25 травня 2016, 16:28
Финансы и романсы    Читать на русском

Одесскую Оперу вновь штормит: независимый профсоюз подал в суд на Минкульт из-за директора, а худрук покинул страну


Одно время наша Опера была сотрясаема скандалами, затем наступил спокойный плодотворный период жизни, были выпущены резонансные премьеры. Но затишье оказалось временным, согласие – иллюзией. После долгого перерыва Одесский национальный академический театр оперы и балета снова, увы, оказался в ситуации скандала. 1 июня Одесский окружной административный суд будет впервые рассматривать иск первичной независимой профсоюзной организации ОНАТОБ (напомним, что в коллективе действуют две профсоюзные организации, речь идет о малочисленной, но очень активной) к Министерству культуры Украины.

Третьей стороной со стороны ответчика является управление культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации. Суть претензий такова: «18 января 2016 г. в министерстве культуры Украины состоялся конкурс на замещение вакантной должности генерального директора Одесского национального академического театра оперы и балета. Истец считает, что конкурс проведен с нарушением действующей редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 03 сентября 2008 года № 777».




Пункт 13-й указанного Постановления говорит о том, что обязательным условием проведения конкурса является его открытость. А раз профсоюз не присутствовал на заседании конкурсной комиссии, выходит, все недействительно. Глава независимого профсоюза Виталий Сивоглаз в комментарии «Думской» заверил, что ничего личного против нынешнего директора Надежды Бабич не имеет, и если она снова займет свою должность после отмены предыдущей процедуры и проведении новой, его организация возражать не станет.

«Но это вряд ли может произойти, — предполагает Виталий Васильевич. – Ведь с 24 февраля нынешнего года действует Закон № 955-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных заведений культуры. Закон требует совмещать должности генерального директора и художественного руководителя, а для этого специалисту требуется профильное образование, в данном случае консерваторское. Зная это, министерство поторопилось с фактическим возобновлением Надежды Матвеевны в должности, чтобы ее еще пять лет никто не мог тронуть. Мы до сих пор не видели на доске объявлений приказ о ее новом назначении, кстати. А худрук Борис Эмильевич Блох, последнее время работавший в статусе исполняющего обязанности, покинул Одессу и Украину. Выходит, мы ближайшие годы будем работать без художественного руководства…»

Уже бывший художественный руководитель ОНАТОБ Борис Блох, к которому «Думская» обратилась за комментарием, попросил тайм-аут. Прояснить ситуацию отчасти помогла сама Надежда Матвеевна.

«Мне все это крайне неприятно, — сказала гендиректор. – Под любым предлогом эти профсоюзные деятели, далекие от творчества, выискивают какой-то компромат, которого не могут найти. Чего им опасаться? Я не смогла получить сведения о составе этой организации, так как они утверждают, будто подвергнутся преследованиям… Насколько я знаю, сейчас там состоит из работающих на данный момент в театре четыре человека, и когда кто-нибудь из них совершает оплошность, даже выговор невозможно вынести без согласия профсоюза. Так и живем, я каждый раз обращаюсь к Виталию, он согласия не дает. О каком преследовании может идти речь? Вместо защиты якобы обиженных – поддержка вседозволенности. Виталий опытный сотрудник, замечательный машинист сцены, я рада к нему прислушиваться по многим вопросам, но он, по-моему, несколько заигрался в борца за справедливость, плодя всевозможные иски против меня. Какой бы директор одесского театра это потерпел? А я спокойна – все будет, как решит суд, на каждую претензию иска нашему юристу есть чем ответить».

Обратимся к сухому языку цифр: приказ Минкульта об увольнении Надежды Бабич в связи с окончанием контракта датирован 4 ноября прошлого года. Приказ о назначении исполняющей обязанности гендиректора ОНАТОБ – 5 ноября. Приказ о назначении по новому контракту на должность гендиректора – 3 февраля нынешнего года. Заседала комиссия для проведения конкурсного отбора на эту должность 18 января. По логике независимого профсоюза, вице-премьер, он же министр культуры Украины Вячеслав Кириленко должен был подождать до 24 февраля, пока вступит в силу новый закон. Но зачем, для чего? Кого снова прочим в директорское кресло? Если никакой другой достойной кандидатуры не просматривается – к чему иски? Так, глядишь, профсоюзные деятели потребуют вернуть Януковича и объявить ему импичмент… В предыдущие годы профсоюз оказывался часто оправданно на пике давно назревших конфликтов в коллективе, но сейчас его энтузиазм трудно понять. Нет реального повода, а о скрытой, быть может, причине никто не говорит.

