2

27 декабря 2017, 18:43

Безумие мошулов и дембелей: как молдавское село на юге Одесской области григорианское Рождество отмечало  



25 декабря в селе Орловка Ренийского района встретили григорианское Рождество. Там прошли традиционные гулянья, главным действующим лицом которых является таинственный и ужасный Мошул. Свидетелем шаманских игрищ и безумства дембелей на украинском берегу Дуная стал корреспондент «Думской» Сергей Смоленцев.

Село Картал, которое в 1946 году стало Орловкой, основано более трехсот лет назад на левом берегу Дуная выходцами с правого берега (теперешней Румынии). За свою историю село побывало в составе Османской и Российской империй, Королевства Румыния, СССР. Сейчас это независимая Украина.

Как говорят старожилы, праздник Мошула (в переводе с молдавского «дед», но в данном случае, скорее, «шаман», «колдун», — Ред.) появился не одну сотню лет назад и стал неотъемлемой частью сельских традиций, к которым здесь относятся особенно трепетно. В советское время праздник пытались запретить, но жители сопротивлялись как могли. Поговаривают, что председатель местного райсовета ежегодно получал выговор за этот обряд, а один из руководителей колхоза был даже снят с должности за то, что надел маску Мошула.

Надо сказать, что в празднике участвует не один, а целых два Мошула. Они представляют две части села — Лес и Камни. Условная граница между ними проходит по центральной улице.

Действо обычно начинается вечером. Примерно в 17 часов молодые и неженатые парни с обеих частей села собираются возле кладбища. Все они одеты в свою или чужую дембельскую форму. В основном украинскую, но встречается и советская. Во главе каждой группы — свой Мошул. Раньше в группах было по 30-40 человек, в последние годы желающих участвовать в обряде стало меньше.

На месте сбора разжигают большие костры и устраивают танцы под заводную молдавскую музыку. Не обходится и без крепкого алкоголя — это тоже часть ритуала. Ближе к полуночи начинаются колядки. «Дембеля», разбившись на группы, ходят по дворам. Хозяева традиционно угощают их вином и брынзой, а незамужние девушки прикалывают к головным уборам понравившихся юношей цветы. К концу вечера у некоторых парней оказывается сразу несколько цветов — значит, есть из кого выбрать невесту.

Считается, что в эту ночь колядующий может взять в доме хозяев все что захочет (в разумных пределах). Чаще всего это бельевые прищепки или вязанка красного перца — эти трофеи парни утром демонстрируют зрителям. Бывает, что гостей не приглашают в дом, а всей семьей встречают у порога. В этом случае хозяин дарит Мошулу деньги. Конкретных сумм никто не называет, но если дали мало — жди повторного визита ночных ходоков. Подаренные рождественские калачи нанизывают на длинные палки, которые носят на плечах. Калачей бывает до 50 и даже больше.

Утром на главной улице села собираются зрители. Скоро здесь начнется самое интересное. Представители Леса и Камней движутся навстречу друг другу. Впереди каждой группы идут музыканты, «держатели калачей» и несколько шеренг танцующих «дембелей». Отряды несут своего Мошула — огромное четырехметровое чудище в высокой шаманской маске, сшитой из шкур животных. Маска начинается от живота, имеет прорези для глаз и выглядит очень воинственно. Высокий верх украшен цветами, блестящими елочными игрушками и длинными разноцветными лентами. Мошулы стоят на плечах крепких парней, а свита со всех сторон поддерживает своего предводителя.

Для этого требуются серьезные физические данные. В течение десяти минут удерживать на себе 80-килограммовое чудище весьма непросто. Мошулы тоже в постоянном напряжении, им надо не только держать равновесие, но общаться, обмениваться подарками и даже драться.

Хлопцы с тяжеленными мачуке, напоминающими огромные веники, со всей дури бьют оземь, поднимая столбы пыли. Считается, что таким образом они изгоняют злых духов. Участники кричат речевки на молдавском и танцуют каждый вокруг своего Мошула. На поясе Мошула закреплены четыре больших колокольчика, которые звенят, когда он исполняет своеобразный танец живота, стоя на плечах свиты.

