artville1



Наш La Ruche: семейная атмосфера, проблемы и творческие поиски в одесском Доме художника  


0

Парижские художники сто лет назад ютились в доме, получившем название «Улей» (LaRuche), а у одесских мастеров кисти тоже есть свой дом, оказывается! И здесь принимают гостей. «Думская» побывала в этом царстве искусства.

У дома №1 на Большой Арнаутской нас с фотокором встречает прекрасная блондинка, согласившаяся стать нашим гидом.




«Это самый первый Дом художников, который был построен в Одессе в 1960 году, — рассказывает председатель домового комитета (этакий местный Швондер, совершенно очаровательный!) Линда Страутман. – Другой находится на Торговой, 2. А здесь строили по спецпроекту. До революции на месте этого дома была гимназия, потом во время войны разбомбили целый квартал. Сейчас на улице Леонтовича, между Большой и Малой Арнаутскими, старых домов не найдете совершенно. И вот на этом месте решили по спецпроекту построить дом. Многие называют это сталинкой, потому что такие дома с высокими потолками вскоре перестали строить.

Дом состоит из пяти этажей, на первом и на пятом – художественные мастерские. Второй, третий и четвертый этажи – это квартиры, которые бесплатно предоставляли художникам. Не всем, конечно. Квартир 24, а мастерских гораздо меньше, на всех не хватало. Поэтому мой дедушка Альбин Гавдзинский, получив здесь квартиру, имел мастерскую на Торговой, 2 очень долгое время. Потом. Буквально лет 20 назад ему удалось поменяться с кем-то из художников, уже и не помню, с кем именно. Его мастерская и сейчас здесь, в ней продолжает работать моя мама, Елена Гавдзинская. Очень удобно, когда квартира и мастерская в одном доме. Многие художники, которые работают на первом этаже, в этом доме не живут, например, Николай Овсейко и Святослав Горбенко, они просто сюда приходят работать».

В списке тех, кто здесь жил - сплошь известные фамилии: Божий, Ломыкин, Крижевский, Шелюто, Ацманчук, Токарев, Тодоров. Некоторые квартиры до сих пор занимают дети и внуки художников, но большинство жилых помещений заселили люди, не имеющие никакого отношения к искусству.

В подъезде ощущается стойкий неприятный запах. Линда объясняет: съехал из подвала арендатор, державший там художественную галерею, и оказалось, что все помещение затоплено, пардон, дерьмом. Вызывали аварийку — оказалось, поврежден стояк.

Вспоминается известное изречение маркизы де Помпадур: Après nous le déluge! («После нас хоть потоп!»). Теперь скидываются всем домом, ищут мастеров, чтобы решить проблему.

Поднимаемся на пятый этаж в светлую и просторную мастерскую Елены Гавдзинской. На стене – портрет Альбина Станиславовича, семейные фотографии, с которых смотрят красивые породистые люди. Польская шляхта, между прочим! А вот портрет Станислава Григорьевича Гавдзинского, отца художника, здесь он запечатлен в преклонных годах, а в молодости был ослепительным красавцем.

«У нас с папой мастерская всегда была общая, — говорит Елена Альбиновна. – Я никогда не просила себе отдельную, мне так хорошо было работать с ним, это такое счастье было – с ним работать! Ведь я могла официально попросить, как многие художники, мастерскую, но мне это было не нужно. Это главный был мой учитель, добрый, заботливый отец, прекрасный семьянин. Он не был щедрым на какие-то ласки, поцелуи, объятия, но от него такая любовь исходила… Я ощущала эту любовь с раннего детства и до его ухода. Он светился любовью, и не только ко мне, к семье, вообще очень любил людей. Уже восемь лет, как папы с нами нет, и люди, как только о нем заходит речь, вспоминают его с большой любовью и уважением. Это так приятно, так трогательно!».

Среди художников не принято работать напоказ, смешивать краски на палитре перед гостями — это сакральный процесс. Но можно рассмотреть чемоданчик для поездок на пленэр, арсенал тюбиков с маслом, букеты из кистей самого разного размера и назначения.  

«Впервые папа дал мне кисточку, когда мне исполнился год, — вспоминает Елена Гавдзинская. – Он сидел, делал заказную работу. Мастерской у него тогда не было, работал дома. Жили мы тогда на Троицкой. Мама ушла на базар, он со мной нянчился. «Я прихожу, – рассказывала она. – Сидит папа с кисточкой, ты у него на руках с кисточкой, он пишет, ты мажешь произвольно по холсту. – Что ты делаешь?! – Ничего, пусть ребенок работает». Вот так я начинала. И дальше он учил меня на личном примере, мы с ним практически не расставались: в одной мастерской Дома творчества, выезды, готовились к выставкам, и на даче были вместе, это у нас была летняя мастерская, много работ там написано. Конечно, он говорил, подсказывал, объяснял, как и что, но больше я стояла и смотрела, как он работает».

Сегодня в мастерской много картин Альбина Гавдзинского, ждущих оформления в рамы – к столетию мастера, которое будет в 2023 году, запланирована выставка в музее западного и восточного искусства.