К Минкульту, невольно спровоцировавшему острую ситуацию, тоже есть вопросы. Так ли уж необходимо было принимать закон о совмещении должностей? Чтобы что – сэкономить на зарплате? Заставить одного специалиста трудиться за двоих? Все-таки это очень разные профессии со множеством обязанностей. Директор занимается административными вопросами и отвечает буквально за все в театре. Художественный руководитель – не за «финансы», а за «романсы», за творческие дела. Не исключает Надежда Матвеевна того, что этот закон еще будет пересматриваться, сама жизнь к этому подтолкнет. Всевозможные финансовые проверки, накликанные бдительным профсоюзом, обнаружили отличное ведение документации.

«Я за конструктивную критику, — говорит гендиректор. – Но есть непреложные факты: приведен в порядок наш комбинат, закуплено новое современное оборудование для швейного цеха, заработанные театром средства вкладываются в его развитие. Наши специалисты при помощи опять-таки закупленного при мне оборудования, обеспечивающего их безопасность, поддерживают здание в должном состоянии. Только об этом никто не говорит, но неудачный выбор цвета сразу же заметили, что ж, я и тут прислушиваюсь, вместе со специалистами определим, как следует красить фасад».

Художественного руководителя в театре на данный момент действительно нет. Сейчас, когда Борис Блох уехал в Германию, где он проживает постоянно, все решения о подборе репертуара, назначениях на партии, присуждениях званий решаются на заседаниях коллегии. Главный дирижер ОНАТОБ Александру Самоилэ, главный режиссер Оксана Тараненко, главный хормейстер Леонид Бутенко и другие ведущие специалисты обсуждают в деталях каждую новую постановку, продумывают рентабельность идей, от чего-то отказываются – нормальная рабочая атмосфера. Коллегия проводила свою работу и до появления в театре Блоха, и во время, и после, это обычная практика. Так что отсутствием художественного руководства такую ситуацию назвать никак нельзя.

«Борис Эмильевич, когда у него закончился контракт, к сожалению, предпочел уехать, мне было очень комфортно с ним работать, он мог бы продолжать работу на всей протяженности моего контракта. Но там другая история, он не мог получить вид на жительство в Украине… Министерство культуры предложило ему работать в статусе исполняющего обязанности, только контракта у него уже не было, а значит, и вида на жительство. Однако я предложила Борису Эмильевичу продолжать сотрудничество с театром в качестве импресарио. Его идеи продолжают находить воплощение – сейчас одесский композитор Юлия Гомельская пишет музыку к новому балету «Судьбы», который поставит хореограф Сергей Кон, а идея наша с Борисом Блохом – судьбы людей нашей страны, оказавшейся на сложном историческом разломе».

Никто не будет утверждать, будто наше законодательство совершенно, что не избавляет от необходимости соблюдать законы, duralex, sedlex. Очень жаль, что театр потерял (будем надеяться, не насовсем и не вполне) такого замечательного музыканта и руководителя. К слову, намерение Бориса Блоха видеть в одесском репертуаре оперу Вагнера «Тангейзер» осуществится, только не так, как планировалось первоначально. Вместо старой фестивальной европейской постановки, которую перенесли бы на нашу сцену без изменений, появится новая, современная. Украинский дирижер Оксана Лынив, ныне работающая в Баварии, вывела театр на сотрудничество с режиссером Михаэлем Штурмом, он готов поставить у нас «Тангейзер». Ведется подготовка к фестивалю «Бархатный сезон», а для нормального развития событий нужна хоть какая-то стабильность.