Громкая музыка, удары мачуке, танцы и крики толпы сливаются в какофонию. Порой кажется, что участники действа находятся под гипнозом, но это не так - каждый актер в этом спектакле хорошо знает свою роль и четко понимает, что и когда он должен делать. Картина постоянно меняется, Мошул несколько раз оказывается на земле и в присутствии эскорта бегает вдоль танцующих. Иногда оба чудища сходятся лицом к лицу, будто что-то обсуждают.

Самая забавная часть – обмен подарками. Мошулы задабривают друг друга шампанским и водкой, оружием и семейными трусами, детскими игрушками и кефиром. Толпа улюлюкает, свистит и всячески выражает одобрение.

Закончив обмен подношениями, идолы берут шампанское, пробки взлетают вверх, и дождь из игристого вина проливается на толпу. Остатки напитка отправляются в желудки монстров, а фотографы и те, кто снимал происходящее на телефон, спешно очищают стекла объективов от капель и пятен. На закуску чудища берут несколько калачей, куски которых разбрасывают зрителям. Мошулы на несколько минут спускаются, чтобы перевести дух, а затем наступает заключительный аккорд – битва врукопашную.

В прошлом году сражение отменили, чтобы избежать слишком сильного накала страстей. Дело в том, что за год до этого случилась настоящая жестокая драка: молодые разгоряченные парни не смогли сдержаться. Кто был не прав, уже не понять, но в 2016-м году от ритуального столкновения отказались. В этом решили агрессивный элемент вернуть. Вот Мошулы снова сходятся, хватают друг друга, пытаются сбить маску соперника. Свита с обоих сторон стремится удержать наверху своего кумира, полсотни парней вступают в противостояние. Огромная неуправляемая масса хаотично движется то вправо, то влево, периодически врезаясь в толпу зрителей. Кто-то падает, на него наступают, слышны крики… Пока лидеры борются наверху, внизу продолжается толкотня и ругань. Одному из Мошулов удалось захватить соперника, наклонить его и сбить маску. Бой закончен! Впервые за много лет победили Камни, это настоящая сенсация для Орловки.

Победители и побежденные подходят к трибуне. Подарки в пакетах, деньги и рукопожатия – официальные и не очень лица поздравляют парней, звучат речи и приветствия, все довольны. На этот раз за боем Мошулов наблюдало несколько тысяч человек.

Автор — Сергей Смоленцев






Редко можно увидеть настоящее лицо Мошула, тем более в момент получения денег
Редко можно увидеть настоящее лицо Мошула, тем более в момент получения денег





Нехитрый фудкорт
Нехитрый фудкорт

Любовь никто не отменял
Любовь никто не отменял




















































Неравнодушный
Как было бы всё-таки  прекрасно, если бы все  христиане отмечали Рождество в один день — 25 декабря.
   Ответить    
Народный мститель
Комментарий нарушает правила нашего сайта и был удалён.
   Ответить    
Неравнодушный
…тебя кто-то оскорблял?
   Ответить    
Василий Забабахин
Комментарий нарушает правила нашего сайта и был удалён.
   Ответить    
Дезинсектор
Великалепный, по чему ты напился и бузишь?
   Ответить    
Duninov
Duninov   страна по ip - od 27 декабря 2017, 19:12     -4      
Это классическая Украинская Коляда, но на румынский манер.

Кстати, говорить что это Рождество по «Григорианскому календарю», так же некорректно, как и называть его «Католическим».
Дело в том, что Рождество 25-го декабря отмечают ВСЕ! православные Церкви в мире, кроме тех, которые находятся в вассальном положении у Московской патриархии (РПЦ, Грузия, Сербия, Польша).

Но Православные Церкви празднуют 25-го декабря по НОВОЮЛИАНСКОМУ! календарю. Это по сути «компромисный календарь- « тот же Григореанский, но Пасху в нем исчисляют по «старому стилю», потому что только на Православную Пасху, исходит Священный огонь на Гробе Господнем.
   Ответить    
Вельзевул
А бог по какому календарю живет?
   Ответить    
Duninov
Duninov   страна по ip - od 27 декабря 2017, 20:39     -5      
Реальную, на 100%, дату рождения Иисуса, никто не знает. Предположительно, это могло произойти весной или даже летом.
Дата 25 декабря (как новая, так и старая) — это символическая дата привязанная к дате зимнего солнцестояния, как символ смены "Света" и "тьмы".