На первом этаже воцарился Святослав Горбенко, тоже представитель династии живописцев. Отец Святослава – председатель Одесской областной организации Национального союза художников Украины, народный художник Анатолий Горбенко. Раньше его мастерская была в доме №19 на Греческой угол Ришельевской. Но случилось так, что ее и еще три мастерских, находившихся там, у Союза художников забрали городские власти.

«Мало того, потом еще пришлось искать наши вещи, которые оттуда вывезли, — вздыхает художник. – Сами понимаете, когда дело касается мастерской, трудно ответить на вопрос: «Перечислите, что там было?». Ну как перечислить? Даже то, что у меня сегодня стоит на подоконнике, я перечислить не смогу. А здесь нахожусь уже четыре года. Конечно, для живописи здесь света маловато, для графики хорошо, я ведь занимаюсь еще и акварелью, печатной графикой. Своим студентам говорю: вы можете взять обычный карандаш и с его помощью создать произведение искусства, сложное, многоплановое».

Святослав порой украшает свои картины самоцветами, вот как изображение Николая Чудотворца, где можно рассмотреть крупный чароит, несколько аметистов и других полудрагоценных камней.  

«Здесь применяется точечная техника с добавлением натуральных камней, — объясняет Горбенко. — Есть у меня и реалистическая живопись, по возможности бываю на пленэрах, путешествую по Украине, езжу в Вилково, пока там еще старые лодочки украинской Венеции можно найти. Скоро, к сожалению, ездить туда не будет смысла. Вот этого пейзажа уже нет: дерево спилили, домов нет, лодки нет, там стоят кемпинги. Исчезают те места, которые интересны для художника, для творческого человека. Все бетонируется, цементируется, ставятся стандартные какие-то дома… Но ведь это небольшая территория, можно ее было оставить в первозданном виде? А трехэтажные коттеджи строить буквально в радиусе километра-двух. Наверное, придется там всем скоро стать урбанистами…».

Мастерство вполне позволило бы Славику подделывать музейные шедевры и заменять их своими копиями (совесть не позволит, правда). Он предпочитает творческий поиск и пробует себя в различных стилях и техниках.

«Если ты работаешь в разных направлениях, о тебе скажут: «Художник не нашел себя», — отмечает живописец. — А если штампуешь из года в год одни и те же цветовые и композиционные решения, будут говорить: «Художник нашел себя». Я не гонюсь за узнаваемостью и предсказуемостью. Страшно бывает, когда ты приходишь на персональную выставку и видишь 70 картин – практически один формат, цвет, стиль. Хочется видеть художника разного, в разные периоды, в разногласиях с самим собой. Я прошел такую школу жизни: в училище, институте вечно говорили, что за меня рисует папа, да еще и природа на детях отдыхает. Меня это закалило. И вот когда мы с отцом сделали ряд совместных выставок, люди увидели, что даже реалистический пейзаж мы делаем по-разному, разными мазками. И немножко успокоились. А карандашом папа вообще рисовать не умеет, если на то пошло».

Следующий пункт нашей экскурсии – мастерская вовсе без карандашей (один лежал на полке, и то случайно), так как хозяин сразу работает кистью, в цвете, маслом, чтобы фактура холста просвечивала. Акрилом даже не пробовал. Войдя в мастерскую к заслуженному художнику Украины Николаю Овсейко, мы прежде всего натыкаемся взглядом на коллекцию машинок.

«Правда, им уже пора на мойку», — шутит мастер.

Есть тут и музыкальный натюрмортный фонд, где самое почетное место принадлежит отцовской скрипке. Подарки друзей – другая скрипка, домра и альт, «сбежавший» из духового оркестра примерно конца пятидесятых.

В Доме художников Николай Сергеевич творит уже 18 лет. А до этого были у него мастерские в подвале на Новосельского, в мансарде на Преображенской. Где лучше? Да всюду хорошо! Как ни странно, лучшее освещение для натюрмортов было в подвале.

«Там так свет падал в окна после обеда, что лучше и не бывает, — с ностальгией вспоминает художник. – А на первом этаже другая особенность: если вечером работаешь при электрическом освещении, а мимо окон едет трамвай, все пассажиры прилипают к окнам, смотрят, что тут происходит…».

Освещение, говорит Николай Сергеевич, такая штука, которая быстро уходит. На пленэре это особенно чувствуется, проходит полчаса, и исчезает понимание, интерес к конкретному предмету. Поэтому он стремится сделать фотографию на природе, чтобы в мастерской легче было воспроизвести то идеальное состояние, которое поразило с первого взгляда: «Фотографировать люблю с детства. Прошел все стадии проявки и печатания, теперь у меня «цифра». И на «Фейсбуке» у меня больше фото выложено, чем картин. Мои любимые «пейзажные» места – это район Хаджибея, за Алтестово – Болгарка, Отрадово, Елизаветовка… Подсолнухи оттуда, из этих мест. Тоже сфотографировал их, когда встретил, и в мастерской написал. Хотелось передать и соцветия живые рядом с семенами, и пожухлый листочек…».  

