке и хранятся в Измаильском историческом, Херсонском областном краеведческом и в Одесском археологическом музеях. Эти надписи они сопоставили с событиями истории Северного Причерноморья того времени, что позволило прояснить их значение и установить ранее неизвестные обстоятельства.

О том, сколько информации можно почерпнуть из надгробной надписи, наглядно свидетельствует короткая эпитафия на богато отделанной мраморной плите: «Помолись о душе Омер-паши. Год 1189». Надгробие было найдено в районе города Бендеры в начале XX века.

Данные письменных, документальных источников позволили ученым прийти к однозначному выводу, что под этой плитой был похоронен крупный османский военачальник. Визир Омер-паша, губернатор османского города Кютахьи, был взят в плен русской армией в 1773 году и освобожден после заключения мира летом 1774 года. 1189 год по мусульманскому летоисчислению соответствует 1775-1776 годам от Рождества Христова. По всей видимости, после освобождения визирь так и не успел выехать из Бендер, где содержался в плену.

Другие надписи позволяют узнать, как жили люди в турецких городах того времени. Например, из сохранившейся надгробной эпитафии благоверного мусульманина, похороненного в Измаиле, стало известно, что его убили в кофейне, когда он совершал намаз. Убийца выстрелил в него через окно из пистолета. Это произошло в 1756 году.

«Эпитафия привлекает внимание подробностями происшествия, — считают исследователи. — Из них следует, что в этом провинциальном и еще не очень крупном в те годы городке была распространена мода на употребление кофе. Убийцу (если он запланировал свой поступок) не пугал риск привлечь к себе внимание горожан звуком выстрела».

Вообще, Придунавье и Буджак были в то время довольно неспокойным регионом.

«Здесь был эдакий Дикий Север Османской империи, — рассказывает Андрей Красножон. — Процветала контрабанда зерна, нередки были криминальные разборки. Через несколько десятилетий после убийства в кофейне солдаты, отправлявшиеся на войну (с Россией, — Ред.), устроили настоящий погром в Килии. Они нападали на купцов, грабили склады. Впоследствии тем же самым занимались русские солдаты».

АРАПЫ ПРИДУНАВЬЯ

Интересной находкой является эпитафия на мраморном надгробии Арапзаде Сулеймана Челеби, сына муллы Мохаммеда. Она датирована 1131 годом (1718-1719). Дело в том, что слово «Арапзаде» — это или фамильное имя, или указание на этническое происхождение. По всей видимости, покойный был арабом или выходцем из Северной Африки. Кроме того, в Османской империи так именовали чернокожих мусульман.

Это слово перешло в русский и украинский языки, правда, у нас «арапами» называли всех чернокожих вообще, не только магометан. Самым известным из таких «арапов» является Ибрагим (Абрам) Ганнибал — «арап Петра Великого» и прадед Александра Пушкина. Ганнибал, как известно, был родом из Абиссинии (Эфиопии).

Эфиопом был и главный евнух гарема султана Мурада III Мехмед-ага, занимавшийся развитием османского Придунавья. По его распоряжению была восстановлена измаильская пристань, построены торговые склады и укрепления. Мехмед-ага передал Измаил в вакф, то есть все собираемые здесь налоги шли не государству, а на содержание религиозных и общественных учреждений – мечетей, мусульманских школ, больниц и так далее. В результате скромное поселение быстро превратилось в процветающий город.

Ученые предположили, что Арапзаде мулла Мохамед, отец покойного, мог быть основателем арабской мечети в Килии, которая присутствует на плане города 1794 года. Существование такой мечети (Араб джами) однозначно говорит о том, что в городе был квартал (махалла), населенный либо выходцами из Аравии, либо темнокожими мусульманами из Африки.

Во времена османского владычества на берегах Дуная жили и христиане. Первыми сюда начали переселяться бежавшие от преследований со стороны официальной православной церкви Московского царства староверы-липоване. Затем на Дунай перебрались казаки, которые во главе с атаманом Некрасовым ушли с Дона после неудачного восстания осенью 1708 года. После разгрома Сечи в 1775 году в эти края переселилась и часть запорожских казаков. Здесь, под властью султана, христиане получали свободу вероисповедания и внутреннюю автономию общины в обмен на верность государству.

