artville1



Плагиат или провокация? Одесский Дюк прячет меч в «узкой» тоге, а на Корсике — почти такой же Наполеон  


0

В центре корсиканского города Аяччо, на площади Маршала Фоша, неподалеку от улицы Первого консула, стоит старинный памятник. Мужчина в римской тоге со свитком в руке — любой одессит сразу скажет, кто это… Но нет — это памятник самому знаменитому корсиканцу, императору и великому завоевателю Наполеону І Бонапарту.

Как так получилось, что наш одесский Дюк, памятник генерал-губернатору Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, до боли напоминает изваяние в корсиканской столице? Одинаковая поза, одинаковая одежда, даже постамент похож! Да еще и эти полукруглые здания за спиной… Как такое могло случиться? Кто кого сплагиатил? «Думская» попыталась ответить на этот вопрос.


Памятники отличаются только мелкими деталями, но в целом практически идентичны
Памятники отличаются только мелкими деталями, но в целом практически идентичны

Первым делом мы установили возраст обоих памятников. Корсиканский оказался старше нашего на четверть века. Это первое публичное скульптурное изображение Наполеона Бонапарта вообще и единственное, где он предстает первым консулом Французской республики — отсюда, собственно, и тога с венком. Скульптор Франческо Массимилиано Лаборе изваял будущего покорителя Европы в 1803 году, надеясь, что мраморная статуя украсит одну из площадей Парижа. К сожалению для него, уже через год Бонапарт провозгласил себя императором. Республиканская атрибутика устарела, и автору пришлось довольствоваться гонораром. Статую отдали заказчику – дяде Наполеона, кардиналу Жозефу Фешу. Она оставалась в коллекции прелата, который завещал ее родному городу. Вспомнили об изваянии во время президентства Луи-Наполеона, за два года до провозглашения Второй империи. 5 мая 1850 года Наполеона-консула водрузили на рыночной площади Аяччо, выходящей на набережную. В 1855 году к подножию добавили фонтан из четырех львов. Впоследствии площадь назвали в честь прославленного военачальника Первой мировой.

Наличие за спиной консула двух полукруглых зданий, как в Одессе, следует, наверное, отнести к совпадениям, которыми иногда забавляет нас История.

Одесского Дюка изваяли в 1826-1827 годах и установили 22 апреля 1828. Статуя создана по заказу преемника Ришельё графа Михаила Воронцова. При этом, если корсиканская статуя и пьедестальные барельефы высечены из белого мелкозернистого мрамора, то одесский памятник бронзовый.

Автором нашего монумента является придворный скульптор российских царей Иван Мартос. Кроме Дюка, он изваял Минина и Пожарского, которые вот уже 70 лет открывают парады «ихтамнетов» на Красной площади, а также памятники Александру I в Таганроге, Потемкину в Херсоне и Ломоносову в Архангельске. Одесский Дюк, столь непохожий на другие творения Мартоса, принес ему кругленькую сумму: «За статую для Одессы, которую обязуюсь сделать через полтора года, располагаю сумму сорок тысяч рублей следующим образом: при начале работы получить мне 15 тысяч рублей; по окончании модели и формы для отливки из бронзы получить 20 тыс. рубл.; по совершенном окончании бронзовой статуи получить остальные 5 тысяч рублей. По точному сему расчислению я производил московский монумент Минина и князя Пожарского, также статую императрицы Екатерины II для залы благородного собрания в Москве, и всем партикулярным людям», — писал скульптор заказчику, князю Воронцову.

40 тысяч рублей по тем временам — сумма весьма крупная. Мы посчитали, что это примерно соответствует современным 60-70 тысячам долларов – можно домик в пригороде купить или год кутить по-пушкински, запивая коньяк шампанским и проигрывая в карты крепостных девок.

Но был ли созданный Мартосом памятник оригинальным произведением? Или это плагиат? Прежде чем ответить, давайте внимательно рассмотрим самого Дюка. Что в нем примечательного?

