sov5



Новые годы Одессы: первый скандал, первая елка, эпидемии, перевороты и пожары   


Два века назад в Одессе, как и во всей Российской империи, в состав которой входил наш город, главным зимним праздником было все-таки Рождество. Но и смена года со времен Петра Первого считалась хорошим поводом для «собраться-посидеть-отметить». Впрочем, иногда 1 января оказывалось совсем не праздничным… «Думская» решила вспомнить, какими были прошлые Новые годы и Рождества Одессы.

СКАНДАЛЫ

Большинство простых одесситов двести лет назад в новогоднюю ночь просто ложились спать, просыпаясь уже в следующем году. Зато в «барских» жилищах – домах дворян и купцов — с первых лет истории Одессы на Новый год собирались шумные компании. Так как в Одессе всегда жили люди предприимчивые, мысль о возможности заработать на празднике приходила в голову многим, в том числе и представителям власти. Согласно одному из распоряжений магистрата, датированному началом позапрошлого века, на обустройство увеселительных вечеринок нужно было брать разрешение властей. Естественно, не бесплатно. Но даже имея разрешение магистрата, тогдашние «массовики-затейники» вступали в довольно ожесточенную конкурентную борьбу между собой, заманивая посетителей всевозможными посулами. Некоторые подключали, так сказать, «крышу».

Например, одна из известных держательниц домов для увеселений — купчиха Рожнова — попыталась устроить 1 января 1800 года вечеринку «на тридцать персон». Сделала все по первому классу – пригласила музыкантов, танцовщиц, прикупила вина, накрыла столы и даже успела продать все тридцать пригласительных билетов.

Однако вечеринка была сорвана «крышей» еврейки Рухли, державшей такой же увеселительный салон. По ее наущению домой к купчихе явился пристав с несколькими вооруженными солдатами и разогнал музыкантов, запретив от имени одесского полицмейстера Лесли проведение вечеринки, хотя магистрат ее разрешил. Зато Рухля таки успешно провела свой мини-бал.

В архивах сохранилась жалоба купчихи, которая требует возместить ей ущерб от несостоявшегося новогоднего мероприятия – в него предприимчивая одесситка посчитала стоимость продуктов, оплату музыкантов и танцовщиц, отопление помещения.

Ну а самое курьезное новогоднее-рождественское происшествие случилось в Одессе 5 января 1913 года. Как писали тогда газеты, у одного из чиновников сыскного отделения ночью похитили… елку «со всеми на оной украшениями и зажженными свечами». Злоумышленники скрылись, но благодаря выпавшему снегу и полицейской собаке их задержали. Правда, елку они уже успели сбыть.


ЕЛКИ, ИГРУШКИ И БАЛЫ

Мало кто знает, но именно в Одессе появилась самая первая рождественская елка (точнее, сосна) империи – за пять лет до того, как новогоднее дерево обосновалось в царском дворце. Установили ее на Рождество 1814 года во дворце Потоцких-Нарышкиных на Софиевской улице (сейчас в нем располагается художественный музей). Таким образом появилась мода на хвойный атрибут Рождества и Нового года.

Впрочем, почти весь XIX век сосны и ели были редкостью даже в домах дворян и купцов. По простой причине – на сотни километров вокруг Города протянулись степи, где не росло ни одного дерева.

На первых порах елки украшали «по-домашнему» и не мудрствуя лукаво – «конфектами», засахаренными орехами и фигурными пряниками. Лишь через несколько десятков лет торгующие в Одессе иностранцы завезли из Голландии и Австрии настоящие елочные игрушки. Однако стоили они чудовищно дорого – от двух рублей за раскрашенную вручную стеклянную фигурку Санта Клауса или оленя! Елочные игрушки хранились очень бережно и передавались из поколения в поколение даже в состоятельных семьях. А одесситы с небольшим достатком почти до середины XX века довольствовались елочными украшениями, самостоятельно сделанными из папье-маше.

Самым популярной торговой точкой, продававшей рождественскую атрибутику, был «магазин заграничных товаров» братьев Петрококино на углу Ришельевской и Греческой.

Официальных «мэрских» и «губернаторских» елок в те времена не было, зато регулярно устраивались городские благотворительные балы, на которых собирали деньги для сирот и нуждающихся. Чаще всего такие балы проходили большом зале Новой бирже (Филармония).


ЧУМНОЙ НОВЫЙ ГОД

1813 год одесситы встречали взаперти – в Городе бушевала чума… Генерал-губернатор де Ришелье ввел строжайший карантин еще 13 сентября, окружив Одессу кордонами и запретив выезд и въезд.