Отметим, что Османская империя гораздо лояльнее, чем царская Россия, относилась также и к евреям. Чтобы избежать ограничений «черты оседлости», небогатые купцы-евреи нередко принимали турецкое подданство, после чего пользовались свободой перемещения по России как иностранцы. Пожалуй, самым известным таким «турецкоподданным» можно считать литературного персонажа — отца Остапа Бендера.

«ДАТУ ВОССТАНИЯ ТАТАР ИЩИ В СЛОВЕ «ИЗЛИШЕСТВЕ»

Уникальной в своем роде является известная в ученом мире надпись-граффити с колонны Малой измаильской мечети. Прежде существовал ее неточный перевод и датировка, которая была выявлена косвенно – 1702 г., по указанию на событие, которое могло произойти лишь в этот год в этом дунайском городе (крупное восстание татар).

При более внимательном рассмотрении оказалось, что надпись – настоящая криптограмма. Доктор Мехмет Тютюнджю перевел ее так: «Дату восстания татар ищи в слове ганиден». По его словам, перед нами так называемый абьяд, или число, зашифрованное в буквенном обозначении слова «излишество». Каждой букве соответствует определенная цифра. В сумме они составляют 1114 — год по хиджре, соответствующий периоду с 27 мая 1702 года по 16 мая 1703 года.

Это восстание буджакских татар очень напугало тогда османское правительство, и не только тем, что были взяты в осаду или захвачены крупные турецкие города региона, а еще и неутешительной перспективой похода многотысячного татарского войска на Стамбул. Восставшие лишь ждали, когда замерзнет Дунай, чтобы форсировать его по льду. Но столицу империи спасла погода: зима оказалась слишком теплой, и лед не появился.

Правда, зачем было зашифровывать дату восстания, непонятно.

Из всего числа исследованных памятников османской эпиграфики наиболее любопытным Андрей Красножон считает надгробие Халил-эфенди. Судя по надписи на стеле, это был имам мечети Баязида II из Аккермана. Той самой мечети, археологические раскопки которой проводились прошлым летом в Белгород-Днестровской крепости.

Известно, что в начале XIX в. плита была продана грабителями Иоилю Стемковскому – чиновнику из Тирасполя и археологу-любителю. Он передал памятник в коллекцию Херсонского музея. Можно с высокой степенью уверенности предполагать в плите именно аккерманское происхождение (по причине близости Аккермана и Тирасполя). По мнению одесского ученого, это первое упоминание мечети Баязида – покорителя Аккермана, которое подтверждает слова турецкого путешественника XVII в. Эвлия Челеби о присутствии в этом городе главной мечети именно с таким названием.

Название же указывает, что культовая постройка – крупнейшая историческая мечеть Украины — была заложена самим султаном, вероятно, сразу после штурма города в августе 1484 года.  

История Северного Причерноморья османского периода таит в себе множество загадок. Авторы исследования считают, что изученные ими надгробия — свидетели «того периода, когда Черноморский регион был ярким мультикультурным и космополитическим регионом, где рядом торговали и жили мусульмане, христиане, белые и черные люди».

Полный текст исследования Мехмета Тютюнджю и Андрея Красножона опубликован в историческом журнале «Эминак», выпуск 2 (22) за 2018 год.

Автор — Сергей Дибров


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Надпись на колонне мечети: «Дату восстания татар ищи в слове ганиден»
Надпись на колонне мечети: «Дату восстания татар ищи в слове ганиден»

"Он был в кофейне. Он ухаживал за розарием (т.е. молился) Аллаха, в то время как снаружи через окно выстрелили. Он был убит"
"Он был в кофейне. Он ухаживал за розарием (т.е. молился) Аллаха, в то время как снаружи через окно выстрелили. Он был убит"

 "Помолись о душе Омер-паши. Год 1189"
"Помолись о душе Омер-паши. Год 1189"

Плита с именем первого аудитора султанской казны (министра финансов) Османской империи
Плита с именем первого аудитора султанской казны (министра финансов) Османской империи