Начнем с лица. Памятник не очень похож на портреты настоящего Ришельё, но это ничего не значит: Мартос, по мнению искусствоведов, был неважным портретистом и предпочитал копировать доступные скульптурные образцы. Например, у Минина и Пожарского, как считается, лица античных фигур Нептуна и Юпитера. Дюка, судя по всему, наделили лицом классической статуи Октавиана Августа.

При этом, что характерно, заказчики памятника к портретному сходству относились очень серьезно, о чем свидетельствует, в частности, следующий фрагмент из переписки адъютанта герцога Ивана Стемпковского и племянника Ришельё генерала Луи Рошешуара. В 1823 году Стемпковский, который принимал самое активное участие в подготовке к созданию статуи, писал французу: «Я видел у Воронцова прекрасный портрет (Ришельё, — Ред.), который вы послали городу, и нахожу, что он действительно хорош и очень похож, за исключением цвета лица. Мы ждем сейчас гравюры, которые нам обещала госпожа Монкальм».

Увы, все эти хлопоты оказались тщетными, когда дело дошло до исполнения. Можно было и не тревожить графа Рошешуара и госпожу Монкальм.  

Главный одесский истукан закутан в тогу и увенчан лавром. При этом у него нет военных знаков отличия, нет панциря, как у корсиканской фигуры, то есть это не диктатор, не император, не полководец. Да и одежда у него скромнее, чем у Наполеона: если у того статусная тога praetexta, полагавшаяся курульным магистратам, а также сенаторам, то у Ришельё — так называемая «узкая» тога, которая, как гласила римская пословица, «прилична клиенту» («аrta decet sanum comitem toga»).

«Клиент» в Древнем Риме — это свободный человек, добровольно отдавшийся под покровительство влиятельной персоны. Впрочем, кроме клиента, узкую тогу мог носить и убежденный демократ-популист, выступающий за возвращение былой умеренности и строгости нравов.

«Приведу аналогию, понятную современному одесситу, — говорит историк Сергей Соколов. — Наполеон одет в костюм от Brioni, а на одесском градоначальнике — скромный «Арбер». Хорошо, чтобы подчеркнуть свою связь с народом, но выглядит странно в глазах других элитариев».

В любом случае, наш Дюк - это не имперский сановник, а республиканец I века до новой эры. Представляете?! Убежденного монархиста, человека, который бежал из Франции после революции и служил сначала русскому царю, а потом, вернувшись на «освобожденную» родину, — восстановленному Бурбону, изобразили в таком крамольном образе!

Ладно тога и венок, но ведь у него еще есть меч! Клинок легко заметить, зайдя с противоположной от «второго люка» стороны. Вы, наверное, не поняли, о чем я. Поясню. Меч и тога для древних римлян были понятиями несовместимыми. Отсюда и знаменитое цицероновское «сedant arma togae» — «пусть оружие уступит тоге». Надевая тогу, римлянин был обязан оставить оружие, будь то меч-гладиус или кинжал. Прятать клинок в складках плаща мог только заведомый убийца, и это сурово наказывалось. Самым знаменитым нарушителем «закона тоги» является Марк Юний Брут, человек, который убил Юлия Цезаря. Вот как описывал эту трагедию Плутарх: «Все заговорщики, готовые к убийству, с обнаженными мечами окружили Цезаря: куда бы он ни обращал взор, он, подобно дикому зверю, окруженному ловцами, встречал удары мечей, направленные ему в лицо и в глаза, так как было условленно, что все заговорщики примут участие в убийстве и как бы вкусят жертвенной крови. Поэтому и Брут нанес Цезарю удар в пах. Некоторые писатели рассказывают, что, отбиваясь от заговорщиков, Цезарь метался и кричал, но, увидев Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подставил себя под удары».

Памятник Ришельё в исполнении Мартоса – это человек в «узкой», подчеркнуто демократичной тоге, который прячет меч в ее складках. Неужели он убийца? И если да, то чей?

Стоит ли напоминать, что русское слово «царь» происходит от имени Цезарь? Может, вся история с установкой памятника в Одессе — это грандиозная провокация?

Нет, нет и нет! Потомок великого кардинала и одесский градоначальник не был революционером и не жаждал крови венценосных особ, пускай и замешанных в убийстве подобных себе (я об Александре I, царе, которому присягал Ришельё).

А вдруг образ Брута — это противопоставление Эммануила Осиповича Наполеону, который, как и Цезарь, являлся узурпатором? Но Ришельё вообще не особо жаловал убийства и, став после Реставрации французским премьером, остановил казни бонапартистов и республиканцев.

Арман Эммануэль дю Плесси был скромным человеком и заурядным полководцем, зато оказался прекрасным администратором. Он не смог взять штурмом Измаил, но был на своем месте, когда наш город поразила страшная эпидемия чумы. Ришельё, если верить Стемпковскому, любил Одессу, хотя мечтал вернуться в Париж.

Меч явно не в тему. Как и тога, венок, прочие античные аксессуары. Очень похоже, что они «с чужого плеча», в смысле позаимствованы. И сходство со статуей в Аяччо простым совпадением никак быть не может. Но является ли наш Дюк плагиатом? Вдруг это реплика или оммаж? В самом деле, откуда Ивану Мартосу знать о статуе, которую установили спустя двадцать с лишним лет после его смерти?

И тут мы подходим к самому интересному. В русскоязычных источниках об авторе корсиканского памятника Наполеону, который так похож на одесского Ришельё, нет ни слова. Зато о нем содержатся сведения в итальянских справочниках. И они информируют нас, что с 1820 по 1830-й годы Франческо Массимилиано Лаборе «работал на Россию и Великобританию».

Что значит «работал на» в контексте того времени, не очень понятно. В доступных каталогах Лаборе (он скончался в 1831-м) упоминается только одна работа, связанная с Российской империей – некое надгробие, заказанное русской дворянкой. И все.

Остаются два памятника, которые так похожи друг на друга, хотя изображенные люди в реальности были злейшими врагами. Видимо, «работа на Россию» Франческо включала в себя сотрудничество с местными скульпторами, желающими поразить заказчиков талантом и размахом. Бабки, само собой, пополам. Еще итальянцу наверняка было обидно, что венец его творчества, мраморный первый консул, сгинул в недрах частной коллекции без шанса стать доступным широкой общественности. Не забывайте, 20-е годы XIX века — это период жесточайшей реакции, когда пытались уничтожить даже память о Бонапарте. Логично предположить, что он захотел использовать этот образ повторно, пускай и для памятника царскому сановнику.

Вполне возможно, что перегруженный заказами Мартос как-то раз согласился на предложение «скульптурного негра»… Вошла ли эта практика в систему, устанавливать искусствоведам. Важно, что в итоге появился наш Дюк, до боли напоминающий «проклятое корсиканское чудовище», с мечом, спрятанным в тоге, будто он задумал нехорошее. Впрочем, менее красивым и интересным от этого памятник не становится. Он вполне заслуживает, чтобы быть главным монументом прекрасной Одессы, которую так любил Арман-Эммануэль дю Плесси, герцог де Ришельё.

Автор – Олег Константинов, фото на главной странице Евгения Сокольского


СМЕРТЬ РОСІЙСЬКИМ ОКУПАНТАМ!
Дюк одет скромнее Наполеона, зато вооружен. Фото Петра Обухова
Дюк одет скромнее Наполеона, зато вооружен. Фото Петра Обухова

Гладиус Дюка. Фото Евгения Сокольского
Гладиус Дюка. Фото Евгения Сокольского

Ришельё на свой памятник похож не очень
Ришельё на свой памятник похож не очень

Зато у бронзового Дюка есть известное сходство с Октавианом Августом
Зато у бронзового Дюка есть известное сходство с Октавианом Августом

