ЗАРС

4 декабря 2021, 16:18

Ногайцев изгнали, немцев переселили, украинцы вымерли от голода: трагическая история Бессарабии на примере одного села с необычной мельницей  



Есть в украинской Бессарабии молдавское село Меняйловка, которое входит в состав Петропавловской громады Белгород-Днестровского района. По причине плохих дорог добраться до него непросто. Между тем в свете возросшей туристической активности в Одесской области село это, где проживает не более полутора тысяч человек, вполне может претендовать на роль одной из самых привлекательных локаций в окрестностях заповедной Тарутинской степи.  

А все благодаря старинной мельнице, построенной там больше ста лет назад немецкими колонистами. Каким-то чудом она уцелела, и до сих пор местные жители мелют на ней зерно! «Думская» побывала в этом интересном населенном пункте, чья история в миниатюре отражает то, что происходило с Бессарабией в последние триста лет.  


ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ И НОГАЙСКИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ ОРАК-УГЛУ

Надо сказать, что названий у современной Меняйловки было много, да и далеко не один народ  населял эти благодатные земли, причем, как правило, оставляли их люди не по своей воле.

Одесский историк Александр Середа рассказал «Думской», что османский период истории и местности, где сейчас расположена Меняйловка, изучен мало. Известно, что в XVI веке  турецкий султан передал эту землю вассальному Крымскому ханству. Хан переселил сюда воинственные ногайские орды. Там, где позже появится будущая Меняйловка, поселился один из самых больших родов Буджакской орды – Орак-оглу.

Буджакцы постепенно переходили от чисто кочевого образа жизни к полукочевому и занялись, кроме скотоводства, земледелием. На юго-западе нынешней Одесской области появились многочисленные поселения, протянулись дороги, заколосились поля.  

Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби в начале второй половины XVII века сообщал, что насчитал от Измаила до Аккермана двести татарских селений. По его словам, именно благодаря им в османских городах Причерноморья так много хлеба, мяса, сыра, меда.

«У этих татар столько имущества, продовольствия, скота и военной добычи, сколько нет, пожалуй, даже в Крыму. Это именно они снабжают Стамбул маслом и медом», — отмечает он. 

То же самое, как пишет в своей статье о последних месяцах Буджакской орды историк Николай Руссев, говорится и в турецких документах XVIII века. По их данным, жившие на плодородных землях Буджака татары были «очень зажиточными». Они владели большим количеством овец, крупного рогатого скота, лошадей и двугорбых верблюдов, на которых пахали. Изобилие пшеницы, особенно «арнаутской», ячменя и других злаковых культур было столь велико, что зерно вывозили на продажу в Килию, Измаил и Аккерман. Молочные продукты и топленое говяжье сало поставляли в Константинополь. Причем некоторые из татар сами распродавали свои товары, не прибегая к помощи посредников из местных армян и турок.

Находясь на двойном налогообложении (и крымского хана, и турецкого султана), буджакцы нередко выступали против османской власти, но во время русско-турецких войн неизменно поддерживали Стамбул. В результате очередного конфликта 1806-1812 годов Буджак отошел к Российской империи, и для местных настали черные времена.

Каким образом происходила зачистка территории от тюркского населения, информации не так много, но факт остается фактом: за пару лет ногайцев здесь не осталось вовсе. Специалисты считают, что большинство под давлением российских войск бежало и поселилось за Дунаем, в Добрудже, кто-то принял православие, а кого-то русские принудительно переселили на Северный Кавказ. Упорствующих, как обычно, вырезали. Обычный такой геноцид.


РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И НЕМЕЦКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

Российская империя решила заселить «освобожденную» от аборигенов территорию более лояльными народами. 29 ноября 1813 года император Александр I опубликовал манифест, где перечислил все права и привилегии для немцев из Великого герцогства Варшавского, которых он пригласил на юг своей разросшейся империи. На десять лет колонисты освобождались от уплаты налогов, малоимущие получали беспроцентный кредит, каждой семье было обещано по 60 десятин (1 десятина – 1,09 га). Кроме этого, все немцы-переселенцы и их потомки освобождались от воинской обязанности, им предоставлялась свобода вероисповедания, право обучаться на родном языке и иметь местное самоуправление.

Немцы начали прибывать в Бессарабию с 1814 года. Это был долгий и трудный процесс – колонистам довелось поселяться на необжитых землях, строя дома и почти всегда создавая поселения фактически с нуля (большинство татарских были сожжены в результате «освобождения).