Покойный Арапзаде Сулейман Челеби, сын муллы Мохаммеда, прочитай фатиху за его душу в году 1131"
Покойный Арапзаде Сулейман Челеби, сын муллы Мохаммеда, прочитай фатиху за его душу в году 1131"

Надгробие имама аккерманской мечети
Надгробие имама аккерманской мечети

Арабская мечеть в Килии
Арабская мечеть в Килии

Сохранившийся минарет мечети Баязида II в Аккермане
Сохранившийся минарет мечети Баязида II в Аккермане



Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter


Новости по этой теме:





Kol-o-Bok
Kol-o-Bok 6 июня 2018, 18:30     +11      
Спасибо, весьма познавательно.
Времена меняются, а люди со своими пороками (не пророками! ) остаются прежними:обманы, грабежи, убийства.
   Ответить    
Марина Александрова
Спасибо за интересный исторический опус!
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Сергей Дибров
«Мехмед-ага передал Измаил в вакф, то есть все собираемые здесь налоги шли не государству, а на содержание религиозных и общественных учреждений – мечетей, мусульманских школ, больниц и так далее. В результате скромное поселение быстро превратилось в процветающий город».

Спустя 250 лет Ришелье добился статуса порто-франко для Одессы. Все собранные в городе налоги оставались в городской казне. Результат аналогичный :-) 
   Ответить    
До Ре Ми До Ре До
Огромное спасибо, за сию работу! Очень познавательно и интересно, сколько интересного могут рассказать надгробия! Сколько ещё открытий и находок предстоит сделать, ведь во все времена, так как рузкие при любой власти, изуродовать, разграбить, разрушить, не могла не одна война, ни одни захватчики и оккупанты, когда либо оккупировавшие наши земли, не переплюнули русню, в марадерстве…
   Ответить    
Незрозумілий
Кілія найстаріше місто на території України яке існує безперервно.
   Ответить    

   Правила



22 января
22:29 Отставка спустя три месяца: одесский судья, запретивший собрания Евромайдана, покинул пост председателя суда
21:10 Украинские разведчики уничтожили спутниковое оборудование рф с помощью дронов: что это значит видео
2
19:01 Более 100 млн на безбарьерность Одессы: кто и на что потратит бюджетные деньги
1
17:17 Даже не вошли в пятерку: одесские предприниматели не спешат попасть в Клуб белого бизнеса
2
15:24 Густой туман до конца дня: в Одессе и области объявили штормовое предупреждение
5
13:05 На часі? В Одессе на ремонт столовых и бухгалтерии потратят почти 30 млн грн
14
10:54 Хирургия Odrex на Филатова — это современный подход к здоровью (новости компаний) фотографии
2
08:46 «Дают много обещаний, но не выполняют их»: кто, по мнению одесситов, больше вредит обществу (видео) видео
26
21 января
22:35 В каменоломнях Рожнатовки: в Одессе представили результаты изучения обширного участка загадочных подземелий (фото) фотографии
4
20:59 От легального бизнеса к подпольным кальянным: чем для Одессы может обернуться запрет на курение
4
19:01 Деколонизация или профанация? Как в Белгород-Днестровской крепости Московский патриархат защищают фотографии
22
И тут Пушкин?
16:35 Оскароносные драмы, спектакли и выставки: в Одессе начались мероприятия ко Дню памяти жертв Холокоста (фото) фотографии
4
14:42 Предательство, инвалидность и отсутствие подкрепления: украинские военные о страхах на фронте (видео) видео
7
12:31 Одесскому Пассажу исполняется 125 лет: бутики, рестораны, маркеты и концерты (новости компаний) фотографии
12
10:45 Миллион долларов и квартира в Одессе: главного военного психиатра задержали за незаконное обогащение фотографии
25




Статьи:

Военный тупик-2024: Украина перенесла боевые действия на территорию врага и бьет все дальше по его тылу, рф неуклонно наступает на Донбассе

Пойдет на четвертый срок и молится за победу: мэр Одессы — о своих уголовных делах, Бабеле и игноре президента

Спортивные итоги Одессы: Олимпийское золото саблисток, хоккейный ренессанс, баскетбольный упадок, футбольные качели





21:02
Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!

Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров!

Читать дальше








Думская в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×