О масштабах катастрофы может свидетельствовать такая цифра – к середине ноября 1812 года в городе умерло 1720 человек! Несмотря на все меры профилактики и карантин, смерти продолжались. По Одессе страшными призраками разъезжали на телегах «мортусы» — в черной просмоленной одежде, черных масках с длинными носами. Вооружены они были длинными крюками, которыми захватывали трупы. Мортусы свозили заболевших в бараки при больницах, а умерших хоронили в братских могилах, пересыпая тела слоями негашеной извести.

Из-за того, что эпидемию чумы победить никак не удавалось, 22 ноября 1812 года Ришелье пошел на беспрецедентный шаг, запретив жителям города выходить из домов! Снабжали одесситов централизованно – к каждому дому дважды в день подъезжала телега с водой и продуктами. Хлеб, крупы и даже письма тщательно окуривали серой, мясо погружали в холодную морскую воду, а деньги предварительно ополаскивали в уксусе. Одесситы избегали общаться друг с другом. Естественно, ни о каких гостях ни на Рождество, ни на Новый год речи не шло… К 31 декабря 1812 года население города потеряло от чумы каждого девятого жителя – умерло 4038 человек.

Элита, имеющая загородные дома, провела новогоднюю ночь за пределами зачумленного города: генерал-губернатор разрешил дворянству пересидеть эпидемию в окрестностях.

Лишь в 1813 году эпидемия чумы пошла на убыль – за первые месяцы года в Одессе умерло двадцать четыре человека и выздоровело пятьдесят девять.


НОВОГОДНИЙ ПОЖАР

Новый 1873 год начался для одесских театралов с трагедии – 2 января сгорел дотла городской театр, построенный архитектором Фраполли. От газового фонаря вспыхнула деревянная внутренняя отделка здания. Потом огонь принялся и за внутренний несущий каркас здания, тоже сделанный из дерева. В конце концов театр рухнул. Руины восстановлению не подлежали.

Старый театр не был оборудован отоплением. Из-за этого зимой в артистических уборных во время репетиций и спектаклей постоянно горели чаны с горящим спиртом. Иногда артисты употребляли его и для «внутреннего сугреву». Вполне логично, что здание могло вспыхнуть в любой момент. К счастью, пожар случился не во время спектакля, и никто не пострадал.


СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Смутное время революций и гражданской войны принесло Одессе атмосферу настоящего безумия. Новогодняя ночь 1918-го началась с налета. В особняк одесского сахарозаводчика Гепнера ворвались пятеро вооруженных револьверами и бомбами налетчиков, которые потребовали у хозяина дома и его гостей «скинуться» на нужды революции. При этом грабители назвались членами некой партии «анархистов-эгоистов». Первоначально они хотели целых 50 тысяч рублей, однако после небольшого торга налетчики согласились довольствоваться двумя тысячами… Правда, собранных денег бандитам показалось мало, поэтому они отобрали у женщин украшения, а у мужчин кошельки. Зато «благородные» одесские робин-гуды оставили участникам новогодней вечеринки по десятке на извозчиков…

А уже 13 января 1918 года вспыхнуло большевистское восстание, увенчавшееся успехом. Была создана так называемая «Одесская советская республика», объявившая войну Румынии и приступившая к печатанию денег. Радости и спокойствия жителям города такая «независимость», конечно, не принесла – торговля, бывшая основой процветания Одессы, разрушалась с каждым днем. Власть в городе принадлежала тем, кто мог вооружить и собрать сотню-другую головорезов.

Следующие новогодние праздники принесли еще больше «сюрреализма». Уже к концу 1918 года Одесса была поделена на три зоны «влияния» — одну часть города контролировали польские стрелки, другую – петлюровцы, а третью – белая Добровольческая армия. А новый 1919 год одесситы встретили в оккупации – в город вошли французские части.

Ситуация была хуже некуда. Безработица составляла почти 70%, на улицах орудовал криминалитет всех мастей (военный губернатор Гришин-Алмазов так описывал ситуацию в интервью одесской прессе: «Одессе в наше безумное время выпала исключительная доля: стать убежищем всех уголовных знамен и главарей преступного мира, бежавших из Екатеринослава, Киева, Харькова»), снабжение осуществлялось с перебоями.

Словом, еще то было времечко. Нынешнее по сравнению с ним – ну просто золотой век.


