24 апреля 2014, 17:43
Одесские театры: в каждом — по 1,5 привидения, самый маленький – на бывшей фабрике, а по пожарам лидирует Опера (инфографика)Театры в Одессе стали появляться с первых же лет ее основания, становясь местами не столько получения эстетического удовольствия, сколько делового общения. Недовольство публики репертуаром имело место всегда. Так, Городской театр, построенный в 1809 году, никак не мог сделать толковые сборы, пока в Одессу не прибыла итальянская труппа – ведь в театр ходили преимущественно иностранцы, богатые негоцианты, которым русские пьесы были совершенно не интересны. Со временем процесс наладился: дамы в ложах слушали итальянскую или французскую оперу, господа решали деловые вопросы в неформальной обстановке ломберных и курительных комнат. С тех пор по миру гуляет легенда о чрезвычайной требовательности одесской публики. В рамках проекта «Десять фактов о…» «Думская» собрала интересные сведения о наших театрах. Факт первый. Количество одесских театров в 1913 году – 14, в 1990 – 7 (включая Зеленый театр в парке Шевченко), в 2014 – 13 (включая Дом клоунов, «Тур де форс», Одесский театр рок-оперы, кабаре «Буффон», Театр Перуцкого, Болгарский драматический театр и Театр на Чайной). Факт второй. Средняя цена билета в Оперу в 1913 году составляла 3 рубля (60 буханок хлеба стоимостью по 5 копеек), в 1990-м — тоже 3 рубля (12 буханок хлеба по 25 копеек), в 2014 – 80 гривен (20 буханок хлеба по цене 4 гривны). Факт третий. В кассах практически каждого театра работают грубые и нелюбезные кассирши, лидируют Опера, украинский и кукольный. Факт четвертый. В среднем на каждый одесский театр приходится по полтора привидения, основная часть которых гнездится в Опере. Факт пятый. Самый большой одесский театр – Оперный, он вмещает 1560 зрителей, самый маленький – театр «Буффон», 30 зрителей. Факт шестой. У Оперы и самая большая костюмерная – она вмещает более 800 нарядов. Самому старому – свыше 100 лет. Цена пачки для примы балета стартует от 500 долларов США. Факт седьмой. По самым скромным прогнозам, к 2017 году китайцы будут составлять 45 процентов от общего количества оперных певцов Одессы. Одно время в балетной труппе выступали японцы Тэрада Мидори и Окава Коя Факт восьмой. Большинство «официальных» одесских театров располагается в специально построенных зданиях, хотя в основном они достались им по наследству от других подобных учреждений. В «непрофильных» помещениях работают маленькие театры и театры-студии. Самая необычная «прописка» — у «Театра на Чайной». Он занимает один из цехов бывшей чаеразвесочной фабрики. Факт девятый. В Опере камни дороже спектаклей. Самый дорогой билет на спектакли театра стоит 200 гривен, зато вынутый из-под сцены во время последней реставрации кирпич был продан на благотворительном аукционе за 200 долларов. Факт десятый. Специалисты подсчитали, что в театральной жизни участвует не менее 10 тысяч одесситов, или 1% жителей Города. Это артисты, технические работники, а также люди, которые стараются не пропускать ни одного спектакля в любимом театре. И ЕЩЕ ПАРУ ФАКТОВ, НЕ УМЕСТИВШИХСЯ В «ДЕСЯТКУ» Жертвы Фемиды С нарушением авторских прав в той или иной степени работают практически все театры Одессы, но ответить за это по закону пришлось только любительской труппе театра Перуцкого на Канатной – она заплатила 65 тысяч гривен российскому драматургу Валентину Красногорову за спектакль «Давай займемся…», поставленный по мотивам пьесы творца. Последнего не известили о «переработке» его произведения, он подал в суд и выиграл тяжбу. Смерть на сцене Артисты каждого одесского театра по долгу службы часто изображают смерть, но за последние