«Думская» побывала в столярном цеху проекта «Тысячи дверей Одессы», который восстанавливает уникальные старинные двери нашего города. В воздухе чувствуется ни с чем не сравнимый пряный запах древесины. Вездесущая мельчайшая пыль придает падающим сквозь большие окна солнечным лучам объем. На столах — полотна и различные детали дверей со следами времени и «любви» коренных и не очень одесситов. Словно в реабилитационном центре, этих старых, скрипящих ветеранов, пропустивших за свою жизнь не одну сотню тысяч сквозняков, возвращают к жизни. Цех команды расположен на Канатной улице. При входе в помещение, на огромных двустворчатых воротах — коллекция исторических дверных ручек, несколько десятков. Реставраторы «Тысячи дверей» шутят, что если к ним внезапно заберется воришка, то просто не выберется до приезда наряда полиции, так как не сможет определить, за какую ручку открыть дверь. О том, как зародился уникальный проект, нам рассказал его действующий руководитель, урбанист и дизайнер Александр Левицкий. «Все началось в 2018-м году, — вспоминает Александр. — Моя знакомая Юлия Иконникова обнаружила очень красивую дверь, которую строители, делавшие ремонт в парадной на Троицкой, 43б, сняли с петель и собирались выкинуть на помойку. Она предложила своему мужу и моему другу Константину Емельянову спасти ее». Средства на ремонт первой двери собирали всем миром. Одесситы, разбросанные по самым разным странам, переводили донаты, чтобы спасти небольшой кусочек истории города. Большую часть — передала одна из одесских IT-компаний. Александр Левицкий «Дверь восстановили силами двух специалистов, один из которых, Константин Краев, стал ведущим реставратором нашей мастерской, — рассказывает Левицкий. — Потом мы взяли дверь с Коблевской, 9, потом еще одну с Дерибасовской и они стали основой, которая помогла нам понять, как в принципе реставрировать эти двери». За полтора года до полномасштабного вторжения команда проекта выиграла грант Европейского союза на восстановление 40 одесских дверей. Согласно концепции, одесситы оставляют на сайте проекта заявки, а реставраторы выбирают наиболее редкие и интересные с исторической точки зрения экземпляры, те, которые находятся на грани утраты не только в доме, но и во всем городе. «Сейчас у нас в работе 16-я дверь, — рассказывает Левицкий. — До середины лета закончим еще несколько. Восстановить все сорок — очень амбициозная цель, которая из-за полномасштабного вторжения под большим вопросом. На нас очень сильно влияет война, тревоги и рост цен на расходные материалы». В зависимости от сложности работы и объема реставрации, восстановление одной двери может стоить от четырех до десяти и даже двенадцати тысяч евро. «Многое зависит от размера двери и, конечно, от степени сохранности, от того, в каком состоянии мы ее получили, — делится Левицкий. — Если за дверью следили, над ней был козырек — у нее больше шансов. На стоимость влияет и фурнитура, петли, которые очень часто еще в советское время ломали или заменяли на что-то дешевое. Самое ужасное — это кодовые замки. Для них в дверях вырезают огромные отверстия, которые потом очень непросто восстанавливать. Очень часто на слабых советских петлях дверь проседала, переставала закрываться и жители меняли ее на что-то плоское, современное. Одесса, к сожалению, теряет столярные изделия: входные двери, окна, перила в подъездах». По мнению урбаниста, наш город потерял за советское время и годы независимости больше 2/3 аутентичных дверей. Восстановление любого экземпляра стартует со снятия всех наслоений и модификаций, которые годами вносили в двери жильцы и дворники. Дмитрий Шаматажи «Первым делом мы снимаем краску, — рассказывает волонтер «Тысячи дверей», краевед, сооснователь проекта «Архитектура Одессы» Дмитрий Шаматажи. — В среднем это четыре слоя, но иногда мы находили 16 слоев краски на двери. Их приходится неделями, иногда даже больше месяца аккуратно снимать. Только когда мы сняли все лишнее, становится понятно, какие есть утраты, что нужно уточнить, какие и сколько нужно реставрационных вставок, в каком состоянии древесина». В среднем реставрация одной двери занимает три-четыре месяца. Больше времени уходит, если необходимо