Покинул свою должность и руководитель балетной труппы Юрий Васюченко. Гендиректор обращает внимание на тот факт, что у него также закончился контракт. Должность главного балетмейстера, говорит Надежда Матвеевна, в современных театрах – отмирающая. В штатном расписании появится должность художественного руководителя балетной труппы, будет проведен конкурс, в котором изъявили желание участвовать несколько известных артистов балета. Словом, бесхозной балетная труппа никак не останется, а приглашать на постановки интересных хореографов в наших условиях – не проблема.

С января 2014 года, после смерти Наталии Бевзенко-Зинкиной, в театре вакантна должность главного художника. Это, конечно, проблема, но такому специалисту, каким была Бевзенко-Зинкина, действительно сложно найти замену. Вместе с ней ушла эпоха сценографии; в городе плодотворно работает Станислав Зайцев, создающий декорации для новых оперных и балетных спектаклей, но он уже является главным художником музкомедии. Хорошие специалисты – нарасхват… А поторопиться и взять на работу случайного человека бывает себе дороже.

Резюмируя нашу беседу, гендиректор не скрыла: ей не по душе, что вокруг театра снова нагнетается атмосфера скандала по явно надуманным поводам, это не на пользу делу и репутации. Но дело сделано, иск профсоюза в суде, назначена дата первого заседания. «Думская» будет следить за ходом судебных прений.

Автор — Ирэн Адлер


СМЕРТЬ РОСІЙСЬКИМ ОКУПАНТАМ!


Помітили помилку? Виділяйте слова з помилкою та натискайте control-enter

Реклама



Неравнодушный
Неужели без скандала невозможно обойтись в академическом театре? Думайте об искусстве!
   Відповісти    
Lux Aeterna
Вот хотя бы сюда своё жало совать не надо )
Много Вы знаете о театральном закулисье?..
   Відповісти    

Lux Aeterna
«Я не хочу знать»
«Я хочу слушать или смотреть»
***
Как маленький, ей-Богу
А Вам не приходило в голову, что от «тонкостей взаимоотношений в коллективе» (и не только от них, разумеется) и зависит в немалой степени качество продукта?Оперы или балета?
И потом — Минкульт,он в Киеве;а театр и люди,служащие в нём при всех властях,директорах,худруках и дирижёрах — здесь.Ощущаете разницу?
   Відповісти    
Неравнодушный
Если мы будем знать все склоки в творческих коллективах, то неинтересно будет наслаждаться искусством.
   Відповісти    
Dude Dude
да ладно, так мы до квот на одесскую прописку договоримся. И будут плясать круглопопые одесские мальчики на сцене Оперы…Не смешите, "здесь-там" — кто зарпату платит? коммуналку? ремонты? Знаете почем искусство для народа и из какого бюджета елей для Мельпомены? Так отож, держите ложку крепче, децентрализатор-демагог:)
   Відповісти    
Lux Aeterna
1.При всём уважении к Вам  это однобокий взгляд.
2.Кто это «мы»? )
Люди за открытость и прозрачность!
3.Если Вы внимательно читали статью, то не могли не отметить, что основная проблема  отнюдь не склоки и суды, а отток и/или отсутствие главных специалистов.
А когда в товарищах согласья нет, на лад их театр не пойдёт (с) 
   Відповісти    
Zema
Zema   страна по ip - od 25 травня 2016, 19:47     +3      
Принципиально выясню у жены вечером, Шо они там за все это думают…как грится взгляд изнутри коллектива. Но если не ошибаюсь то за Бабич плохого не говорила.
   Відповісти    
Великолепный
Уже вечер заканчивается. Что-нибудь выяснили у своей жены?
   Відповісти    

Dude Dude
не морочьте жене голову, лучше спросите ее за личные творческие планы:) правильно расставляя приоритеты, вы помогаете больному театральному сообществу вспомнить свою миссию — творить, вдохновлять, радовать. А не сплетничать и сутяжничать:)
   Відповісти    
Prostoyuriy
Ну, давайте без эмоций. Что такое наш оперный театр для Одессы. Это — фактически такое же предприятие для города, которым было ЧМП. Только это — имиджеобразующее предприятие. Имеет право город знать, что делается в театре «за которого душа болит»? Конечно. Начнём с прошлого конфликта. Если помните, тогда благодаря этому же профсоюзу удалось прервать многолетнюю «чёрную бухгалтерию», которая явно была не на пользу ни городу, ни сотрудникам театра.Чем это закончилось мы с вами знаем? Нет. Кто и как был наказан мы с вами знаем? Можем только догадываться, учитывая «справедливость» нашего суда. От этого городу стало хуже? Тоже нет.Если люди требуют справедливости, тем более работающие в этом театре, то они это делают не для того, чтобы им и нам с вами стало плохо. Во главе театра многие годы стояли люди, не способные к административной работе, и своей деятельностью приводящие к конфликтам, когда приходится уходить действительно талантливым творческим работникам (вспомним инцидент с Проскурнёй).Во главе театра тогда стоял человек, уже заваливший работу в филармонии. Мы что, принимали участие в его назначении? Нет. Может для одесского театра всё-таки можно сделать исключение и учитывать мнение жителей города. Кто такая Бабич, кроме того, что она работала чиновником облсовета, в котором до сих пор ещё большинство работающих — это бывшие партийные работники. Учитывая состояние театра, сегодня действительно нужно, чтобы  был директор. занимающийся реконструкционно-административной работой и художественный руководитель, который «поведёт» репертуар и новые постановки. В театре ужасная акустика, необходимо принимать меры, по моему мнению оркестровая яма очень мала для театра Высокого уровня, вот этими вопросами плюс другие и должен заниматься директор.Это должен быть инициативный и настырный человек. Является ли такой Бабич? Скорее нет. А обида, которую она высказывает профсоюзу-это как раз из бывшей партийной философии «не выносить сор из избы».А что касается творческого состава, то, конечно необходимы серьёзные, а не фиктивные конкурсы и музыкантов оркестра и участников хора, да и самих вокалистов и танцовщиков с балеринами, где оценку будут давать не «свои» сотрудники и коллеги, а не имеющие отношения к этому театру люди. В том числе и оценку руководителей этих коллективов. А по поводу главного балетмейстера плакать не надо. Есть очень неплохой Денис Матвиенко.Он сработает не хуже предыдущего. «Тщательнее нужно, друзья мои».
   Відповісти    
   Правила


Реклама


1 жовтня
16:01 Окупанти розстріляли колону мирних жителів: 24 людини загинули, в тому числі 13 дітей (оновлено) фотографии
1
15:32 В Одесі викрили трьох любителів «русcкого міра»
2
14:23 Люк Скайвокер збирає на «Армію дронів» для України: імперія буде переможена
3
Да пребудет с нами Сила!
13:30 Українські захисники замикають кільце оточення навколо Лиману (відео) видео
7
12:37 Масштабный пожар в дельте Дуная: горели 240 гектаров плавней
1
11:15 Українські захисники за добу знищили гелікоптер, 16 танків та шість артсистем росіян (інфографіка)
3
10:26 Осіннього призову на строкову службу та демобілізації не буде, — указ Зеленського
1
09:33 Достроковий випуск в російських військових училищах: молодих офіцерів відправлять воювати в Україну
7
08:19 Ракетний удар по Одещині: пошкоджена електропідстанція, загиблих немає
4
01:01 Українські ППО знищили біля Одеси російський безпілотник, а в Херсонській області — вертоліт
8
30 вересня
23:35 путін, який звихнувся, загроза ядерної війни і «кореїзація» як єдиний вихід: росія ослабла, але все ще вкрай небезпечна для людства (колонка головного редактора)
31
22:54 Одеський «Чорноморець» отримав потужного форварда з Конго
6
22:08 Джерело духовної величі. В Одесі вшанували Григорія Сковороду (фото) фотографии
5
21:41 В Україні розшукують понад чотири тисячі зниклих безвісти
2
20:49 Іранці — проти передання дронів росії: під посольством Ірану в Києві відбулася акція протесту
2




Статті:

Мирный атом на войне: «светились» ли россияне в Чернобыле и как живется возле Южноукраинской АЭС

З портом, але без Французького бульвару: до списку Світової спадщини ЮНЕСКО планують включити лише частину центру Одеси

Іранські «балалайки»: що це таке та як з ними боротися





Новини Одеси в фото: