Ид аль-Адха, или Курбан-байрам, — один из самых главных праздников в исламе. Вчера последователи Магомета прославляли духовный подвиг библейского пророка Ибрагима (Авраама). К единоверцам присоединились и одесские мусульмане. «Когда Всевышний через Архангела Джебраила (Гавриила) повелел праотцу отдать ему в жертву родного сына, Ибрагим выдержал это тяжкое испытание веры. Он исполнил Его волю и принес мальчика в Мекку, где ему было велено совершить заклание. В знак признания Всевышний сотворил чудо, нож отца не смог зарезать мальчика, а Гавриил передал Ибрагиму ягненка, который заменил ребенка на жертвеннике», — такова исламская версия легенды, которую христиане и иудеи знают как историю о жертвоприношении Исаака. Курбан-байрам стал олицетворением беззаветной веры в Бога и готовности пожертвовать Ему самое дорогое, а также безграничной доброты, милости и милосердия Аллаха. Неотъемлемой частью праздничного ритуала является принесение в жертву овец и баранов. Курбан-байрам отмечают в последний, десятый день хаджа — паломничества в Мекку, которое хоть раз в жизни должен совершить каждый адепт учения пророка. Праздничный день верующие мусульмане начинают с индивидуальной заутренней молитвы. Потом, после восхода солнца, совершив омовение и надев лучшие одежды, они собираются вместе, чтобы прочитать коллективную молитву и послушать праздничную проповедь. В Одессе общее богослужение состоялось на территории футбольного поля в сквере Космонавтов. «Во времена пророка верующие выходили за пределы города, на открытое пространство. Потом все поменялось. В Одессе мы первоначально проводили наши молебны в своих центрах и мечетях, но вот уже второй год подряд стараемся собираться в общественном месте. Мы делаем это для того, чтобы показать нашу открытость, чтобы было меньше различных домыслов», — рассказал «Думской» заместитель председателя мусульманской общины города Эдем Зейтуллаев. Во время одесской проповеди говорили не только о божественном, но и о мирских делах. В частности, имам-хатыб затронул проблему Сирии, где продолжает бушевать страшная гражданская война. После молитвы в сквере мусульмане-мужчины отправились, как полагается, к месту жертвоприношения. А их женщины и дети собрались в исламском культурном центре, что на площади Молодежи в центре Слободки. Там для маленьких представителей общины приготовили угощение — чай с печеньем — и культурную программу. Больше всего ребятне понравились клоуны. Дети есть дети, даже если они воспитываются в суровых исламских традициях. Жертвоприношение проходило в одном из хозяйств Нерубайского. Ради праздника забили 110 овец. Туши раскупили состоятельные мусульмане — одно животное стоило 125 долларов. По традиции, мясо делят на три части. Треть жертвователь забирает себе, треть отдает бедным, треть — тем, кто попросит. Так что, с сегодняшнего дня и до конца недели в мусульманских семьях будут пировать. На праздничные обеды с блюдами из жертвенного мяса полагается приглашать не только родных и близких, но и всех соседей, даже немусульман. «И в большинстве случаев соседи не отказываются», — утверждает Эдем. А вообще, по его словам, в последнее время отношения одесских мусульман с другими религиозными общинами города начали налаживаться: «Уже есть диалог с митрополитом Агафангелом и с главным раввином Авроомом Вольфом. Мы даже планируем провести футбольный турнир, в котором примут участие смешанные команды, состоящие из представителей разных конфессий. Но это пока только в планах». ХАДЖ ЗА $4000 Сколько жителей Одесской области в этом году отправилось в Мекку, руководители общины не знают. Говорят, этим занимаются специализированные фирмы, связанные с саудовским МИДом. Верующие выкладывают за паломничество круглую сумму — свыше четырех тысяч долларов США. Бесплатно можно поехать разве что с помощью мусульманских общественных организаций. Скажем, из жителей Одесской области в этом году повезло измаильчанину Владимиру, славянину, принявшему ислам десять лет назад. Подробнее о хадже нашего земляка — в другой раз. ОДЕССКИЕ МУСУЛЬМАНЕ: ТАТАРЫ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ УСТУПИЛИ АРАБАМ История одесских мусульман началась задолго до основания Города. Ведь сам он, как известно, появился на месте османского Хаджибея. До революции исламское население Одессы было представлено в основном татарами. Функционировали соборная мечеть (в самом конце ул. Старопортофранковской), две школы-мектебе, причем одна женская. Было и мусульманское кладбище — напротив Чумки. «Мусульманской» считалась «Московская гостиница», которую держали касимовские татары. Кроме того, именно в Одессе находилась центральная контора Российской империи по переправке паломников в Мекку через Константинополь — со специальной паломнической гостиницей «Хаджилар Караван Серай», или попросту «Хаджи Хане». Верующие плыли на Аравийский полуостров пароходами. А возле «Шахского дворца», где ныне расположен главный офис «Марфин банка», в разрушенном во время Великой Отечественной здании, находился «Татарский клуб», где собиралась и знакомилась молодежь, звучали татарские песни разных регионов, играли оркестры. В советское время ислам в Одессе, как и по всей стране, был в глубокой опале. Магометанские традиции начали возрождаться только после распада СССР. В 1992 году по инициативе одной из самых активных мусульманок города Амины апа Халитовой и председателя общества татарской и башкирской культур, полковника запаса Маиса Батталова (скончавшегося в этом году) была зарегистрирована первая исламская община, которая открыла мечеть в бывшем детском садике на улице Якира. Роль имамов исполняли студенты-мусульмане, арабы. В 1994-м мечеть переехала на Балковскую, где находится до сих пор. В 1996-м году еще один молитвенный дом открылся на площади Молодежи (при нем работает воскресная школа). В 2001-м мечеть, построенная на деньги сирийского бизнесмена Аднана Кивана, заработала в Арабском культурном центре на улице Ришельевской. Сейчас в Одессе и области проживает, по разным подсчетам, от 30 до 50 тысяч мусульман (в 1989-м их было 10 тыс). Этнический состав общины за годы независимости изменился. Если раньше большинство в ней составляли татары и азербайджанцы, то сейчас — арабы и уроженцы Северного Кавказа. Кстати, особой приязни между национальными группами не наблюдается. Авторы Александр Гиманов и Олег Константинов, фото Михаила Штекеля и Александра Гиманова СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музыка при свечах и «шапка» короткометражки: одесситы собирают средства на восстановление немецкого костела (фото)
В Одесском райсовете появились трое новичков: «Евросолидарность» смогла преодолеть сопротивление ОПЗЖ, а у доверяйцев — техническая замена
|