КРОВАВЫЕ

Но три самых грустных Новых Года пришлось отмечать одесситам через два десятилетия – в 1942, 1943 и 1944 годах. Старые одесситы еще помнили оккупационные порядки, установленные германцами, поляками и французами в годы Гражданской войны. Однако то, с чем столкнулись жители города после того, как Одессу на произвол румынской армии бросила родная Красная Армия, оказалось полной жутью. Деревья на Александровском проспекте были увешаны телами заложников и партизан – их не снимали долгое время. А большая часть одесситов – евреев была угнана и расстреляна румынскими нацистами за городом.

Но несмотря на ужасы оккупации, одесситы даже тогда не теряли присутствия духа. Многие умудрялись узнавать свежие новости с фронта и тут же рассказывали их соседям. Может, поэтому 1 января 1944 года одесситы отмечали с надеждой – «наши» были уже на подходе.


ТЕПЛЫЕ И СНЕЖНЫЕ

Одесситы шутят, что в Городе есть только три погоды: грязь, грязь замерзла и грязь засохла. Снежные зимы у нас бывают, но редко, и «классические» новогодние праздники – с сугробами и бодрящим морозом – на вес золота. Вот как описывал в 1913 году типичное Рождество на берегу Черного моря «Одесский листок»: «На улице весна. А по календарю, да и святочному обычаю – требуется зима… На улицах торгуют цветами – эмблемой лета, а рядом елками — эмблемой зимы… Получается странное впечатление… Многие магазины убрали свои витрины веточками елок, ватой, долженствующей изображать снег, и белыми материями. Некоторые витрины собирают около себя много любопытных. Если зимы нет в природе, то хочется посмотреть на нее хотя бы в окно!»

Самым же снежным Новым годом следует признать 2015-й – ровно 12 месяцев назад Одессу завалило так, как не заваливало последние полвека. Большинству горожан пришлось даже отказаться от поездок в гости, а тем, кто все-таки рискнул, пришлось изрядно поиздержаться: таксисты увеличили расценки в пять-десять раз.

Кстати, жадность извозчиков – обычное дело для нашего города. Еще в 1912-м году пресса писала: «Хороший санный путь, вот уже несколько дней стоящий в Одессе, оживил нынешние святки. Одесситы, соскучившись по зиме, спешат воспользоваться первопутком. По целым дням на улицах звенят бубенцы, длинной вереницей мчатся «собственники», лихачи «под сеткой» и извозчики-ваньки. Дела «ванек» идут прекрасно. Некоторые из них ухитряются зарабатывать до 10 руб. в день. Одесситы наслаждаются зимой и умоляют дедушку Мороза сохранить им зимний пейзаж еще на некоторое время».

С наступающим вас, земляки! И храни нас небо от войн и прочих катаклизмов!

Авторы – Александр Сибирцев и Николай Ларин








Sayonara
«На сотни километров от города…»  — немного режет слух :) Это до Киева что ли? Или до Херсона?
   Ответить    
Стас Станиславов
От Одессы до Котовска- 240 км например…
   Ответить    
автокар
«на сотни километров вокруг Города»  это 200 километров до Саврани (до Савранских лесов). Намного ближе Умани, по той же Киевской трассе..
   Ответить    
BARS_777
BARS_777   страна по ip - od 31 декабря 2015, 13:46     +12      
Спасибо за отличную статью! Всех с наступающим 2016! Удачи, любви, здоровья, душевного и финансового благополучия, сил, выдержки и мирного неба над головой!
   Ответить    
Неравнодушный
Самое главное сегодня — это мир, но, к сожалению, "великому Пу" мир не нужен, ему надо держать Украину постоянно в напряжении, чтобы всячески вредить нам на пути в ЕС и в НАТО.

