Народная артистка Украины, кавалер ордена Княгини Ольги III степени, почетный гражданин Одессы с 2013 года, солистка Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного – все это о Евгении Дембской. Глядя на эту милую женщину с доброжелательной улыбкой, невозможно представить, что совсем недавно Евгения Михайловна отметила свое 96-летие! Родилась Евгения Михайловна в Киеве, в семье моряка речной флотилии. В семье было четверо детей. Мама и отец прекрасно пели. А у старшей сестры был просто отличный голос – контральто. Но выходить и петь на публику сестра стеснялась – боялась сцены. А вот маленькая Женя наоборот, очень любила выступать, искала слушателей, играла на школьных вечерах, с огромным удовольствием участвовала во всех песенных конкурсах. В 1939 году Дембская окончила Киевское музыкальное училище, где занималась у замечательного педагога Лидии Александровны Муравьевой. Евгения Михайловна очень рано вышла замуж – в 17 лет. Ее избранником стал Александр Кац - музыкант и пианист, который учился на дирижерском факультете. Родилась дочь. В 1940 году Дембская становится солисткой Киевского театра малых форм. Репертуар театра был очень разнообразным – русские и украинские народные песни, романсы, арии из популярных оперетт, частушки. Казалось, жизнь вошла в очень счастливое и безмятежное русло. Увы! В 1939 году мужа Евгении Михайловны призвали в армию. Забегая вперед, скажем, что он погиб, освобождая Киев в 1943 году. В июле 1941 года началась война. Женя была вынуждена остаться в Киеве с крошечной дочерью и мамой. Она продолжала работать в театре даже тогда, когда Киев заняли фашисты. Артистам разрешили работать – моральный дух немецких солдат нужно было поддерживать любыми доступными средствами! Вот только оккупанты перевели на немецкий язык название театра. Он стал называться «Kleinkunsttheater». А советского директора поменяли на немца Ганса Телина. Его фамилию Женя запомнила на всю жизнь. Во время оккупации Евгения Михайловна чуть не погибла. Дело в том, что ее муж и отец ее единственной дочери был евреем. Соседи не могли упустить шанс заполучить квартиру их семьи. Они писали доносы в гестапо, требуя освободить дом «от жидов». Спасло будущую народную артистку лишь то, что она вышла замуж в 17 лет, и паспорта у нее тогда еще не было. Штамп в загсе поставили в метрику. Владея немецким языком на уровне школьной программы, Женя смогла объяснить полицейским ситуацию и показала свой «чистый» паспорт. Ее отпустили. Она продолжила работать в театре. Творчество, музыка были не только отдушиной, но и единственным источником существования для нее, мамы и дочки. Кстати, никто из актеров театра малых форм не пострадал. В этом была заслуга немецкого директора Ганса Телина. Когда началось стремительное наступление Красной Армии, вместе с отступающими частями немцев, двинулся на запад и театр малых форм. Артисты выступали в Чехословакии, Венгрии. Именно в Венгрии театр встретил американских солдат. Артисты стали выступать в освобожденной от фашистов Европе. Театр выступал и перед красноармейцами. Во время одного из таких концертов Ганса Телина арестовали и увели. А на следующее утро стали по очереди вызывать на допрос всех артистов их театра. Им задавали только один вопрос – что они могут сказать о своем директоре-немце. Но все, не сговариваясь, рассказывали, как Ганс спасал их, как работал вместе с ними, как подкармливал и помогал по мере своих сил. Телина отпустили, и он уехал в Германию. Евгения Михайловна не пожелала возвращаться в Киев. Слишком тяжелы были ее воспоминания об этом городе. Она переехала во Львов. Там же, во Львове, Дембская познакомилась с Михаилом Водяным, который работал тогда в местной филармонии. Водяной предложил Дембской перейти работать к нему. Они стали разъезжать с концертами, ставили сольные номера, пели арии из классических оперетт. И когда в 1947 году открылся Львовский