Тога претекста
Тога претекста

Узкая тога
Узкая тога



Сходство архитектурного ансамбля - это чистой воды совпадение
Сходство архитектурного ансамбля - это чистой воды совпадение

Франческо Массимилиано Лаборе - рыцарь папского Ордена золотой шпоры
Франческо Массимилиано Лаборе - рыцарь папского Ордена золотой шпоры

0


Помітили помилку? Виділяйте слова з помилкою та натискайте control-enter


Новини по цій темі:


Реклама



Неравнодушный
На хрена эта пропагандонская рожа здесь?
   Відповісти    

Антуан
Какое совпадение однако!
   Відповісти    
SHUGSUN
SHUGSUN   страна по ip - od 17 травня 2018, 21:04     +8      
Очень интересно) но я продолжаю придерживаться конспирологической теории. Как известно Александр первый запретил масонство в России, а именно Одесса была одним из его центров, и в виду удалённости от Петербурга и близости к западным границам империи, своего рода последним форпостом. Как сейчас, так и тогда, на местах было легче договориться с представителями государевой власти, которые спускали гонения на тормозах. Именно поэтому Дюк изображён демократом в узкой тоге, латентным антимонархистом. Сделано это было скорее всего исключительно ради удовлетворения элиты Причерноморскрй Пальмиры.
   Відповісти    
Коментар отримав забагато негативних оцінок
Олег Константинов, главный редактор "Думской"
Вы знаете, искали. Нет других таких же.
   Відповісти    

Коментар отримав забагато негативних оцінок
Rie
Rie 17 травня 2018, 23:00     +6      
К нашему Потемкинская лестница ведет,  если смотреть с морвокзала. Львьі лишние.
   Відповісти    
Serg  Chernetchenko
Вообще-то, четыре льва — в статье написано.
   Відповісти    
moskalhohol
Зря вы про львов громко!
Ремонт и главное более выгодное — «реконструкция» после лестницы колоннады, должны закончиться в ближайшие пару лет! И все думали — что же дальше?
Львы — это то, что оправдает любой кредит мэрии и возможность опять пересидеть пару месяцев на Корсике, делая 3-D копии для НАБУ
   Відповісти    
Алексей с Одессы
Наш лучше
   Відповісти    
Роман Власов
или! )
   Відповісти    
Великолепный
Она хранится под тротуарной плиткой. Для потомков. )
   Відповісти    

audit
ага, так вот почему Одессой нет-нет, да и начнут править какие-нибудь капитаны без палочки. теперь понятно, что во всём виновато несанкционированное оружие под тогой.
   Відповісти    
1.Одессит
Классная статья! Спасибо думская!!
   Відповісти    
Коментар отримав забагато негативних оцінок
Александра Рачинская
Да, очень интересная и познавательная. А еще похожий памятник показан в фильме "Роман и Франческа".
   Відповісти    
Kol-o-Bok
Наш Дюк не даёт всяким залётным птицам садиться себе на голову.
Но руку помощи протягивает.
 (Только не говорите, что голова у него уже и так…)
   Відповісти    
Неравнодушный
Похожи — не похожи… Какая уже разница? Главное, что мы любим своего одесского Дюка.
   Відповісти    

Olli8
Странно. Была на Корсике. Видела памятник. Сходство в глаза не бросилось. Сейчас глянула на свое фото с Корсики и обомлела
   Відповісти    
Коментар отримав забагато негативних оцінок
Kol-o-Bok
Коментар порушує правила нашого сайту та був видалений.
   Відповісти    
661125
661125   страна по ip - od 17 травня 2018, 23:45     -9      
О! 10 «адэсытов» за полчаса ;) хороший улов!
   Відповісти    

Vadym Borysenko
Спасибо редакции за статью. Очень интересно. Поражён.
   Відповісти    
Александра Рачинская
Данте в Одессе (Интересная история одного памятника в Одессе) — @odessa-club — GoldVoice.club Данте в Одессе (Интересная история одного памятника в Одессе).
В фильме «Роман и Франческа» итальянский город снимали в Одессе и для этого поставили «памятник» Данте возле Оперного театра. Немного похожий на Дюка.
   Відповісти    
   Правила




15 липня
23:30 Для повного закриття неба Україні потрібні 25 систем Patriot, — Зеленський
4
23:00 Воєнний стан у країні ідіотів і безвідповідальних популістів: в Одесі знову перекривають дороги (колонка)
30
22:25 Вночі та ввечері чотири черги одночасно: як вимикатимуть світло в Одеській області 16 липня
21:36 В Одесі п'яний начальник районного управління податкової інспекції напав на автомобіліста (фото, відео) видео
6
20:56 Занадто довго немає світла: в Одесі жителі перекрили вулицю Розумовську (оновлено, відео) видео
30
19:41 Кілер суржику в жіночій подобі, або Одесит використав штучний інтелект для актуального мистецтва (фото, відео) фотографии видео
2
18:33 Одеський ресторатор: «Для успішного закладу потрібна родзинка в концепції та грамотний персонал» (суспільство)
1
17:20 Штормове попередження: у найближчі кілька годин в Одесі очікується гроза
6
16:28 Из Крыма ушел последний российский сторожевой корабль
12
15:35 Згоріли десятки кладок фазанів та дроздів і тисячі мушлей: природа Тузлівських лиманів сильно постраждала від пожежі фотографии
4
14:41 Головком Сирський поїхав на фронт розбиратися в ситуації з 59-ю бригадою: військові та їхні родичі скаржаться на неадекватне командування
15
14:24 Одразу після оголошення тривоги в Одесі пролунав вибух
5
13:24 Майже половина українців вважають, що настав час перемовин із росією, але більшість не хочуть нічим поступатися ворогам
43
12:28 В Одесі легковик врізався в трамвайну зупинку і перекинувся на бік (фото) фотографии
1
11:35 Під Одесою виявили потопельника
4




Статті:

Адские +40: пляжи переполнены, одесситы ползут в тень, а от генераторов только хуже

Новый устав Одессы: без имперского прошлого, но с другим гимном

Удар по Охматдету: война с детьми как элемент «мирного плана» путина





00:51
ВІДБІЙ повітряної тривоги


00:47
Уже ничего нет.


00:43
В области работают по разведдрону, без паники.


00:30
Разведдрон с моря. По нему будет работать ПВО


00:29
Увага. ПОВІТРЯНА ТРИВОГА


22:02
Военное положение в стране идиотов и безответственных популистов: в Одессе снова перекрывают дороги (колонка)

Безумная, безумная Одесса! Город, который так быстро устал от войны в отсутствие реальной угрозы редкие прилеты с жертвами воспринимаются как очередные ДТП, что срочно и усиленно, я бы даже сказал нарочито, стал жить мирной жизнью. И вот уже «активные» граждане перекрывают улицы, потому что, видите ли, у них нет света.

Читать дальше

21:43
Тем временем два Ту-95 совершили пусковой маневр в районе Энгельса

Если пуски реальные, то в скором времени может быть тревога.


На Толбухина люди тоже решили перекрыть дорогу из-за отсутствия света

Добавим, ранее этот дом был на линии критической инфраструктуры из-за нюансов со сдачей в эксплуатацию, и там не отключали свет. Недавно линию поменяли и в доме начали действовать графики отключений.

Читать дальше

21:03
В Одессе пьяный начальник районного управления налоговой инспекции напал на автомобилиста

Конфликт между 20-летним одесситом Дмитрием Петрошкиным и выпившим мужчиной произошел в пятницу, 12 июля, на 10-й станции Большого Фонтана.

Читать дальше








Думська в Viber
Ми використовуємо cookies    Ok    ×