Вас тоже с наступающим!
   Ответить    
Неравнодушный
Интересный и познавательный экскурс!
   Ответить    
Стас Станиславов
Интересная статья, спасибо. И про румынов правда : прабабушка их называла « ироды», говорит зверствовали сильно.
   Ответить    
Petroff
Petroff   страна по ip - od 31 декабря 2015, 14:45     +9      
А между тем ихний "пахан", Герман Пынтя, назначенный городской голова времен оккупации спокойно дожил свои годы и не где-нибудь в Аргентине, а в родном социалистическом Бухаресте. Все потому, что спас от гестапо родственников маршала Тимошенко. Вот оно истинное лицо советской власти — родственники высокопоставленного туловища ценнее справедливого наказания за военные преступления для оккупанта, при котором убиты тысячи простых одесситов…
   Ответить    
автокар
:) Советски власть, говорите?.. ну-ну…
А про то, что короля Румынии Михая Путин лично 2 раза  приглашал постоять вместе с ним на трибуне возле Мавзолея и принять парад Победы на  на 9 мая  знаете?
Первый раз в 2004 (когда Путин наградил Михая юбилейной медалью "65 лет победы в ВОВ") и второй раз в 2010 году, когда в Георгиевском зале Кремля торжественно  открыли здоровенную мемориальную доску на кототорой перечислены все кавалеры Ордена Победы и где  Михай присутствует под №16, потому что Михай на сегодня единственный живой  кавалер ордена Победы(ему больше 90 лет и живет в Швейцарии)
А Пынтю срачала мурыжили на Лубянке, но не найдя ничено за что его можно было бы засудить, отпустили в Румынию.
Там его мурыжила уже румынская социалистическая Секуритате, пытаясь обвинить в "пособничестве, зверствах и преступлениях" но тоже ничего не нашла.
Так он спокойно и жил в Бухаресте и жил бы дальше, если бы в конце 60-х годов (когда у нас Брежнев начал переписывать историю под себя со своей "Малой Землей") Чаушеску  не начал исправлять историю под себя и начал уничтожать всех, кто помнил, что во время войны Чаушеску был местным м уголовником.
Поэтому, когда Пынтя в 1967  по старой привычке зашел в свою кафешку выпить свою традиционную чашечку кофе, оно (кофе) ему "не пошло" и через 15 минут он случайно умер.
   Ответить    
Petroff
Petroff   страна по ip - od 31 декабря 2015, 14:38     +7      
«А уже 13 января 1918 года вспыхнуло большевистское восстание, увенчавшееся успехом. Была создана так называемая «Одесская советская республика», объявившая войну Румынии и приступившая к печатанию денег. Радости и спокойствия жителям города такая «независимость», конечно, не принесла – торговля, бывшая основой процветания Одессы, разрушалась с каждым днем. Власть в городе принадлежала тем, кто мог вооружить и собрать сотню-другую головорезов.»
Один в один Даунецк и Лугандон в наши дни. Памятка имбецилам, визжащим про ОНР…
   Ответить    
автокар
"На стороне РУМЧЕМРОДа выступили около 2300 красногвардейцев, боевых дружин левых эсеров и анархистов, около 2 тыс. матросов, 1 тыс. большевизированных солдат, воровская армия Мишки Япончика и Яшки Блюмкина (более 7 тысяч), отряды пленных солдат австро-венгерской армии Олеко Дундича, дружина Союза молодежи Семена Урицкого.
Закончилась одесская революция нападением уголовников на Регистрационное бюро милиции. Во дворе милиции было сожжено 16 тысяч карточек на уголовников Одессы. Погибли и все сведения о Мишке Япончике и его дружках, собранные за много лет их карьеры.
После победы над украинцами в Одессе была провозглашена Одесская советская республика со своим правительством — Совнаркомом.
Боевая дружина Япончика вошла в состав Одесской советской армии как резерв правительства и командования и была переведена на государственное содержание. М. Винницкий после «одесского Октября» стал известным и славным революционером. [137] Он был вхож к руководству красной Одессы — к Муравьеву, Юдовскому, Мизикевичу.

За время боёв погибло 119 человек, 359 было ранено.
21 января 1918 состоялись похороны жертв трехдневной войны в городе.
Не было ни своих, ни чужих — всех похоронили в братской могиле на Куликовом поле.
В газете «Одесская почта» за 2 февраля 1918 года было напечатано воззвание «группы воров Одессы». Воры-профессионалы обязывались грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Они писали: «Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики! »
В феврале комиссар Дома Советов Одессы, что расположился в бывшем Воронцовском дворце, матрос Чередниченко убил вора на «месте работы», у здания Советов. Возмущенные бандиты и безработные взяли в осаду здание Одесского Совета и потребовали суда над убийцей. Только военные части смогли успокоить толпу, которая выступала и против принятого решения об объявлении всех бандитов вне закона и расстреле их на месте преступления.
В феврале в Одессу прибывает «красный диктатор» Муравьев. Он пытается ликвидировать местную преступность, однако очень скоро находит общий язык с Япончиком и атаманом Яшкой Зайдлером — командиром 1-го отряда анархистов-террористов.