Кстати, многие наверное сталкивались, когда старые люди отмечали свой день рождения совершенно не в тот день, который записан в паспорте, из-за неточности в регистрации. И ничего…))
   Ответить    
Вельзевул
Ясно, спасибо.
   Ответить    
Василий Забабахин
Что тебе ясно, ответ не корректный был, от слова никак!
   Ответить    
Василий Забабахин
Так тебе же видней, ты же его антипод и главная тварь первозданная!
   Ответить    
Одесса - мама
Вуль .
Ты совсем поц ?
   Ответить    
Семёныч
Точно йопт! А Константинопольский патриархат давно упразднили?
   Ответить    
Тьома
Так хочется брынзочки и молдавского вина
Но на работе низзя.
Кстати, дембеля в навороченых дембельских наворотах напоминают российские швейные войска( можно поГуглить)
   Ответить    
Дезинсектор
Кубожира, лутше сьешь отраву которой ты собак травишь.
   Ответить    
Vincenzo Parafongo
Директор одесского археологического музея любит Катрал: купил там домик находится круглосуточно в непосредственной близости от раскопок даже когда уже официально сезон закрыт он копает, копает. Интересно что коллекция в музее найденных золотых монет в Катрале не пополнялась со времен совка.
   Ответить    
Serge Kovalchuk
  Молодцы, что берегут традиции.. Особенно приятно видеть молодые лица на этом празднике.. Мититеи, зама, вертута и мамалыга!! Мммм!!! ) 
   Ответить    
Семёныч
Отдельная радость смотреть на бойцов швейных войск.
   Ответить    
Василий Забабахин
Шо ж они над формой так издеваются, в моё время так только Гуроны на дембель выряжались..вырви глаз, называется!
   Ответить    
   Правила


6element
Реклама


         
5 апреля
12:40
3 коммент.
ДТП в центре Одессы: пострадал водитель перевернувшегося Toyota Prado  фотографии
12:31
1 коммент.
В Одесской области построят самую большую несамоходную баржу в истории Украины  фотографии
12:17
14 коммент.
Одесский аэропорт уперся в гаражи: строительство нового перронного комплекса вызвало конфликт  фотографии
11:29 На пожаре в Одесской области пострадал подросток 
10:38
8 коммент.
В Украине подтвержден уже 1251 случай заболевания COVID-19
4 апреля
22:26
50 коммент.
В Одесской области уже 26 случаев COVID-19: трое находятся в тяжелом состоянии, но ИВЛ пока никому не нужен
21:30
3 коммент.
«Трубадур» обошел карантин: Одесская опера выложила в открытый доступ запись нового спектакля видео
20:54 Маски носить везде, гулять возле дома можно, а людям старше 60 самоизолироваться: в Кабмине разъяснили ужесточение карантинных мер
19:41
18 коммент.
Раннее судимый мужчина из ревности убил жителя области и хотел скрыться с места преступления на его автомобиле
18:19
33 коммент.
В Черноморск прибудут украинцы из Турции: их тоже отправят на обсервацию
17:04
75 коммент.
Полиция перекрыла подъезды на одесские пляжи для автомобилистов, но пока не на все фотографии онлайн опрос
15:38

6 коммент.
Участница сборной Украины по гребле рассказала об эвакуации из Италии и тренировках на карантине
14:38
14 коммент.
Ученые ищут главный храм древней Тиры: предполагают, что его остатки — возле цитадели Аккерманской крепости  фотографии
14:28
58 коммент.
Хроники коронавируса: вернувшихся туристов вместо одесского отеля направили на обсервацию… в дом престарелых  фотографии
12:38
23 коммент.
Любителей собираться в парках пока не штрафовали за нарушение карантина: ждут решения губернатора и мэра

Эксимер
Реклама


Новости от НВ


COVID-19 в Украине: во Львовской области зафиксирована первая смерть от коронавируса



Стало известно, в каком районе Киева больше всего больных коронавирусом



114 военнослужащих ВСУ находятся на изоляции из-за коронавируса




Статьи:

Врач-иммунолог: «В пробежке по Трассе здоровья я не вижу решительно ничего страшного»

Стартует второй этап медреформы: поможет ли он бороться с эпидемией?

«Прилеты», снайперы и ожидание COVID-19: фронтовые будни в условиях эпидемии



Новости Одессы в фотографиях: