Одесская глубинка: отары за пятиэтажками и лучшая в мире брынза
«Думская» продолжает свой цикл «Одесская глубинка», посвященный интересным местам нашей провинции, а также людям, в ней проживающим, и их занятиям. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию репортаж из старинного городка Балта, что на севере области, где до сих пор делают брынзу по традиционным рецептам.
Здесь издревле живут потомки молдаван, переселившихся в эти края в поисках лучшей жизни и движимые религиозными убеждениями. Они сохранили не только свой язык, но и промыслы, уклад жизни, обычаи. Тканые вручную ковры, покрывала, дорожки и сейчас украшают их дома, а вязанье из овечьей шерсти носков — по-прежнему едва ли не основное занятие женщин зимними вечерами. А еще они, молдаване, — отменные плотники и строители.
Кроме того, эти люди не мыслят своей жизни без животноводства. В самой Балте это не очень традиционное занятие, но кое-кто из недавних горожан, привыкший к крестьянскому труду, даже в черте города ухитряется содержать коров и овец, занимаясь, по сути, натуральным хозяйством. Летом громкоголосые отары дружно направляются к пастбищам, гонится стадо коров.
Овец содержат ради брынзы, которая считается лучшей в округе. Барашков приобретают любители шашлыков во время весенне-летних пикников и выездов на природу.
Наших хозяев зовут Мария и Павел Коцаги. Семья живет в основном со своего личного хозяйства, поэтому подросшие сыновья и дочери — первые помощники отца и матери.
Заниматься животноводством сегодня очень трудно, говорит Маричка, — пастбища тают буквально на глазах. Поэтому в последние годы пришлось уменьшить поголовье, которое в былые времена достигало и сотни.
- А в целом овцы неприхотливы в содержании, — говорит она. — Главное условие для них - постоянные выпасы, водопой как минимум три раза в день. Зимой в корм идет сено, солома, кукурузные стебли, и, конечно же, зерновые отходы. В период молокоотдачи должен быть щедрый выпас, это позволяет обсепечивать высокий сбор молока. На весну стадо пополняют бойкие ягнята.
Конечно, приходится отару прививать от заболеваний, лечить животных — без этого никак не обойтись. Тем более, сейчас появились болезни, которых раньше у овец не было.
Раз в год проходит стрижка овец, в ходе которой можно насобирать 300-400 кг руна. Раньше шерсть отмывали, высушивали, потом руками разбирали каждый клочок на тонкие пряди, после чего она превращалась в пушистые шелковые горы. А уже потом садились за прялку и делали нитки. Когда-то в отаре Марички и Павла были овцы белой тонкорунной породы, сейчас — грубошерстные. Но получение шерсти и смушек отпало само по себе, поскольку сейчас их просто некуда сбывать. Последний раз Коцаги в конце 1990-х отвезли состриженную шерсть в Чернигов, но деньги, вырученные от сдачи «мягкого урожая», пришлось уплатить за транспорт. С тех пор смушки и шерсть прямиком с пастбища отправляются на свалки.
А основным продуктом на домашних овцефермах до сих пор остается брынза. Молоко начинают брать с апреля, когда ягнята получат свою выпойку. В день одна овца дает его всего лишь полтора литра. С десяти литров молока выходит 2-2,5 кг брынзы. Поэтому готовый продукт и высоко ценится. Маричка Коцага, рассказывая о том, как она делает брынзу, отмечает, что так делали её еще прабабушки — с давних времен, привычным крестьянским способом.
Главным сырьем для изготовления брынзы считается натуральный сычуг (как говорят местные, тяг), запасаемый впрок. Его делают из желудочков молочных недельных ягнят. Наполняют желудочки молоком и солью, связывают с двух концов. В таком виде они подвешиваются для просушки в проветриваемом помещении или под навесом. Когда они высыхают, их обмывают, разрезают на две части и помещают в двухлитровую банку с водой. В таком виде настаивают неделю. Таким вот образом и получают вещество, которое «стягивает» молоко в упругую массу.
