Дирекция отеля «Моцарт» и чиновники мэрии представили общественности разрешительные документы на достройку двух этажей на флигеле гостиницы.
Произошло это на специально созванном брифинге в муниципалитете.
Как выяснилось, строительство на Театральной площади ведется на основании декларации, зарегистрированной инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля 30 декабря 2011 года и действующей до окончания строительства. В соответствии с законодательством, ГАСК является единственной инстанцией, которая контролирует наличие всех разрешительных документов.
Одним из таких документов стало историко-архитектурное обоснование, разработанное в 2009 году предприятием «Ретроград» (главный архитектор Ирина Опрятова). Обоснование было согласовано Минкультом (Госслужбой по вопросам национального культурного наследия), а также профильным областным управлением (за подписью Натальи Штербуль).
Отметим, что Закон Украины «О планировании и застройке территорий», в соответствии с которым разработали данное историко-архитектурное обоснование, в начале 2011 года был отменен в связи с принятием Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Новый закон не предусматривает такого вида документации, как градостроительное обоснование, однако не отменяет действия ранее разработанных и согласованных документов.
Директор «Моцарта» Иван Атанасов высказал в ходе брифинга сомнение в необходимости санкции Минкульта. Флигель 1870 года постройки, на котором надстраиваются два этажа из легких конструкций, не является памятником, отметил руководитель. Однако не стоит забывать, что он находится в Центральном историческом ареале Одессы и является частью охраняемого облика города.
Статья 5 Закона Украины «Об охране культурного наследия» прямо уполномочивает министерства давать разрешения на проведение работ в исторических ареалах населенных пунктов. Поэтому основной вопрос относительно законности надстройки «Моцарта» на сегодня звучит так: «Может ли считаться согласование историко-архитектурного обоснования 2009 года разрешением»?
Вопрос этот, может быть, и спорный, но лично у меня тут никаких сомнений нет: отдельное разрешение — нужно.
«Согласование» и «разрешение» — это разные действия и разные документы. Специальный документ «разрешение на проведение работ в историческом ареале» прямо предусмотрен Законом Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» (п. 58 Перечня), и на данный случай декларативный принцип не распространяется.
Отметим, что подобный «гибкий» подход к толкованию закона встречается достаточно часто. Например, юристы ОАО «Одессаоблэнерго» старательно не замечают запятую в формулировке пункта 17 части первой статьи 5 Закона Украины «Об охране культурного наследия». Благодаря такому дефекту зрению они считают, что строить подстанцию в парке Шевченко (памятнике местного значения), находящемся в историческом ареале, можно без разрешения Минкульта. Последний, однако, придерживается другого мнения.
Возвращаясь к ситуации с «Моцартом», отмечу, что за расширение гостиницы на 12 номеров город получил 720 тысяч гривен — по 60 тысяч гривен за номер. Думаю, это одна из причин проведения брифинга в стенах мэрии, с привлечением руководителей профильных подразделений исполкома.
Театральная площадь в ее нынешнем виде появилась в послевоенное время — после того, как в 1943 (по другим сведениям — в 1944-м) году здания перед театром пострадали в результате бомбардировки. В пятидесятые годы здесь был разбит сквер, появились стелы с именами героев. Нынешнее строительство можно считать продолжением развития площади. Проект, в отличие от некоторых других, лично у меня не вызывает эстетического отторжения. Но dura lex, sed lex, закон есть закон.
Иван Атанасов в ходе брифинга пообещал, что если отдельное разрешение министерства действительно необходимо, оно будет получено в кратчайшие сроки. Будем надеяться, что строительство в самом сердце Одессы все-таки обойдется без нарушений закона и не потребует каких-то крайних мер.
Автор — Сергей Дибров