театр оперетты, Водяной и Дембская стали его ведущими солистами. Первым спектаклем Львовского театра стала оперетта Никиты Богословского «Одиннадцать неизвестных». А вторым — «Сильва» Имре Кальмана. Евгения Михайловна вспоминает, что после войны здание Львовского театра оперетты требовало серьезного ремонта. Артисты репетировали и параллельно помогали восстанавливать помещение – белили, красили, мыли. Сами заботились о том, чтобы в зрительном зале было тепло, и ездили за углем, который им специально для этой цели выделялся по особым талонам. В 1953 году на «самом высоком уровне» было принято решение о переводе Львовского театра оперетты в Одессу. А во Львов уехал одесский театр Советской Армии. Дембская уже бывала на гастролях в Одессе в 1950 году, она влюбилась в наш город, поэтому с радостью переехала. Так начался одесский период творчества Евгении Михайловны Дембской. Именно в Одессе артистка получила всенародное признание, именно в нашем городе зрители по достоинству оценили и талант, и вокал, и ее прекрасные актерские данные. По словам самой Евгении Дембской, здесь, в Одессе, за ней стал ухаживать Михаил Водяной. Михаил Григорьевич не скрывал, что у него самые серьезны намерения. Она очень ценила Водяного, как партнера по сцене, как невероятно талантливого и трудоспособного артиста, как друга, … но замуж… Однажды Водяной пригласил Дембскую в ресторан, где познакомил со своим близким другом адвокатом Криницким. Вскоре Дембская и Криницкий поженились. Евгению Михайловну неоднократно пытались «перетащить» в Киев. Сулили и звания, квартиру, напоминали, что она коренная киевлянка. … Ее блестящее исполнение Сильвы в одноименной оперетте и Прони в спектакле «За двумя зайцами» считалось непревзойденным. Но Дембская не представляла своей жизни без Одессы. Киевское руководство смирилось и стало просто приглашать Дембскую на эти спектакли в столицу. Дембская – актриса разноплановая, характерная. Ведь не зря зрители всей страны запомнили ее в роли Ларисы в «Белой акации», где она играла вместе с Идалией Ивановой и Михаилом Водяным. Актриса всегда с огромной ответственностью подходила к работе над каждой ролью. Так, еще во Львове, Евгения Михайловна брала уроки у одной бывшей графини, которая учила ее правильно носить шлейф и «разговаривать» при помощи дамского веера. Ведь это была целая наука, нынче, увы, совершенно утраченная. В одесской трилогии Дембская играла роль базарной торговки. Для того, чтобы роль получилась убедительной, актриса пошла на одесский Привоз, где старалась подметить и слова, и жесты, и позы, и гримасы настоящих одесских «работниц прилавка». За свою долгую творческую жизнь Евгения Михайловна переиграла весь репертуар классической и современной оперетты. «Марица» и «Вольный ветер», «Принцесса цирка» и «Моя прекрасная леди», «Летучая мышь» и одесская трилогия – «На рассвете», «Четверо с улицы Жанны» и «У родного причала». А еще Евгения Михайловна любит играть в детских спектаклях, обожает «хулиганские роли», вроде Бабы-Яги. А в спектакле «Друзья в переплете» кувыркалась и дралась на шпагах… «Молодая была, – со смехом вспоминает об этом спектакле Дембская. — Всего-то 55 лет!» Администрация театра оперетты с гордостью рассказывает, что в трудовой книжке артистки Евгении Дембской — всего одна единственная запись: «Принята на работу в театр оперетты…». Этой записи уже 70 лет! С большой теплотой актриса вспоминает замечательного театрального режиссера и педагога Матвея Ошеровского, с именем которого связаны лучшие годы Одесской оперетты и ее необыкновенная, просто бешеная популярности как в стране, так и за ее пределами. Все артисты старшего поколения отмечают, что слава Одесской оперетты была просто невероятной! В этом была немалая заслуга всего трудолюбивого коллектива. Во время гастролей по стране купить билет на спектакли одесситов было так же сложно, как, к примеру, на спектакли «Ленкома» или Театра на Таганке… К большому сожалению Евгении Михайловны, карьера в кино у нее не сложилась. В 1961 году ее без проб утвердили на роль Прони Прокоповны в экранизации пьесы «За двумя зайцами». Но тут внезапно тяжело заболела мама, от съемок пришлось отказаться. Роль передали актрисе Маргарите Криницыной. Некоторое время назад Дембская получила приглашение от Киры Муратовой. Но здесь тоже, увы, не сложилось… Когда театр оперетты выезжал на гастроли за рубеж, а в конце 80-х — начале 90-х, это случалось достаточно регулярно, коллективу сопутствовал невероятный успех у наших бывших соотечественников, среди которых много одесситов. В Америке Дембскую, Сатосову, Крупника и других корифеев одесской сцены зрители приветствовали стоя шквалом аплодисментов. Прожив такую длинную и сложную жизнь, Евгения Михайловна выработала свой простой рецепт счастья и долголетия, которым с удовольствием поделилась с нами. Главное — никогда ни на кого не злиться и не держать зла. Не участвовать ни в каких склоках и не выяснять причину сплетен. Всех прощать и относиться ко всем доброжелательно. Почаще улыбаться. Верить в Бога и стараться молиться хоть раз в день, прося счастья и здоровья всем-всем-всем! Кстати, Евгения Михайловна регулярно посещает свой любимый Свято-Троицкий собор на Екатерининской улице. А когда поклонники дарят Дембской цветы, она всегда относит их в храм. Еще Евгения Михайловна любит гулять по улицам любимого города, причем в любую погоду. Это и полезный моцион, и возможность полюбоваться улицами, подышать свежим воздухом и насладиться запахом моря. Евгения Дембская по сей день занята в двух репертуарных спектаклях театра — «Бал в честь короля» и «Моя прекрасная леди». Ее выход на сцену всегда вызывает шквал аплодисментов зрителей. А как ее встречают коллеги за кулисами в день спектакля! Трепетно-нежное отношение костюмеров, гримеров, осветителей и монтажников и восхищенно-уважительное — коллег-артистов. Словно хрустальную вазу передают они из «рук в руки» свою любимую Женечку. И шепчутся некоторые между собой, признаваясь, что хотели бы видеть женщину своей жизни такой же красивой, какой была Женечка в молодости – бархатные плечи, глубокие глаза, изысканные черты Водяного можно понять Руководители нашего города – большие почитатели неувядающего таланта Евгении Дембской. На каждый день рождения любимой артистки обязательно присылают цветы и подарки. На 95-й юбилей мэр города подарил Евгении Михайловне новенькую машину, которую она передала внуку. Наверное, городскому голове стоило помнить: не стоит дарить женщине то, что она не сможет надевать по вечерам. Завтрак Евгения Михайловна всегда готовит себе сама. Он очень прост, но невероятно полезен. Вот его рецепт: сварить до мягкости небольшой кусочек тыквы, бросить горсть овсяных хлопьев, перемешать и дать закипеть. Дочь просит, чтобы хоть изредка она ела на обед мясо. Но Евгения Михайловна призналась, мясо никогда не любила, поэтому украдкой подкармливает остатками своих котлет дворовых кошек. А ужин? Тоже предельно простой – немного свежего творога с медом. Закончив интервью, мы предложили Евгении Михайловне отвезти ее домой на машине. День был промозглый, ветреный и по-одесски сырой. Прощаясь у подъезда, Дембская вдруг внимательно посмотрела на нас и строго спросила Галину: «Деточка, почему ты без шапки? Это вредно! Нужно беречь голову!» От этой фразы вдруг стало невероятно тепло на душе. Всю дорогу назад мы улыбались. Как же это важно — иметь рядом таких добрых, талантливых и светлых людей. Долгих вам лет жизни, дорогая Евгения Михайловна! Вы настоящая легенда нашего города! Сергей Куркаев, Галина Короткова СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!
0
Заметили ошибку? Выделяйте слова с ошибкой и нажимайте control-enter |
Статьи:
Новости Одессы в фотографиях: Думская в Viber |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||