Тогда они победили. И сразу начался ТЕРРОР

После победы в вооружённой борьбе победители устроили в городе резню. На броненосце «Синоп» была устроена плавучая тюрьма. На крейсере «Алмаз» войска М. А. Муравьёва устроили «Морской военный трибунал», куда арестованные офицеры свозились «на суд». Задержанных бросали в судовые печи или раздевали на палубе и обливая водой на морозе дожидались, пока обречённые не покрывались коркой льда, а затем уже сбрасывали ледяную глыбу в море. Всего в Одессе было казнено до 400 офицеров.

За время нахождения у власти Одесской Советской Республики без суда было убито до 2 000 человек. По большей части то были никем не санкционированные уличные расправы с «буржуазией», имеющие в своей основе уголовные, а не политические мотивы, так как в отрядах красногвардейцев, на которые опиралась власть ОСР, значительным был процент криминальных элементов, которых привлекала возможность безнаказанно грабить, «экспроприировать» и заниматься обыкновенной уголовщиной[4].
Ввиду катастрофичной нехватки финансовых средств ЦИК Румчерода и СНКОР принимают решение взять в заложники 69 наиболее состоятельных одесситов с целью получения от них выкупа для пополнения городской казны. Всю ночь со 2 на 3 марта 1918 автомобили с матросами разъезжали по городу, отвозя арестованных в помещение Румчерода на Николаевском бульваре.

В результате местное население относилось всё лояльнее к наступлению австро-германской армии, что позволило последней легко взять Одессу практически без боя.

13 марта 1918 года Одесская Советская Республика прекратила своё существование.
В Одессу вошли австро-германские войска.
Вся Советская власть полным составом удрала в Севастополь на кораблях «Синоп», «Ростислав», «Алмаз» прихватив с собой архивы, ценности и военное имущество".
   Ответить    
Москвич 412
«Снежные зимы у нас бывают, но редко, и «классические» новогодние праздники – с сугробами и бодрящим морозом – на вес золота.» Фраза повеселила. Ответ: а когда «золото» прилетит на шару, то не знаем, что с ним делать — может забрал бы кто бесплатно, а не за 21 миллион!
   Ответить    
Неравнодушный
Вспомним АББА:


   Ответить    
автокар
И Новый Год и Рождество румынские оккупанты праздновать не запрещали.
Сколько уже можно продолжать повторять старую советскую брехню про  румынскую оккупацию?

Да, война всегда не подарок.
Да,   за все годы оккупации (с 1941 по 1944) стали её жертвами 82 тысячи одесситов (из них большинство евреи).
Но и советская власть(НКВД, СМЕРШ) войдя в Одессу 10 апреля 1944 и застав в городе 220 тысяч населения, к 1 января 1945 года  уменьшила население Одессы на  80 тысяч (за 9 месяцев).
Покажите мне ещё один город экс. СССР, где как память о окккупации,  в послевоенный голодные года родилась поговорка «Это вам не при румынах, двери колбасой завязывать»?

Если отбросить ту разницу, что румыны за пару лет в Одессе  устроили  капитализм  частным предпринимательством с изобилием продуктов, а в ССР при Сталине был социализм, то жизнь в  оккупированной Одессе (для неевреев и не кочевых цыган)  мало чем отличалась от жизни в довоенной Сталинской  Одессе — в то время как за одними приезжали Черные Воронки и увозили на расстрелы, в концлагеря, другие-  учились (при румынах работали институты, одесситы учившиеся там получали стипендию и имели бронь от отправки на работу в Германию)ходили в цирк, на пляжи, в театры, на поэтические вечера (например поэзии  Сергея  Есенина) в кино (кстати, и советские фильмы, например, «Дети капитана Гранта» показывали при румынах) на футбол… А 20 000 одесситов записавшихся при румынах  добровольцами воевать против СССР, это кто? (и почти все из этих 20 000 — это русские люди   помнившие жизнь при царе и их дети, которым тоже поперек горла была власть советов —  до сих пор эти списки лежат где-то в Румынии в архиве куда их увезли оккупанты)  Про расцвет православной религиозной жизни при румынах, я вообще не говорю…
О том, что в реальности было в Одессе при румынах  уже книги написаны, это всё есть в архивах, а вы всё советские фейки расказываете…
   Ответить    
Неравнодушный
Не надо и героизировать румын-оккупантов. В Бессарабии до сих пор старожилы вспоминают не злым, тихим словом румынскую полицию.
   Ответить    
автокар
Одессит Александр Черкасов, представляя свою новую книгу «Одесса 1941», рассказывает о Одессе во время румынской оккупации.
Ведущий передачи  член партии Регионов Леонид Сущенко.


>>Оккупация Одессы. Правды много не бывает
(Статья о книге А.Черкасова «Оккупация Одессы. Год 1941» в газете «Тиква» национальной школы еврейской общины «Тиква  Ор Самеах» г. Одессы)
 http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?4884
   Ответить    
автокар
«Купите бублики, горячи бублики! »

В «Еврейском Мире» № 892 я прочла статью и замечательный рецепт бубликов.
Во время Отечественной войны бубличную посещал Петр Лещенко. Всю войну он пел в ресторане «Фанкони». Ресторан был на том же квартале, что и бубличная. До революции он принадлежал итальянцу Фанкони. Петр Лещенко исполнял романсы с молодой одесситкой Верой Белоус. На ней он женился, и венчались они в Успенском соборе.

Как рассказывали нам по возвращении из эвакуации русские соседи, во время войны при румынах в Одессе на каждом квартале продавали бублики. Они помогли выжить многим одесситам. Открылись частные пекарни и рестораны. Румыны возродили НЭП, которому обрадовались остававшиеся в городе русские, одинаково ненавидевшие евреев и советскую власть.

После войны еще более полугода подпольно работали частные рестораны.
Вот тогда и появилась одесская поговорка:
«Это вам не при румынах…».

А в районе Нового рынка такой ресторан содержал «Карапет» (так все называли хозяина). Там я была с папой.
Готовили в ресторане бесподобный шашлык из баранины, всевозможные армянские блюда и «заморские» деликатесы: грибы маринованные, маслины, ананасы.

В районе «Привоза» ресторанчик держала тетя Двойра. Ее знаменитое блюдо — «Халоймес».
На огромной сковороде на курином жиру жарились со шкварками 40 куриных печеночек, заливались яйцами в таком же количестве. Все посыпалось разнообразной зеленью и жареным луком. Сковородку на специальном подносе ставили на стол.
Тетя Двойра жарила целых цыплят, пончики с мясом. Она делала жаркое из гуся с айвой, картофелем. На десерт подавали пирог с вишнями или абрикосами.

… Но любимым десертом одесситов всегда были горячие бублики и чай с вишневым вареньем.

Лида РЕЗНИЦКАЯ

* * *
Возникшие вопросы:

1)
Сколько ещё вы знаете городов СССР, где после оккупации ещё пол года люди продолжали ходить в частные рестораны с «заморскими» деликатесами в меню?

2)
Можете мне показать на карте ССР ещё один город  кроме Одессы, где после войны, после оккупации,  местное население, глядя на пустые прилавки и цены в советских магазинах и соизмеряя их с размером своей  советской зарплаты, сочинило   аналогичную поговорку про колбасу?

3)
Интересны также и имена у " одесских русских"- (Карапет и тётя Двойра) рестораны которых (открытые ими ещё при румынах) продолжали пол года по инерции работать и при Советской власти.
В меню 2-х  этих  открытых и работавших при оккупантах  одесских ресторанов особенно впечатляют национальные русские  блюда — деликатесные армянские  блюда  и знаменитое русское  блюдо — «Русский Халоймес»
Арестовала  и репрессировала как "пособников" всех этих одесских  предпринимателей советская власть только после того, как они стали уже не нужны- после того, как в Одессе заработали государственные хлебозаводы, магазины, столовые.

И разные там "маслины-ананасы" (как у Карапета) с тех пор в Одессе тоже редко кто  видел в одеских магазинах   аж до конца советской власти.
4)
Для понимания- как жили одесситы после закрытия этих и множества других обжираловок дальше, уже в освобожденном СССР, наберите в Гугле:
Голод 46-47 годов в Одесской области
5)
Если у кого-то начнется разрыв советского шаблона, предлагаю подумать над тем, — как жили в СССР те ваши дедушки-бабушки, которых при Сталине не расстреляли и не посадили в Гулаг в 37-39 году.
Они тоже смотрели в кинотеатрах кинокомедии "Волга-Волга", "Цирк" и радовались жизни в то время, когда их знакомых и соседей расстреливало НКВД. Радовались, что Черный Воронок приехал не за ними.

6)
В книгах одесского писателя, составителя "Большого полутолкового словаря одесского языка" Валерия Смирнова в книге "Одесский язык" (стр.28) эта фраза фигурирует в варианте :
«Это вам не при румынах двери на ночь колбасой закрывать» с таким объяснением в другой его книге "Умер-шмумер, лишь бы был здоров! : как говорят в Одессе" (стр 280):
-присказка. Образована в 1944 году, когда советские войска освободили Одессу, а из магазинов тут же и надолго исчезли всевозможные колониальные товары.
Если для  страдателя по советской власти Валерия Смирнова, колбаса — это  колониальный товар который пропал из Одессы  вместе с румынами, то да. Он таки  прав.
   Ответить    
Ded1929
Ded1929   страна по ip - od 31 декабря 2015, 20:30     +4      
Может быть, остальное и правда, но не надо рассказывать про румынскую оккупацию тому, кто при ней жил. Так, как при румынах, не праздновали ни до, ни после. Город был украшен, продуктов было более, чем достаточно, театры, кинотеатры работали. Много писать не буду, но поговорка «Это вам не при румынах, на колбасу ворота закрывать» не от голодной жизни появилась. А когда Одессу освободили, то говорили, что освободили город от белого хлеба.
Насчет повешенных. Да, было. Но вешали знаете кого? Тех, кто в дни сдачи Одессы Красной Армией поджигал магазины, аптеки, склады. Вот вы мне скажите, какой такой большой героизм спалить галантерейную лавку? Немцы-румыны без иголок-резинок остались? А квартиры на магазинами сгорели и люди остались без дома и имущества. Так пострадала мамина подруга, жила у нас и совсем не проклинала тех, кто повесил поджигателей, оставивших ее без крыши над головой. Так что хорош совковые легенды тиражировать. Конечно, война есть война, все «наших» ждали, но то, что наши потом сделали с теми, кто «был в оккупации», это отдельная история.
   Ответить    
автокар
Мне недавно один  одессит (большой поклонник Путина и сильно скучающий по СССР), чья мама была в оккупации, как пример "зверств" румынов рассказал, что мама ему рассказывала, что -"румыны были такими зверьми, что  продавали на базарах пленных советских солдат".
На мой уточняющий вопрос — а кто  и для чего покупал этих солдат?, он сказал:
-Любой мог купить у румын пленного и потом отпустить его на волю.
Когда я  после этого ему сообщил, что если так было на самом деле, то румын он должен считать (по сравнению с немцами, которые гноили советских пленных в лагерях, расстреливали, морили голодом) очень классными и хорошими  оккупантами- потому что  любой  любящий советскую власть одессит мог выкупить пленного или много пленных  и отпустить его/их домой, или провести к красным  партизанам.
ПО его офонаревшему лицу было видно, что эта простая мысль никогда в жизни ему не приходила в голову :) 
   Ответить    
Наталья Прилуцкая
До  1942 года немцы и, надо понимать, румыны тоже, отпускали пленных, если они были уроженцами этой и близлежащих местностей и за ними приходили родственники. Уже с 1942 г. оккупанты отменили эту практику.
В СССР этот факт не афишировался, поэтому не все об этом знают, но так было. Моего деда бабушка так забрала из лагеря для военнопленных.
Бывало даже так, что совсем чужие женщины вызволяли, представляясь женами, военнопленных красноармейцев.
Ну а зная румын, вполне вероятно, что они на этом еще и бабосы зарабатывали ))
Так что ваш знакомый слышал звон, да не знает откуда он (с) ;-) 
   Ответить    
автокар
В 1943 году летом румыны в Одессе устроили  массовое освобождение пленных которые к тому времени ещё к тому времени оставались арестованными (это было организовано показательно, в городе, при стечении народа, об этом писали в тогдашних одесских  газетах). Взяли с них честное слово, что те не будут вредить новой власти и распустили по домам. Напутственное слово говорил митрополит.
   Ответить    
Ded1929
Ded1929   страна по ip - od 1 января 2016, 19:44     +7      
Да, это правда. Пленного можно было освободить за золотые вещи, прочие ценности. Вообще, между румынской и немецкой оккупацией нет никакого сравнения. Пусть меня сейчас здесь закидают тапками, но при румынах в Одессе жили лучше, чем при Советах. Прокладывали канализацию, укладывали брусчатку, каждую осень к воротам привозили уголь для отопления.
   Ответить    
автокар
:) А когда румыны делали капремонты домов, то они заодно делали полный  ремонт и в квартирах жильцов этого дома ( бесплатно для жильцов).
Им не было смысла уничтожать ни город, ни население — своих граждан (в 1943 году они дали румынское гражданство жителям Одессы) — они рассчитывали превратить  Одессу в второй город после Бухареста- в  свою румынскую "жемчужину у моря". Например, насосная станция Чумка до сих пор работает по чертежу который румыны сделали  (там стоит дата 1.5.1942год, сам видел) когда восстановили водопровод в городе. До конца советской власти все АТС центра города (которые начинались на двойку) работали на румынской аппаратуре, которую установили румыны взамен уничтоженной красной армией довоенной советской телефонной аппаратуры. Про Румынский канал (от Хаджибейского лимана к морю)   все знают, но большинство не знает почему он Румынский и для чего делался.
   Ответить    
Ded1929
Ded1929   страна по ip - od 3 января 2016, 09:40     +6      
Совершенная правда. Уточню, что Одесса была столицей нового румынского региона Транснистрия, и поэтому вклад в нее со стороны румынских властей был соответствующий. Могу еще добавить, что в Одесской области началось распаевание колхозных земель, и на полученных землях селяне начали высаживать фруктовые деревья. Когда советские войска область "освободили", каждое дерево обложили налогом. В частности, за абрикос надо было заплатить 3.60 руб. в год. В то время при цене на абрикосы 15-20 копеек за кг это был немыслимый налог. Все деревья были вырублены, земли снова отобраны. Это из рассказа моей жены, она из Катаржино.
   Ответить    
WooDooDoll
Какая хорошая плзнавательная Новогодняя статья! Спасибо, редакция!
С Новым годом мои дорогие, любимые одесситы)
   Ответить    
Великолепный
Спасибо.
   Ответить    
 Avenger
Avenger   страна по ip - od 1 января 2016, 20:09     +3      
А ты к ней каким боком?
   Ответить    
   Правила


6element
Реклама


            
25 августа
09:46 На Дунае найдено тело утонувшего мальчика
24 августа
20:13
15 коммент.
Автопробег ко Дню Независимости: иномарки в вышиванках и желтый «Запорожец»  фотографии видео
17:27
25 коммент.
День Независимости: одесских котов одели в вышиванки  фотографии
16:51
13 коммент.
Вышиванковая цепь в Одессе: рекорд 2016 года пока не побит фотографии
16:03
102 коммент.
Слава нации! Чем стал для нас День Независимости (колонка главного редактора)
13:53
39 коммент.
Сильный пожар в Черноморске: горит караоке-клуб с детским развлекательным центром (обновлено, фото, видео) видео
13:07
64 коммент.
Марш защитников и патриотов: по улицам Одессы в День Независимости прошли сотни людей в вышиванках фотографии видео
11:59
22 коммент.
Рыбоохранный патруль изъял на Привозе 35 кг осетровых  фотографии
10:39
66 коммент.
В Одессе День Независимости начался с возложения цветов к памятнику Кобзарю фотографии
10:09
24 коммент.
Провал на Филатова прервал троллейбусное сообщение между Таирова и Заставой
09:59
3 коммент.
Непостоянная постоянная. Музей современного искусства Одессы перетасовал колоду экспонатов и выбросил козыри  фотографии
23 августа
22:06
43 коммент.
В Одессе проходит одиннадцатый Вышиванковый фестиваль  фотографии
22:06
4 коммент.
В Одессе прямо на проезжей части сгорела машина видео
21:32
19 коммент.
Ко Дню города в Одессе проведут бесплатные экскурсии и лекции  фотографии
21:13
29 коммент.
Одесситы провели акцию ко Дню государственного флага (политика) фотографии

Эксимер
Реклама


Новости от НВ


В Днепре дети во время «игры» подожгли 8-летнего мальчика, он в реанимации



Северная Корея провела испытания сверхкрупной системы залпового огня



В США впервые от курения вейпа умер человек




Статьи:

Звездный час «Шторма»: как одесские менты псковских десантников одолели и забрали БМД

Такой разный янтарь: пляжи Паланги, музеи Вильнюса, копанки Волыни и одесская контрабанда

Куда пойти в Одессе: Лесь Подервянский, Море шансона и фестиваль экстрима



Новости Одессы в фотографиях:









На Дунае найдено тело утонувшего мальчика
На Дунае найдено тело утонувшего мальчика
День Независимости: одесских котов одели в вышиванки (фото)
День Независимости: одесских котов одели в вышиванки (фото)
Вышиванковая цепь в Одессе: рекорд 2016 года пока не побит
Фотографии: Вышиванковая цепь в Одессе: рекорд 2016 года пока не побит