sov2

28 октября 2018, 14:26

«Маскарад» в Одесской опере: отравленное шампанское, зазеркальные чудеса и хор горгулий



Свершилось: в Одесском национальном театре оперы и балета состоялась премьера балета «Маскарад» на музыку Арама Хачатуряна. Отныне новая версия балетного прочтения известного сюжета Лермонтова вошла в историю ОНАТОБ и начала свою, будем надеяться, долгую и триумфальную сценическую жизнь.

У рецензента в такой ситуации столь же сложное положение, как и у баронессы Штраль, страстно возжелавшей князя Звездича: и хочется, и колется. С одной стороны, хочется все изъяснить, как есть. С другой – нет гарантии, что правильно поймут и не упрекнут.

Звездич не скрывает своих побед над прекрасным полом, может невзначай опозорить баронессу. Плохо. Но если продолжать вести себя благовоспитанно, можно состариться, а веселой вдове-баронессе это не пристало, у нее буквально искры сыплются из-под пуантов!

В чем можно упрекнуть «Думскую»? Будет не в чем, если мы лишь слегка заинтригуем уважаемых читателей, не сообщая, в каком моменте ждать того или иного эффекта, и чем закончится. Идите 28 октября и 2 ноября в театр, увидите сами!

И все же несколько слов благодарности авторы и участники спектакля заслуживают. В первую очередь —  хореограф-постановщик, заведующий балетной труппой, заслуженный артист Украины Гарри Севоян. Гарри Владимирович не побоялся сравнений с первым «Маскарадом», который был поставлен на этой же сцене 35 лет назад, его многие балетоманы помнят и любят до сих пор. Сравнения неизбежны, иные будут утверждать, что стоило восстановить прежнюю постановку. А будь она восстановлена, стенали бы, что балетные артисты «уже не те». Знаем мы эти штуки!

Сегодняшний «Маскарад» — это просто идеал современного балета. Никакой так называемой «новой музыки», только яркая, мелодичная, запоминающаяся, под которую удобно танцевать. Минимум так называемой «современной хореографии», в основном классика, в которой можно блеснуть.

Одно дело, когда публика считает количество фуэте и награждает аплодисментами за отличный «баллон», а расхлябанные движения поди пойми, хорошо или плохо исполнены, их же местами переставь, никто и не заметит, как и перестановку нот в «новой музыке». Так что исполнителям хорошо. Публике тоже классно.

Динамичное, нескучное и полное сюрпризов действие заставляет проникнуться драмой получившей из рук мужа бокал с отравленным шампанским (у Лермонтова отравлено мороженое) Нины Арбениной (Екатерина Кальченко). И в то же время не получится возненавидеть убийцу, Евгения Арбенина (Сергей Доценко), ведь в том, что он свихнулся от ревности, виноват мужчина нарасхват, легкомысленный князь Звездич (Станислав Скрынник). А еще невольно скомпрометировавшая Нину баронесса Штраль (Александра Воробьева), уж лучше бы она вовремя сняла маску и заявила Звездичу: «Схожу с ума, влюблена, войдите в положение бедной вдовы и давайте уж не будем тянуть, месье!».

Но эта история, как и любая другая, не имеет сослагательного наклонения, любовь, страсть, подозрительность и светское лицемерие сплелись в ней навеки. Слегка раскроем карты (в балете карты тоже есть, они повинуются игрокам, маршируют, сражаются, «открываются» и даже бывают «биты»): «волшебное зеркало» и нитяные занавесы покажут все, что скрыто. И даже призрак убиенной Нины, от которого хлопнулись бы в обморок современники Лермонтова, покажи им кто такое в театре. А зловещий хор в масках горгулий!

А ворох грязного белья, в котором роются сплетники и клеветники! А ювелирный магазин, а сцена похорон, а тени, выныривающие из зазеркалья, как чудовищные замыслы после лишнего глотка шампанского, злобной шутки в адрес любимого существа, окончательного карточного проигрыша… Все в театр, господа, пока наш «Маскарад» не увезли в мировое турне.

Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева











































































Olli8
Olli8   страна по ip - od 28 октября 2018, 16:05     +1      
Предвкушаю. Сегодня идем
   Ответить    
Wom2905
Отличная постановка! Здорово! Помню балет 35 лет назад: Нина Стоян в роли баронессы фон Штраль, великолепно! Не сравниваю со старой постановкой, да и не к чему: все новое, что было на премьере — просто замечательно, «спецэффекты», костюмы, все «находки режиссера», но самое главное -
это бессмертная музыка Хачатуряна и КЛАССИЧЕСКИЙ балет. Рекомендую всем любителям посетить, не пожалеете!
   Ответить    
Avara
Avara   страна по ip - od 28 октября 2018, 23:25     +1      
Великолепная постановка, костюмы и игра балетной труппы! Спасибо!
   Ответить    
Olli8
Olli8   страна по ip - od 29 октября 2018, 01:15     +2      
Очень здорово! Режиссерская работа потрясающая! Красивые костюмы, хороший балетный состав
   Ответить    
Natalia  Klefas
Трехактный балет «Маскарад» на музыку А.Хачатуряна Эдгар Оганесян закончил в 1982 г. для апрельской премьеры в Одесском театре оперы и балета. Либреттистами, кроме вышеназванных, были Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, ставшие постановщиками значительно сюжетно разработанного и красочного спектакля (художник Илья Глазунов). Автор семи балетов (во время работы над «Маскарадом» их было пока пять), Эдгар Оганесян выполнил свою ответственную художественную задачу настолько блистательно, что слушатели идентифицировали «Маскарад» исключительно с личностью Хачатуряна. Да и сам Оганесян настоял на том, чтобы его имя не фигурировало в заглавной афише балета. По поводу проделанной работы он говорил следующее: «Для балета «Маскарад» я написал немало страниц партитуры, но фактически не сочинил ни одной своей темы. Все, что сделано мною, — это свободные симфонические композиции на темы Арама Хачатуряна». Но истина требует, чтобы авторами балета «Маскарад» значились два композитора: Хачатурян и Оганесян. Этот факт никак не умаляет значение музыки Хачатуряна, подобно тому, как оригинальность инструментальной версии Родиона Щедрина в «Кармен-сюите» не приуменьшает ценность шедевра Ж.Бизе. Эдгар Оганесян выполнил поистине историческую миссию, реализовав идею трагического балета-маскарада М.Ю.Лермонтова средствами гениальной музыки А.И.Хачатуряна. Внутренняя оправданность этой миссии, где скрестились мысли Хачатуряна о балете и их осуществление Оганесяном – мастером многочисленных сценических и симфонических произведений, — заставляет нас быть справедливыми к соавторству двух больших художников, подаривших миру балет «Маскарад».

Светлана Cаркисян, доктор искусствоведения, г.Ереван
   Ответить    
Посейдонченко
Трудно спорить со Светланой Саркисян — доктором искусствоведения. Но тот, кто посмотрел постановку «Маскарада» в Одесском театре оперы и балета, имеет право высказать свое впечатление о том, что он видел из зала. Конечно, он читал в детстве бессмертное произведение М.Лермонтова. Правда, за спиной кто-то сказал: «Если ты не читал Лермонтова, то ничего не поймешь». Я читал, но не понял, почему сцена карточной игры — любимого развлечения дворян в России — поставлены так невыразительно? Балерины, представлявшие игральные карты, были так «закамуфлированы» неудачными костюмами, что они могли бы не думать о диете. То, что идет карточная игра, символизировали геометрические фигуры, на которые были нанесены «масти». Увидел новинку театра — «Мэджик Миррор» — «Волшебное Зеркало».
Этот прием существенно украшает спектакль, слов нет. А вот сцена «поиска» браслета в цилиндрических корзинах для белья — это необычно. А что, действительно в богатых домах так хранили белье? Трудно поверить. Продолжительная оперная ария без слов тоже как-то не способствует развития балета. Арбенину мне было жалко и так, без этого пения. Костюмы — это отдельная тема. Нельзя так перегружать тканями балерин. Чем больше ног, тем лучше.
   Ответить    
   Правила


kador
Реклама


        
25 марта
19:25
7 коммент.
«Черная касса кандидата Ю»: одесские правоохранители рассказали, кому предназначались найденные деньги  фотографии
18:53

1 коммент.
Юный одессит завоевал две медали на всеукраинском турнире  фотографии
18:37
4 коммент.
В Одессе разыскивают двух сестер, которые ушли из детского дома
17:36
8 коммент.
В Одесской области пьяный водитель «ВАЗа» сбил пятилетнего мальчика и сбежал
17:07
7 коммент.
Губернатор Одесской области стал «Региональным лидером года» (общество)
16:45
8 коммент.
Абонентская база «Домашнего интернета» растет рекордными темпами, — «Киевстар» (новости компаний)
16:10
64 коммент.
«Мы едва сами не погибли», — очевидец трагедии на проспекте Шевченко говорит, что гонки не было
15:21
18 коммент.
В Одессе политическая дискуссия закончилась дракой 
14:35
11 коммент.
Лебедь, рак и щука: портовики готовы убрать с пляжа «сигаретный буксир», но ждут документов  фотографии
14:15
47 коммент.
Светлана Фабрикант: 31 марта мы отправим действующую власть на политическую свалку (политика) фотографии
13:46
6 коммент.
В Одессе неизвестный устроил пожар под газопроводом  фотографии
11:43
33 коммент.
На избирательных участках Одессы холодно, нет связи и не хватает урн для голосования
11:42
22 коммент.
Здравствуй, племя младое, незнакомое! В одесском музее показали почти анонимную выставку  фотографии
11:24
8 коммент.
В Одесской области по вине нелегальных «металлоломщиков» произошла утечка жидкого хлора
11:16
28 коммент.
На проспекте Шевченко возникла пробка из-за замены столба, поврежденного в результате смертельного ДТП фотографии

Эксимер
Реклама


Статьи:

Заготовщики камыша или наркоплантаторы? Кто и зачем поджигает заповедные плавни

Енот-полоскун, Ха-Ха-Хармс и другие: уличный художник – о том, как создаются муралы и одесском мифе

Беспредел: одесские ЖКСы привлекли коллекторов, чтобы прессовать должников



Новости Одессы в фотографиях:







КСЕ