26 августа 2017, 11:37
Ленин с блондинками, сбитый летчик и «Спорный мяч Украины»: в Одессе стартовала биеннале современного искусстваС 26 августа по 30 сентября проходит пятая Одесская биеннале современного искусства «Зона турбулентности». «Думская» накануне события в рамках пресс-тура ознакомилась с основной экспозицией под чутким руководством куратора Михаила Рашковецкого. Как только посетитель входит во двор Музея современного искусства Одессы, начинается просмотр! И сразу – самая впечатляющая работа. На дереве повис парашютист, вернее, кукла, изображающая парашютиста, к которому прикреплен транспарант, напоминающая аптечный рецепт с долгим перечислением имен знаменитостей от Депардье до Ройтбурда, музыкальных групп («Грибы») и печальных реалий сегодняшней жизни («бошки», «соли», «фен»). Все это – произведение одессита Романа Громова «Рецепт реальности». «Я сам для себя называю эту работу «сбитым летчиком», — признается куратор. – Изначально речь шла о том, что у нас что-то происходит с некоторыми группами – концерты срываются, что некоторые книги запрещаются к ввозу». Замысел разросся и превзошел все кураторские ожидания. Не обо всех экспонатах биеннале Рашковецкий может рассказать, ведь экспозиция еще монтируется. Так, и огромный QR-код, раскинувшийся прямо на газоне, пока не совсем готов к просмотру. Но, обещает куратор, это будет нечто «на стыке реальной и виртуальной реальностей». Зато вполне читаемый «Спорный мяч Украины» на одной из музейных стен уже готов. Его авторы – испанский дуэт Llobet&Pons. Первоначально предполагалось, что проект будет интерактивным, и зрители смогут забрасывать мячи в корзину Евросоюза или же России. Но потом от этого отказались. Ведь получалось, что мяч будет бить по избранной стороне. Прямые жесты в искусстве далеко не всегда бывают оправданны! За время биеннале на различных площадках пройдут открытия выставок современного искусства, образовательные программы, лекции, дискуссии, встречи с художниками, перформансы и кинопоказы. В выставочном зале МСИО мы нашли некий заповедник тоталитарного режима с разоблачающими работами Вагрича Бахчаняна (например, «Телефонная книга» с портретом Сталина), обработанные фотоснимки времен застоя, ироничные рисунки из серии «Ленин и блондинки», безрадостные карандашные «Святые места» Гамлета Зиньковского, «Истерику» в фотографии Бориса Михайлова и реди-мейд-объект «Застолье» Антона Ткаченко с настоящими плюшевой скатертью, антикварными ложками и вилками. К слову, современные художники любят то и дело уличать друг друга в плагиате. Но идеи порой пересекаются, и мы совсем не думаем, будто Антон Ткаченко сплагиатил одессита Александра Лисовского, использовавшего старинные ложки в своей знаковой работе девяностых… Заходим в основное здание музея. «Не смотри на меня», — предупреждает мистический объект Александра Шевчука, гибрид фото и разбитого зеркала. Но как же не посмотреть на современное искусство?! Здесь предостережения излишни. В этом году в программе Одесской биеннале примут участие более сотни художников из 32 стран. Такое разнообразие программы стало возможным благодаря плодотворной совместной работе музеев, галерей, художников, кураторов и партнеров биеннале. На наших глазах экспонаты продолжают монтировать, развешивать, метут залы… А здесь вроде все готово… Итальянская художница Эмилия Персенико, пожалуй, представила наиболее шокирующие работы, посвященные семейному насилию, точнее – педофилии. Серия произведений итальянки под названием «Вместо этого я говорю…» создавалась в течение семи лет, и маленькую девочку, оказывающую на рисунках услуги определенного рода взрослому негодяю, жаль до слез. Стилизация под детский рисунок подчеркивает уязвимость героини, а проблема, с грустью замечает художница, актуальна для стран всего мира. Спускаемся в подвальное помещение концепт-лаборатории «Артерия» — там еще идет монтаж, но уже ясно, что «Новогодняя йолка» Алексея Топтыги произведет фурор! Мы же в контексте, или как? В самом музейном здании много работ, продолжающих тему социальных потрясений. Много текста – будем вникать уже во время биеннале. Много видео – не все мониторы еще подключены. С живописью, фото, прочими настенными объектами проще, они уже заняли свое место. Вот диптих Сергея Белика «Портал» — газовая камера пустая и она же, заполненная обнаженными фигурами… «Я очень не люблю видео, у меня есть свой способ восприятия искусства, — говорит Рашковецкий. — Видео нужно смотреть дома, как мне кажется. Хочу обратить ваше внимание на живопись, например, на картину Николая Лукина «Ловец последнего луча последнего заката», на «Автопортрет» Дмитрия Евсеева. И снова видео – очень сильная, на мой взгляд, работа израильтянки Яэль Торан под названием «Пьета», то есть «Оплакивание». Моя задача как куратора была не отдаться турбулентности, не дрейфовать. А где-то рулить. Вы знаете, в Музей истории евреев Одессы часто приходят посетители, которые спрашивают переживших Холокост стариков: «А как вы сопротивлялись?». В определенных условиях выживание и есть форма сопротивления…». Одесская художница Ирина Озаринская с ее арт-буком, посвященном истории комнаты, где она живет (вообще-то в последнее время эту красавицу и умницу можно чаще встретить в Венеции, чем в Одессе), перекликается с другой работой, занявшей ценный зал. Групповой проект «Одиссея: Донбасс-Киев, Донбасс — Одесса» помогает отправиться в воображаемое путешествие по Донбассу, очутиться в домах, о которых остались только воспоминания, запечатленные в планах и рисунках. «Морфология войны» Светланы Бедаревой, работы турецких, сербских, хорватских, румынских, боснийских, украинских авторов, также посвященные войне, впечатляют и пугают. Подробнее мы расскажем о происходящем на биеннале после церемонии открытия, а программу всех фестивальных мероприятий можно найти здесь. Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 21 декабря 2024: Скупой празднует дважды: Одесский украинский театр показал «Рождественскую историю Скруджа» (фото) 20 декабря 2024: Женский монастырь и подставной покойник: в одесской Опере подготовили украинско-итальянский проект (фото, видео, овации) 19 декабря 2024: Куда пойти в Одессе: Рождество со Скруджем и без, усыпальницы Маврокордато и незаменимый Оливье |
Статьи:
21:02 Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!
Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров! Читать дальше Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||