Когда собирается удой всей отары, начинается этап приготовления. Молоко обязательно процеживается, нагревается, ведь сычужная жидкость добавляется только в теплую среду. На 10 литров настоянной на сычуге жидкости нужно всего лишь 1-2 столовых ложки. Хозяйка следит за тем, как молоко сворачивается, как отходит сыворотка. Когда уже есть явные признаки образования творожистой массы, смесь мешают и через 10 минут выливают в емкость с отверстиями в дне, устланную в несколько слоев марлевым полотном. Сыворотка постепенно стекает, а в марле остается плотная масса, собственно сама брынза. Если молоко откидывают утром, к обеду она уже готова. Впрочем, это не последняя стадия.
Готовый круг брынзы хозяйка разрезает на 4-6 секторов и осыпает сухой солью, перекладывая в другую тару. В таком виде продукт остается до следующего дня. К тому времени на брынзе образовывается затвердевшая от соли корочка. Потом куски омываются в сыворотке и укладываются в бочку. Когда бочка заполнена, хозяйка готовит крепкий раствор из свежей сыворотки и соли (1 кг соли на 10 л сыворотки, а проще, — чтобы плавало сырое яйцо) и выливает в бочку. Сверху прикладывает прессом. Через несколько дней брынза готова. В таком виде продукт хранится целую зиму, практически до новой брынзы, и не портится вовсе, потому что смесь сыворотки и соли создает надежный природный консервант. Поначалу брынза малосольная, потом становится среднесоленой, а зимой — крепкого посола. Спрос на любую из них всегда высок.
Вкус и степень соления брынзы выбирает любитель. Но гурманы любят ее практически во всех видах.
Балтские молдаване любят соленую брынзу и большие мастера в приготовлении блюд на ее основе или с ней. Особой популярностью пользуются плачинды с брынзой, зеленью, ну и конечно, мамалыга, которая также немыслима без брынзы. И если молдаване всегда спрашивают у соседей-украинцев совета, как приготовить настоящий украинский борщ, то украинцы, в свою очередь, интересуются секретами изготовления молдавских плачинд. И, поверьте, нет ничего вкуснее свежего хрустящего хлеба с ломтем овечьей брынзы и сочным помидором!
Автор — Вера Тихонова
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
Семья Коцаги
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter
Спасибо за статью и особая критика в адрес последнего абзаца — после этого можно работать?!! Надо срочно добывать брынзу и помидорку!!! А то до вечера не дотянуть )
Настоящая брынза только овечья или, на крайний случай, козья, все остальное — жалкое подобие брынзы. Жалко только козлят, в основном на тяг режут козлят мужского пола.
Отличный репортаж, спасибо! Добавлю от себя: Балта в своё время была и еврейским центром, т.н. «местечком»(«штетл» на идиш), с уникальным синтезом культур и религий соседствующих народностей: молдаван, евреев, славяно-украинцев, тюрок. Она и возникла как крепость турецкая напротив польской, пограничный торговый центр. Интернациональный городок был, там даже части остались с традиционными наименованиями. Вот тут подробнее об истории Балты: http://alvishnev8391.narod.ru/Balta.htm
Жившее в округе современной Балты во времена возникновения турецкой и польской крепостей славянское население ТОГДА себя «украинцами» НЕ называло. Правобережная Украина — Подолия была частью Польши, югом владели турки с татарами. Предки современных украинцев, тогда прежде всего считали себя православными христианами, общаясь меж собой на малороссийском наречии. Были они тогда поддаными круля Ржечи Посполитой и султана Блистательной Оттоманской Порты. Впрочем, о том, что они, как и их предки тех лет, славяне, не все знают. Некоторые этого предпочитают не вспоминать.
Это сложный вопрос. А вот то, чем отличаются продвинутые нацисты от задвинутых нацистов очень легко увидеть по вашим сообщениям. Кстати, для сведения: труд и творчество не имеют национальностей.
Вообще-то у Кургиняна есть отдельные лекции по этому поводу. Смотрите, просвещайтесь. Но специально для вас напомню, что коммунизм — это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке его высших творческих способностей, а фашизм — это ультраправые политические идеологии и партии, например, такие как «Свобода». Вот вчера, например, ваши братья по разуму отметились очередной типично фашистской выходкой: http://varjag-2007.livejournal.com/4437881.html. Религия? Вообще-то наш базовый принцип «не восхвалять, не проклинать, а понимать», а наша методология — это синтез. Я надеюсь, мне не нужно приводить определение религии, чтобы доказать продвинутому нацисту, что он просто кидается словами, не приводя никаких аргументов? Уразумели, господин нацист?
Когда-то Балта называлась Юзефград. Там был очень красивый армянский храм, не знаю, есть он сейчас или нет, на фотографиях старых очень красивое здание.
В 1699 началось строительство князем Юзефом Любомирским польской крепости на левом берегу Кодымы, названной в его честь Юзефградом. Возникновение турецкой части города на правом берегу Кодымы относят к 1740-м годам. Тогда началось строительство турецкой крепости, названной «Балта», с турецкого языка это слово означает »топор» или «молот». Река Кодыма отделяла эти части города (польскую и турецкую) и служила в качестве границы между ними. Евреи селились в то время в обоих районах, как в польском, так и турецком. В 1768 году на Подолии произошла резня, совершенная гайдамаками. Гайдамаки – украинские крестьяне, выступавшие против польской шляхты и католического духовенства, но преимущественно занимавшимися разбоем, грабежами и насилием над еврейским населением. Сначала бандиты под предводительством печально известного Максима Железняка совершили ужасную резню среди поляков и евреев Умани и ее окрестностей. Большое количество евреев стремилось сбежать в пограничный турецкий город Балту, ища защиту у турецких властей. В июне 1768 года по указанию Максима Железняка, преследуя бежавших из Умани евреев и поляков, отряд под командованием сотника Василия Шило, участника Уманьской резни, настиг их в открытой степи рядом с Балтой и вырезал, Шило также совершил нападение на Юзефград и Балту. Удар гайдамаков был отражен полком татар. При этом много евреев в городе было убито и их собственность разграблена. В этом же году эпидемия чумы унесла много жизней в этих поселениях. Несчастья продолжались, 6 октября 1768 года Екатерина II начала войну против Турции (1768-1774 годы), что также негативно отразилось на жизни горожан.
Начиная с этого времени, история Балты в течение последующих столетий – это череда разбойных нападений на евреев и погромов. В 1791 году Балта был включена в Российскую империю после того, как война между Россией и Турцией закончилась победой России. В 1797 два поселения с обеих сторон реки Кодыма стали объединенным городом Балта Русской империи, уездным центром Подолии. Люди многих национальностей жили тогда в Балте — украинцы, русские, белорусы, поляки, молдаване, евреи, крымские татары. 21 декабря 1791 г. Екатерина II издала указ, по которому евреи не имели никаких прав быть купцами во внутренних губерниях России. Впервые этим указом была сформирована «черта еврейской оседлости», в которую вошла и подольская губерния, включая Балту.
Несмотря на ущемления прав евреев по отношению к другим народам важно отметить, что в конце 18 столетия в городе существовали только еврейские школы. В первой половине 19 века здесь были три еврейские школы.
В Балте пересекались главные дороги с юга на север и с запада на восток Украины и, соответственно, России. Выгодное положение города на перекрестке важных торговых путей из Левобережной Украины в Бессарабию, Молдавию, Валахию и к черноморским портам усилило торговое значение города в 18 и 19 столетиях. Богатство уезда составляло его сельское хозяйство, а город был известен как рынок зерна. К черноморским портам шли караваны с товарами, прежде всего с хлебом по дороге, получившей название Балтской. Знаменитые балтские ярмарки скота, и в первую очередь, ежегодные ярмарки лошадей посещали крымские татары, польские богачи и купцы разных национальностей, в том числе и еврейские.
К 19 столетию Балта стала административным центром довольно большого уезда Подольской губернии, одним из крупнейших торгово-промышленных центров юга Украины. Торговля излишками хлеба, производимого здесь в сельской местности, выросла, хлеботорговцы вывозили зерно в Одессу, откуда оно экспортировалась за границу. В первой половине 19 века в городе находилось значительное количество торговых заведений. В 1865 г. была построена первая на Украине железная дорога Одесса-Балта, связавшая юго-западные сельскохозяйственные районы через Балту с Одесским портом. С постройкой дороги значительно увеличился товарооборот балтских ярмарок.
Балта в начале 80-х годов 19 столетия представляла уездный город со значительным еврейским населением. Основными занятиями еврейского населения была торговля и ремесла. Несмотря на то, что политика государства не благоприятствовала развитию еврейских общин, ущемляла права еврейского населения, деяния евреев существенно повлияли на экономический расцвет города и на превращение Балты в крупный торговый центр. Убийство Александра II народовольцами в марте 1881 г. углубило раскол в обществе, развернулась антисемитская пропаганда. По империи прокатились еврейские погромы, связанные с неудовлетворительным экономическим состоянием населения.
По данным балтского раввина Шапиро, накануне погрома 1882 года в городе проживало более 20 тыс. евреев из примерно 27 тысяч всего населения города. Еврейских домов в городе было около 1000, около 300 лавок и винных погребов. 30 марта 1882 года на православную пасху большая часть еврейского населения города была разорена в результате погрома: было разрушено 976 домов, 278 лавок и 31 винный погреб; 211
По данным балтского раввина Шапиро, накануне погрома 1882 года в городе проживало более 20 тыс. евреев из примерно 27 тысяч всего населения города. Еврейских домов в городе было около 1000, около 300 лавок и винных погребов. 30 марта 1882 года на православную пасху большая часть еврейского населения города была разорена в результате погрома: было разрушено 976 домов, 278 лавок и 31 винный погреб; 211 человек было ранено, в том числе 39 ранено тяжело; 12 убито; зафиксировано более 20 случаев изнасилований. Во время погрома в Балте «полиция и военные власти арестовали 24 грабителей и далеко большее число евреев, последних за то, что они осмелились стоять при своих квартирах. На следующее утро христиан освободили, и они усилили собою ряды грабителей, а евреев продержали под арестом два дня…. В начале погрома сбежавшиеся евреи заставили шайку буянов отступить и укрыться в здании пожарной команды. Но с появлением полиции и солдат буйствующие вышли из своего убежища. Вместо того чтобы разогнать эту шайку, полиция и войско стали бить евреев прикладами и саблями. Это было сигналом к погрому» ( Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа. Т.3). Полиция и солдаты разогнали в начале погрома участников еврейской самообороны, возглавляемой Элиезером Машбиром. В отряде еврейской самообороны были грузчики, извозчики, ремесленники и их подмастерья. 2 апреля 1882 года Петербургский телеграф принял телеграмму из Балты с сообщением корреспондента газеты «Голос»: «Специально обозрел Балту после погрома. Все магазины, лавки, числом более 300, разбиты. Множество товаров уничтожено, унесено; из всех еврейских домов не осталось 30-ти уцелевших; ни платья, ни мебели, ни постели, ни посуды, ни утвари, ни окон, ни дверей нет у евреев; вино, водка почти из всех еврейских складов выпущены; все улицы покрыты перьями…, вчера богачи, сегодня нуждаются в необходимом; нужда в хлебе отчасти удовлетворяется пожертвованиями; хлеб привозится из Одессы; войска прибыли 31/3; прибывший 31/3 губернатор принимает меры [к] успокоению. Им высланы войска в окрестности, где спокойствие восстанавливается». Весть о погроме достигла евреев Европы и Америки, вызвала большой резонанс в мире и усилила эмиграцию среди евреев России. Российские чиновники, особенно министр внутренних дел Н. П. Игнатьев, были причастны к кровавым событиям в Балте, антисемиты от власти — они тайно поощряли мятежников. Вскоре после погрома Балта стала одним из ведущих центров сионистского движения, здесь был организован центр Сионистского движения на Подолье, Волыни и Бессарабии.
К началу XX века усилилось промышленное развитие города: функционировало более 75 фабрик, заводов и ремесленных мастерских.
Еврейское население увеличилось, достигнув в 1890 году приблизительно 27 000 человек (79% всего населения города). Число синагог и молитвенных зданий было семнадцать. В 1913 г. знаменитый меценат Е.Писаревский построил Талмуд-школу, затем в этом здании размещалась еврейская больница. По переписи 1910 г. в Балте проживало 27891 человек и среди них 14924 евреев, судя по данным 1890 года, к этому времени на численности евреев существенно сказалась эмиграция. Город имел к этому времени 74 улицы, освещался керосином и электричеством, водопровода не было.
Промышленность была кустарного типа, ручной труд преобладал, все промышленные предприятия имели небольшое количество рабочих. Было много еврейских ремесленников: портных, сапожников, парикмахеров, столяров, слесарей. Также были торговые предприятия разных типов и размеров, от крупных магазинов и складов до мелких лавочек, являвшихся собственностью евреев.
В 20 веке Балта стала одним из тех мест, где погромные действия против евреев совершались неоднократно. Имел место погром в Балте в 1905 году, затем целый ряд погромов в годы гражданской войны. Особенно трагическим был для Балты 1919 год. Во время гражданской войны город неоднократно переходил от большевиков к петлюровцам, которые устраивали еврейские погромы, много людей пострадало, часть евреев бежала в Одессу. Были погромы атамана Заболотного и его казаков, они стремились грабежом и убийствами расправиться с ненавистными евреями, русскими и помещиками. Атаман Тютюник с петлюровскими бандами в 1921 году предпринял последнюю попытку поднять украинских крестьян на борьбу за «самостийну» Украину, он сжег город.
И не удивительно, что уроженец Балты Самуил Шварцбард 25 мая 1926 года в Париже застрелил бывшего Верховного Атамана УНР Симона Петлюру. На суде в Париже Шварцбард Самуил утверждал, что мстил за еврейские погромы, где погибли 15 его родственников, замученных во время зверств петлюровцев в годы гражданской войны, он мотивировал свой поступок личной ненавистью к бывшему атаману. Из разных стран в Париж на суд над Самуилом прибыло около 80 свидетелей, лично подтвердивших факты погромов и доказавших, что моральную и политическую ответственность за зверства несет Петлюра. Французские адвокаты также смогли привести убедительные доказательства зв
Французские адвокаты также смогли привести убедительные доказательства зверств петлюровцев, и в итоге французский суд полностью оправдал Самуила Шварцбарда.
Уважамая редакция, статья очень интересная. У меня к Вам личная просьба-покажите пожалуйста дорогу с Киевской трассы до Балты-там просто пиз Единственная дорога по всей Одесской области,где даже джипом не проехать
Да, дорога там и в самом деле ужасная. Раз в год там ездим с семьей и каждый раз прозреваем. На этой дороге, как в анекдоте «все машины автоматически становятся внедорожниками». У меня есть фотки дороги от Балты до Кодыми, дорога от Киевской трассы и до Балты примерно в таком же состоянии. Остальные фото тут: http://s019.radikal.ru/i607/1303/8a/dfe9c3767a8d.jpg http://s47.radikal.ru/i116/1303/65/f5b5d4fce51e.jpg http://s40.radikal.ru/i090/1303/4a/c9f75df52cb0.jpg http://s47.radikal.ru/i115/1303/65/232c1f61e7a7.jpg http://s020.radikal.ru/i718/1303/b0/9c8072ff6b6e.jpg http://s54.radikal.ru/i145/1303/e2/40edfd6a3e6d.jpg
Спасибо Вам за фото. Хочу обратить внимание на один факт-дорогу от Киевской трассы до поворота на Заплазы(Зеленогорск) в 2012 году ремонтировали(засыпали ямы щебнем) за счет сахарного завода. В этом году Заплазский сахарный завод работать не будет(причина мне не известна) Я не знаю что это будет Мне страшно
Королевы льда и Instagram: как «Сестры Кракен» из Одессы покорили хоккей и соцсети!
Одесский хоккей переживает ренессанс: в Украинской лиге дебютировала мужская команда «Шторм», а женская команда «Сестры Кракен» завоевала бронзу на чемпионате страны. Но этим их достижения не ограничились: один из рилзов команды уже собрал 15 миллионов просмотров!