годы только на одной сцене нашли реальный труп. В январе 2013-го в ТЮЗе, упав с декораций, насмерть разбился… участник банкета в честь дня рождения бывшего сотрудника милиции. Пожары Наша Опера самая-самая и в плане пожароопасности. Пожары в театре начались в незапамятные времена. Порой они носили забавный характер – неизвестный фельетонист первой одесской газеты Messager, выходившей на французском языке, донес до нас из 1822 года такой эпизод. На одном из представлений первый машинист сцены случайно поджег юбку примадонне, та испугалась и бросилась в зал, потянула за собой французского генерала, священника, директора театра, выбежала на набережную, и только стоявший у причала корабль пожарными шлангами все затушил. Подлинной трагедией стал пожар 1873 года, когда в новогоднюю ночь первый Городской театр (там исполнялась и опера, и драма), как раз перед этим отреставрированный, запылал. В ходе реставрации масляные лампы были заменены газовыми, со стороны Ришельевской была сделана пристройка для входа зрителей, над ней были вмонтированы часы с ночной подсветкой. Именно в часах возник пожар, здание сгорело дотла, погиб дежуривший в театре сторож. Нынешнее здание построено в 1887 году, пережило несколько войн и революций. В 1984 году во время съемок балета «Маскарад» (художник-постановщик – классик советского и русского искусства Илья Глазунов) произошел пожар на сцене. Пострадало несколько декораций, а также бархатный расшитый «Головинский» занавес. Тогдашний директор театра В.П.Семенов заявил в СМИ о незначительном ущербе в 500 рублей. Театр работу не останавливал. На авансцене был поставлен рояль, и давали концерты солистов. Во время концертов сверху капала вода и падали частицы сгоревших декораций. Богатым на пожары в Одесской опере оказался 2003 год. Началось с того, что в ночь с 9 на 10 января произошел пожар на сцене. Сгорели следующие декорации: - интермедийный занавес из «Севильского цирюльника»; - интермедийный занавес из детского балета «Дюймовочка»; - две кулисы из оперы «Иоланта»; - падуга из оперы «Иоланта»; -правая половина от антрактово-раздвижного занавеса (АРЗ); Также прогорел в нескольких местах и был залит водой парадный занавес работы А.Головина (не подлежал восстановлению). К «Севильскому цирюльнику» был изготовлен другой интермедийный занавес. К балету «Дюймовочка» были взяты декорации из оперы «Барвинок» (какая разница, и там, и там – цветочки). Кулисы и падуга к «Иоланте» так и не были восстановлены. АРЗ и «Головинский» были сделаны новые к открытию театра после реставрации. Театр не работал в течение трех дней. Было отменено 4 спектакля. Открыли учреждение 18 января оперой «Иоланта». В том же 2003 году произошел пожар в бухгалтерии, который случился 27 октября. Пожар был ликвидирован в пределах помещения бухгалтерии. В ходе реставрации система пожаротушения в Опере была серьезно модернизирована Второе место по количеству возгораний занимает Украинский театр — за свою историю он полыхал семь раз. Круче Шекспира Каждый год в Одессе и не только проводится премьера очередной пьесы местного драматурга Александра Марданя. Скажем, в 2013-м году в 15 городах трех стран – России, Украины и Венгрии – состоялось 19 премьер по работам Александра Евгеньевича. В Украине было шесть премьер: Киев – спектакль «Аншлаг» в театрах «Пятый Угол» и «Слон», спектакль «Антракт» в театре «Экипаж»; Одесса — ТЮЗ, спектакль «Аншлаг»; Львов – театр «Воскресение», спектакль «Арьер»; Белая Церковь – «Американская рулетка». В России — 11 премьер: Москва – «Антракт», «На высоких каблуках» по пьесе «Лист ожиданий»; Владивосток – «Аншлаг»; Владикавказ – «Кошки-мышки»; Комсомольск-на -Амуре – «Ночь святого Валентина»; Новосибирск – «Американская рулетка»; Магадан – «Американская рулетка» и мюзикл «Мужчина и женщина»; Рубцовск – «Очередь»; Смоленск — «Антикризисная комедия»; Уфа – «Американская рулетка». В Венгрии — две премьеры: Будапешт – «Разгрузочный день»; Сегед – «Очередь». Сейчас идет работа над постановками в Софии (Болгария), Будапеште (Венгрия), Витебске (Беларусь), в России — в Ельце, Магадане, Омске, Уфе. Такой прижизненной географии постановок не было даже у Шекспира! Контрамарка для Пушкина, или Богачи на галерке Стоимость билетов в первый Городской театр в пушкинские времена приоткрыта театроведом Владимиром Голотой в его известной книге «Театральная Одесса»: «Несмотря на жалкую зарплату – 750 рублей в год, т. е. 62 рубля 50 копеек в месяц (кресло партера стоило 25 рублей, а в ложе 300 рублей в год), опального поэта часто видели в театре… Трудно сказать, какие спектакли видел Александр Сергеевич в период его пребывания в Одессе в 1823-1824 годах. Его друг Ф. Вигель вспоминал, что встречал А. Пушкина на представлении «Сороки-воровки» Россини. В тот сезон здесь шли также сентиментальные оперы «Лючия», «Линда», «Ченерентелла» (в переводе с итальянского – «Золушка», — Ред.), веселые оперы-буфф «Севильский цирюльник», «Итальянцы в Алжире», «Брак по векселю», «Счастливый обман». Историк Александр Дерибас в книге «Старая Одесса» утверждал, что Пушкин посещал «Семирамиду» Россини, которая требовала роскошной обстановки, участия военных в массовых сценах, балетные номера». Можно, однако, предположить, что в ряде случае Пушкин проникал в зал «мимо кассы» — ему вполне могла организовать контрамарку… жена директора театра Амалия Ризнич, в которую поэт был горячо влюблен. Поэтам не грех контрамарку получить, а вообще-то в Одессе считалось престижным дорого платить за поход в театр. В сезон 1900-1901 годов итальянцы впервые привезли в Одессу «Тоску», «Вильгельма Телля», «Лорелею», впервые исполнили на итальянском языке «Евгения Онегина» Чайковского. Цены на билеты были – от 95 копеек до 18 рублей. Причем даже места на галерке перепродавались с рук втридорога, и фешенебельная публика без малейшего стеснения сидела там – всем было понятно, что деньги платились немалые! Как Сару Бернар одесские антисемиты обижали Во время гастролей великой французской драматической актрисы Сары Бернар, которые проходили в нынешнем русском драматическом театре на Греческой, случился скандальный эпизод. На служебном выходе в Колодезном переулке (ныне переулок вице-адмирала Жукова) юдофобствующая толпа встретила Сару нелицеприятными выкриками и даже бросила в ее карету несколько огурцов и булыжник. Этот скандал неимоверно раздула газета «Фигаро», сообщившая, будто Сару Бернар окружила шеститысячная толпа (это в Колодезном-то переулке!) с криками: Да здравствует французская актриса!» и «Смерть еврейке!», бросая цветы, огурцы и камни. Венская «пресса» предсказывала в городе мятеж. Сара Бернар Современники утверждали, что еще в 1908 году на столе великой Сары в Париже можно было увидеть покрытый лаком и помеченный подписями одесский булыжник. Камень был сохранен как заряд чьей-то ненависти, напоминающей, что в искусстве можно не только любить, но и ненавидеть. Доходы прим покрыты мраком Очень сложно проследить, насколько талантливым певцам голос помогает заработать – все засекречено! Бытует строгое мнение, что при царе гонорары оперным примам в Одессе были баснословными. Похоже на то, но конкретных цифр история сохранила мало. Вот, например, расклад из сороковых годов позапрошлого столетия. Около десяти лет пели на одесской сцене Екатерина Амати и Аделаида Ринальди, высокооплачиваемые