На 5-й станции Большого Фонтана сегодня начали сносить старинный двухэтажный коттедж кооператива «Самопомощь» (Фонтанская дорога, 31), построенный в начале XX века.
Что появится на месте особняка, неизвестно. По слухам — торговый центр.
Отметим, что никаких разрешений на строительство в этом месте никто не получал, земельный участок под №31 не сформирован и не передавался никому ни в собственность, ни в аренду. Детальный план территории, ограниченной Фонтанской дорогой, улицами Черняховского, Маршала Говорова и Академической, тоже не предполагает сноса конкретно этого коттеджа — в отличие от других, расположенных в бывшем парке Детской деревни АСТР (там уже вовсю возводят жилкомплекс). Может, застройщик вышел за границы выделенного ему участка?
В мэрии ситуацию прокомментировать не смогли: мол, ничего не знают. «На место выехали инспекторы городской архитектурно-строительной инспекции», — заявили нам в пресс-службе горсовета.
Дачный кооператив «Самопомощь» зарегистрировали 30 ноября 1911 года. Представители среднего класса дореволюционной Одессы — чиновники в отставке, банкиры, военные офицеры, профессура — скинулись, а затем одолжили денег у Российского банка внешней торговли и начали строить комплекс двухэтажных коттеджей на две-три семьи каждый. Всего более 60 домовладений. На месте бывших полей появились улицы: Тополевая, Платановая, Каштановая, Ясеневая, Солнечная и Кленовая.
Инженер Михаил Шапиро спроектировал настоящий город-сад, где каждый особняк был окружен внушительной зеленой зоной, обеспечен центральным водопроводом и электричеством. «Самопомощь» стала своего рода архитектурным заказником — авторами коттеджей были самые маститые зодчие Одессы: Л.Б. Белкин, А.М. Клепинин, А.Б.Минкус, М.И.Линецкий, Ю.М. Дмитренко, Л.Л. Влодек, С.А, Ландесман.
Вот как вспоминал прогулку по территории «Самопомощи», судя по всему открытой для общего доступа, советский писатель Семен Гехт: «Я запомнил ряд зеленых улиц, главная называлась «Каштановой» – там росли каштановые деревья; если попадешь туда осенью, так и ходишь по каштанам, и топчешь их, и расшвыриваешь вокруг себя. Здесь не было ни одного доходного дома; в Самопомощи жили акционеры, управляющие банков, известные врачи, знаменитые адвокаты. В каждом доме – хозяин с семьей, дочка играет на рояли, на окнах – жалюзи; в кухнях – кафельные полы, много прислуги, в садах – шезлонги и мальчуганы в длинных костюмчиках играют в серсо и крокет».
Большая часть «Самопомощи» снесена в течение 2017-2018 годов.
Фото Александра Гиманова и Анны Степаненко