Видя, как не терпится Николаю Сергеевичу взяться за работу, благодарим и прощаемся, экскурсия наша завершена. Теперь будем встречаться в выставочных залах, помня при этом, какая рабочая и в то же время семейная атмосфера царит в мастерских. Может, в парижском «Улье» все было по-богемному, с удалью, а у нас вот так. Впрочем, абсент они наверняка попивают.

Автор — Ирэн Адлер, фото Александра Гиманова


СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!










































































































0


Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter


Новости по этой теме:


Реклама



Ivan KOVAL
интересно
   Ответить    
krotovicho
спасибо за статью!
   Ответить    
   Правила



14 июля
16:11 В Одессе горит полтора гектара сухой травы в Пересыпском районе: под угрозой частный сектор
15:31 В Одесской области ищут пропавшего во время купания мужчину
14:49 В Одесской области пьяный пациент поджег в больнице койку
2
13:23 Все грани «Дара творчества «Григория Вовка». Одесский центр украинской культуры представил известного художника фотографии
4
12:36 Курсант Военной академии Одессы погиб во время тренировки (фото)
17
11:40 Над Украиной ночью сбили две ракеты и четыре дрона
10:24 В Одессе медики спасли мужчину, который получил удар током на стройке
2
09:31 В Дональда Трампа стреляли на предвыборном митинге: кандидат в президенты США легко ранен, убиты двое его сторонников, спецслужбы ликвидировали стрелка фотографии видео
34
08:25 В Одесской области сегодня весь день будут отключать свет
3
13 июля
22:09 Наследие Берии в толще горы: российские оккупанты восстановили крымский склад ядерного оружия, который строили заключенные
9
21:20 Взял в заложницы собственную мать, устроил стрельбу и резню: одесский суд дал пожизненное за дебош, переросший в кровавое убийство
8
20:09 Новый бювет на одесском поселке Котовского обойдется городу в 14 млн грн: год назад планировали потратить в разы меньше
3
19:15 Одессит хочет построить дачу на военном объекте: суды и мэрия ему благоволят
10
18:01 Воины одесской бригады территориальной обороны 70 суток вели бой в окружении: пищу и боеприпасы им доставляли дроны (фото)
11
Дика піхота
17:33 Пережить свою любовь: одесская актриса по-новому осмыслила творчество третьего мужа Мэрилин Монро (фото, видео) фотографии видео
2




Статьи:

Адские +40: пляжи переполнены, одесситы ползут в тень, а от генераторов только хуже

Новый устав Одессы: без имперского прошлого, но с другим гимном

Удар по Охматдету: война с детьми как элемент «мирного плана» путина





16:18
В Одессе горит полтора гектара сухой травы в Пересыпском районе: под угрозой частный сектор

Масштабное возгорание сухой растительности на площади полтора гектара произошло в Пересыпском районе Одессы в воскресенье, 14 июля. Как сообщили в мэрии, под угрозой оказался частный сектор.

Читать дальше

15:38
В Бельгии дом новобрачных обставили ящиками с пивом

Когда молодожены вернулись с церемонии бракосочетания, то не смогли попасть в собственный дом, так как друзья заставили его 650 ящиками с пивом, - пишет издание Bild.

Читать дальше

15:02
Дарим вам немного прохлады в этот жаркий день. Ну хотя бы так.



14:36
Из трех "Ев" украли элитную косметику.

Из магазина "Ева" на Канатной вынесли духи Dolce & Gabbana за 2127 грн, из точки на Преображенской туалетную воду Dolce & Gabbana за 2015 грн, а на Академика Глушко духи Calvin Klein, Versace Bright и Dolce & Gabbana на 6556,80 грн.

Читать дальше

14:06
Что люди чаще всего забывают в поездах?

С начала года железнодорожники получили от пассажиров более 8 тысяч обращений с просьбой найти потерянные вещи. Кроме распространенных потерь, таких как телефоны, кошельки и документы, украинцы порой оставляли в транспорте более оригинальные предметы. По расчетам "Укрзалізниці", около 70% забытых во время путешествий вещей возвращают владельцам. Среди наиболее интересных предметов, которые украинцы потеряли в этом году, были:

Читать дальше

13:03
Официально объявляется пятиминутка воскресного чила с милым видео с котиками.



12:36
Как бороться с жарой. 5 советов.

Пейте больше воды. В жаркую погоду организм теряет больше жидкости через пот, поэтому важно пить достаточно воды, чтобы избежать обезвоживания. Рекомендуется пить не менее 2 литров воды в день, а в особенно жаркие дни еще больше.

Читать дальше

12:08
На Марсельской обчистили "Аврору".

Как сообщили "Думской" источники в правоохранительных органах, вор вынес комплект нижнего белья, павербанк, набор украшений, кусачки для ногтей, блеск для губ, два фонарика, газ для зажигалок, маникюрный триммер.

Читать дальше








Думская в Viber


В Одесской области пьяный пациент поджег в больнице койку
В Одесской области пьяный пациент поджег в больнице койку
Все грани «Дара творчества «Григория Вовка». Одесский центр украинской культуры представил известного художника
Все грани «Дара творчества «Григория Вовка». Одесский центр украинской культуры представил известного художника
Ми використовуємо cookies    Ok    ×