Но вернемся к истории села Меняйловка. На гражданских географических картах Российской империи населенного пункта в этом месте не было аж до 1870-х годов. Впервые он появляется на карте Бессарабской губернии 1874 года, которая хранится в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург). Ее копию любезно предоставил нам доцент Одесского национального экономического университета Сергей Капталан. Тогда село называлось Манжа. На военной карте 1770 года приблизительно в этом месте обозначено татарское поселение Бошчак. Но говорить о преемственности Бошчака и Манжи, разумеется, нельзя в силу большого временного промежутка между ними.

Манжа – топоним вроде тюркский. В переводе означает «еда». Но историки считают, что к предыдущему населению местности он отношения не имеет, но об этом позже.

Тут следует отметить, что вплоть до начала ХХ века Манжа не являлась постоянным поселением. Скорее всего, на этой территории находились примитивные постройки для сезонных рабочих, обрабатывавших землю и выпасавших скот.


АННЕНТАЛЬ – АННОВКА — АНИОАСА

Немецкая колония здесь появилась сравнительно поздно – в 1908 году. Назвали ее Анновка. Сведений об этой общине в открытых источниках тоже не так много, как хотелось бы, поэтому мы обратились за помощью к краеведу из Тарутина Владимиру Кубякину, который, кстати, сам является потомком немецких колонистов. Исследователь сделал запрос в архивы Германии. Ответ пришел спустя несколько дней.

Это была статья «Хроники общины Анновки» церковного учителя Роберта Бренера, опубликованная в 1934 году в «Немецкой газете Бессарабии» по случаю 25-летия создания колонии. Информация в ней дается весьма подробная, с указанием многих имен и фамилий, но мы изложим ее вкратце. Стоит отметить, что название Меняйловка село получило только в 1945 году, после второго пришествия советской власти. До этого использовался топоним «Манжа».

Земли Манжи некогда принадлежали землевладельцам по фамилии Манше и Эрлинг. Бренер считает, что местность так и называли Манше-Эрлинг. Судя по всему, со временем от сочетания двух фамилий осталась одна, которая позже преобразилась в Манжу.

Эти люди в свое время владели четырьмя тысячами десятин земли. В 1900 году половину из них они продали молдавским малоземельным крестьянам. И Манша, и Эрлинг детей не имели, и после их смерти оставшиеся две тысячи десятин перешли их родственнице — княжне Анне Григорьевне Гагариной-Стурдзе (1868-1918 гг.), чье имение находилось недалеко, в селе Манзырь — ныне Лесное Болградского района. В 1908 году княжна, большую часть времени проживавшая во Франции, решила продать эти земли. Предложением заинтересовались немцы.

Договор о продаже был подписан 10 января 1909 года, владельцами земли стали главным образом выходцы из колонии Гнаденталь (с немецкого «Долина Милости»), основанной в 1830 году. Ныне это Долиновка Болградского района. Сеять колонисты начали весной 1908 года. Обработка земли давалась тяжело. Весна выдалась холодной, а построек как таковых не было. Для лошадей землепашцы соорудили камышовый сарай, а сами ночевали в заброшенных глинобитных постройках. Но в том же году, после уборки урожая, немцы приступили к строительству каменных домов. Село свое они поначалу назвали Анненталь («долина Анны), в честь княжны, бывшей владелицы земель, однако вскоре по требованию российских властей переименовали в Анновку.

В 1918 году Бессарабию оккупировали румыны, которые переименовали село в Аниноаса. Немцы остались и сохранили землю, имущество, веру, культуру и язык, а также избежали страшных последствий голодов 1921-1923 и 1932-1933 годов, которые унесли миллионы жизней в остальной Украине.

Если в год создания община Анновки состояла из 177 человек (40 хозяйств), то к 1934 году численность ее выросла до 356 человек (81 семья). К октябрю 1940 года здесь проживали уже 425 человек.

К 1934 году в Аниноасе действовали два общественных магазина, школа, молитвенный дом, пастбищный кооператив «Дунай» (выращивались быки породы немецкая красная), были два завода по производству черепицы, кузница, три столярных мастерских, а также мельница.


МЕЛЬНИЦА

А теперь о ней. Точный год постройки мельницы в документах не указан. Известно, что первоначально возвели и оборудовали ее Август Адольф и Георг Фольц (позже он продал свою долю Даниэлю Адольфу). Через какое-то время мельницу со всем оборудованием (на тот момент три пары жерновов) приобрели евреи из Волонтировки (село в Молдове). А в 1920 году ее выкупил поселенец из Ней-Постталя (ныне Малоярославец Второй Болградского района) Юлиус Аппельт. Он модернизировал производственные мощности, добавив стальные вальцы фирмы Buhler, пару жерновов, обмолачивающее устройство, горизонтальный просеиватель (стоимостью 230 тыс. леев), двигатель английской фирмы Ruston мощностью в 100 лошадиных сил (стоимостью 900 тыс. леев), электрогенератор (динамо-машину) и электросветильники. В 1933 году Юлиус Аппельт передал мельницу своим сыновьям Альберту и Фридриху, дома которых, кстати, до сих пор сохранились в Меняйловке.


РЕПАТРИАЦИЯ НЕМЕЦКИХ КОЛОНИСТОВ

Нельзя не упомянуть о том, что основавшие Анновку немцы были лютеранами (за исключением двух семей баптистов). Именно вера помогала этим людям выстоять в сложнейших жизненных обстоятельствах, пережить многочисленные эпидемии, годы засухи и дала им силы превратить пустынную степь в цветущий сад.

Однако история немецкой Анновки оказалась недолгой: 15 октября 1940 года в спешном порядке колонисты вынуждены были покинуть свой маленький рукотворный рай. Это стало следствием новой оккупации – уже советской…

За год до того — 24 августа 1939 года — в Москве министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп и министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов подписали так называемый пакт о ненападении, а также секретный протокол к нему, в котором оговаривалось разграничение сфер влияния двух держав (СССР был заинтересован в Бессарабии). А 5 сентября 1940 года, уже после захвата красными Бессарабии, Москва и Берлин подписали соглашение об «эвакуации» немцев с этой территории.


Читайте также «Где Авель, брат твой?»: коммунистический геноцид, свалка на месте массовых захоронений и безразличие одесситов (фото, документы)  

Дальнейшая судьба немецких колонистов, в том числе и основателей Анновки, оказалась довольно трагичной. Этим людям разрешено было взять в дорогу лишь по 50 кг клади на человека. Им так и не возместили стоимость выкупленной в 1909 году земли и оставленного ценного имущества. Они уходили с места, бывшего для них единственным домом, в неизвестность. Вмиг оборвались планы и надежды этих богобоязненных и трудолюбивых людей. Не один год им довелось скитаться по пересыльным лагерям.

Программа по «возвращению» советских немцев в Германию называлась «Назад в Рейх!». В рамках ее жители Анновки, в частности, были переселены в Вартегау — западную часть оккупированной нацистами Польши.  


НОВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ: УКРАИНЦЫ, А ПОТОМ МОЛДАВАНЕ

Оставленные немцами добротные и уютные дома практически не пустовали: в январе 1941 года в Манжу переселили жителей села Милков Львовской области (теперь это территория Польши). Во времена голода 1946-1947 годов многие из них умерли, а оставшиеся в живых вскоре вернулись в свое разрушенное нацистами село.

В 1946 году, во время строительства военного полигона в Тарутинской степи, сюда переселили жителей ликвидированных сел, располагавшихся в его месте. Среди них, в частности, были люди из молдавской Фрумушики (сейчас на ее месте туристический комплекс Фрумушика-Нова). Их потомки ныне и составляют большинство населения Меняйловки.


СТАРИННАЯ МЕЛЬНИЦА СЕГОДНЯ

Мы побывали на ней и убедились в том, что старинный механизм пребывает в рабочем состоянии. Объект принадлежит обществу с дополнительной ответственностью (ОДО) «Мирный», это общая собственность селян. Спрос на помол есть, и сюда свозят пшеницу не только местные, но и жители окрестных сел. На мельнице всегда имеется запас муки, и человеку, привезшему зерно, нет нужды ждать, пока его перемелют. Управляющий Андрей Бурлак рассказывает, что лично проверяет привезенную пшеницу.

«Если качество неважное, на помол не берем», — говорит он. 

Процесс изготовления муки здесь довольно длительный: семь раз зерно с помощью специального устройства – нории – поднимается наверх, перемалывается и просеивается. На нижнем этаже (а всего их три, плюс подвал) стоит емкость с готовой мукой, отруби – отдельно. Зерно прежде очищают от мусора, замачивают в воде часов на восемь, сушат, а уж после подвергают обработке.


Очень интересно было побывать внутри мельницы и рассмотреть ее диковинный «организм», послушать, как скрипят старые притяжные ремни, понаблюдать за движением шестеренок, колесных устройств, сеялок. Деревянные перекрытия, вполне возможно, сохранились со времен колонистов. А кровля –уж точно «немецкая».

«Видите: каждая черепица закреплена проволокой, чтобы не снесло ветром, для этого в ней имеются специальные отверстия, — поясняет рабочий мельницы Иван Козловский. – И лестницы деревянные – тоже от немцев достались, и оконные рамы со старой рассечкой до этой поры дожили».

Приводит в движение этот огромный комплекс мощный электродвигатель, и потому ошибкой будет называть мельницу паровой. Таковой она была на заре своей юности, но вскоре немцы установили здесь дизельный двигатель. Сейчас, стало быть, это электрическая мельница. Кстати, несколько старых, отживших свой век, механизмов еще можно увидеть на территории двора.

Старый колодец, откуда брали воду, расположен за зданием. Сохранился он отлично. Интересно, что стены мельницы строили из местного ракушняка, а внутреннюю часть выкладывали глиняным лампачом (саманом). Довольно мило выглядит «пятерочка» у входной двери – во времена колонистов она обозначала номер здания на улице. Номерок этот сохранили и теперь с гордостью показывают гостям. В соседних с мельничным комплексом помещениях располагалась маслобойка, но при очередном пожаре все «немецкое» имущество сгорело. Теперь здесь тоже производят растительное масло, однако оборудование уже современное.

Учитывая то, что на мельницу привозят озимую пшеницу, мука из нее получается немного темноватой, но она вполне годится для выпечки хлеба и других бессарабских блюд. Меняйловцы угостили нас вкусной горячей плациндой из этой же муки, приготовленной местной жительницей Ларисой Поповой. Вообще, прием получился очень радушный.

Жители Меняйловки надеются, что сохранившаяся мельница сослужит им еще одну добрую службу – теперь уже в качестве привлекательного туристического объекта. Но для этого сюда бы хорошую дорогу сделать. Может, услышат это пожелание областные власти и помогут выжить селу, сильно обедневшему за последние десятилетия…

Автор — Снежана Стрепетова, специально для «Думской»






Мельница и ее работники
Мельница и ее работники

















Дом семьи Аппельт
Дом семьи Аппельт







































Андрей Бурлак
Андрей Бурлак















Электродвигатель
Электродвигатель

Колодец возле мельницы
Колодец возле мельницы



Схема Анновки в 1940 году
Схема Анновки в 1940 году

Княжна Анна
Княжна Анна

Переселение в Германию
Переселение в Германию

Молитвенный дом и школа в Анновке
Молитвенный дом и школа в Анновке

Переселенцы из Бессарабии, 1940 год
Переселенцы из Бессарабии, 1940 год

Реклама


Заметили ошибку? Выделяйте слово с ошибкой и нажимайте control-enter


Новости по этой теме:




Комментарий получил много негативных оценок посетителей
Gv L
интересно, зависит ли это от преобладания процентного соотношения тех или иных национальностей среди местного населения?)
   Ответить    

Валерий55
Всё повторяется- живут люди, трудятпя, созидают, вдруг появляется в мире пара ушлёпков — и всё рушится, и жизни, и судьбы….
   Ответить    
Неравнодушный
Сейчас Путин может испортить жизнь не только украинцам, а и  многим европейцам. И, конечно же, своим россиянам. Ему мало своей российской земли, которую загадили так что просто ужас?  Обязательно надо лезть к соседям? Не пробовал дружить с соседями? Если бы была нормальная внешняя политика у России, то не надо было бы защищать ни русских, ни русский язык у соседей. Никуда русский язык не денется. Только войну не надо приносить на русском языке!
   Ответить    
ПнАлВч
Скільки отаких сіл, скільки отаких млинів пішло у вічність не тільки в Бесарабії, а скрізь, де пройшла коса комунізму…
Села на межі Одеської та Вінницької областей по обох берегах маленької річки Кам'янки, що ще впадає в Дністер, а було їх біля десятка, млинів- мінімум два десятки, всім була робота. Деякі з млинів навіть електрику виробляли попутно. Зараз ні сіл, ні млинів, ні річки, так- великий рівчак.
   Ответить    
Посейдон
Большое спасибо тем ребятам, которые совершили командировку в отдаленное село Одещины, собрали интереснейшую информацию о нем, показали нам видеофильм и ценные фотографии. Эта постройка, эти люди и их упорство в сохранении своего имущества, основ жизни, память о предках — это просто здорово! Правы те комментаторы, которые это одобряют. Это же готовый действующий музей техники и пример достойного поведения жителей. Конечно, дорогу нужно построить. И воду нужно подвести, чтобы ее хватало на нужды людей и для полива грунтовой дороги летом, в жару. Один раз в неделю полил — можно ехать. Земля у нас такая. Нужно учиться у наших предшественников с ней обращаться, И сеять нужно арнаутку, а не всякий там фураж. И не гнать все на экспорт.
   Ответить    
Elena Elena
В чем ценность арнаутки, хотелось бы узнать по отношению к другим сортам пшеницы. И что не так с фуражем? Вот такие экономисты как вы и строили советский союз.
   Ответить    
ПнАлВч
Ой, оставьте-…И воду нужно подвести…(с)- кто, откуда, где деньги взять?
   Ответить    
Лінна
Какой интересный репортаж! Спасибо! Видела немецкие постройки в смт. Лиманское Раздельнянского района, в тех домах до сих пор живут люди, там же и кирха полуразрушенная, а здание  можно было бы и отреставрировать!
   Ответить    
Yujanin
Сколько горя и поломанных судеб трудолюбивых обитателей на этой земле, а причина до сих пор одна и та же, и актуальна, к сожалению.
   Ответить    
vatakaratel
Причина очень проста и она на поверхности.Там где Россия(зачеркнуто)-страна404-там геноцид.
   Ответить    
И г о р ь
В Лиманском уже 30 лет нет России.А кладбище немецкое хоть бы оградили.Ходят люди, машины ездят, и школа рядом.Не по-людски.
   Ответить    
Val. Val
До речі «зачистка» ногайців на початку 19сторіччя = фактично класичний геноцид. А втілював його говнокомандувач Суворов, який майстерскі придушував повстання, а от с регулярними арміями….. (чого тільки вартують його «переможні» альпійчькі авантюри), але вислужився таким чином.
   Ответить    
Комментарий получил много негативных оценок посетителей

Victor 6932
Интереснейшая статья!
   Ответить    
   Правила


6element
Реклама


26 января
22:30 Советники «нормандской четверки» договорились о следующей встрече через две недели
22:06 Измаильские спасатели провели тактические учения на Дунае фотографии видео
1
21:14 США передали России ответ на требования о гарантиях безопасности
20:42 Чехия отправит Украине артиллерийские снаряды на 1,7 млн долларов
19:53 Одесский апелляционный суд пересмотрит абсурдный штраф в 17 тысяч гривен за торговлю в сельском магазине без маски
12
19:07 Представители Европарламента посетят Украину в конце января
18:03 Напал на «Татушечку»: одесского военнослужащего признали виновным в разбое, но сажать не стали
18
17:40 Любитель Жукова отрицает смену руководства фракции ОПЗЖ в горсовете и обещает устроить шоу фотографии
14
17:22 Реабилитация после COVID-19: уникальная аппаратура в центре Promed (новости компаний) фотографии
17:12 Дмитрук полез в драку просто так: на заседание земельной комиссии его спокойно пропускали фотографии видео
19
17:12 «Единая Россия» просит Путина официально поставлять оружие боевикам «ЛДНР»
16:38 В Одесской области новейшая украинская САУ «Богдана» сделала 450 выстрелов натовскими снарядами фотографии
23
16:12 Украинцы за два дня потратили свыше 6,5 млн гривен на лекарства по программе єПідтримка
16:08 Карнавал вместо карантина: в одесском Доме Блещунова ввели «Театрально-масочный режим» фотографии
15:49 Олег Радковский: о развитии туризма в Одессе, областной инфраструктуре, Гриневецком и подготовке к выборами
14


Новости от НВ


«Омикрон не будет последним». В ВОЗ предупредили о возможности появления новых штаммов COVID-19



Экс-футболист Шахтера будет помощником Шевченко в случае его назначения тренером сборной Польши журналист



Не просто блюдо. Как меня учили каварму варить




Статьи:

"Жыжытализация", или Новогодние приключения Бой Джорджа на «Укрпоште»

Пятьдесят оттенков Труханова: политика, спорт, религия и созерцание коммунальной бездны

Отсеченная голова — несмытый позор: как глумились над останками бывшего мэра Измаила





Новости Одессы в фотографиях: