Нет, я не спорю, что некоторые люди заслуживают наказания куда худшего, чем опускание в мусорный бак и удар в нос. Не отрицаю я и то, что отдельным персонажам нашего политикума, санкционировавшим и организовавшим в свое время избиения и даже убийства, полезно испытать на своей шкуре хотя бы часть неприятностей, которые они причинили другим. Нет никаких возражений и по поводу того, что в Раде заседает немало граждан, которые готовы выполнить (и выполняют) любой приказ Кремля и, пользуясь неприкосновенностью, исподволь разрушают наше государство. То есть, предателей и саботажников. Так сказать, врагов народа, да простят мне этот термин из кровавого прошлого.
Однако, на мой взгляд, ни один пункт из перечисленных не может служить оправданием внедрения в политическую практику квазиправовых институтов первобытной эпохи. «Око за око», принцип талиона, суды Линча вместо правосудия – все это, может, и утоляет жажду мести толпы, но ни разу в истории планеты не привело к искоренению преступности. Причем понимали это еще в древности. Не зря на Руси кровную месть отменили в далеком 1072-м году, хотя в излишнем гуманизме Ярославичей заподозрить никак нельзя.
В наших условиях возврат к традициям предков свидетельствует еще и о бессилии. В самом деле, если Шуфрич работает на врага, то почему бы это не доказать в судебном заседании и не посадить негодяя по закону, когда его прокатят избиратели на выборах (или лишат неприкосновенности коллеги)? А если бьют морду, то либо доказательств такой деятельности нет, либо государственный аппарат прогнил настолько, что неспособен в легальном поле защитить себя от раковой опухоли измены, и этим приходится заниматься отдельным патриотам. Но тогда почему они начали с Нестора, а не, например, с Генпрокурора или главы СБУ, которые позволяют вражинам гулять по свободной земле?
Тут вообще все интересно получается. Накануне избиения Шуфрича те же патриоты пытались люстрировать с помощью мусорного бака известного олигарха Леонида Климова, который баллотируется по одному из округов на севере области. В политическом плане Климов вызывает куда меньше уважения, чем экс-глава МЧС – последний, по крайней мере, не изменял своим принципам и до сих пор остается членом Партии регионов, в отличие от владельца «Имэксбанка», который, не сделав ни одного заявления, слинял из «бело-синих» и сегодня исправно голосует по указке руководства страны. Во всех остальных – Климов причинил Одессе и области намного больше вреда, чем Шуфрич. Это ведь не Нестор с помощью подконтрольного большинства городского и областного советов украл у одесситов стадион посреди центрального парка, выбил из государства и области финансовую помощь на его реконструкцию и пальцем о палец не ударил для благоустройства зеленой зоны вокруг объекта. Не Шуфрич в директивном порядке, используя админресурс, перевел бюджетников на обслуживание в своем банке и негосударственном пенсионном фонде. Не Шуфрич уничтожил целый квартал в исторической части города, буквально выжигая из него несговорчивых жителей. Не Шуфрич застроил склон в Отраде. Однако Шуфрича активисты «Правого сектора» избили, а с Климовым пели гимн. Что это, если не самое мерзкое паскудство?
Складывается впечатление, что отдельные группировки наших «революционеров» давно уже наплевали на все ценности и идеалы и просто выполняют заказы. Эдакие боевики по вызову. Косвенно об этом свидетельствует и сам факт активизации одесского ПС в августе, перед стартом избирательной компании. В разгар революции, во время оккупации Крыма, майской трагедии наши «правосеки» представляли собой небольшую группку довольно безобидных молодых людей школьного и студенческого возраста. Дела делали совсем другие граждане. Берсерками местного разлива одесские подопечные Яроша стали как-то вдруг. Неожиданно для многих спровоцировали милицию на концерте Ани Лорак в Аркадии, бросили в мусорник какого-то мелкого взяточника из Фонда соцстраха, породив целое движение «народной люстрации», покарали аналогичным образом деятеля, пытавшегося при поддержке губернатора взять под контроль их организацию. По мне, так подобный всплеск активности не мог произойти случайно. Что-то там, в их рядах, такое произошло, что взбурлили они не по-детски, причем взбурлили здесь и сейчас, а не записались добровольцами в Вооруженные силы, чтобы геройствовать на востоке. Неужто, все из-за выборов?
Но чем бы ни была вызвана «мусорная» активизация, пользы от нее Украине в любом случае не будет. И не только потому, что строить правовое государство судами Линча, да еще и заказными, – это как инквизиционными кострами и пытками прививать христианские добродетели.
Таким макаром разрушается главный водораздел между нами и ими, между условными «украми» и «ватниками». Мы ведь за демократию, не так ли? За европейские ценности и торжество закона. За бандитский беспредел, тоталитаризм и право силы вместо силы права – они. Или я что-то напутал? Разрушив эту черту, мы рискуем оказаться перед выбором между двумя фашизмами. Лично я такой выбор делать не хочу.
Автор – Олег Константинов, главный редактор «Думской»