28 августа, 15:24 Читати українською
Опера про оборотня и зеленые платья: в Одессе прошли «Два дня и две ночи новой музыки»Международный фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки» состоялся в одесской Филармонии имени Давида Ойстраха. На заре своего существования (сегодня проходит уже 29-й) этот музыкальный форум показал всему миру, что Украина – не какая-нибудь Богом забытая, но прогрессивная и многообещающая в плане культуры страна. Фестиваль современного искусства стал модным ивентом в городе. Даже далекие от музыки люди стремились там отметиться, хотя принимали для себя не все, непривычное звучание многих быстро утомляло. Если бы не война, приехали бы участники из разных стран, а не только ноты зарубежных композиторов, но уже хорошо, что фестиваль не прерывался воздушными тревогами. Первое, что встречало зрителей в фойе – выставка арт-объектов в виде коллекции зеленых платьев известного дизайнера Владимира Уманенко. Созданные во время войны и украшенные портретными силуэтами, эти наряды напоминают автору о конкретных людях, которые сейчас от него далеко. Если говорить о достижениях современной одесской камерной оперы, на 29-м фестивале в центре внимания оказался молодой композитор и бас-баритон Андрей Малинич. Сцена из его камерной оперы «Человек-волк» (произведение удостоено стипендии Антонена Арто) с участием пяти жутких видений в белых балахонах и главного героя, вызвала овацию. Историю Сергея Панкеева, одессита, страдавшего ликантропией (способностью или уверенностью в способность превращаться в волка, оборотнем себя считал, проще говоря) и ставшего известным пациентом самого Зигмунда Фрейда, Андрей пропевает разными голосами, ведь у него широчайший диапазон. Когда волчья натура берет верх, певец издает горловое рычание… Как исполнитель, Андрей Малинич вдохновил композитора Людмилу Самодаеву и автора либретто Евгения Деменка на создание мини-монооперы «Борхес и я». Здесь артист перевоплотился в человека, великого не душевным надломом, а творческими свершениями. «Быть Борхесом – странная участь, впрочем, такая же, как любая другая», — сказал о себе однажды знаменитый аргентинец, известный своими лаконичными прозаическими фантазиями и авангардной поэзией. День рождения писателя совпал с днем начала фестиваля, и в этом тоже была некая мистика. Аудиовизуальный перформанс «Семь базовых эмоций во время войны» исполнили Асмати Чибалашвили и Ирма Готкова (фортепиано в струнной части дополнили специальными стикерами, создавшими интересный тембр). А видеопроекция демонстрировала сменявшиеся абстрактные картины акрилом одесского художника (но не только, он еще известный гомеопат) Владимира Мухина. Его творчество вдохновило композитора Асмати Чибалашвили, этот перформанс в несколько ином исполнительском составе уже был показан в Европе. «В это сложное для страны и людей время мы все переживаем разные эмоции, — говорит Владимир Мухин. — Эмоции могут иметь разную амплитуду, — нарастать или падать по интенсивности, чередоваться в разной последовательности, создавая неповторимую индивидуальную картину. Американский психолог Пол Экман предложил семь основных эмоций: страх, гнев, радость, грусть, печаль, презрение, отвращение и удивление, а потом сократил список до шести, исключив презрение. Базовые эмоции являются врожденными и необходимы для успешной адаптации и в конечном итоге выживания индивидуума. Эмоции задают вектор поведения живому организму. Они могут комбинироваться, создавая сложные сочетания». Весь спектр вышеупомянутых эмоций продемонстрировал и концерт «Художественное оружие победы украинских артисток», прошедший вне фестивальной программы, так как это отдельный проект, реализованный при поддержке Украинского культурного фонда. «Когда началась война, мы все были в шоке, в совершенно неадекватном состоянии. Хорошо помню свой день рождения 20 февраля 2022 года и разговоры, что война именно в этот день может начаться. Никто не представлял, как это будет, хотя первая фаза войны началась еще в 2014-м. Лично ко мне было огромное количество звонков из Швейцарии, Германии, от музыкантов и обычных людей, с которыми я была знакома когда-то. Предлагали свою помощь, приглашали к себе. Считаю, что композитор должен оставаться на своей земле и бороться «своим оружием – музыкальными произведениями» с врагом. Поэтому я не колебалась ни секунды и осталась дома. Я украинский композитор, и делаю свое дело», — говорит Кармелла. Перед войной Цепколенко работала над второй частью Симфонии № 7 для большого оркестра, когда началось полномасштабное вторжение, закрыла партитуру. «Несколько недель я была в отчаянии, но потом взяла себя в руки и начала работать. Я вернулась к своей симфонии, а однажды услышала топот на втором этаже нашего дома. Ко мне прибежали члены ансамбля Senza Sforzando: «Напишите нам что-нибудь, все равно мы все тут вместе, будем репетировать, учить произведения». Так появилась кантата «Читая историю» на стихи Оксаны Забужко. Для меня война сфокусировала главные направления развития национальной культуры — с одной стороны, отражение чувств, переживаний ужасов, с другой — укрепление духа тех, кто борется. К моей стратегии присоединились украинские композиторы Алла Загайкевич, Кира Майденберг-Тодорова, Анна Копейка и Асмати Чибалашвили. Так возникла творческая программа женщин-композиторов и поэтесс, произведения которых были обусловлены войной». В исполнении трио ансамбля Senza Sforzando (Татьяна Муляр, сопрано, Михаил Безчастнов, виолончель, Александр Перепелица, фортепиано) прозвучали концертные номера на слова Юлии Дмитренко-Деспоташвили, Валерии Жигалиной, Оксаны Забужко, Ии Кивы, Лины Костенко. Участником как данного концерта, так и фестивальной программы стал молодежный смешанный хор Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой Strum-Spectrum (художественный руководитель Анна Копейка). Одна из девушек-хористок, как выяснилось, умеет играть на старинном украинском инструменте дрымбе, ведь не секрет, что новая академическая музыка часто ищет вдохновения в фольклоре. Кроме блесток украинского фольклора, рассеянного по произведениям отечественных композиторов, на фестивале наблюдался цветистый восточный шлейф. Две пьесы индийца Джонатана Рамгопала прозвучали в исполнении фортепианного дуэта Вячеслава Дашковского и Ольги Бегуновой, а участники ансамбля «Взрыв эмоций» флейтист Назар Кравченко и пианист Дмитрий Смирнов даже надели аутентичные конусовидные шляпы, исполняя «Историю ужасов» композитора из Гонконга Синцзимина Пана. Китаянка Ли Юйцинь, получившая профессиональное образование в Одессе и лично присутствовавшая на фестивале, очень приятно впечатлила камерной симфонией «Ночжа устроил в море переполох», которую исполнил сдвоенный состав ансамблей Senza Sforzando и «Симфониетта». Сказка о чудо-мальчике, с рождения умевшем ходить, говорить и побеждать драконов, рассказана с элементами стиля пекинской оперы и могла бы стать основой для эффектного современного балета. Очень не хватает иностранных гостей в привычном количестве на фестивале, но будем принимать их уже после войны. Следующий, юбилейный ивент, надеемся, пройдет именно в таком формате, а концерты снова будут длиться даже по ночам. Автор — Ирэн Адлер, фото Олега Владимирского Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: 2 октября: Ройтбурд в пикселе, фаллический символ и платья-картины: в Одессе доказали «Теорему власти» (фото) 29 сентября: Щепотка сухой ромашки в тесто: одесская Музкомедия показала спектакль о любви поляка и украинки (фото, видео) 17 сентября: «Живи. Хоть миг живи. Жить - это долг». Одесский театр вновь открылся после удара российской ракеты (фото) |
Статьи:
22:24 Подробности сегодняшней атаки на Одессу
Враг атаковал портовую инфраструктуру баллистическими ракетами. Одна из них попала в гражданское судно под флагом Палау. Читать дальше
22:02 Одесситы и паранормальное: мистические случаи из жизни или просто совпадения?
А вы верите в мистику? - да - нет
21:22 Смертельное ДТП произошло сегодня между селами Салганы и Шабо.
Установлено, что 74-летний водитель «Skoda Octavia» не соблюдал дистанцию и столкнулся с автомобилем «Honda Accord». В результате столкновения «Skoda Octavia» выехал с дороги и опрокинулся, водитель погиб на месте. Водитель и пассажиры автомобиля «Honda Accord» не пострадали. Читать дальше
20:41 Після серії вибухів треба якось відновити нервішки. От вам поради від мера міста:
пішов шукати грушу а я взагалі нічого не почув Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||