восстанавливать кованные элементы, витражи, делать реплики утерянной металлической фурнитуры. Сильно поврежденные участки заменяются на новые. Самый кропотливый этап — воссоздание утраченных декоративных элементов. Это делается двумя способами. В первом случае сканируют уцелевший элемент 3D-сканером и дублируют его на станке с ЧПУ. Второй метод — ручная резка. «Ручная резка нам нравится больше, — признается старший реставратор проекта Константин Краев. — Потому что в нее вкладывается больше души, больше энергии, это не автоматическое оборудование, а человеческие руки, как делали мастера ХІХ века. Так мы сохраняем аутентичный подход к воссозданию дверей. В некоторые элементы, которые нужно укрепить, мы заливаем специальный гель. Мы его называем «Слезы реставратора». Первые двери красили в яркие цвета. Сейчас специалисты покрывают восстановленную, зачищенную и отполированную древесину лазурью и маслом. «Лазурь защищает древесину от ультрафиолета, а масло от микроорганизмов, — рассказывает реставратор. — Уже после монтажа двери с коробкой, натираем их полиролью и воском. Это дает древесине дополнительный объем и раскрывает ее текстуру». Сейчас в работе у команды уникальная дверь с дома Когана на Софиевской, 8, построенного в конце ХІХ века выдающимся архитектором Демосфеном Мазировым, родным племянником Айвазовского. Зодчий старался, чтобы все элементы его зданий были неповторимыми, как сейчас говорят, брендовыми. «Во-первых, это наверное самая большая дверь, — говорит Дмитрий Шаматажи. — Здесь четыре створки. Вторые тамбурные двери — это большая редкость. Чаще всего жильцы еще в советское время распиливали и сжигали их у себя в каминах, чтобы согреться. Во-вторых, это очень сложная, богато украшенная дверь, многие элементы которой были утрачены. К примеру, маскароны мы почти полностью воссоздали. Но больше всего она пострадала после ракетного обстрела, когда российская ракета упала перед фасадом художественного музея. Очень много осколков мы достали из филенок дверей, нижняя часть была как решето. Эту дверь будет очень непросто собирать в единое целое при монтаже. Глубокий проем, сложные дубовые доборы, все сделано по технологиям ХІХ века. Сборка — это то, что мы предвкушаем больше всего». После окончания реставрации, возрожденная дверь возвращается на свое законное место, а с балансодержателем дома подписывается акт приема-передачи. Чаще всего жители не могут поверить, что это их старая дверь. «Людям кажется, что ее невозможно так отреставрировать, — признается Александр Левицкий. — Чаще всего двери были в таком состоянии, что казалось, что все — просто в печку. Мы же своей работой доказываем не только подъезду, но и жильцам соседних домов, что аутентичное культурное наследие в виде столярных изделий можно и нужно комплексно реставрировать. Двери становятся украшением дома, притягательным для туристов и отдыхающих». В мечтах создателей проекта взять в работу в числе прочих одну из самых красивых дверей Одессы с особняка Николая Михайлова, что на Французском бульваре, 5. Однако пока связаться с жильцами дома не удалось. «Она уникальная и нуждается в реставрации уже очень давно, — рассказал Дмитрий Шаматажи. — Там тоже огромное количество слоев краски и если бы нам дали возможность их снять, привести ее в порядок, конечно, мы бы взялись за это с большой радостью. Когда видишь результат своей работы, есть ощущение, что возвращаешь городу его лицо. Мы в чем-то первопроходцы и это очень приятное чувство. Надеемся, что наш проект научит людей беречь историческое наследие, а кого-нибудь, возможно, подтолкнет создать что-то похожее». Поддержать проект «Тысячи дверей Одессы» можно по ссылке. Автор — Александр Гиманов. Фото автора, видео — Виталий Прус. Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter Новости по этой теме: |
Статьи:
20:41 Після серії вибухів треба якось відновити нервішки. От вам поради від мера міста:
пішов шукати грушу а я взагалі нічого не почув Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одессу обстреляли баллистическими ракетами: слышны взрывы
Крупнейший подрядчик «Великого Будівництва» и возможная связь с Трухановым: почему полиция трясет одесскую дорожную компанию?
|