певицы, получавшие по 500 рублей в месяц. Для сравнения – дирижер Санте-Кампиони, состоявший, кроме того, солистом-виолончелистом, получал 300 рублей. Всего же месячный бюджет театра, включая оплату оркестра и хора, оставлял 5054 рубля. Больше достоверной информации на сей счет найти не удалось. Похоже, оперные артисты предпочитали не особенно распространяться о своих гонорарах. Великий Федор Шаляпин, например, на вопросы о гонорарах отвечал, что делает огромные отчисления на благотворительность. И точка. «Все, что касается более-менее близких нам эпох — это информация, которая не афишировалась, приватная, — разъясняет известный краевед Олег Губарь. — Бенефисы можно кое-как просчитать, но устраивались они скорее для поддержания штанов, и о баснословности речи не идет. О ранней истории Городского театра в этом смысле знаю довольно много. Тогда практиковалась система полного пансиона вокалистов и танцовщиц — квартира, питание, прислуга, отопление и другие расходы, все за счет города, плюс жалованье, «небольшое, но символическое». Скажем, во времена Ришелье — 10-15 рублей в месяц. Это немало, учитывая, что домик на окраине можно было купить рублей за 200. И, находясь на полном пансионе, можно было откладывать значительную часть жалованья. Разумеется, это частные договоры, контракты между содержателями театра и антрепренерами или отдельными вояжерами. Содержатель же театра выплачивал городу сумму, оглашенную им на торгах (высшую среди торгующихся), а дальше у него были развязаны руки». В советское время зарплата оперного солиста колебалась в пределах 120 – 300 рублей, зарубежные выступления проходили в основном в странах соцлагеря, так что быт звезд был довольно скромным. Певцы стремились наряду с работой в театре обязательно преподавать в консерватории. Сегодня сцена нашей оперы время от времени становится местом выступления артистов, вовлеченных в совершенно иные финансовые потоки. Например, гонорар оперной звезды Анны Нетребко на данный момент составляет сумму от 300 до 700 тысяч евро, Сары Брайтман (кстати, выступавшей в Одесской опере совсем недавно – до 650 тысяч евро). По другим данным, концерт Нетребко стоит от 50 тысяч долларов, концерт Дмитрия Хворостовского – от 70 тысяч долларов. Но это суммы, которые якобы оглашаются агентами звезд для желающих пригласить их на корпоративный концерт. А в ведущих театрах мира, утверждают ветераны оперной сцены, верхний предел гонорара оперной звезды, участвующей в спектакле – 10-15 тысяч долларов, правда и налогообложение там высокое. Поскольку и Нетребко, и Брайтман в Одессе отнюдь не в спектаклях пели, а показывали сольные программы, можно догадаться о размерах их гонораров. Местным солисткам приходится довольствоваться зарплатами до 5 тысяч гривен, в зависимости от звания. Или искать знакомства с западными импресарио… Факты собирала Ирэн Адлер, инфографика Марка Эльсона СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 25 декабря 2020: Факты об одесском вине: начали делать задолго до прихода греков, проблема засухи, ледяное, «сушеное» и безалкогольное 12 ноября 2020: Неудачный полет Куприна, мировой рекорд скорости, гибель "медведей" и "Дельфина": авиационные аварии и катастрофы, связанные с Одессой 27 сентября 2020: Факты об одесской полиции: за сто лет она разрослась, оружия стало больше, а офицеры обеднели (фото, инфографика) 17 августа 2018: Факты об одесских пляжах: два килограмма золота, микроскопический зоопарк и дешевая аренда (фото, инфографика) 17 февраля 2018: Десять фактов о Тещином мосте: "бегущая лань", знаменитая бутылка и покушения застройщиков |
Статьи:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||